Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 10. Макроэкономическая политика





10.1. Бюджетно-налоговая (фискальная политика): цели, виды, инструменты, эффективность.

10.2. Бюджетный дефицит и его финансирование. Государствен-ный долг.

10.3. Денежно-кредитная (монетарная) политика: цели, виды, инструменты, эффективность.

10.4. Особенности фискальной и монетарной политики в Республике Беларусь.

Ключевые понятия: фискальная политика, бюджетный дефицит, государственный долг, монетарная политика.

10.1. Бюджетно-налоговая (фискальная политика):
цели, виды, инструменты, эффективность

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства – система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов. Она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

Цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; устойчивый экономический рост; высокий уровень занятости; умеренные темпы и уровень инфляции.

Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная политика.

Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы. Это активная фискальная политика.



Основные инструменты дискреционной политики: изменение ставок налогообложения; изменение величины расходов государства.

Различают дискреционную фискальную политику двух видов:

1. Экспансионистская (стимулирующая) обозначает увеличение государственных расходов и снижение налогов или сочетание этих мер. Такая политика способна сократить спад производства за счет финансирования дефицита государственного бюджета.

2. Рестрикционная (сдерживающая) обозначает увеличение налогов и снижение государственных расходов или сочетание этих мер.

Данная политика способна ограничить инфляционный рост экономики.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице и по бедности, субсидии сельскому хозяйству.



Практическое осуществление фискальной политики сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь, сложно определить момент, когда необходимо применять меры фискальной политики. Кроме того, эффект от фискальной политики может быть ослаблен по причине вытеснения частных инвестиций, провоцирования инфляции, колебаний валютного курса, наличия временных лагов.

10.2. Бюджетный дефицит и его финансирование.
Государственный долг

Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит. Он встречается в бюджетах многих стран. Проблема состоит в контроле дефицита бюджета и путях его регулирования. Причинами образования дефицита бюджета являются: форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т. д.), вызывающие рост расходов бюджета; кризисные явления в экономике; структурная перестройка экономики.

Существует несколько способов финансирования дефицита государственного бюджета: увеличение налогов, дополнительная эмиссия денег, выпуск внутренних облигационных займов, внешнее заимствование.

Повышение налоговых ставок и введение новых налогов чревато снижением деловой активности, что доказывает модель А. Лаффера. Решить проблему поступления налогов в государственный бюджет может комплексная налоговая реформа.

При эмиссионном способе финансирования бюджета редко используется прямая эмиссия денег. Монетизация дефицита осуществляется путем выдачи Центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. Эмиссионный способ в долгосрочном периоде приводит к увеличению денежной массы и к инфляции.



При долговом финансировании государственного бюджета осуществляется выпуск государством ценных бумаг и продажа их на открытом рынке (как правило, это выпуск облигаций и продажа их на аукционе). Долговое финансирование может привести к инфляции более высокой, так как возврат долга включает не только возвращение суммы долга, но и процентов по нему.

Для покрытия дефицита бюджета может быть использовано и внешнее заимствование (выпуск облигаций внешнего долга, получение кредитов от международных финансовых организаций и иностранных правительств), а также средства от продажи государственной собственности.

Накопленные дефициты бюджета образуют государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Различают внешний и внутренний государственный долг. Внутренний государственный долг – это задолженность государства предприятиям и населению, возникшая в результате выполнения государственных программ, выпуска в обращение бумажных денег и ценных бумаг. Внешний государственный долг – это сумма денежных обязательств страны, подлежащих возврату внешним кредиторам на определенную дату. Это долг не только правительства, но и долг предприятий, сформированный под поручительство правительства.

Рост внутреннего долга приводит к увеличению налогов и снижению деловой активности. Наиболее обременителен для страны внешний долг, так как он покрывается за счет результатов экспорта товаров и услуг и золотовалютных резервов страны. Государственный долг превращается в серьезную проблему при низких темпах экономического роста. Если тепы роста ВВП ниже темпов роста государственного долга, то он опасен. Соотношение долга к ВВП характеризует бремя долга.

Обслуживание государственного долга (погашение государственного долга и процентов по нему) производится при помощи следующих мер:

Ø рефинансирование –выпуск новых займов;

Ø конверсия – изменение условий займа относительно доходности;

Ø консолидация государственного долга – изменение условий относительно сроков (превращение краткосрочных облигаций в средне- и долгосрочные);

Ø унификация – объединение нескольких займов в один.

10.3. Денежно-кредитная (монетарная) политика:
цели, виды, инструменты, эффективность

Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование предложения денег. Она состоит в увеличении денежного предложения во время спада для поощрения расходов и ограничении денежного предложения во время инфляции для сокращения расходов.

Конечными целямиденежно-кредитнойполитики являются: рост реального ВВП, низкая безработица, стабильные цены, устойчивый платежный баланс. Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят:

– лимиты кредитования;

– прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят:

– операции на открытом рынке (покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг);

– изменение нормы обязательных резервов;

– изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Денежно-кредитная политика, осуществляемая Центральным банком, выступает в виде политики «дешевых» или «дорогих денег». Политика «дешевых денег» проводится в период кризиса и большой безработицы. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Меры политики «дешевых денег»: покупка Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков и населения, уменьшение нормы обязательных резервов и учетной ставки.Политика «дорогих денег» ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, уменьшает совокупные расходы, таким образом ограничивает инфляцию. Меры политики «дорогих денег»: продажа Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам и населению, увеличение нормы обязательных резервов и учетной ставки.

Современная наука рассматривает монетарную политику как наиболее приемлемый вид государственного регулирования экономики, не приводящий к чрезмерному диктату со стороны правительства и не вызывающий снижение деловой активности в предпринимательском секторе.

10.4. Особенности фискальной и монетарной политики
в Республике Беларусь

Целью бюджетно-налоговой политикиРеспублики Беларусь является обеспечение финансовой и социальной стабильности в стране. В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 гг. основными задачами бюджетно-налоговой политики являются:

– снижение налоговой нагрузки до 26 % к ВВП в 2015 г.,

– повышение эффективности бюджетных расходов: оптимизация их структуры и концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

– повышение рейтинга отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса» до не менее чем
70 места;

– уменьшение дефицита консолидированного бюджета с 2,6 %
в 2010 г. до 1,5 % к ВВП в 2015 г.;

– налоговое стимулирование инноваций;

– создание эффективной системы управления государственным долгом.

Целью кредитно-денежной политики Республики Беларусь на 2011–2015 гг. является стабильное и сбалансированное социально-экономическое развитие. Основные задачи этого периода:

– переход на режим управляемого плавания курса национальной валюты, сохранение стоимости корзины валют в качестве операционного ориентира;

– снижение доли проблемных активов банков до уровня не более 4 %;

– поддержание ставки рефинансирования на уровне, способствующем замедлению инфляции;

– формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны, – не менее 3-месячного объема импорта;

– ограничение кредитования государственных программ за счет депозитов правительств.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.