Автоматизация информационного обеспечения.
При отсутствии автоматизации на рабочем месте диспетчера на сбор, фиксацию, суммирование, выборки, анализ и другую обработку информации затрачивается до 30—40 % рабочего времени.
Информационное обеспечение АРМ ДГЦ (ДГЦУ) должно разрабатываться целенаправленно для каждой конкретной задачи управления, решаемой диспетчером. В первую очередь необходимо обеспечить автоматизацию представления наиболее важной и трудоемкой в получении информации.
Информация должна быть детальной или интегрированной, сводной или выборочной, подготовленной к удобному ее использованию при решении той или иной задачи.
При выполнении функций управления наиболее часто диспетчер имеет дело со следующими блоками информации:
- поездное положение на перегонах и станциях;
- нормативный график движения поездов;
-график исполненного движения;
- прогнозный график пропуска поездов;
-данные о составах поездов;
- наличие ограничений в пропуске поездов по перегонам и станциям;
- диспетчерские приказы;
- подходы поездов;
- планы отправления поездов со станции формирования;
- план эксплуатационной работы участка;
-данные о локомотивах и бригадах;
- опоздания поездов (отклонения от графика);
- причины опозданий поездов;
- данные о ходе грузовой работы на станциях участка;
- наличие и состояние вагонного парка.
Диспетчер систематически использует характеристики станций и перегонов; сопоставляет ГИД с нормативным графиком при контроле за выполнением графика по отправлению и проследованию поездов каждой категории (грузовые, пассажирские, пригородные, а также вывозные, передаточные и хозяйственные); контролирует прием-сдачу поездов и вагонов по стыковым пунктам; прием, расформирование, формирование и отправление поездов техническими станциями и выполнение других плановых заданий.
На АРМ диспетчера должно быть обеспечено автоматическое или автоматизированное представление перечисленных разделов информации. Необходимо предоставить диспетчеру возможность получать в масштабе реального времени своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии каждого объекта управления (поезд, вагон, локомотив, станция, перегон, локомотивная бригада), а также аналитическую информацию о количественных и качественных показателях работы участка.
Информационное взаимодействие диспетчера с комплексом технических средств (КТС) АРМ разрабатывается с максимальным приспособлением машинного звена к потребностям и возможностям человека. С этой целью:
- организован диалоговый режим ввода и получения информации с максимально простой формой запроса;
-создана развитая информационно-справочная база данных для выдачи по инициативе диспетчера информационных видеограмм на основе меню информации — укрупненных разделов информационных сообщений различной степени детализации (например, «Поезд», «Локомотив», «Опоздание», «Диспетчерские приказы», «График», «План поездной работы», «План грузовой работы», «Справка», «Действия диспетчера» и др.);
- обеспечена выдача информации на видеотерминалы (в форме, не требующей перекодирования) графиков нормативного, исполненного движения и прогнозного, путевых схем станций и перегонов, поездного положения на станциях и перегонах с отображением и перемещением номеров поездов;
- предусмотрена выдача различных сообщений и запросов по инициативе системы;предусмотрено протоколирование работы системы—хода эксплуатационной работы (ГИД, учет выполнения графика, причины опозданий, выполнение показателей поездной и грузовой работы, показателей графика, наличия ограничений); действий диспетчера (журнал диспетчерских приказов, ввод, корректировка, квитирование информации, попытки несанкционированного доступа); работоспособности технических средств АРМ ДНЦ и системы автоматизации.
4.4. Состав комплекса технических средств АРМ ДГЦ (ДГЦУ).
Автоматизированная деятельность поездного диспетчера по управлению эксплуатационной работой на участке имеет сложный многофункциональный характер. Этим обусловлены довольно широкий состав комплекса требующихся технических средств на АРМ и большой набор разнообразных модулей специального программного обеспечения (СПО) для автоматизации функций и информационного обеспечения диспетчера, а также для связи КТС АРМ с управляемым участком и с различными информационно-справочными системами.
На действующих АРМ ДГЦ (ДГЦУ) устанавливается от 4 до 7 терминалов. Их число и величина поля экрана для отображения мнемосхем и графиков (ГИД+ПГД) зависят от сложности конфигурации путевого развития диспетчерского участка, интенсивности движения поездов и разрешающих возможностей экранов терминалов.
Например, в составе АРМ ДГЦ «Сетунь», которыми оборудованы рабочие места поездных и узловых диспетчеров на Куйбышевской и Северной железных дорогах, аппаратура управления и контроля ГИД состоит из:
- 2 компьютеров промышленного исполнения с характеристиками не ниже Pentium IV 1,8 GHz, video 32 Mb 1280x1024,512 RAM, HDD 40 Gb, Sound Blaster, LAN Intel, один из которых является основным, другой —резервным. Резервный компьютер находится в горячем резерве (включен);
- переключателя монитора, клавиатуры, «мыши» с основной машины на резервную и обратно;
- манипулятора «мышь» для управления ГИД;
- клавиатуры для управления ГИД;
- LCD монитора 18" и выше для отображения и контроля ГИД;
- звуковых колонок;
-локальной сети ОТН;
- принтера А4 рулонной печати;
-сетевого удаленного плоттера формата А1;
- блока бесперебойного питания, обеспечивающего не менее 20 мин работы при потере питающего напряжения;
-соединительных кабелей аппаратуры управления и контроля.
На рабочем столе находится вспомогательный рабочий бланк ДГЦ, предназначенный для записи служебной информации о движении поездов по участку и прочей информации в случае нарушения нормальной работы системы ГИД. А также бланк приложения к электронному ГИД, на котором ДГЦ фиксирует невводимую в систему автоматизированного ГИД информацию, а именно:
-данные об использовании локомотивов;
- данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток;
- проследование пассажирских и пригородных поездов, в том числе причины их опоздания;
- выполнение показателей работы участка;
- причины невыполнения участковой скорости с разложением по службам;
- брак, отказы в работе технических средств;
- задания руководителей ДЦУ;
- проведение окон на участке;
- выезд техники на окно, причины несвоевременного выезда.
АРМ ДГЦ (ДГЦУ) предназначено для осуществления управляющей
деятельности в масштабе реального времени, что выдвигает повышенные требования к параметрам надежности функционирования КТС и СПО. Этим обусловлена необходимость резервирования ПЭВМ и наиболее ответственных технических средств АРМ, которые сами по себе должны быть высоконадежными—промышленного типа.
4.5. Автоматизация прогнозирования и регистрации движения поездов на участках, необорудованных системами ДК или ДЦ.
Методики и алгоритмы автоматизации ведения в масштабе реального времени ГИД, разработки и корректировки ПГД для АРМ ДГЦ (ДГЦУ) на базе компьютерных систем автоматического съема информации о перемещении подвижных единиц с устройств ЖАТ станций и перегонов и связи с АСОУП достаточно глубоко проработаны и реализованы на многих АРМ ДГЦ (ДГЦУ).
Однако проблема эффективной автоматизации разработки и ведения ГДП является не менее актуальной и для диспетчерских участков, не оснащенных ДК или ДЦ. Их протяженность в настоящее время составляет около трети на сети железных дорог РФ.
Требования к автоматизированному режиму ведения ГИД. При ведении ГИД на АРМ ДГЦ в автоматизированном режиме в современных условиях должны обеспечиваться следующие возможности:
- ведение ГИД на участках с любой оснащенностью и любой топологией;
- работа АРМ как в локальном режиме, так и в составе дорожного ДЦУ перевозками;
- использование локальной базы данных и базы данных коллективного пользования;
- получение контекстно-зависимой помощи;
- доступ и представление данных нормативного графика движения;
- автоматический контроль допустимости вводимых данных и обеспечение корректности данных в локальной базе данных;
- ввод и корректировка диспетчерских расписаний движения поездов;
- ввод и корректировка оперативных данных состояния диспетчерского участка;
- вывод на экран, формирование и корректировка поездного положения на участке;
- формирование и использование текстовых сообщений и звуковых сигналов для выделения событий, требующих привлечения внимания;
- формирование архивных данных и их использование при восстановлении после сбоев и отказов в работе системы;
- настройка интерфейса по желанию пользователей.
Автоматизация ведения ГИД на таких участках должна обеспечиваться на основе автоматического, циклического контроля моментов свершения событий, запланированных по прогнозному графику, относительно текущего поездного положения:
- при выборе режима автоматизированного ведения ГИД на экран дисплея АРМ выводится текущее поездное положение, по которому ДГЦ осуществляет контроль за движением поездов;
-при выявлении момента отправления, прибытия или появления поезда на участке по данным прогнозного графика АРМ выдает запрос на подтверждение со стороны ДГЦ факта свершения события (одновременно может выводиться несколько запросов о подтверждении событий с несколькими поездами);
- при фактическом свершении события (событий) ДГЦ на основании данных, получаемых от ДСП станций, подтверждает его свершение путем нажатия соответствующей клавиши.
При получении подтверждения от ДГЦ факта свершения события АРМ автоматически:
- осуществляет перемещение номера поезда на поездном положении на перегон (при отправлении поезда) или путь станции (при прибытии поезда на станцию);
- выводит номер поезда на стыковом перегоне или пути станции (при приеме поезда по стыку или отправлении поезда со станции формирования);
- фиксирует событие с поездом в ГИД.
Если данные о свершении события (событий) с поездами отсутствуют, ДГЦ не вводит в АРМ сообщения о подтверждении таких событий.
Неподтвержденные ДГЦ запросы переходят в состояние отложенных; по ним АРМ начинает фиксировать опоздание.
При получении от ДСП данных о свершении событий ДГЦ выбирает из памяти ЭВМ отложенные запросы и подтверждает их свершение.
При получении подтверждения со стороны ДГЦ на отложенные события АРМ:
- фиксирует время опоздания поезда относительно прогнозного графика;
- осуществляет перемещение номера поезда на поездном положении;
- фиксирует событие в ГИД.
При выявлении событий, связанных с движением поездов, и ошибок при вводе данных в АРМ должны, для привлечения внимания ДГЦ, формироваться текстовые сообщения и звуковые сигналы.
Требования к автоматизации разработки ПГД. При разработке ПГД на АРМ ДГЦ на участках, не оборудованных ДК или ДЦ, должны обеспечиваться следующие возможности:
-формирование ПГД и его вариантов;
- просмотр ПГД в графической и табличной формах;
- ведение архива ПГД.
Формирование ПГД должно осуществляться (при включении поезд- эным диспетчером режима его формирования) с использованием следующих оперативных исходных данных: г - текущего положения всех поездов на участке;
-планов отправления поездов со станций участка на ближайшие 3—4ч;
- планов подходов поездов к стыковым станциям участка на ближайшие 3 - 4 ч;
- об окнах и ограничениях, действующих и планируемых на участке;
- о выключенных из поездной работы приемо-отправочных путях станций;
- о продолжительности периода планирования, задаваемого ДГЦ.
При запуске на реализацию функция формирования ПГД должна выполняться автоматически. Формирование ПГД следует осуществлять на основе моделирования движения поездов по участку. При этом необходимо использовать оперативные и нормативные данные, обеспечивать условия безопасности движения поездов. Расчет вариантов ПГД выполняют на основе задаваемых ДГЦ вариантов исходных данных с целью оптимизации ПГД по критерию минимума задержки поездов на участке.
5 ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРИ НАРУШЕНИЯХ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Диспетчер поездной при получении сообщения от локомотивной бригады, дежурного по железнодорожной станции или другого должностного лица о нарушениях безопасности движения (крушениях, авариях, сходах и столкновениях подвижного состава в организованных поездах и при маневровой работе, случаях брака в работе, в результате которых пострадали люди, допущен перерыв в движении или произошло загрязнение окружающей среды, пожарах в поездах и на объектах инфраструктуры железных дорог) обязан:
- немедленно сообщить диспетчеру дорожному (по району управления) ДЦУП, дежурному по отделению железной дороги и энергодиспетчеру района электроснабжения;
- известить дежурных по железнодорожным станциям, начальников станций и машинистов поездов, находящихся на этом перегоне;
- закрыть перегон для движения поездов и прекратить отправление поездов на закрытый перегон;
- обеспечить беспрепятственное продвижение восстановительных поездов, в т.ч. с учетом их габаритов, пожарных поездов и других аварийных формирований в район восстановительных работ;
- своевременно подготовить ближайшие к месту восстановительных работ станции и участки для беспрепятственного продвижения восстановительных и пожарных поездов;
- после завершения восстановительных работ передать дежурным по железнодорожным станциям и всем причастным приказ об открытии (возобновлении) движения поездов на закрытом перегоне.
2. Диспетчер дорожный (по району управления) ДЦУП, получив от диспетчера поездного сообщение о чрезвычайной ситуации, обязан:
- доложить о ней старшему диспетчеру дорожному ДЦУП;
- в случае схода с рельсов подвижного состава немедленно отдать приказы диспетчеру поездному об отправлении восстановительных, а при необходимости - пожарных поездов и аварийно-восстановительных дрезин района контактной сети (при местонахождении восстановительных поездов в границах отделения железной дороги, входящего в район управления ДЦУП), а также дежурному инженеру соответствующей дистанции сигнализации и связи - об организации связи с местом схода подвижного состава;
- контролировать беспрепятственное продвижение восстановительных и пожарных поездов, других аварийных формирований в район восстановительных работ. При отключении контактной сети обеспечить подвод достаточного количества тепловозов.
3. Диспетчер дорожный локомотивный ДЦУП обязан обеспечить выделение локомотива для отправления восстановительного поезда не позднее 15 минут с момента получения оперативного приказа.
4. Старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП после получения информации от диспетчера дорожного (по району управления) обязан:
- информировать начальника железной дороги, заместителя начальника железной дороги - главного ревизора по безопасности движения поездов, а при его отсутствии - заместителя главного ревизора по безопасности движения, ведающего восстановительными средствами, главного диспетчера ЦУП и дежурного оперативно-распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии - в течение 15 минут устно по телефону и в течение 2 часов - письменно (по факсимильной или электронной связи). Кроме того, при необходимости, когда последствия нарушения безопасности движения поездов несут угрозу жизни и здоровью пассажиров, персонала железных дорог и населения, сообщить оперативному дежурному территориального управления МЧС России. Схема оповещения утверждается начальником железной дороги;
- дать оперативные приказы диспетчеру поездному об отправлении восстановительных, а при необходимости - пожарных поездов и аварийно-восстановительных дрезин района контактной сети (при местонахождении восстановительных поездов за пределами отделения железной дороги, на которые они направляются), а также старшим телефонисткам телефонной станции отделения железной дороги и телефонной станции по месту нахождения восстановительного поезда об оповещении причастных работников и руководителей структурных подразделений железной дороги;
- известить диспетчера территориального филиала ведомственной охраны в случае пожара, аварийной ситуации с опасными грузами и угрозы хищения грузов в поврежденных вагонах;
- контролировать продвижение восстановительных, пожарных поездов, других аварийных формирований к месту проведения восстановительных работ и ход этих работ, информируя главного диспетчера ЦУП и дежурного оперативно-распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии.
5. Дежурный по отделению железной дороги, получив информацию о нарушении безопасности движения поездов от диспетчера поездного, согласно схеме оповещения, утвержденной начальником отделения железной дороги, обязан:
- доложить о нарушении обеспечения безопасности движения поездов начальнику и заместителю начальника отделения железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов;
- оповестить через телефонистку телефонного узла членов отделенческой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, других должностных лиц, назначенных для проведения восстановительных работ начальником отделения железной дороги;
- контролировать подъем и отправление восстановительных, пожарных поездов и других аварийных формирований и подразделений, дислоцированных на отделении железной дороги.
6. Главный диспетчер ЦУП совместно с дежурным оперативно-распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии контролирует ход восстановительных работ и восстановление нормального движения поездов после окончания восстановительных и ремонтных работ.
7. При отказах в работе технических устройств, не приведших к нарушениям безопасности движения поездов, но оказывающих существенное влияние на поездную и маневровую работу, диспетчерский персонал ДЦУП взаимодействует с техническими службами железной дороги следующим образом:
1) диспетчер поездной докладывает диспетчеру дорожному (района управления) ДЦУП и сообщает диспетчерам подразделений причастных технических служб железной дороги о:
- неисправности технического устройства и характере неисправности;
- причине неисправности и степени достоверности ее установления, отнесения неисправности на ответственность подразделения технической службы железной дороги;
- степени влияния неисправности на поездную, маневровую и грузовую работу;
2) диспетчер дорожный района управления ДЦУП совместно с диспетчером дорожным по направлению и диспетчером дорожным по регулированию вагонного парка определяет оперативные меры по организации перевозочного процесса в условиях затруднений, вызванных неисправностью технических устройств (изменение маршрута пропуска поездопотока, плана формирования поездов и т.д.), и выдает оперативное задание диспетчерам поездным по организации поездной работы до устранения неисправности;
3) старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП совместно с диспетчером дорожным (района управления) и диспетчером дорожным (по направлению) определяет оперативные меры по организации перевозочного процесса на железной дороге и докладывает о них начальнику ДЦУП. По вопросам, связанным с изменением условий поездной работы на соседних железных дорогах, взаимодействует с главным диспетчером ЦУП.
Если не установлена причина отказа в работе технических устройств или в ее устранении участвуют работники двух и более структурных подразделений технических служб, то старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП обращается за помощью к начальнику отделения железной дороги. Начальник отделения железной дороги назначает ответственного работника, который возглавляет работы по устранению препятствий в движении поездов и информирует диспетчера поездного ДЦУП об их результатах. При оценке продолжительности устранения отказов в работе свыше 20 минут на линиях со скоростным движением пассажирских поездов и свыше 40 минут на остальных линиях ответственным руководителем работ назначается начальник или заместитель начальника структурного подразделения причастной технической службы (дистанции) и отделения железной дороги.
8. При возникновении отказов в работе технических устройств, а также аварий и других ситуаций, создающих значительные затруднения в организации поездной работы в пределах нескольких железных дорог, старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП немедленно ставит в известность о случившемся начальника ДЦУП и главного диспетчера ЦУП. Начальник ДЦУП обращается к начальнику железной дороги, который назначает руководителя, ответственного за организацию работ, пропуск восстановительных поездов, восстановление нормального движения поездов после окончания восстановительных и ремонтных работ из числа начальников или заместителей начальников причастных технических служб железной дороги.
9. В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, утвержденной Приказом МЧС России от 07.07.97 № 382, диспетчер дорожный (района управления) ДЦУП сообщает оперативному дежурному территориального управления МЧС России о следующих нарушениях и аварийных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, персонала железных дорог и населения:
- крушение пассажирского или грузового поезда;
- повреждение вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которого пострадали люди или окружающая среда;
- перерыв в движении поездов по главному ходу на 6 и более часов;
- дорожно-транспортное происшествие на железнодорожном переезде с тяжелыми последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек);
- крупный террористический акт (погибли 5 человек и более, госпитализированы 10 человек и более, прямой материальный ущерб - свыше 1 тыс. МРОТ);
- пожары в поездах и вагонах, при которых погибли 2 человека и более, госпитализировано 4 человека и более, прямой материальный ущерб - 1500 МРОТ и более;
- пожары в поездах и вагонах, перевозящих опасные грузы;
- авария на железнодорожном транспорте с выбросом (угрозой выброса) патогенных для человека организмов;
- чрезвычайная ситуация природного характера, при которой погибли 2 человека и более, госпитализированы 4 человека и более, прямой материальный ущерб составил соответственно: 100 МРОТ для граждан и до 500 МРОТ для организаций.
6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создание автоматизированной системы диспетчерского управления требует больших затрат, поэтому возникает вопрос об эффективности вложений. Основными показателями определяющими экономическую эффективность затрат на создание автоматизированных систем управления являются:
-годовая экономия (годовой прирост прибыли)- Э;
-годовой экономический эффект -Эг;
-срок окупаемости затрат -Т;
-расчетный коэффициент эффективности затрат - Ер.
Что касается экономической эффективности автоматизированной системы диспетчерского управления, то создание подобной автоматизированной системы, существенно улучшая регулярность движения, позволяет получить прибыль за счет:
-увеличения объема перевозок;
-улучшения оплаты проезда или перевозки грузов;
-высвобождения административно-управленческого персонала;
-сокращения суммарных затрат времени пассажиров на ожидание.
Первые три фактора обеспечивают годовую прибыль транспортному предприятию, а последний фактор составляет денежный эквивалент экономии затрат времени пассажиров на передвижения, т.е. внешнюю народнохозяйственную экономию.
Общими исходными до внедрения АСДУ принимаю:
- средняя дальность поездки (l1= 450 км);
- коэффициент использования вместимости (g1 = 0,5);
- коэффициент выпуска подвижного состава на линию (a1 = 0,75);
- средняя эксплуатационная скорость ТЕ (VЭ1 = 80 км/ч);
- средняя продолжительность работы ТЕ на линии (ТН = 12ч);
- коэффициент использования пробега (b1 = 0,85);
- средняя вместимость ТЕ (q = 60 пас.);
- средний интервал движения ТЕ (J1 = 10 мин);
- сред. квадрат. отклонение ТЕ от расписания (s=6 мин.);
- цена одной УТЕ (ЦУТЕ =1250 тыс. руб);
-цена одного УКП (ЦУКП =25000 тыс.руб.);
- цена одного УСПО (ЦУСПО=50000 тыс.руб)
-цена одного часа перевозок (ЦП.Ч.=500 руб.);
-стоимость проезда (провоза)/км (ЦБ=5 руб.);
-расходы на 1 км. пробега ТЕ по статьям : горючее (СГ =2,5 тыс.руб); смазочные материалы ( СС = 20 тыс.руб); текущий ремонт (СР =305 тыс.руб); капитальный ремонт (СК = 925 тыс.руб.)
- расходы на 1 час работы ТЕ по статьям: заработная плата машинистов ТЕ (СЗ = 81,5 руб.); накладные расходы (СН = 51 руб.).
-ср. заработная плата сотрудника ВЦ (ЗВЦ=3500 руб.);
-ср. заработная плата линейного диспетчера (ЗД=2750 руб.)
Исходными данными принимаю:
К1 =700 тыс.руб - предпроизводственные затраты на АСДУ;
P=191 м2 - площадь вычислительного центра (ВЦ);
F=44 - штат ВЦ;
ЦЭВМ=7- стоимость УВК;
NУТЕ =750- количество устройств транспортных единиц (УТЕ);
NУКП =71- количество устройств контрольного пункта (УКП);
NУСПО=3- количество устройств связи с периферийным оборудованием (УСПО);
D – 465- количество линейных диспетчеров до внедрения АСДУ;
Годовая экономия рассчитывается по формуле:
Э = ((Q2-Q1)/Q1)× П1+ (S 1- S2 )×Q2 + Цпч ×(T1-T2)×Q2, (1)
Э=((180193200-157064063)/157064063)*7853*106+(4,4-4,2)*180193200+5*(6,8-5)*180193200=2814204374,3 руб.
где Q1, Q2- годовой объем перевозок соответственно до и после внедрения автоматизированной системы, тыс.руб.;
П1- прибыль от перевозок до внедрения системы, тыс. руб.;
S1, S2- себестоимость перевозки единицы груза, соответственно до и после внедрения АСДУ, тыс.руб;
ЦПЧ - цена одного часа перевозок;
Т1, Т2- средние затраты времени на ожидание до и после внедрения АСДУ,
Таким образом, первое слагаемое формулы (1) - это годовой прирост прибыли получаемый за счет роста объема перевозок, второе слагаемое - годовой прирост прибыли за счет снижения транспортных издержек, а третье слагаемое - денежный эквивалент экономии суммарных затрат времени на ожидание.
Годовой объем перевозок соответственно до и после внедрения АСДУ (Q1, Q2) можно определить по формулам:
Q1=(DK ×N×a1×TH1×q×g1×b1×VЭ1)/l1
Q2=(DK ×N×a2×TH2×q×g2×b2×VЭ2)/l2, (2)
Q1=365*750*0.75*12*60*0.5*0.85*80/6,4=157064063 тыс.руб;
Q2=365*760*0.77*12*60*0.55*0.85*16/6.3=182595776 тыс.руб.
где Dk- количество календарных дней в году;
N- количество транспортных единиц
a1, a2 -коэффициенты выпуска ТЕ на линию, соответственно до и после внедрения системы;
TH1, TH2- средняя продолжительность работы ТЕ на линии (время в наряде), соответственно до и после внедрения системы (час.);
q- номинальная вместимость ТЕ (у.е.)
g1 , g2- коэффициенты использования вместимости, соответственно до и после внедрения системы;
b1, b2- коэффициенты использования пробега, соответственно до и после внедрения системы;
VЭ1, VЭ2- средняя эксплуатационная скорость ТЕ, соответственно до и после внедрения системы, (км/час);
l1 ,l2- средняя дальность поездки пассажира, соответственно до и после внедрения системы (км.).
П1=Q1*50 руб. (3)
П1=157064063*50=7853*106 руб.
Из очевидных соображений внедрение системы не изменяет значения D, q, N. Однако, внедрение АСДУ, улучшая качество обслуживания за счет организации регулярности движения, сокращает затраты времени перевозок и способствует дополнительному притоку грузоотправителей и пассажиров, на небольшие расстояния. Отсюда следует, что l2 < l1, g2 > g1, Q2 > Q1.Кроме того, как показывает практика, внедрение АСДУ улучшает такие технико-эксплуатационные показатели, как
a2 > a1, b2 > b1,
Себестоимость перевозки одного условной единицы грузов до и после внедрения АСДУ на среднюю дальность можно рассчитать по следующей формуле:
S=C/(q×g), (4)
где С - затраты на одну поездку.
Затраты на одну поездку можно определить как:
С = СЗ + СГ + СС + СШ + СР + СК + СН, (5)
С1=44,5+21,3+1,71+3+26,03+7,9+27,2=161,64 тыс. руб.;
С2=41,7+20,5+1,64+2,9+25+7,57+26,1=125,41 тыс. руб.
СЗ - расход заработной платы с начислениями;
СГ- затраты на горючее (электроэнергию);
СС- затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
СШ- затраты на ремонт и восстановление;
СР- затраты на техобслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава;
CК- затраты на капремонт;
СН- накладные расходы.
Затраты на электроэнергию (горючее), смазочные и прочие эксплуатационные материалы, на восстановление и ремонт, текущее обслуживание и эксплуатационный ремонт, амортизацию на капремонт и восстановление определяются по формуле:
Ci=Si ×( l /b×) , (7)
СГ1=2,5(6,4/0,75)=21,3 тыс.руб.;
СГ2=2,5(6,3/0,77)=20,5 тыс.руб.;
СС1=0,2(6,4/0,75)=1,71 тыс.руб.;
СС2=0,2(6,3/0,77)=1,64 тыс.руб.;
Свр1=0,35(6,4/0,75)=3 тыс.руб.;
Свр2=0,35(6,3/0,77)=2,9 тыс.руб.;
Ср1=3,05(6,4/0,75)26,03 тыс.руб.;
Ср2=3,05(6,3/0,77)=25 тыс.руб.;
Ск1=0,925(6,4/0,75)=7,9 тыс.руб.;
Ск2=0,925(6,3/0,77)=7,57 тыс.руб.;
где Si - затраты на 1-ин км пробега по рассчитываемой статье.
С учетом того, что ( l2 < l1, b2 > b1, VЭ2 > VЭ1), из формул (6, 7) следует, что затраты { СЗ, СГ, СС, СШ, СР, СК, СВ, }после внедрения АСДУ уменьшаются.
Что касается накладных расходов на один рейс, то они могу быть определены по следующей формуле:
CH=SH×(1 /(b×VЭ), (8)
СН1=51(6,4/(0,75*16))=27,2 тыс.руб.;
СН2=51(6,3/(0,77*16))=26,1 тыс.руб.
где SН - накладные расходы на один час работы единицы подвижного состава.
Затраты на создание АСДУ
Затраты (КАСДУ) на создание АСДУ представляют собой сумму затрат, необходимых для разработки и внедрения системы. Эти затраты могут быть определены по формуле;
КАСДУ = К1 + К2 ± К3 , (10)
КАСУД=700000+4331250=5031250 тыс.руб
где К1- предпроизводственные затраты на создание АСДУ;
К2- капитальные вложения на создание АСДУ;
К3- остаточная стоимость высвобождаемого (ликвидируемого) оборудования, устройств, зданий, сооружений (в дипломной работе К3 не учитываются).
Предпроизводственные затраты. (К1) представляет собой затраты, связанные с разработкой и внедрением технорабочей документации на систему. Исходя из основных этапов создания ИСУ, предпроизводственные затраты можно определить по следующей формуле:
К1 = КТЭО + КТЗ + КТП + КРП + КОЭ, (11)
К1=700000 тыс.руб.
где КТЭО - затраты на разработку технико-экономического обоснования на систему;
КТЗ - затраты на разработку технического задания на проектирование системы;
КТП - затраты на разработку технического проекта;
КРП - затраты на разработку рабочего проекта;
КОЭ - затраты на опытную эксплуатацию системы.
Капитальные вложения в основном представляют собой затраты, связанные с приобретением комплекса технических средств (КТС), его транспортировкой, монтажом и наладкой, а также со строительством (реконструкцией) помещений для размещения КТС и персонала. Расчет капитальных вложений (К2) ведется по формуле:
К2 = КЭВМ + КПО + КУМНЭВМ+КУМНПО + КЗД (12)
К2=137500+2862500+13750+67500+1250000=4331250 тыс.руб.
где КЭВМ- затраты на приобретение ЭВМ;
К ПО- затраты на приобретение периферийного оборудования;
КУМНЭВМ-затраты на установку, монтаж и наладку ЭВМ принимаются равными 10% ее стоимости;
КУМНПО- затраты на установку, монтаж и наладку периферийного оборудования (принимаются равными 5% их стоимости);
КЗД - затраты на строительство (реконструкцию) здания ВЦ
Затраты на приобретение периферийного оборудования для АСДУ определяются по формуле:
К ПО= ЦУТЕ × NУТЕ + ЦУКП × NУКП + ЦУСПО × NУСПО , (13)
КПО=1250*750+25000*71+50000*3=2862500 тыс.руб.
где {ЦУТЕ, ЦУКП, ЦУСПО}- соответственно цена одного устройства транспортной единицы (УТЕ), контрольного пункта (УКП), устройства связи с периферийным оборудованием (УСПО), а {NУТЕ, NУКП, NУСПО}- соответствующие количества устройств УТЕ, УКП, УСПО.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|