РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
Глава 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения
4.1. Спрос: понятие, закон спроса, неценовые факторы спроса.
4.2. Предложение: понятие, закон предложения, неценовые факторы предложения.
4.3. Рыночное равновесие.
4.4. Эластичность спроса и предложения.
Ключевые понятия: закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения.
4.1. Спрос: понятие, закон спроса, неценовые факторы спроса
На рынке действуют два контрагента: покупатель и продавец. Покупатель формирует спрос на товары, а продавец – предложение товаров. Спрос – то количество товара, которое хочет и может приобрести покупатель по данной цене в данный период времени. Спрос захватывает только часть потребностей человека – те, за которые он готов заплатить.
Главный фактор, влияющий на спрос – цена данного товара. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, которая отражается в законе спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях рост цены товара приводит к снижению величины спроса.
Данный закон имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса, где P (price) – цена; Q (quantity) – количество товара, величина спроса; D (demand) – спрос (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Кривая спроса
Если меняется цена данного товара, то мы переходим в новую точку этой кривой, т. е. меняется величина спроса.
Кроме цены, на спрос влияет множество других факторов, которые объединили в 5 групп. Неценовые факторы спроса:
1) вкусы потребителей (мода, традиции потребителя);
2) количество потребителей на рынке;
3) доход потребителя. При увеличении дохода спрос на качественные товары растет, а на некачественные – снижается;
4) ожидания потребителей относительно будущих цен (в результате инфляционных ожиданий происходит рост текущего спроса);
5) цены на сопряженные товары:
– взаимодополняющие товары (кофе и кофеварка). Если растет цена на один из взаимодополняющих товаров (кофе), то величина спроса на него снижается, а потому снижается спрос на второй товар (кофеварки);
– взаимозаменяемые товары (кофе и чай). Если цена на один из взаимозаменяемых товаров (кофе) растет, то величина спроса на него падает, а потому растет спрос на относительно более дешевый товар-заменитель (чай).
4.2. Предложение: понятие, закон предложения, неценовые факторы предложения
Предложение – то количество товара, которое хочет и может произвести и поставить на рынок производитель по данной цене в данный период времени.
Основной фактор, влияющий на предложение – цена товара. Закон предложения: при прочих равных условиях рост цены данного товара приводит к росту объемов продаж. Закон предложения интерпретируется в кривой предложения, где S (supply) – предложение.
Рис. 4.2. Кривая предложения
Кроме цены, на предложение влияет множество других факторов. Неценовые факторы предложения:
1. Цены на экономические ресурсы. Чем больше цена на ресурсы, тем выше издержки, следовательно, меньше прибыль, а значит, меньше желание производить.
2. Технологии. Более совершенная технология экономит затраты, следовательно, увеличивается доход, а значит, больше желание производить.
3. Количество производителей на рынке.
4. Ожидания производителей относительно будущей ситуации на рынке – при благоприятной оценке производитель будет увеличивать производство, при неблагоприятной – уменьшать его.
5. Налоги и субсидии. Налоги могут увеличить затраты, тогда желание производить снижается. Субсидии – наоборот.
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие возникает при равенстве спроса и предложения (рис. 4.3). Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной. Равновесная цена (Ре) – это единственная цена, при которой планы производителей по изготовлению товара полностью совпадают с планами потребителей по его покупке. Равновесный объем продаж (Qe) – это объем продаж, при котором количество спрашиваемого товара равно количеству предлагаемого товара по данной цене.
Рис. 4.3. Отраслевое рыночное равновесие
а) б)
Рис. 4.4. Отклонения от рыночного равновесия
Однако рынок – это динамичный механизм, поэтому равновесие нарушается. Рассмотрим, что будет происходить на свободном нерегулируемом рынке (рис. 4.4). Неравновесие заключается в отклонении реальной рыночной цены от равновесной цены. Может быть два случая:
а) цена установилась на уровне ниже равновесной цены: Р1 < Ре (рис. 4.4, а). В этом случае величина спроса больше величины предложения: на рынке возникает товарный дефицит. А значит, возникает конкуренция между потребителями за товар, что ведет к увеличению цены до уровня равновесия;
б) цена установилась на уровне выше равновесной цены: Р2 > Ре (рис. 4.4, б). В этом случае величина предложения больше величины спроса: возникает товарный излишек. Следовательно, на рынке данного товара производители конкурируют за потребителя, а значит, происходит снижение цены до уровня равновесной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|