Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧТО В СЕМЬЯХ ПРИВОДИТ К БОЛЕЗНИ





Берт Хеллингер

ИСТОЧНИКУ НЕ НУЖНО СПРАШИВАТЬ ПУТИ

Институт консультирования и системных решений

Высшая школа психологии

Москва

 

Перевод с немецкого: Анастасии Соколовой Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев

Хеллингер Б.

Источнику не нужно спрашивать пути. — М.: Инсти­тут консультирования и системных решений, 2005. — 308 с.

Все права защищены. Любая перепечатка издания является

нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Опубликовано по соглашению с автором.

Эта книга представляет собой развернутый анализ и попытку обобще­ния всех наиболее значимых идей и открытий Берта Хеллингера в области человеческих взаимоотношений. «Как после летних трудов осенью собира­ют урожай, так и в этой книге собраны и наглядно представлены плоды многих усилий и позднее пришедшего понимания» — так говорит о своей книге сам автор.

В книге самым подробным образом описан метод семейной расстанов­ки: подход, процесс, действие семейной расстановки, работа с движения­ми души. Предлагаемое издание можно без преувеличения назвать учебни­ком системно-феноменологической терапии по Хеллингеру.



Что есть судьба? В чем единство и различия мужского и женского? Что в семьях приводит к болезни и что исцеляет? Как примириться со смертью и умершими? Как пережить пережитое?

Раскрывая на страницах книги широкий круг важных для каждого из нас тем, автор уникального психотерапевтического метода семейной рас­становки побуждает читателя к размышлению и (пере)осмыслению соб­ственного жизненного опыта и ведет путем познания к нахождению воз­можных решений собственных семейных и личных проблем, к нахожде­нию гармонии с миром, таким, какой он есть, и самим собой. Принятие жизни и уход из нее, порядки отношений в паре, порядки отношений между родителями и детьми, любовь и жизнь, болезнь и душа, религия и вера в Бога — это темы, которые пронизывают всю нашу жизнь.

Многие из приведенных высказываний могут показаться спорными и даже в некоторой степени провокационными, но вряд ли могут оставить читателя равнодушным к описанным событиям и судьбам, предлагаемым решениям, которые Берт Хеллингер наглядно иллюстрирует множеством примеров из своей практики.



ISBN 5-94405-020-9

© Carl-Auer-Systeme Verlag, 2001

© Институт консультирования и системных решений, 2005

© А. Соколова, перевод, 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

Об этой книге ............................................................................ 15

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ.................................................................... 16

Введение ...................................................................................... 16

Истина......................................................................................... 16

Диалектика.................................................................................. 17

Восприятие и мышление........................................................... 18

Феноменологический путь познания....................................... 19

Признание путем отказа ........................................................... 21

Научная и феноменологическая психотерапия.......................24

Широта........................................................................................24

Целое..........................................................................'..................25

Источник.....................................................................................26

Слышать и видеть ...................................................................... 27

Понимание и действие ..............................................................28

Восприятие и сомнение ............................................................ 28

Образ мышления и образец судьбы ......................................... 29

Прерывание образца.................................................................. 30

Свет и тьма................................................................................. 30

Ученики и учитель..................................................................... 31

Видение и озарение ................................................................... 31

Тьма духа.....................................................................................31

История «Мудрость» .................................................................. 32

ЧУВСТВА.....................................................................................34



Введение......................................................................................34

Различение чувств.......................................................................34

Метачувства.................................................................................37

Ярость, отчаяние, любовь ......................................................... 38

Ненависть....................................................................................39

ДУША..........................................................................................40

Введение......................................................................................40

Границы души ............................................................................ 40

История «Путь»..........................................................................41

Порядки души ............................................................................ 42

Болезнь и душа .......................................................................... 43

Болезнь, душа и «Я» ................................................................. 43

Измерения души.........................................................................46

Смысл жизни..............................................................................49

Близнецы.....................................................................................49

Служение.....................................................................................50

В память об Освенциме ............................................................ 52

Воспоминания, которые завершают и объединяют............... 53

Убийцу влечет к его жертве...................................................... 55

Покой для убийц и жертв ........................................................ 55

«Плохие» и «хорошие» .............................................................. 56

Герои без риска ......................................................................... 57

Внимание к душе ....................................................................... 57

Идти вместе с душой................................................................. 59

Чистота души.............................................................................. 59

Безразличие................................................................................. 59

Богатство души не сравнить ни с каким учением...................60

Судьба...................................................................................61

Совесть и судьба..................................................................61

Личная совесть.....................................................................62

Родовая совесть....................................................................63

Судьба и свобода................................................................. 64

Удавшаяся жизнь.................................................................65

Судьба и вера....................................................................... 67

Судьба и душа ..................................................................... 69

ПРИНЯТИЕ ЖИЗНИ................................................................ 70

Введение......................................................................................70

Счастье.........................................................................................70

Восприятие счастья.................................................................... 71

Путь к счастью ...........................................................................71

Самореализация и полнота ....................................................... 72

Исцеление и благо..................................................................... 73

Границы совести ........................................................................ 74

Вина и невиновность ................................................................ 76

Покой.......................................................................................... 78

Пережить пережитое .................................................................. 78

Принять смиренно ..................................................................... 78

Солдаты и война ........................................................................ 79

Приверженность родине............................................................ 80

Благословение..............................................................................81

Новая жизнь после спасения .................................................... 81

Благодарность..............................................................................82

Компенсация...............................................................................82

Забвение.......................................................................................83

Подарок.......................................................................................84

Бытие и время............................................................................ 84

История «Полнота» .................................................................... 84

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ.................................................. 87

Введение......................................................................................87

Мужчина и женщина................................................................. 87

«Давать» и «брать» в партнерских отношениях.......................88

Обмен в любви........................................................................... 89

Будущее........................................................................................89

Анимус и анима ......................................................................... 89

Мужское и женское ...................................................................90

Полная сила................................................................................90

Поцелуй.......................................................................................91

Единство и различия ............N..................................................... 92

Как удается любовь .................................................................... 92

Взгляд на третье......................................................................... 93

Преимущество партнерских отношений перед отцовством

и материнством....................................................................94

Порядки в смешанной семье .................................................... 95

В браке ребенок замещает прежнего партнера

одного из родителей ........................................................... 97

На ребенка влияют и неизвестные ему прежние связи...........99

Браки партнеров из разных стран ........................................... 99

Брак с близнецом...................................................................... 100

Большое счастье требует мужества...........................................100

Счастье и несчастье....................................................................101

Позволить любви расти............................................................. 101

Истинная цена............................................................................102

Образы любви.............................................................................102

Страх и страсть.......................................................................... 102

Страх перед любовью................................................................103

Интимное....................................................................................103

Материнское и отцовское между мужчиной

и женщиной.........................................................................104

«Слышать» и «видеть» в партнерских отношениях............... 104

Думать и чувствовать.................................................................104

I

Триумф и ревность.................................................................... 105

Мстить с любовью.....................................................................105

Начать заново.............................................................................106

Освобождать................................................................................106

Расставание..................................................................................107

Расстаться смиренно...................................................................107

Боль расставания........................................................................108

Счастье и величие......................................................................108

Стерилизация и партнерские отношения............................... 109

Наполненная жизнь...................................................................109

Любовь в наше время................................................................ ПО

Любовь и порядок...............................................................111

Привязанность к родительской семье...............................112

Любовь идуша....................................................................112

Любовь и влюбленность.....................................................114

Решения.............:..................................................................115

Завершение...........................................................................116

Любовь и уважение.............................................................117

Любовь и бытие.................................................................. 120

ПОРЯДКИ В СЕМЬЕ............................................................... 122

Введение......................................................................................122

Право на принадлежность.........................................................122

Кто относится к семейной системе......................................... 122

«Плохие» и «хорошие» в семье................................................ 123

Целостность.................................................................................124

Принимать родителей................................................................125

Склониться перед родителями..................................................125

Мир и смирение........................................................................126

Отец и ребенок.......................................................................... 126

Жизнь больше, чем родители................................................... 127

Вина и надменность.................................................................. 127

Порядки любви между родителями и детьми........................ 129

Детская любовь...........................................................................129

Любовь и власть..................................................................\......130

Любовь и бессилие....................................................................130

Борьба сил..................................................................................130

Благословение..............................................................................131

Забота о престарелых родителях.............................................. 132

Дети, умершие в раннем возрасте........................................... 132

Живые и мертвые.......................................................................133

Смерть детей...............................................................................133

Упрек как суррогат скорби.......................................................134

Идеализирование как суррогат скорби.................................... 134

Надменная скорбь и скорбь смиренная.................................. 135

Имена умерших..........................................................................135

Исключенные умершие..............................................................136

Дети, от которых отказались родители................................... 136

Искупление..................................................................................138

Семейные тайны.........................................................................138

Инвалиды в семье......................................................................139

Ребенок-инвалид..................................................................139

Брат (или сестра)-инвалид..................................................139

Контерганные дети..............................................................140

Инвалидность партнера.......................................................141

Инвалидность родителей.....................................................142

Сила, которую может дать инвалидность........................ 142

Изначальный порядок................................................................143

Когда вместо виновных бьют слабых...................................... 143

Когда отец готов заботиться о детях после развода............... 143

Уважать родителей......................................................................144

Уважать или покоряться............................................................144

Порядок и любовь..................................................................... 145

Любовь и жизнь.........................................................................145

Ранняя смерть отца или матери............................................... 146

Лев................................................................................................146

Как уважать умерших родителей............................................. 147

Травмы.........................................................................................147

Надменность................................................................................148

Боль расставания........................................................................148

Прощание....................................................................................149

Порядок в созвучии...................................................................149

ЧТО В СЕМЬЯХ ПРИВОДИТ К БОЛЕЗНИ

И ЧТО ИСЦЕЛЯЕТ...................................................................150

Введение......................................................................................150

Любовь, которая ведет к болезни, и целительная любовь .... 150

История «Дварода счастья»......................................................152

Пути к новым ориентирам....................................................... 157

Психотерапия и медицина........................................................157

Болезнь и порядок.....................................................................158

Болезнь как процесс исцеления души.................................... 159

Рак................................................................................................ 159

Истощение и булимия...............................................................163

Питание и посты....................................................................... 164

Одержимость едой (обжорство)................................................164

Аллергия.......................................................................................165

Астма............................................................................................165

Депрессия....................................................................................165

Семейная динамика при психозах........................................... 167

Семейная расстановка..........................................................167

Движения души...................................................................167

Любовь..................................................................................169

Решение.................................................................................169

Прерванное движение................................................................171

Что приводит к неврозам......................................................... 172

Смерть во время родов............................................................. 172

Магическая любовь и любовь знающая.................................. 173

Уважение границ........................................................................174

Привязанность............................................................................175

Тяжелобольные дети..................................................................176

Болезнь и компенсация.............................................................177

Инцест.........................................................................................178

Решение для следующих поколений........................................180

Уважение вместо искупления....................................................181

Смерть вместо другого...............................................................182

Заключительный штрих.............................................................182

СЕМЕЙНЫЕ РАССТАНОВКИ И ДВИЖЕНИЯ ДУШИ..... 183

Введение......................................................................................183

Семейные расстановки...............................................................183

Что дают семейные расстановки.............................................. 184

На что необходимо обратить внимание

при семейных расстановках................................................185

Душа указывает путь................................................................. 185

О подходе при семейных расстановках................................... 187

Стандартные вопросы................................................................188

Серьезность.................................................................................189

Системный подход.....................................................................189

Не уходить от существенного................................................... 189

Силовое поле..............................................................................190

Доверять полю............................................................................190

«Починить» или «дать вырасти»...............................................191

Исцеление как подарок.............................................................192

Осторожность при контроле результата.................................. 193

Мужество узнать правду — такую, как есть........................... 194

Любопытство унижает................................................................194

Опираться в душе на любовь................................................... 195

Границы семейной расстановки...............................................196

Живые и мертвые.......................................................................196

Знание в силу принадлежности к общей душе...................... 196

Помогать в гармонии................................................................ 197

Собственные и чужие чувства.................................................. 199

Насколько правдивы заместители............................................200

Замещение и собственное «Я»..................................................201

Преимущество большего............................................................202

Одна из реальностей..................................................................202

Толкования ограничивают.........................................................203

Воздействие на других членов семьи......................................204

Когда необходимо остановиться...............................................204

Смотри вперед — за спиной родители ................................... 205

С чем необходимо считаться....................................................205

Минимализм...............................................................................205

Действие последует за душой...................................................206

Оставить картину расстановки позади....................................207

Результат в отсутствие действия...............................................207

Пустая середина..........................................................................207

Мгновение, которое несет........................................................210

Решение как созревший плод..................................................210

Решение и отказ.........................................................................211

Решение путем невмешательства..............................................211

Разрешающие фразы..................................................................212

Глубины души............................................................................213

«Я останусь еще ненадолго».....................................................215

Привычное и доступное............................................................215

Исцеление семейной души........................................................216

Молния........................................................................................217

Когда удается расстановка: обзор.............................................217

Путь познания.....................................................................217

Процесс.................................................................................218

Семейная расстановка..........................................................219

Клиент...................................................................................219

Терапевт................................................................................220

Заместители...........................................................................220

 

Вопросы................................................................................221

Собранность.........................................................................222

Знаки.....................................................................................223

Открытость...........................................................................223

Начало...................................................................................223

Подход...................................................................................224

Уплотненные расстановки...................................................225

Пространство........................................................................225

Участие..................................................................................226

Силовое поле........................................................................226

Умершие................................................................................227

Душа......................................................................................227

Любовь..................................................................................228

Компенсация........................................................................228

Преимущество старших.......................................................229

Полнота.................................................................................229

Решения................................................................................229

История «Два рода знания» ...................................................... 231

Семейные расстановки и движения души..............................233

Порядки родовой совести..................................................233

Порядки личной совести....................................................235

Взаимные движения обоих видов совести.......................237

Движения души...................................................................237

Опыт с движениями души.................................................238

Пример: женщина, больная раком....................................240

Пример: израильтяне и палестинцы.................................241

Пример: женщина, страдающая обжорством...................242

Умершие................................................................................242

Пример: женщина, умершая в родах................................243

Пример: индианка и ее сестра,

погибшая в результате несчастного случая.......................244

Предки..................................................................................245

Смерть...................................................................................245

Пример: страх смерти.........................................................246

Будущее.................................................................................247

ПОМОЩЬ И РЕШЕНИЕ........................................................248

Введение......................................................................................248

Решение без проблемы..............................................................248

Интуиция и решение.................................................................248

Решение следует за любовью....................................................249

Описание проблемы поддерживает саму проблему...............249

Отклонения служат решению...................................................249

Границы помощи.......................................................................250

Увидеть время, которое осталось.............................................254

В гармонии со смертью............................................................ 255

Привязанность и прогресс........................................................255

Основные терапевтические позиции........................................256

Круг..............................................................................................257

Два рода помощи.......................................................................258

Уважение......................................................................................258

Сдержанность..............................................................................260

Сопротивление............................................................................260

Необратимые последствия.........................................................260

Сострадание.................................................................................261

Полнота.......................................................................................262

Психотерапия в гармонии.........................................................262

СКАЗКИ И ИСТОРИИ.............................................................264

Введение......................................................................................264

Судьбы в зеркале сказок и историй....................................... 264

1. Собственно тема..............................................................264

2. Иллюзия...........................................................................265

3. Поворотный пункт.........................................................265

4. Пробелы...........................................................................266

5. Стратегии разочарования................................................266

6. Смещение.........................................................................267

7. Место в жизни................................................................267

8. Симптомы........................................................................267

9. Решения............................................................................268

10. Контристории................................................................268

11. Примеры контристорий...............................................268

Истории в помощь детям.........................................................269

Ночное недержание.............................................................269

Запор.....................................................................................271

Дети, которые пачкают штаны..........................................271

Ребенок-упрямец.................................................................272

РЕЛИГИЯ...................................................................................274

Введение......................................................................................274

Религии........................................................................................274

История «Другая вера»................................................................277

Уважать тайну.............................................................................278

Хранить молчание......................................................................279

Образы Бога................................................................................280

Критика церкви..........................................................................281

Высшее благо..............................................................................281

Движения души..........................................................................282

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ.................................................................284

Введение......................................................................................284

Собранность и смерть...............................................................284

Живущие и умершие.................................................................285

Прийти и уйти...........................................................................286

Движение к смерти....................................................................287

Принятие жизни и уход из нее .............................................. 287

Смерть и завершение.................................................................289

Уважение кумершим.................................................................290

Рано умершие.............................................................................291

Аборты.........................................................................................292

Смерть больше, чем жизнь.......................................................293

Насильственная смерть..............................................................294

Пересадка органов......................................................................294

Умирание и смерть....................................................................294

Первопричина......................................................................265

Ранняя смерть......................................................................265

Смерть и примирение.........................................................266

Страх смерти........................................................................298

Примирение с умершими...................................................299

Образы жизни и смерти.....................................................301

Преимущество жизни..........................................................301

Душа......................................................................................303

Путешествие в царство мертвых..............................................303

Межвременье...............................................................................305

Жить до конца...........................................................................306

Заключительное слово................................................................306

Жизнь продолжается...........................................................306

Счастье..................................................................................307

Об этой книге

Разделы этой книги написаны в период с 1992 по 2000 годы. Все высказывания приводятся в определенном контексте, по­скольку я озвучивал их во время моих курсов в виде введений, объяснений или выводов относительно того, что происходило. Иногда это были ответы на вопросы участников курса или от­веты на вопросы во время интервью или докладов. Т. к. курсы и интервью издавались отдельно, их можно найти в дословном исполнении, в этой книге я их только немного отредактиро­вал.

Все написанное следует воспринимать в контексте, т. к. при­водимые высказывания относятся к конкретным ситуациям. Контекст придает им цветность и делает живыми, поэтому они раскрывают ту или иную тему не полностью, а только в той мере, в какой этого требовала конкретная ситуация или конк­ретный вопрос. Некоторые высказывания схожи, но в зави­симости от ситуации приобретают дополнительное значение. Только в главе «Судьбы в зеркале сказок и историй» я раскры­вал тему обзорно.

Читателю может показаться, что за моими рассуждениями не стоит целостная теория. Но что бы это дало? Если выта­щишь на берег невод, полный рыбы, — она твоя, и каждую рыбешку ты можешь подержать в руках. Но, к сожалению, эта рыба не сможет больше плавать. В этой книге вы сможете уви­деть, как плавает каждая рыба.

Как я работал над этой книгой, можно проиллюстрировать на примере одной истории. Юноша спросил учителя о свобо­де, учитель ответил: «Некоторые думают, что ищут истину в своей душе. Но Большая Душа сама думает и ищет через них. Так же, как и природа может себе позволить много ошибок и постоянно с легкостью заменяет плохих игроков на новых. Давая время на размышление, она дает свободу, как река — пловцу, который отдается ее течению, и та несет его своею силой к другому берегу».

Чтобы читателю было легче ориентироваться, я разбил со­держание книги на отдельные разделы и каждый из разделов снабдил введением.

Ваш Берт Хеллингер

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ

Введение

Эта глава знакомит с исходными позициями, которые гото­вят к глубокому пониманию, прежде всего к пониманию возмож­ных решений. Исходные позиции это отсутствие намерений, мужество, открытость новому, неизвестному, сдержанность и согласие с тем, что выявится, даже если это требует от нас усилий на пределе возможного.

Основные понятия: феноменологический путь познания, фено­менологический подход, истина как данность, открывшаяся ис­тина как побуждение к действию.

Истина

Истина — это нечто, что стремительно появляется из небы­тия и снова погружается в небытие. Она появляется внезапно и снова исчезает. В тот миг, когда она приходит, она верна. В этом нет сомнения. Мы недооцениваем существа истины и познания. Пытаясь увековечить момент истины, мы недооце­ниваем ее быстротечность. Истина — это быстротечное благо.

Но все же в момент своей внезапной вспышки истина вер­на. Поэтому протест против открывшейся истины всегда при­ходит слишком поздно. Она уже исчезла.

УЧАСТНИК: Но это, конечно, очень субъективное открытие.

БЕРТ ХЕЛЛИНГЕР (далее Б. X): Совсем нет. И в этом все дело. Если истина открывается в процессе семейной расстанов­ки, она доступна всем.

УЧАСТНИК. Но только после того, как ты ее сконструи­ровал.

Б. X: Я не конструирую, я ее вижу. Она открывается вне­запно. Например, во время последней расстановки я внезапно

увидел, что речь идет об абортированном ребенке, я ее почув­ствовал.

УЧАСТНИК: Включив в расстановку ребенка, ты сконстру­ировал истину для участника, с которым работал.

Б. X:. Кто конструирует, тот (за редким исключением) по­падает не в цель, а рядом, потому что конструкция не прони­кает в душу, а только в голову. Это важное различие. Я заметил, что, если я в процессе работы озвучиваю то, что мне откры­лось, достаточно посмотреть на лица, чтобы понять, так ли это. По воздействию всегда можно понять, достигло ли оно души. Если же я что-то измыслил, возможно, уже сформулировал и высказываю вслух, то вижу, что реакция отсутствует. Воздей­ствие не достигло души.

Когда вы говорите о конструировании, спросите себя: по­чему одна конструкция действует, а другая — нет? Вероятно, действует что-то еще, нечто за пределами конструкции. Иначе не было бы так, что одна конструкция действует, другая — нет. Обе должны были бы действовать одинаково или одинаково не действовать.

УЧАСТНИК: Когда происходит расстановка семьи, обозна­чается отсутствующий порядок, тогда ты говоришь, что тера­пия окончена. А какой была бы констелляция, если с участни­ком этой расстановки сделать вторую расстановку?

Б. X.: Тот, кто делает вторую расстановку, возможно, хо­чет вновь осознать исчезнувшую истину, но это невозможно. Ее уже нет. Я могу сделать вторую расстановку, но только если поступила совершенно новая информация или вместо уже расставленной системы необходимо сделать расстановку родительской системы, и наоборот. Тогда будет привнесено что-то новое.

Диалектика

Диалектика предполагает осознание в три шага. Тезис, пре­вращаемый в антитезу, они дают синтез, который становится новым тезисом, превращается в антитезу, что приводит к но­вому синтезу. Принципиально важно, чтобы антитеза пред­ставляла собой не просто мнение или возражение, но новый взгляд.

2 - 5433 1 7

Если один человек в процессе диалога высказывает свой взгляд на любовь или делится своим опытом о ней, а другой обладает иным взглядом либо опытом, то это — антитеза в ди­алектическом смысле, но это такая антитеза, которая ведет к синтезу, обогащающему обоих.

Часто бывает так: кто-то высказывает свое убеждение в ка­честве тезиса, а другие в качестве антитезы приводят возраже­ния, которые ставят тезис под сомнение. Действуя таким обра­зом, они рассматривают тезис в качестве простого мнения, тем самым лишая его силы, несмотря на то, что данный тезис осно­ван на восприятии и является его описанием.

Ключевым словом для такого типа антитезы является слово «но». Такое «но» обесценивает непосредственное восприятие. Если я, например, глядя на гору, говорю «но», я уже не воспри­нимаю ее такой, как есть, хотя гора и стоит передо мной. Сво­им «но» я лишаю гору части ее величия и мощи.

Возражать можно против чего угодно, не тратя сил на вос­приятие, не имея терпения ждать до тех пор, пока не придут новое понимание и новый опыт. Поэтому возражения всегда так скоры. Понимание, напротив, требует времени.

Я бы хотел еще кое-что сказать о диалектике. Возражая против чего-то, человек чувствует себя свободным. Возраже­ния рождаются из собственного усмотрения, они не предпола­гают необходимости обоснования. Мысль обретает свободу, связанную с ощущением власти. В то время как свобода дей­ствий становится чрезвычайно мала. И может ли человек, выс­казавший все свои возражения против понимания и опыта другого, сделать что-либо, выходящее за рамки понимания другого?

Тот же, кто отказывается от всяких возражений, в своем мышлении несвободен. Свобода его мысли весьма ограничена, поскольку он руководствуется непосредственным восприятием действительности. При этом он свободен в своих действиях, у него много возможностей.

Восприятие и мышление

Существует несколько путей к истине. Я иду путем, кото­рый мне знаком, но есть и другие. Поразительно, как много на

свете композиторов, но никто из них не сочинил точно такой же мелодии, как и другой. У каждого свое видение. Все мело­дии различны, и каждая по-своему прекрасна.

Так же и два человека не могут обладать идентичным пони­манием в отношении одного предмета. Если у обоих сложи­лось особое общее понимание предмета, то понимание каждо­го из них будет несколько отличным от понимания другого. Полнота не может быть достигнута только одним путем.

Понимание идет от восприятия. Многие, уклоняясь от не­посредственного восприятия, высказывают некие надуманные утверждения или возражения, которые не являются результа­том восприятия. Это слишком просто, это может и глупец. Когда восприятие идет от ощущения, понимание и восприятие взаимно дополняют друг друга.

Мышление без восприятия всегда ходит по кругу. Одно лишь размышление не даст нам понимания. Понимание идет от вос­приятия, а мышление следует за ним. Поэтому понимание на­чинается с восприятия и продолжается в мышлении.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.