Сделай Сам Свою Работу на 5

Эластичность спроса и предложения





Эластичность спроса по цене (ЭСЦ) – это степень реакции потребителя на изменение цены данного товара.

Спрос считается эластичным (гибким), если при небольших изменениях цены величина спроса на данный товар изменяется в значительно больших размерах (например, при увеличении цены на 10 % величина спроса падает на 15 %).

Спрос является неэластичным (жестким), если при значительных колебаниях цены величина спроса меняется незначительно (например, при росте цены на 10 % величина спроса падает на 3 %).

Факторы, влияющие на ЭСЦ:

1) тип товара (его значимость): спрос неэластичен на товары первой необходимости и эластичен на товары роскоши;

2) количество заменителей данного товара на рынке: чем больше заменителей на рынке, тем более эластичен спрос на данный
товар;

3) удельный вес расходов на приобретение данного товара в бюджете потребителя: чем меньше этот удельный вес, тем более неэластичен спрос на данный товар;

4) время: обычно в краткосрочном периоде спрос на товар неэластичен, так как потребитель не может найти заменители этого товара.

Эластичность предложения по цене (ЭПЦ) показывает реакцию производителя на изменение цены данного товара.



Главный фактор, влияющий на ЭПЦ – это время: в долгосрочном периоде объем производства товара можно изменить в большей степени, чем в краткосрочном периоде.

Глава 5. Основы поведения субъектов
рыночной экономики

5.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Полезность и рациональный потребитель. Правило максимизации полезности.

5.2. Кривая безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

5.3. Фирма как хозяйствующий субъект. Производственная функция фирмы. Продукт как результат производства. Закон убывающей предельной производительности.

5.4. Изокванта, изокоста. Равновесие производителя.

5.5. Издержки фирмы. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект от масштаба производства.

5.6. Прибыль и доход фирмы. Принцип максимизации прибыли.

 

Ключевые понятия: домашнее хозяйство, равновесие потребителя, фирма, равновесие производителя, издержки, доход, прибыль.

5.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект.
Полезность и рациональный потребитель.
Правило максимизации полезности



Домашнее хозяйство (или домохозяйство) представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства (чаще труда), выступает как их продавец на ресурсном рынке и является потребителем товаров и услуг, поэтому на товарном рынке выступает как покупатель.

Полезность (англ. utility) – это удовлетворение, которое получает человек от потребления набора товаров и услуг. Оценка полезности блага всегда субъективна, так как удовлетворение потребности человека имеет индивидуальный характер.

В теории предельной полезности различают общую и предельную полезность. Общая полезность (total utility TU) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага. Она растет по мере роста объема потребления.

Предельная полезность (marginal utility MU) – это прирост общей полезности (дополнительная полезность), полученный за счет приобретения дополнительной единицы блага.

Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом уменьшается. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Закон убывающей предельной полезности – потребление последующей единицы блага будет приносить меньшую полезность по сравнению с предыдущей единицей.

Правило максимизации полезности состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар. В этом случае достигается равновесие потребителя.



Правило максимизации полезности выглядит следующим образом:

(5.1)

5.2. Кривая безразличия и бюджетное ограничение.
Равновесие потребителя

Более глубокое объяснение поведения потребителя дается с помощью метода бюджетных линий и кривых безразличия.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Возможности потребителя описываются уравнением бюджетного ограничения. Оно означает, что доходы потребителя должны быть равны его расходам. Для двух товаров уравнение бюджетного ограничения можно записать в следующем виде:

I = PxQx + PyQy, (5.2)

где I (income) – доход потребителя; P – цена товара; Q – объем покупок; X и Y – соответствующие товары.

Исходя из бюджетного ограничения, можно построить бюджетные линии (линии цен). Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые может приобрести потребитель на свой доход при данном уровне цен.

Оптимальный набор потребителя должен отвечать двум требованиям: он должен находиться на бюджетной линии; набор товаров должен обеспечивать наибольшую полезность.

 

Равновесие потребителя определяется точкой касания бюджетной линии с наиболее высокой из достижимых для потребителя кривой безразличия (рис. 5.1). В точке касания наклоны кривой безразличия и бюджетной линии равны.

Рис. 5.1. Равновесие потребителя

Таким образом, условие равновесия потребителя имеет вид:

(5.3)

5.3. Фирма как хозяйствующий субъект.
Производственная функция фирмы. Продукт
как результат производства. Закон убывающей
предельной производительности

Фирма, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель на рынке ресурсов, а реализуя готовый товар, – как продавец на рынке товаров и услуг.

В хозяйственной практике понятия «предприятие» и «фирма» имеют некоторое отличие. Предприятие выражает технологические и организационные аспекты хозяйственной деятельности субъекта. Фирма – более общее понятие, включающее помимо указанных аспектов и правовой. Она выступает как юридическое лицо, обладающее собственностью и производящее товары и услуги. В состав фирмы могут входить одно или несколько предприятий.

Каждый конкретный процесс производства характеризуется определенным набором используемых ресурсов и устойчивым соотношением между ними, т. е. определенной технологией производства. Производственная функцияпоказывает максимально возможный объем производства при заданных количествах ресурсов, применяемых в рамках данной технологии:

Q = f (L, K, M), (5.4)

где Q – максимальный объем продукции, производимой при данной технологии и данном соотношении труда (L), капитала (К) и материалов (М).

Различают совокупный, средний и предельный продукты производства.

Совокупный продукт (TP) – количество продукта, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.

Средний продукт (AP) определяется путем деления совокупного продукта на израсходованное количество переменного фактора:

(5.5)

где R – количество переменного ресурса. Он характеризует среднюю производительность ресурса.

Предельный продукт (MP) показывает дополнительное количество продукта, которое получено за счет применения дополнительной единицы переменного ресурса:

(5.6)

где – прирост совокупного продукта; – прирост переменного ресурса. Он характеризует предельную производительность ресурса. Динамика предельного продукта подчиняется закону убывающей предельной производительности,который утверждает, чтопри увеличении использования переменного ресурса (при неизменности остальных) предельный продукт этого ресурса будет снижаться, т. е. рано или поздно достигается такая точка, в которой применение дополнительной единицы переменного ресурса приносит меньшую отдачу по сравнению с предыдущей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.