Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Основная функция системы управления – это создание внутренних условий для адекватного реагирования на изменения, происходящие во внешней среде вуза. Отсюда следует вывод о том, что растущая нестабильность внешней среды требует от вузов разработки все более сложных и детализированных систем управления ими.
Современная тенденция в теории и практике менеджмента состоит в проектировании организационных систем, учитывающей требования ситуаций, которые изобилуют случайностями. В этом отношении ни механистическая, ни органическая модели не являются эффективными - все зависит от ситуации.
Вышеизложенное определяет основы подхода к процессу организационного проектирования, который можно представить в виде алгоритма проектирования. Данный алгоритм определяет переход к новой структуре, соответствующей выбранной стратегии и целевым задачам применительно к конкретным условиям её функционирования. Данный алгоритм можно представить схематично (рис.1).
Модернизация или проектирование новой организационной структуры предполагает, прежде всего, диагностику соответствия сложившейся структуры требованиям и этапу развития внешней среды.
Структурный анализ включает в себя анализ строения организационной структуры с позиции рациональности разделения труда, взаимосвязей между ее элементами в ходе осуществления бизнес-процессов (т.е. оценивается степень сложности, характеризующаяся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности) и соотношение степени централизации и децентрализации управления, то есть оценивается рациональность структуры.
Рисунок 1 –Алгоритм организационного проектирования
Организационную структуру, являющуюся формой внутреннего строения организационной системы, невозможно рассматривать в отрыве от функций, определяющих се сущность и содержание.
По содержанию каждая конкретная функция управления является комплексной, т.е. включает в себя ряд частных функций. Целесообразным является детализация функциональною разделения труда по конкретным подразделениям и должностным лицам. Для этого строится органиограмма или матрица функционального разделения труда (матрица ответственности), анализ данных которой позволяет выявить состав исполнителей, характер и целесообразность принятого разделения функций между исполнителями (таблица 1).
Таблица 1 – Фрагмент матрицы – ответственности образовательного процесса вуза
Подпроцессы / подразделения, ответственные за выполнение
| Учебно-методическое управление (УМУ)
| Приемная
комиссия
| Учебный
факультет
| …….
| Отбор абитуриентов
|
| Х
|
|
| Учебно-организационной деятельность
|
|
| Х
|
| Подготовка учебно-методического процесса
| Х
|
|
|
| …………
|
|
|
|
|
На основе обобщения различных методологических подходов для количественной оценки структуры могут быть рассчитаны следующие показатели:
1) уровень рациональности структуры:
Кр.с.=Аф/Аи, (1)
где Кр.с. – уровень рациональности структуры, коэфф.;
Аф, Аи – количество структурных подразделений фактически и по «идеальной» структуре соответственно (под «идеальной» понимается структура, полученная в результате бенчмаркетинговых «сравнительных» исследований. Автор отходит от понятия типовой организационной структуры в силу научной необоснованности последней).
2) уровень управляемости:
Куi=Уфi/Упi, Ку=Куi/n,
где Куi - уровень управляемости i-гo линейно-функционального подразделения вуза, коэфф.;
Уфi- фактическая численность работников i-гo линейно-функционального подразделения вуза, чел.;
Упi - норма управляемости i-гo линейно-функционального подразделения вуза, чел. (целесообразно под нормой управляемости использовать не широко распространенные отраслевые методические рекомендации, а результаты «бенчмаркетинговых сравнительных» исследований).
Ку- средний уровень управляемости оргструктуры вуза, коэфф.;
n- число линейно-функциональных подразделений вуза;
3) соотношение численности линейного и функционального персонала:
Кс = Чл.АУП/Чф.АУП, (2)
где Кс - коэффициент, характеризующий соотношение численности линейного и функционального персонала, коэфф.;
Чл.АУП - численность линейного руководства, чел.;
Чф.АУП - численность функциональных руководителей, чел.
В вузе линейными руководителями являются непосредственно деканы факультетов, а функциональными – начальники управлений.
Количественная оценка функционального разделения труда может быть дана по следующей системе показателей:
1) коэффициент полноты выполнения функций управления (Кп):
Кп=Тф/Тн, (3)
где Тф, Тн - состав функций управления соответственно фактический и нормативный;
2) коэффициент дублирования функций управления Кд:
Кд=Ту/Тф, (4)
где Ту - трудоемкость дублируемых функций управления, чел-час;
Тф - общая трудоемкость управленческих функций, чел-час;
Трудоемкость j-той функции управления можно рассчитать как:
, (5)
где - количество человеческих ресурсов, необходимое для выполнения j-й функции, чел.,
- нормавремени на j-ю функцию (чел-час);
3) коэффициент концентрации функций управления (Кк):
Кк=Рф/Ро, (6)
Рф - объем работ по функции в подразделении, являющемся основным исполнителем; Ро- общий объем работ по данной функции;
4) коэффициент централизации функций управления (Кц):
Кц=РАУП/(РАУП+Ру), (7)
где РАУП - объем работ по функции, выполняемой в подразделении аппаратом управления;
Ру - общий объем работ по функции, выполняемой в подразделении.
Объем работ по j-той функции, выполняемый в i-м линейно-функциональном подразделения вуза является значением показателя результативности по данной функции .
Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов оргструктуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей.
Переход от функциональной ориентации при построении организационных систем к процессной означает модификацию традиционной (функциональной) парадигмы менеджмента. В современных условиях в основу построения и функционирования организационной системы закладывается принцип интеграции управленческой деятельности. Проектируемые организационные системы включают элементы разных организационных систем, что позволяет перейти к новой модели на любой стадии организационного развития.
О. Е. Галкина
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|