Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность денег и их функции. Денежно-кредитная система страны





В экономической литературе деньги определяются как особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене благ.

Деньги возникли стихийно в результате длительного развития обмена товарами и услугами. Роль денег как всеобщего эквивалента выполняли различные товары: скот, соль, мех, табак, рыба, раковины, зерна какао и т. д. С развитием обмена роль денег перешла к драгоценным металлам: золоту и серебру, которые по своим свойствам в наибольшей степени были пригодны для выполнения функций денег: высокая стоимость, сохраняемость, делимость, портативность.

В современной экономической литературе рассматриваются три основные функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления или сбережения. Выполняя функцию меры стоимости, деньги выступают материалом для выражения стоимости всех других товаров. Эту функцию полноценные деньги (слитковая и монетарная форма драгоценных металлов) выполняют идеально, как мысленно представимые. Функция средства обращения выполняется как полноценными, так и неполноценными деньгами реально. Как средства накопления роль денег двояка: полноценные деньги, накапливаясь, образуют сокровища, неполноценные – образуют сбережения, которые возвращаются в экономику в виде инвестиций.



Денежно-кредитная система страны – комплекс валютно-финансовых учреждений и отношений, используемых государством в целях регулирования экономики.

В денежно-кредитной системе выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. Государственный банк – обычно Центральный банк страны, единый эмиссионный центр. Он регулирует денежное обращение, определяет кредитную политику страны, распределяет и перераспределяет ресурсы, контролирует основные направления деятельности коммерческих банков.

Коммерческие банки – основа кредитной системы. Подразделяются на универсальные и специализированные и выполняют следующие функции: прием и хранение денежных вкладов предприятий и домашних хозяйств; выдача ссуд предприятиям и домашним хозяйствам, покупка ценных бумаг и т. д.

К специализированным кредитно-финансовым учреждениям относят: сберегательные учреждения, страховые компании – небанковские кредитные учреждения, формирующие средства за счет различных взносов и предоставляющие долгосрочные кредиты; пенсионные фонды – аккумулируют средства пенсионного обеспечения; инвестиционные компании (фонды) – привлекают средства за счет продажи собственных акций, покупки ценных бумаг, а доход распределяют между акционерами; лизинговые компании – предоставляют в долгосрочную аренду технические средства: дорогостоящее оборудование, транспорт и т. д.



Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального Банка Беларуси.

9.2. Спрос на деньги. Предложение денег.
Равновесие на денежном рынке

Спрос на деньги – это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах. Спрос на деньги – это всегда спрос на блага, которые на них можно купить. Различают номинальный спрос на деньги, который изменяется вслед за повышением цены, и реальный спрос на деньги, рассчитанный с учетом покупательной способности денег. Реальный спрос на деньги равен:



Md /P, (9.1)

где Md – номинальный спрос на деньги; P – средний уровень цен.

Значительный вклад в классическую количественную концепцию спроса на деньги теорию внес Ирвинг Фишер, его формула уравнения обмена пользуется классиками для определения спроса на деньги:

MV = PY, (9.2)

где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен (индекс цен); Y – объем выпуска.

Классики под спросом на деньги понимали только трансакционный спрос на деньги, т. е. спрос для совершения сделок.

Дж. М. Кейнс выделил три мотива, порождающих спрос на деньги. Трансакционный мотив (спрос на деньги для сделок)– спрос для осуществления запланированных покупок и платежей. Мотив предосторожности – желание хранить наличные деньги для непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастные случаи, колебания цен на рынке, возможность совершить очень выгодную покупку и т. п.). Спекулятивный мотив (спрос на деньги как на имущество) определяется желанием людей сохранить свое имущество или накопить его.

Предложение денег (Ms)во всех странах регулируется Центральным и коммерческим банками. Предложение денег включает наличные деньги и депозиты:

Ms = C + D, (9.3)

где Ms – предложение денег; C – наличные деньги; D – депозиты до востребования.

Центральный банк регулирует, прежде всего, денежную базу, т. е. активы, от величины которых зависит денежная масса в стране. Если денежную базу обозначим MB, банковские резервы – R ,наличность – C, тогда:

MB = C + R. (9.4)

Равновесие на денежном рынке – ситуация на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которое хотят иметь на руках население и предприниматели, равны (рис. 9.1). Равновесие на денежном рынке есть результат взаимодействия спроса и предложения денег.

Рис. 9.1. Равновесие на денежном рынке

Кривая спроса на деньги (Md) отражает взаимосвязи между общим количеством денег, которое население и фирмы хотят иметь на руках в данный момент, и процентной ставкой по обычным денежным активам. Кривая предложения денег (Ms) отражает зависимость предложения денег от процентной ставки.

9.3. Роль банковской системы в создании денег.
Денежный мультипликатор

В процессе создания денег участвуют Центральный банк, коммерческие банки, вкладчики (субъекты, чьи депозиты хранятся в банках) и заемщики (частные лица и организации, получающие кредиты в банках).

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием. Резервы состоят из депозитов, размещаемых коммерческими банками в Центральном банке, и наличных средств, которые хранятся в коммерческом банке. Резервы для коммерческого банка являются активами, для Центрального банка – пассивами, так как в любой момент банки могут потребовать оплатить их. Общая сумма резервов делится на обязательные резервы и избыточные. Обязательные резервы – резервы, которые держат банки по требованию Центрального банка. Избыточные резервы – дополнительные резервы, которые держат банки по собственному усмотрению. Объем обязательных резервов определяется с помощью нормы обязательных резервов (отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов).

Центральный банк может изменить предложение денег (резервы банковской системы) например, предоставив кредиты коммерческим банкам или скупив государственные облигации.

Коммерческие банки также могут изменить объем денежного предложения. Банки увеличивают денежное предложение, когда выдают ссуды. Этот процесс называется кредитной мультипликацией.

Дополнительное предложение денег (ΔMS) в общем виде будет равно:

ΔMS = 1/r D, (9.5)

где r – обязательная резервная норма; D – первоначальный депозит.

Коэффициент 1/r называется банковским мультипликатором. Он показывает на сколько возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему в расчете на одну денежную единицу.

Центральный банк заинтересован в управлении не только резервами, а совокупной денежной массой. Поэтому для определения объема предложения денег в экономике лучше пользоваться мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором(m):

MS = mMB. (9.6)

Денежный мультипликатор показывает, как изменится предложение денег при увеличении денежной базы на одну денежную единицу.

9.4. Финансовая система страны. Государственный
бюджет и проблема его балансирования

Финансовая система страны– это совокупность особенных денежных отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовая система включает:

– общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

– фонды страхования;

– финансы предприятий.

Государственный бюджет понимается как утвержденная в законодательном порядке структура доходов и расходов государства (основной финансовый план страны). Государственный бюджет – это централизованный денежный фонд, обеспечивающий выполнение государством присущих ему функций.

Главным и основным источником доходов государственного бюджетаявляются налоги с предприятий и населения, которые взимают центральные и местные органы власти. К доходам госбюджета относятся также доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы целевых бюджетных фондов. Расходы государственного бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Все расходы госбюджета можно подразделить на военные, экономические, расходы на социальные нужды, на внешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата государственного управления.

Существует взаимосвязь между государственными расходами и налоговыми поступлениями. Если расходы равны доходам, то имеет место баланс государственного бюджета. Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит. Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток.

Основной вопрос бюджетно-налоговой политики заключается
в том, должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета подчиняется целям стабилизации экономики. Существует три подхода регулирования бюджетного дефицита.

1. Концепция ежегодного балансирования, основанная на представлении, что объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов.

2. Концепция циклического балансирования основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год.

3. Концепция функциональных финансов основана на идее сбалансированности экономики, а не бюджета.

Все три концепции периодически используются при формировании бюджетно-налоговой политики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.