Сделай Сам Свою Работу на 5

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова





 

Основная функция системы управления – это создание внутренних условий для адекватного реагирования на изменения, происходящие во внешней среде вуза. Отсюда следует вывод о том, что растущая нестабильность внешней среды требует от вузов разработки все более сложных и детализированных систем управления ими.

Современная тенденция в теории и практике менеджмента состоит в проектировании организационных систем, учитывающей требования ситуаций, которые изобилуют случайностями. В этом отноше­нии ни механистическая, ни органическая модели не являются эффективны­ми - все зависит от ситуации.

Вышеизложенное определяет основы подхода к процессу организационного проектирования, который можно представить в виде алгоритма проектирования. Данный алгоритм определяет переход к новой структуре, соответствующей выбранной стратегии и целевым задачам примени­тельно к конкретным условиям её функционирования. Данный алгоритм можно представить схематично (рис.1).

Модернизация или проектирование новой организационной структуры предполагает, прежде всего, диагностику соответствия сложившейся структуры требованиям и этапу развития внешней среды.



Структурный анализ включает в себя анализ строения организационной структуры с позиции рациональности разделе­ния труда, взаимосвязей между ее элементами в ходе осуществления бизнес-процессов (т.е. оценивается степень сложности, характеризующаяся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности) и соотношение степени централизации и децентрализации управ­ления, то есть оценивается рациональность структуры.

 

 

Рисунок 1 –Алгоритм организационного проектирования

 

Организационную структуру, являющуюся формой внутреннего строения организационной системы, невозможно рассматривать в отрыве от функций, определяющих се сущность и содержание.

По содержанию каждая конкретная функция управления является комплексной, т.е. включает в себя ряд частных функций. Целесообразным является детализация функциональною разделения труда по конкретным подразделениям и должностным лицам. Для этого строится органиограмма или матрица функционального разделения труда (матрица ответственности), анализ данных которой позволяет выявить состав исполнителей, характер и целесообразность принятого разделения функций между исполнителями (таблица 1).



Таблица 1 – Фрагмент матрицы – ответственности образовательного процесса вуза

Подпроцессы / подразделения, ответственные за выполнение Учебно-методическое управление (УМУ) Приемная комиссия Учебный факультет …….
Отбор абитуриентов   Х    
Учебно-организационной деятельность     Х  
Подготовка учебно-методического процесса Х      
…………        

 

На основе обобщения различных методологических подходов для ко­личественной оценки структуры могут быть рассчитаны следующие по­казатели:

1) уровень рациональности структуры:

Кр.с.фи, (1)

где Кр.с. – уровень рациональности структуры, коэфф.;

Аф, Аи – количество структурных подразделений фактически и по «идеальной» структуре соответственно (под «идеальной» понимается структура, полученная в результате бенчмаркетинговых «сравнительных» исследований. Автор отходит от понятия типовой организационной структуры в силу научной необоснованности последней).

2) уровень управляемости:

Куiфiпi, Кууi/n,

где Куi - уровень управляемости i-гo линейно-функционального подразделения вуза, коэфф.;

Уфi- фактическая численность работников i-гo линейно-функционального подразделения вуза, чел.;

Упi - норма управляемости i-гo линейно-функционального подразделения вуза, чел. (целесообразно под нормой управляемости использовать не широко распространенные отраслевые ме­тодические рекомендации, а результаты «бенчмаркетинговых сравнительных» исследований).



Ку- средний уровень управляемости оргструктуры вуза, коэфф.;

n- число линейно-функциональных подразделений вуза;

3) соотношение численности линейного и функционального персонала:

Кс = Чл.АУП/Чф.АУП, (2)

где Кс - коэффициент, характеризующий соотношение численности линейного и функционального персонала, коэфф.;

Чл.АУП - численность линейного руководства, чел.;

Чф.АУП - численность функциональных руководителей, чел.

В вузе линейными руководителями являются непосредственно деканы факультетов, а функциональными – начальники управлений.

Количественная оценка функционального разделения труда может быть дана по следующей системе показателей:

1) коэффициент полноты выполнения функций управления (Кп):

Кпфн, (3)

где Тф, Тн - состав функций управления соответственно фактический и нормативный;

2) коэффициент дублирования функций управления Кд:

Кдуф, (4)

где Ту - трудоемкость дублируемых функций управления, чел-час;

Тф - общая трудоемкость управленческих функций, чел-час;

Трудоемкость j-той функции управления можно рассчитать как:

, (5)

где - количество человеческих ресурсов, необходимое для выполнения j-й функции, чел.,

- нормавремени на j-ю функцию (чел-час);

3) коэффициент концентрации функций управления (Кк):

Ккфо, (6)

Рф - объем работ по функции в подразделении, являющемся основным исполнителем; Ро- общий объем работ по данной функции;

4) коэффициент централизации функций управления (Кц):

КцАУП/(РАУПу), (7)

где РАУП - объем работ по функции, выполняемой в подразделении ап­паратом управления;

Ру - общий объем работ по функции, выполняемой в подразделении.

Объем работ по j-той функции, выполняемый в i-м линейно-функциональном подразделения вуза является значением показателя результативности по данной функции .

Конечным критерием эффективности при сравнении различных вари­антов оргструктуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей.

Переход от функциональной ориентации при построении организаци­онных систем к процессной означает модификацию традиционной (функ­циональной) парадигмы менеджмента. В современных условиях в основу построения и функционирования организационной системы закладывается принцип интеграции управленческой деятельности. Проектируемые организационные системы включают элементы разных органи­зационных систем, что позволяет перейти к новой модели на любой стадии организационного развития.

 

О. Е. Галкина

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.