Методы и методики политологии
Общепризнанно, что методы исследования – это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Ранее уже было отмечено, что политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный, междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и средствах политологического исследования.
Основные типы методов политологии сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом:
классический период (до XIX в.) связан преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;
институциональный период (XIX – начало XX вв.), когда на ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;
бихевиористкий (от англ. "behavior" – поведение) период (20-70 гг. ХХ вв.) – время активного внедрения количественных методов;
постбихевиористский период (последняя треть XX вв.), характеризующийся сочетанием "традиционных" и "новых" методов.
В политологии методы можно разделить на две группы: традиционные и собственные.
К первой группе относятся следующие методы:
Исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его использование позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях.
Диалектический метод. Предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, противоречивости политических процессов, взаимосвязи частей и компонентов политической жизни.
Метод формализации. Дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.
Метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение – это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как “кто знает одно, не знает ни одного”. Известно и высказывание Юма: “Если хотите знать греков и римлян – изучайте англичан и французов”. Сравнительный метод в политике ориентирует прежде всего на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. Например, в политике, как нигде, большое значение имеют такие “подвижные переменные”, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.
Системный метод. В настоящее время этот метод занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение системный метод находит при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном методе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен элементов. Системный метод в политологии одним из первых применил американский ученый Д. Истон.
Структурно-функциональный анализ. Используя структурно-функциональный подход, политолог определяет важнейшие структуры и пытается проследить их функции или же анализирует определенные действия в обратном порядке – вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и функциями. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для исследования способов сохранения и регулирования системы, однако, максимальный его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Структурно-функциональный метод позволяет раскрыть не только само строение и внутреннюю форму политической системы, но и описать функции каждого элемента, которые входят в их компетенцию.
Теория игр и метод принятия решений. В политологии теория игр представляет большую ценность. На уровне политической философии формальные игровые модели помогают исследованию таких категорий, как власть, свобода, равенство. С точки зрения изучения бюрократического процесса они полезны при исследовании коммуникации, информатизации, а также централизации и децентрализации. Модели (игровые) также способствуют постановке вопросов, связанных с общественной и политической стабильностью. Теория игр помогает ответить на вопрос о достоверности, адекватности формальных рациональных моделей поведения политического лидера. В изучении процесса политических переговоров и достижения соглашений, она помогает выявить значение таких понятий, как, например, угроза.
Составной частью теории игр является метод принятия решений. В любой политической системе имеются лица или организации, принимающие решения. Они составляют элиту данной политической системы. В то же время бывают ситуации, когда официальные институты превращаются в марионеток, и ответ на вопрос – “кто принимает решения” – не так прост. В подобных случаях следует выявить конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения.
В целом следует отметить, что теория игр и методы принятиярешений позволяют почти полностью охватить политические явления; содержат требование динамических изменений политической действительности; дают возможность формализованного политологического анализа через определенную локализацию центра принятия решений; интегрируют другие методы, используемые в науке о политике. Достоинство этой методики заключается в приближении науки к практике.
Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров и т.д.). Иначе говоря, контент-анализ в политологии – это количественный анализ любого рода политической информации. Преимущество этого метода заключается в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.
Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (например, механизм реализации политической власти) или же процесс (например, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.
Кроме традиционных методов, политология использует и свои собственные средства познания политической реальности. К ним относятся следующие методы:
Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества. В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Анализ строится исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Эти формы и институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой – призваны вносить в общество стабилизирующее начало.
Группа бихевиористских методик. Бихевиоризм в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. Цель исследований – в построении системной эмпирической модели. Исследование политического поведения личности направляется на поиск всей эмпирической информации (измерение) с помощью непосредственных наблюдателей (участвующих) или опосредованно (эксперимент, анкета, интервью и анализ документов и др.).
Теория групп. Это общее название одного из распространенных подходов к политическому анализу. Американские ученые Артур Ф. Бентли и Е.Р. Херринг выдвинули идею о том, что политика, в сущности, является борьбой групп. Концепция их соотечественника Д. Трумэна в принципе знаменует собой признание групповой парадигмы в политологии. В соответствии с его теорией, главное – это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов.
Групповую теорию политики кратко можно изложить следующим образом: политика – процесс авторитетного распределения социальных ценностей – это достигается с помощью принятия решений; решения – продукт деятельности; любая деятельность не изолирована от прочих ее видов, и совокупность последних характеризуется общей тенденцией в отношении принятия решений; многообразие видов деятельности обусловлено деятельностью групп, поэтому борьба между группами (за интересы) определяет принятие тех или иных решений. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.
Итак, группы воздействуют на политическую деятельность и процессы. Это воздействие необходимо исследовать, изучать в свете целого ряда факторов: общенационального или регионального характера групп; их универсальности или специфичности; их структуры и членства; их лидеров и ресурсов, методов мобилизации общественного мнения; их взаимоотношений с политическими партиями и другими квазиобщественными институтами; по степени внутренней автономии и характеру внутренней организации.
Метод политической коммуникации. Коммуникация – передача смысла с помощью символов. Это процесс, посредством которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д. Политолог К. Дойч в 1963 г. выпустил в свет книгу “Нервы управления”, в которой разработал стимулирующую “кибернетическую” модель политических систем как коммуникационных структур.
Можно выделить и такую методику политического анализа, как “структурно-логическая модель общества “восемь колес”, успешно применяемую политологом В. Тихомировым.
Мы остановились на характеристике основных методов и методик политологии, но в теории и практике существуют и другие применяемые политологией средства исследования. В частности можно назвать социологический метод, который предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений; функциональный метод, который требует изучения зависимостей между политическими явлениями; антропологический метод, который требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего неизменяющийся набор основополагающих потребностей; деятельностный метод, который дает динамическую картину политики; ценностный (аксиологический) метод, который предполагает выяснение значимости тех или иных политических явлений для личности, группы, общества, всего человечества; методы семиотики, которые продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях представляет собой знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл; методы герменевтики, цель которых состоит не столько в фиксации объективной стороны существования политических явлений, сколько в понимании, выявлении того смысла, который они несут в себе для действующих в политике субъектов; психологический метод, представленный, в частности, в политическом психоанализе и ориентирующий на изучение субъективных мотивов политического поведения, а также такие методы как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и переход от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, математические, кибернетические, эмпирических исследований и др.
Использование всех перечисленных методов позволяет дать глубокую и многостороннюю характеристику политики и всей политической сферы общества. Необходимо также отметить, что в политологии представляется целесообразным разграничение методов и методик. Если метод характеризует способ, подход к изучению действительности, отражающей общую взаимосвязь и логику политических процессов, то методика есть лишь сумма приемов, по преимуществу технических, применяемых для накопления и систематизации эмпирического материала.
Таким образом, используя вышеперечисленные методы и методики, политология стремится не только описать и объяснить политические феномены, но и ориентируется на действие, на организацию современной общественной жизни.
Функции политологии
Как уже отмечалось, политология тесно связана с жизнью общества. Поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества. Само понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.
Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и, следовательно, могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу – “классических теоретических функций”. В нее входят:
Концептуально-описательная функция. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенного запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих содержание политической действительности, охваченное в этих категориях и понятиях. Это позволяет ответить на вопрос “что и как делается?”.
Познавательная (гносеологическая) функция. Будучи объективно включенными в политическую сферу, люди познают закономерности политической жизни общества, характер политических отношений между социальными общностями, сущность и механизм осуществления политической власти в стране и т.д.
Объясняющая функция. Предоставляет определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это дает возможность ответить на вопрос “почему делается так, а не иначе?”.
Прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.
Одна из целей науки – прогноз. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг – слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий.
Рассмотренные выше функции отражают саму суть науки, которая состоит в описании, объяснении и прогнозе.
Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:
Методологическо-оценивающая функция. Представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований;
Регулятивная функция. Она предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия.
Интегрирующая функция. Суть ее состоит в создании возможности использования достижений других дисциплин. То есть насколько данная наука на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и “соседа”.
Третья группа – функции, реализуемые за пределами науки:
Инструментально-рационализирующая (управленческая) функция. Эта функция является отражением тесной связи политической науки с политической практикой, деятельностью органов государственной власти и дает субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос – “как и почему?” Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности.
Идеологическая функция. Суть ее состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существенной связи ценностей, мотивирующих действия участников политических событий. Эта функция отвечает на вопрос – “для чего?”.
Мировоззренческая функция. Данная функция способствует выработке у личности, общества определенного видения политической действительности.
Воспитательная функция. Способствуя овладению политическими знаниями, политология одновременно формирует и отношение людей к происходящим политическим событиям, вырабатывает у них политическую составляющую мировоззрения.
Практика показывает, что все рассмотренные основные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, роль которой сегодня в политической модернизации России неуклонно возрастает.
Таким образом, особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология исследует политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного факторов. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Ее анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в обществе.
Круг вопросов политического знания довольно широк, и можно сделать вывод о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным.
Поэтому политология, как и любая общественная наука, если она хочет предотвратить дезинтеграцию или утрату своего структурного единства, сохранить и повысить свое научное и практическое значение, обязана постоянно уточнять свой предмет, категориальный аппарат (язык науки), методы и функции.
Основными задачами преподавания политологии в юридическом вузе являются:
дать студентам всесторонние и глубокие политологические знания;
изучить ценности и демократическую практику мирового политического опыта;
вооружить знанием политических механизмов решения социальных проблем перехода к демократическому правовому государству;
способствовать формированию политологической составляющей мировоззрения на основе принципов демократии и ценностей конституционного общественного строя в России;
оказать помощь в развитии научного стиля политического мышления, навыков политологического анализа политических ситуаций, умений вести дискуссии на политические темы;
дать глубокие знания о внутренней и внешней политике современных государств, ее истоках и целях, теоретических, методологических и правовых основах;
разъяснить взаимосвязь политической и правовой сфер жизнедеятельности общества;
способствовать формированию прочных демократических убеждений, гражданской патриотической позиции, прививать умения опираться в своей профессиональной деятельности на демократические нормы и институты и т.д.
Таким образом, с одной стороны, политология– это одна из важнейших социальных наук, роль которой в решении задач обновления всех сфер российского общества возрастает. Она отвечает на многие политические вопросы, поставленные практикой современного развития нашего государства и всего мирового сообщества. С другой стороны, – это наука «технологии» политических процессов. Она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыки равноправного участника политической жизни.
Тема 2. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
«Политическая система, – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения легитимного физического принуждения».
Г. Алмонд
1. Понятие политической системы и история проблемы. 2. Структура и функции политических систем. 3. Типы политических систем. 4. Парламент как институт политической системы общества. 5. Партии в политической системе общества. 6. Место гражданского общества в политической системе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|