|
Влияние долины Нила на становление цивилизации и типа человека в Египте. Цивилизационная характеристика основных этапов развития Древнего Египта.
Влияние долины Нила на становление цивилизации и типа человека в Египте
Начиная с 4 тыс. до н.э. Древней Египет занимал ту же территорию, которую занимает и по сей день. Это долина реки Нил вплоть до первого порога. На самом деле история становления египетской цивилизации относится к 5 тыс. до н.э. В 5 тыс. до н.э. произошел природный катаклизм. Какой, точно мы не знаем, но до этого люди на берегах Нила не жили. Основными жизненными пространствами был Север Африки от Атлантики до Индийского океана, и там располагалась степи, богатые растительностью и живностью, там текли полноводные реки и были озера. Но в 5 тыс. произошло резкое ухудшение жизненных условий, климат стал засушливым, реки и озера пересохли, степи сменились пустынями. Пустыня Сахара до 5 тыс. – цветущий луг.
Люди, оставшись без средств к существованию, естественно двинулись туда, где была пресная вода. Они перешли на берег Нила, и тут оказалось, что здесь жить невозможно. После разливов Нила, берега представляли собой топкие болота, в которых водились ядовитые змеи, всякие вредоносные носители болезней, смерти и т.д. И практически 2 тысячелетия ушло у людей на то, чтобы из этих болот, не пригодных для жизни, сделать плодородную равнину. Только к концу 4 тыс. удалось осушить болота, найти способы орошения, приспособиться к тем природным вызовам, которые является главными, основными и которые влияют на инаковость, поскольку именно природные вызовы во многом формируют категорию времени, основную в картине мира к.-и. типа.
Какие же были природные вызовы, которые сформировали к концу 4-началу 3 тысячелетия египтянина?
Первый природный вызов – это ритм движения солнца. Египет находится в удивительном месте. В течение всего года там бывает не более 36 пасмурных дней. Там непрерывно светит солнце, и человек на протяжении своей жизни ежедневно видит восход и закат солнца. И это движение по кругу и сформировало у древних египтян идеальное мифологическое мышление, когда все идет по кругу, начиная с одного и того же и возвращаясь все туда же. Это помогло сориентировать пространство – откуда восходит солнце, оттуда идет жизнь. Куда заходит солнце, там жизнь и кончается. Отсюда все поселения египтян уже к 3 тыс. находились только на правом восточном берегу. А на левом западном берегу находились только некрополи, города умерших. Второй ритм, которому был полностью посвящен человек – это регулярные разливы реки Нил. Разливы Нила удивительно точно повторялись из года в год, в одно и то же время. Три месяца длился разлив, который начинался в июне, после чего Нил уходил в свои берега. Конечно, египтяне не понимали, что это такое, и считали, что есть бог, который наклоняет кувшин и наливает воду. Разливы же Нила происходят так точно и так регулярно, поскольку они начинаются от таяния ледников, расположенных в верховьях Нила. Благодаря разливам, египтяне научились самому главному – слушать команды. Команда: солнце встало – иди работай, солнце село – отдыхай. Нил разлился – никаких работ не нужно, сиди на берегу, смотри, как проплывает крокодил. Закончился разлив – приступай к работе. Отсюда сформировался удивительный культурно-исторический тип. Команда была главным организующим моментом его жизни. Первые команды он научился получать от природы. Второе, что сложилось. Крестьянин должен пахать, боронить, сеять и т.д. Так вот, природа привела к тому, что египетский человек был практически освобожден от тяжелого физического труда. Увлажнять почву не надо, все приносит Нил. Плодородный ил – самое лучшее удобрение. Далее, эту грязь не надо пахать. Она уже мягкая и рыхлая. Её не надо боронить. Остается только посеять. Но и сеять очень просто. Выходили, бросали семена, которые надо посеять, выпускали свиней, которые эти зерна смешивали с землей. Египтяне просто наблюдали за процессом. Так формируется еще одна черта, свойственная египтянам, - 1) созерцательность и 2) отсутствие интереса к изобретению чего-либо нового. Египтянин – созерцатель, живет по команде, больше половины времени сидит на берегу, его задача – по команде открыть задвижку, чтобы вода вылилась на поля из ирригационной системы и закрыть ее.
Все создали предки. Они создали идеальные особенности высшей инстанции, нужно только повторять образ жизни, найденный еще 4-5тысячелетий назад, и тогда жизнь – спокойная, предсказуемая, размеренная, без особого напряжения, формируется радостное отношение к жизни. В этих условиях общество приняло вождество с огромной радостью и облегчением, ведь помимо команд природы, появился человек, который будет за них думать и давать команды, как правильно жить и как максимально устроить свою экономическую деятельность. Самая главная функция вождя – организация экономической деятельности, на территории Древнего Египта, на территории каждой общины. Но ирригационная система была связана со всем течением Нила, потому мало было организовать нормально общественные работы по созданию ирригационной системы, мало подавать команды, важно было, что бы вся эта система от первого порога и до дельты Нила функционировала как единый организм. Отсюда потребность общества потребность власти в том, чтобы те 20 общин, которые располагались в дельте, объединились в единое целое. Это объединение произошло в результате военных столкновений и появилось это целое на рубеже 3-4 тысячелетий. Точной датировки нет. Но долгое время считалось, что существует так называемая первая династия, которую, как написал Геродот, основал еще царь Мина. Сейчас выделяют так называемую нулевую династию.
Цивилизационная характеристика основных этапов развития Древнего Египта
Периодизация ДЕ.
1) Додинастический период. Разложение первобытнообщинного строя, формирование потестарного общества. 5-4 тыс. Освоение долин. Раньше египтяне не жили по берегам Нила. В 5-4тыс. произошел какой-то природный катаклизм, климат стал засушливым, люди остались без средств существования и двинулись туда, где была пресная вода. Стали осваивать территорию по берегам Нила.
2) Раннее царство. Оформление государства 30-28вв. 1-2 династии. 0-Норвер, 1-2- Мина
3) Древнее царство. 28-23 века.3-6 династии. Первый расцвет. Возникновение Древневосточной деспотии. Происходит обожествление фараона. Государство берет на себя функции общины. Строительство пирамид, так как крестьяне не заняты на полях
Первый переходный период, политический хаос, смена династий
4) Среднее царство. 21-18 вв. 11-12 династии.
Бурное экономическое развитие
Центральная власть дает возможность экономического роста номам
Цивилизация по всей территории от дельты до первого порога
Возвышение Фив
Экономический рост
Освоение тех земель, которые не орошали Фалонский оазис, верхние поля.
Строительство пирамид прекратилось, так как крестьяне стали работать на полях
Появление рабов
Общий литературный язык
Слабая центральная власть – благо, если нет внешних угроз.
Гиксосы – дань + заимствования
Второй переходный период
5) Новое царство. 16-11вв. 18-20 династии
Расширение территории
Расцвет – рабы (поход в другие государства за рабами)
Интенсификация экономического производства
Возникает профессиональное войско, чиновники, зажиточные крестьяне (+существовавшие уже рабы, вельможи и жрецы)
6) Поздний период 11-4вв. 21-31 династии
Была создана еще египетскими жрецами на основе летописей, которые они вели в эпоху эллинизма. Греконекон переписал все это и создал для нас то, через какие этапы прошло египетское общество. Так как в основе лежит смена династий, то династии и выходят на первый план. Период, когда было разложение первобытнообщ. строя, формирование потестарного общества, в науке принято называть додинастическим периодам. Он продолжается на протяжении 5-4 тысячелетия до н.э. Далее возникает первое рыхлое государство – Раннее царство. Нулевая династия – Нормер. Вторая – Мина. Некоторые ученые считают, что Нормер и Мина - это одно и то же лицо. В ту эпоху происходило самое главное – оформление государства как того организма, который и выполнит основные цивилизационные функции. Таким образом, когда сложилось государство, начинается первый расцвет Древнего Египта. Первый расцвет ДЕ приходится на Древнее Царство, которое существовало с 28 по 23 века и правили там 3-4 династии. Затем будет так называемый переходный период, когда начался полит. хаос, когда одна династия сменяла другую. Затем в эпоху Среднего Царства произошло объединение всех династий. Среднее царство существовало с 3 века (21-18 вв), правили 11-12 династии. Это государство было не особо прочное, на него напали Гексоны. Они захватили государство и правили там. А потом в 16 веке правитель города объединил и начал борьбу, гексоны были изгнаны и начался второй, самый яркий расцвет егип. гос-ва в эпоху нового гос-ва, который продолжался с 16 по 11 века, правили там 13-20 династии. После этого оно вышло за пределы 4 порога. Захватили Ливию, Палестину, Сирию, огромные территории в Африке и Азии. Государство не выдержало войны, и начался медленный упадок, который получил название позднего периода, 11-4 века до н.э., 21-32 династии. Приходили чужеземцы, захватывали власть. Так продолжалось до 332 года пока не пришел Ал. Македонский, радостно встречный египтянами. История до Ал. Македонского – история ДЕ, за 3 тысячелетия в ней практически ничего не изменилось: ни полит власть, мало изменилась соц структура, мало изменилось что-либо в экономике, ничего не изменилось в культуре и в худ. и изобр. искусстве.
Политическая раздробленность, которая на примере Древней Руси всегда рассматривалась как явление негативное, на самом деле факт более чем позитивный. Именно при слабом политическом центре, когда он не может изымать из ближайших регионов, лежащих за пределами столицы, прибавочный продукт, это благоприятное условие для развития всех территорий и прежде всего территорий за пределами границы. В эпоху среднего царства власть была слабой. Эпоха Ср. царства – это эпоха стремительно экономического прогресса, и за те несколько лет все по уровню своего экономического, социального, культурного развития поднялись до уровня столицы. Сложилось полное единство – экономическое, социальное и культурное. Но все эти факты благоприятны только при одном условии – при отсутствии внешних угроз. И вот этот фактор работал практически до 8 века. За это время Египет занял новые площади, привел на них рабов, гос. и частных, за это время сформировался литературный язык, поднялись родовые общины. Но хотя Египет и находился в географической изоляции, все-таки до него доходили волны кочевников. И одной из таких войн в 8 веке были кочевники гексозы. Гексозы вторглись в территории Ближнего Востока и разгромили фараона, который не располагал достаточной армией и поддержкой на других территориях. Г. осели только в дельте, и только благодаря своей высокой военной организации, смогли подчинить всех правителей номов и даже выйти за пределы Е. Вассальное положение от Египта признали даже территории выше первого порога. Г. не только захватили власть и принесли чужеземное господство. Они также принесли все те достижения, которыми уже давно пользовались народы Центр. и Передней Азии и которые создали шумеры. Самое главное заимствование – колесо. Принесена была новая система организации войска. Показали роль конницы, а не только пехоты, новое вооружение и т.д. Г. были малочисленны, только собирали дань, получали и изымали себе богатства и никакого реального влияния на эту экономику не оказывали. Потому их господство было непродолжительным. Примерно около 1600 года правитель нома в Среднем Течении Нила – Яхнос (Фивы) – последний взлет Верх. Египта. Фивы расположены очень удачно: посередине между Средиземным морем и первым порогом. Фивинский ном очень плодородный, там долины расширяются, и разливы Нила более широкие. Т.о. Фивы, используя свое выгодное ГП, более высокий эк. потенциал, становятся во главе Египта, изгоняют гексозов и тут же приступают к новым завоеваниям. Уже преемник Яхноса – Тутмос I – сумел выйти за пределы Египта и захватить территории выше 1-ого порога, Ливийской пустыни, на Арав. пол-ове. Самая большая заслуга в расширении территории приходится на Тутмоса III. НЕ только максимально расширил границы Египта, но и вышел за пределы 4-ого порога, вошел в территории совр. Эфиопии и Сомали, завоевал всю Ливию, Палестину и частично вторгся на территории. Междуречья. Но в Сирии против него организовалась мощная коалиция из 3—гос-в (мелкие сирийские княжества). В битве при Мидидо Тутмос III наголову разбил коалицию и стал властелином всей Сев. Африки и Пер. Азии вплоть до Ливии, Эфиопии и т.д. В Египет потекли несметные богатства (золото, слоновая кость), благовония, сосуды, драгоценные камни, жемчуг и т.д. Это позволило интенсифицировать экон. пространство Египта. Интенсификация производства заключалась в том, что теперь впервые вместе с данью в Египет поступали рабы – иноплеменники. За счет привлечения рабочих рук повсеместно возрастает интенсивность производства, поднимается уровень экономии (?экономики). Основные богатства, которые текли в Египет, доставались фараону и его верхушке, военноначальникам и профессиональную верхушке, на которую опирались фараоны. Проф. войско – это то новое, что появилось в эпоху нового царства в добавление к мощному аппарату. Помимо фараона, и его соц. – полит. опоры (чиновничества и армии) значительную долю богатства отдавали богу Амуну- Ра. С возвышения Фив это новое главное египетское божество. Амун – Ра берет на себя ипостась верх. бога, потому что в каждом номе был свой бог, который олицетворял солнце. До возвышения Фив, кроме жителей этого Нома, Амуну никто не поклонялся. НО после он стал олицетворяться с отцом фараона, а коль он солнечное божество, то и он стал ипостасью Амуна- Ра. Происходила синкретизация обликов солнечных богов каждого Нома в образе Ра. Богов было больше 2000 и они непрерывно сливались, становясь разными ипостасями одного и того же бога. Это была общая тенденция теологической мысли того времени. Главные храмы Амуна-Ра - в Фивах, Карнак и Луксор. Именно фивинскому жречеству, как представителю Амуна – Ра, и доставалась основная масса богов. За годы правления Тутмоса 3 фивинское жречество накопило даже больше богов, чем фараон. Потому проблема власти стала весьма актуальной. Жрецы начали потихоньку возвышаться и диктовать свои позиции. Особенно активно это проявилось в правление Аминхотепа 4. Аминхотеп 4 практически постоянно находился под контролем жречества. Это не давало ему полноценно править государством, которое по размером был сопоставимо с империей, хотя по сути империей не являлось. А4 пытался найти связующий фактор между разрозненными территориями, в то же время уйти от контроля корыстного жречества. В результате Эхнатон находит выход в религиозной реформе. Вместо огромного пантеона богов, он ставит одного. Он заявил, что на всей огромной территории, завоеванной Египтом, видят одно божество – солнечный диск. Он отменяет политеизм и вводит единобожие. Первое установление монотеистической религии. Введение монотеистической религии потребовало разрыва со всем старым жречеством. Э уезжает из Фив в новую столицу – Ахетатон. Этими действиями он пытался приучить всех подданных поклоняться одному божеству и тем самым связать их вместе. При этом он использовал различные теологические мысли, которые обосновывались в различных центрах Египта. Синкретизм выразился в существовании только одной триады богов, которая заменяет всех остальных богов. Это были Ату-Ра (творец) и у него была пара: Шу (мужское божество) и Тефнут (супруга) – влага, которую приносит ветер. Опираясь на то, что во всем Египте боги были сведены только лишь к этой троице, он выводит новую триаду в рамках единобожия. Наверху стоит Атон, а его пара – это сам Эхнатон и его жена Нифертити. Понятие монотеизма как олицетворение троицы было сформулировано и представлено этой триадой. Бог выступает в 3 лицах. То, что появилось, привело к резкому изменению не только в религиозных воззрениях, но и во всей системе мировоззрения. Поскольку появился монотеизм, то невозможно было изображать фараона подобным богу. Бог изображается как диск. И отсюда в египетское искусство врывается реализм. Теперь стали изображать людей такими, какие они есть.
Эхнатон отнюдь не похож на воина – богатыря. Он слабый, худосочный, болезненный мужчина, у которого мужские черты отсутствуют, а женские наоборот. Это явно говорит о вырождении династии, о деградации. Главным было то, что появился новый культ и новые обряды. В Ахататоне была создана мощная система дворцовых и храмовых сооружений. Благодаря тому, что потом они были покинуты и появилась небольшая деревушка Эль-Амарна, то они прекрасно сохранились (рельефы, скульптуры). Тот период в науке – Эль-Амарный период. Тогда и был разработан культ этого божества. Атон – солнечный диск, одинаково видный всем. Атон протягивает руки Нефертити и Эхнатону, даруя им знак – знак вечности. Таким образом, и сложился этот религиозный культ. Вся скульптура пронизана новыми чертами, появляются бытовые сцены, которые раньше увидеть было невозможно. Искусство двинулось вперед. Были созданы не только образцы реализма, но и эталоны красоты. Благодаря реформе Э., освободились от жречества, появился реализм, искусство сделало несколько шагов вперед, но борьба за власть после ухода Э. из Фив только обострилась. Общество инертно. Немногие понимают новое, что прогрессивно. Все ново воспринимается, как чужое, которое необходимо уничтожить. Помимо ближнего окружения за Эхнатоном никто не последовал. И он стался в изоляции. В столице хозяйничали жрецы. Постепенно территории начинают отпадать. Фактически, задуманное Э. не получило никакой поддержки. Уже преемник Э., который был женат на его дочери, сначала принял имя Тутанхатона и был в Эль – Амарне, потом пошел на примирение с жрецами, принял титул Тутанхамона и вновь вернулся в Египет. Что стало с Э. – неизвестно. Не найдено упоминания о его захоронении. Поэтому его имя обросло легендами. Одну гипотезу выдвинул Фрейд. Он опирался на данные Библии. В этом же 14 веке в Вост. Средиземноморье произошла страшная катастрофа – извержение вулкана на о-ве Феа, в результате которой в воздух было выброшено столько пепла, что вулканическое облако полностью скрыло солнце, и наступила знаменитая тьма египетская, описанная в Библии. Воспользовавшись тьмой египетской, иудеи бежали из египетского плена, и возглавил этот побег Моисей. Так вот Фрейд доказывал, что под образом Моисея скрывался не кто иной, как Э.После того, как Э. осознал, что он был не понят своим населением, он начал искать тот народ, который бы мог воспринять его монотеистическую религию. Его выбор пал на иудеев, которые были переселены с территории и Палестины и находились в египетском плену. Пользуясь тем, что иудеи во время на пребывания в плену забыли своих племенных богов, Э. выбрал иудеев. Идея монотеизма не пропала. Она была передана в виде иудаизма на территорию Палестины. После того, как умер Тутанхамон, происходила быстрая смена династий, потому что существовал жесткий обычай – бож. природа фараона наследовалась по мужской линии – от отца к сыну, а право на престол – по женской. Матрилинейная филиация не была изжита в ДЕ. Потому любому фараону, который более или менее долго правил, нужно был заботиться о том, чтобы дети старшей дочери не достигли совершеннолетия, когда она выйдет замуж, потому что ребенок старшей дочери будет иметь больше прав на престол, чем фараон. Выход был найден простой. Сделал Эхнатон. Когда царица Нефертити состарилась, а его старшая дочь подросла, он ее отправил на женскую половину, а сам женился на старшей дочери, и она стала царицей. Так поступали все фараоны. Только при такой гарантии, правитель мог спокойно править. Но кровосмешение привело к деградации и угасанию. Появилась новая династия - 19 и 20. Самый яркий – Рамзес. Восстановил походами Египет в прежних границах, главная битва – на ближнем Востоке, под Каделием, там выступала мощная держава хеттов. К тому времени, хетты, которые обитали в Малой Азии, стали очень сильным государством. Там в это время правил талантливый полководец – Хаптусилий 3. Битва закончилась мирным договором – первый мирный международный договор. Стороны обязуются поддерживать друг друга, всячески помогать, быть союзниками при появлении опасности с третьей стороны. Договор написан клинописью и сохранен до сих пор. В этот период Рамзес вернул все к прежним канонам. Пытался отменить все традиции эль-амарского периода. Везде воздвигал статуи в стиле Древнего Царства. Храм Абуанбен посвящен солнечному богу. Вырублен в скале. Там стояла статуя Ра – Амона. Два раза в год в день весеннего равноденствия солнечные лучи точно освещали эту скульптуру. Рамзес каждый год воздвигал в честь себя статуи, и некоторые из них до сих пор сохранились. Колоссы, описал Мемнон. Колоссы Мемнона - огромные гиганты высотой почти 20 метра, они каждое утро начинали петь. Продолжалось несколько минут, потом прекращалось. Статуи после Птолемея отреставрированы. Больше никто не слышит, как они поют.
Развитие Египта в этот период привело к тому, что на полит. арену вышли новые соц. группы – это служилое чиновничество, которое было в каждом номе, появилась служилая военная знать, появились зажиточные представители земледельческих кругов, ремесленных и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|