Структура диспетчерской системы.
К основным, относительно самостоятельным, элементам структуры АСУ перевозочным процессом на железных дорогах страны в настоящее время относятся:
- сеть диспетчерских центров управления перевозками;
- комплексы информационно-управляющих, интегрированных и информационно-справочных дорожно-сетевых АСУ;
- единая комплексная модель перевозочного процесса (ЕМПП);
- корпоративное хранилище информации (КХИ) о перевозочном процессе;
- различные АСУ управления технологическими процессами линейных подразделений;
- системы автоматического съема информации о перемещении подвижных единиц с устройств СЦБ станций и перегонов;
- системы автоматической идентификации подвижного состава (тягового подвижного состава, вагонов, контейнеров);
- прикладные комплексы задач, реализующие сквозные информационно-управляющие технологии на АРМ оперативно-диспетчерского персонала и других работников сетевого центра управления перевозками (ЦУП) и дорожных диспетчерских центров управления перевозками (ДЦУ), а также центр управления местной работой отдалений (ЦУМР) и опорных центров (ОЦ).
Центры управления перевозками ОАО «РЖД» и железных дорог являются важнейшим элементом автоматизированной системы управления перевозками грузов и пассажиров (АСУП) и призваны повысить качество
оперативно-диспетчерского руководства перевозочным процессом на сети российских железных дорог.
Управление перевозочным процессом строится по принципу сквозных информационно-управляющих технологий, направленных от ЦУП ОАО «РЖД» через дорожные ДЦУ (ЕДЦУ) и ЦУМР отделений (на некоторых дорогах—ОЦ линейных районов) до рабочих мест линейных подразделений, выполняющих те или иные операции перевозочного процесса.
Сквозные информационно-управляющие и аналитические технологии должны обеспечить единство управления перевозочным процессом сверху донизу, с соблюдением условий заказа на перевозки и минимизацией эксплуатационных затрат на их выполнение. Состав сквозных технологий постоянно расширяется.
Общая структура построения сети центров управления и ее место в АСУП приведены на листе 1 графической части дипломной работы.
Центральным звеном системы являются построенные по единому принципу серверы сетевого и дорожных центров управления, на которых реализуются комплексные оперативные модели перевозочного процесса и решаются прикладные задачи управления перевозками для оперативно-диспетчерского персонала, руководства ОАО «РЖД», железных дорог, отделений и других пользователей.
Основной поток информации об операциях с объектами перевозочного процесса - отправками грузов, вагонами, поездами, локомотивами, бригадами и т.п. - формируется в автоматизированных системах линейного уровня через сетевой и дорожные информационно-вычислительные центры.
Система сбора информации о продвижении поездов в масштабе реального времени зарождается в системах автоматизированного управления движением поездов (САУДП) на участках и в узлах путем съема сигналов с линейных пунктов систем диспетчерской централизации (ДЦ) или микропроцессорных систем ДЦ или диспетчерского контроля (ДК). Далее информация через серверы САУДП и ДЦУ дороги поступает в дорожные (ИВЦ) и сетевой (ГВЦ) вычислительные центры. Первичное соединение этой информации с данными о характеристиках поезда (индекс, вес, длина, повагонный состав и т.п.) происходит на уровне дорожного ДЦУ в АРМ ДГЦ, ДГЦУ участков и узлов.
Весь обмен информацией между САУДП и ДЦУ железной дороги осуществляется через специальный шлюз. Необходимость применения данного шлюза определяется требованиями безопасности движения: сеть САУДП, через которую вводятся управляющие команды диспетчеров, должна быть недоступной для других пользователей, включенных в общую вычислительную сеть дороги.
При этом реализуется специальный интерфейс, обеспечивающий обмен согласованной информацией между САУДП и сервером дорожного ДЦУ. Этот интерфейс предусматривает передачу:
- из САУДП (ДЦ, ДК) в ДЦУ железной дороги сообщений об отправлении, прибытии и проследовании поездов;
- из ДЦУ железной дороги в САУДП сообщений о характеристиках поезда (номер, индекс, длина, вес и другие данные, требующиеся для АРМ ДГЦ, ДГЦУ);
- сообщений о корректировке данных о поезде в пути следования (отцепка, прицепка вагонов, «бросание» поезда и другие, требующие отражения на АРМ ДГЦ, ДГЦУ, а также в поездной вагонной, локомотивной и бригадной моделях);
- сведений об ограничениях (окна, предупреждения) для отражения на АРМ ДГЦ, ДГЦУ и учета при оперативном планировании пропуска поездов.
Особого внимания требует организация взаимодействия сети центров диспетчерского управления перевозками и систем СИРИУС, АСОУП, ДИСПАРК и других, которые обеспечивают сбор оперативной информации обо всех операциях с вагонами и ведение взаимоувязанных дорожных и сетевой моделей различного вида. При этом следует учитывать, что в системах СИРИУС и ДИСПАРК решаются сеансовые задачи анализа использования вагонов, планирования их использования, регулировки и другие, требующие больших вычислительных ресурсов и не имеющие жестоких ограничений по времени решения.
2 АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РФ НА БАЗЕ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Основные функции и задачи ЦУП и ДЦУ дорог
Сеть диспетчерских центров управления на основе собранных через информационно-управляющие, справочные системы и САУДП данных предоставляет наглядную информацию о перевозках в различных разрезах с жесткими ограничениями по времени, т.е. в режиме настоящего времени. Для удовлетворения этих требований в рамках серверов центров управления ведутся оперативные модели и графический интерфейс пользователя по работе с этими моделями.
Основные задачи управления перевозками, решаемые системой диспетчерских центров управления:
- управление поездной работой;
- управление тяговыми ресурсами;
- управление вагонными парками и контроль за использованием подвижного состава;
- управление процессами погрузки и продвижения грузов в адрес крупных клиентов, портов, пограничных переходов, включая обеспечение своевременности доставки;
- обеспечение своевременного возврата и правильного использования парка вагонов стран СНГ и Балтии;
- оперативная под держка работоспособности технических средств железных дорог;
- оперативный учет и анализ перевозочного процесса.
ЦУП OAО «РЖД» обеспечивает управление перевозочным процессом в пределах сети железных дорог РФ и взаимодействие с железными дорогами сопредельных государств. Основные задачи ЦУП:
- управление поездопотоками и использованием тяговых средств;
- управление вагонопотоками и грузопотоками по принципу их зарождения и погашения во взаимосвязи с дорожными ЦУП и ЦУМР отделений дорог;
- взаимосвязь с соответствующими департаментами ОАО «РЖД» по вопросам инфраструктуры перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения;
- взаимосвязь с ЦФТО по планированию и выполнению перевозок, а также по информационному обеспечению пользователей о месте дислокации и ожидаемом прибытии перевозимых грузов;
- взаимосвязь с крупными клиентами, операторскими компаниями, портами, пограничными станциями (российскими потребителями транспортных услуг);
- связь с транспортным отделом Правительства Российской Федерации, с Департаментом железнодорожного транспорта Минтранса РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (ФАЖТ);
- взаимосвязь с представительствами всех видов транспорта Российской Федерации;
- взаимосвязь с зарубежными потребителями транспортных услуг.
ЦУП ОАО «РЖД» информационно и технологически связан с дорожными ДЦУ, со всеми отраслевыми предприятиями, причастными к перевозочному процессу, и возглавляет их работу.
ЦУП объединяет работу руководящего состава ОАО «РЖД», сотрудников департаментов: управления перевозками, пассажирских перевозок, локомотивного и вагонного хозяйств, грузовой и коммерческой работы, информатизации и связи, электроснабжения, сигнализации, пути, планово-экономического, финансового, ГВЦ.
На ЦУП ОАО «РЖД» возлагается реализация компьютерных технологий управления перевозочным процессом в целом, в том числе:
- оперативное и текущее планирование сетевых перевозок с экономической оценкой вариантов решений;
- организация поездной работы, в том числе - согласование работы на границах железных дорог, управление продвижением поездопотоков по важнейшим сетевым направлениям, кольцевых маршрутов, а также управление смешанными и международными перевозками;
- управление погрузочными ресурсами - вагонными и контейнерными парками - в сетевом масштабе;
- контроль за наличием и работой вагонов, принадлежащих другим государствам;
- управление тяговыми ресурсами - локомотивными парками и локомотивными бригадами - на стыках между дорогами и на участках обращения, охватывающих 2 и более железные дороги сети.
В состав ЦУП ОАО «РЖД» входят:
- административно-управленческий персонал во главе с начальником центра;
- отдел оперативного планирования;
- отдел информационных технологий;
- отдел главного инженера центра по техническому и программному сопровождению программно-технического комплекса ЦУП;
-диспетчерский персонал центра, а именно: главный диспетчер ЦУП; региональный диспетчер по перевозкам на железных дорогах Европейской части России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока; диспетчер по управлению тяговыми ресурсами (локомотивный диспетчер); пассажирский диспетчер; диспетчер по управлению вагонными парками; диспетчер по управлению перевозками рудно-металлургических грузов; диспетчер по перевозке нефтехимических грузов; диспетчер по перевозке продовольственных грузов; диспетчер по перевозке строительных грузов и лесных материалов; диспетчер по перевозке зерна; диспетчер
по работе с морскими и речными портами; диспетчер по грузовой работе; диспетчер по работе с вагонными парками стран СНГ и Балтии; диспетчер ЦФТО; диспетчеры по хозяйствам: локомотивному, вагонному, пути, СЦБ и связи, электроснабжения.
Состав диспетчерского персонала ЦУП может изменяться по мере развития его функций.
Диспетчерский центр управления перевозками железной дороги (ДЦУ, ЕДЦУ) обеспечивает управление перевозочным процессом в пределах полигона железной дороги. Его основные задачи:
- организация движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов по графику;
- исполнение оперативных плановых заданий диспетчеров ЦУП ОАО «РЖД» по общесетевым грузовым перевозкам;
- организация грузовых перевозок по заявкам ДЦФТО;
- планирование, предоставление и организация «окон» для работы технических служб; разработка вариантных графиков движения поездов и организация движения во время выполнения строительно-монтажных и ремонтно-путевых работ в соответствии с этими графиками;
- соблюдение установленного режима работы локомотивных бригад;
- организация развоза местного груза до опорных станций;
- выполнение технических нормативов работы дороги.
ДЦУ железной дороги информационно и технологически связан с ЦУП ОАО «РЖД», соседними дорожными центрами и ЦУМР отделений дороги (на некоторых дорогах - опорными центрами линейных районов), со всеми отраслевыми предприятиями, обеспечивающими работу инфраструктуры железной дороги, с крупными отправителями и получателями грузов.
В ДЦУ дороги сконцентрированы поездные диспетчеры всех участков, входящих в состав дороги (на некоторых дорогах диспетчерский персонал отделений оставлен на месте, например, на Мурманском отделении Октябрьской ж.д.).
На дорожный ДЦУ возлагается реализация технологий управления перевозочным процессом в пределах дороги, являющихся естественным продолжением сетевых технологий ЦУП с их детализацией (вплоть до управления движением каждого поезда) и дополнением управления местными для дороги перевозками, в том числе следующие задачи:
- оперативное и текущее планирование транзитных и местных перевозок с экономической оценкой вариантов решений;
- организация поездной работы, в том числе—управление переработкой вагонопотоков на взаимно корреспондирующих сортировочных станциях;
- управление погрузочными ресурсами в пределах дороги, с обеспечением выполнения сетевых регулировочных заданий и пономерного прикрепления вагонов к заявкам отправителей (во взаимодействии с ЦУМР,ОЦ);
- управление тяговыми ресурсами.
Выполнение перечисленных функций напрямую связано с реализацией регионального уровня сквозных информационно-управляющих технологий.
В состав дорожного ДЦУ входят:
- административно-управленческий персонал во главе с начальником центра;
- отделы оперативного планирования, организации «окон», специальных перевозок, работы локомотивов, погрузки/выгрузки, обеспечения налива, информационных технологий и т.п. (состав отделов уточняется при организации и изменяется в процессе развития каждого центра); диспетчерский персонал центра, а именно: старший (главный) диспетчер ДЦУ; диспетчеры по районам управления и по направлениям; локомотивные диспетчеры; пассажирский диспетчер; диспетчеры по управлению вагонными парками; диспетчеры по перевозкам родов грузов; поездные и узловые диспетчеры; диспетчеры органов ЦФТО; диспетчеры по локомотивному, вагонному и другим хозяйствам и т.п.
Состав диспетчерского персонала ДЦУ дороги может изменяться в зависимости от особенностей полигона управления и по мере развития концентрации и автоматизации оперативного управления. Организационная структура ДЦУ ЮВЖД приведена на 2 листе графической части.
При укрупнении диспетчерских кругов следует выполнять расчеты ожидаемой загрузки ДГЦ, ДГЦУ в соответствии с отраслевой методикой, утвержденной в 1999 г., «Типовыми требованиями к ЕДЦУ перевозками».
В любом случае, каждая функция управления, начинаясь с сетевого диспетчера ЦУП ОАО «РЖД», должна иметь продолжение у того или иного диспетчера дорожного ДЦУ.
Центр управления местной работой (ЦУМР) руководит перевозочным процессом в пределах отделения железной дороги (иногда — дирекции). Его основные задачи:
- управление местной работой (развоз местного груза и порожних вагонов под погрузку, сбор выгруженных и погруженных вагонов);
- обеспечение поездной работы локомотивами и бригадами;
- пропуск и переработка транзитного вагонопотока (расформирование/формирование поездов); обеспечение смены локомотивов, локомотивных бригад, осмотра транзитных поездов; взаимодействие с ТЧ по выполнению планов отправления поездов;
- взаимодействие с вагонными депо и их подразделениями по неисправным вагонам;
- организация подготовки вагонов под погрузку;
- управление сортировкой вагонов с контейнерами и (или) мелкими отправками, работа с клиентурой на местах общего пользования;
- организация передачи вагонов, контейнеров, грузов с железными дорогами сопредельных государств на пограничных переходах и взаимосвязи с различными видами транспорта на своей территории; взаимодействие с портами, таможенными органами и т.п.;
- взаимодействие с отправителями/получателями грузов на территории линейного района, планирование и обеспечение выполнения планов грузовой работы станций; организация работы с крупными клиентами.
ЦУМР фактически является удаленным подразделением дорожного ДЦУ. Основное его назначение - руководство местной работой на полигоне отделения. Работа ЦУМР существенно зависит от специфики, особенностей района управления.
В состав ЦУМР должны входить:
- административно-управленческий персонал во главе с начальником центра;
- диспетчерский персонал центра, а именно — несменный старший диспетчер ЦУМР (руководитель диспетчерского персонала: планирование, связь с ТЧ, с ДНЦ ДЦУ дороги); сменные дежурные по отделению и 1-2 диспетчера по местной работе - вагонораспределители (взаимодействие со станциями и с отправителями/получателями грузов по подаче/уборке вагонов, с органами ЦФТО, «привязка» вагонов к заявкам, контроль за работой на местах общего пользования станций, взаимодействие с ВЧД, ППВ, ППС и др.).
В зависимости от местных условий состав диспетчерского персонала ЦУМР может отличаться от указанного.
2.2. Информационное обеспечение ЦУП ОАО «РЖД» и ДЦУ дорог.
Функционирование сети диспетчерских центров основывается на единой комплексной дорожно-сетевой оперативной модели перевозочного процесса (ОМПП). Последняя собирает и хранит данные о каждом объекте и наборе операций с ним, совершаемых в текущие и предыдущие (отчетные) сутки.
В ОМПП отражаются данные обо всех поездах (как прямых, так и местного сообщения), а также данные о пассажирских поездах с детализацией сведений по всем раздельным пунктам (ДЦУ железной дороги) и по станциям формирования/расформирования, стыковым пунктам между дорогами, основным техническим станциям (ЦУП ОАО «РЖД»). Осуществляется фиксация всех операций с поездами: изменение индекса поезда, «бросание», объединение/разъединение, изменение составов на основных технических станциях и участках между ними.
На уровне сети в ОМПП не ведется полная локомотивная модель. Отражаются только данные о локомотивах и бригадах, следующих с поездами, и вся информация о локомотивах, работающих на участках обращения, охватывающих 2 и более дороги.
В модели присутствует информация обо всех вагонах, находящихся на российских железных дорогах, а также о российских вагонах на территории других государств. По каждому вагону в режиме реального времени отражаются операции:
- включение в поезд (формирование поезда или прицепка к транзитному поезду);
- исключение из поезда (расформирование поезда или отцепка от транзитного поезда);
- погрузка вагонов на местах общего пользования, на путях клиентов, прием с новостроек, от иностранных железных дорог и т.п.;
- выгрузка вагонов на местах общего пользования, на путях клиентов, сдача на новостройки, за границу и т.п.;
- занятие и освобождение вагонов при сортировке мелких отправок, контейнеров и перевозке съемного оборудования;
- перегруз вагонов по технической или коммерческой неисправности;
- перечисление в резерв ОАО «РЖД» и изъятие из резерва;
- перечисление в неисправные, пересылка в ремонт, выход из ремонта;
-другие случаи перечисления вагонов из рабочего парка и возврата в него (для спецтехнадобностей, остальных нужд);
- прием новых вагонов с заводов, исключение из инвентаря, передача вагонов на баланс предприятий.
В серверах ЦУП и ДЦУ ведутся базы заказов на отправление грузов (копируются в реальном времени из серверов ЦФТО, ДФТО) и базы планируемой погрузки судов и подхода грузов из-за границы и с других видов транспорта.
Нормативная база данных сети ЦУП включает массивы описания полигона сети железных дорог с параметрами экономической оценки себестоимости перевозок по отдельным участкам, действующие план формирования и график движения и т.п.
Для решения технологических задач в диспетчерских центрах формируется 3-уровневая схема сети железных дорог (модель, внешние представления и база данных), состоящая из следующих компонентов:
- укрупненная сеть железных дорог;
- сети дорожного уровня;
- сети маршрутных направлений.
В рамках работ по созданию сети диспетчерских центров реализован развитый графический интерфейс пользователя. Так, для управления поездной работой реализованы схемы ведения графика исполненного движения (ГИД) с привязкой к ним большого числа прикладных задач (АСУ ГИД «УРАЛ-ВНИИЖТ»).
Для управления грузопотоками и вагонными парками отрабатывается схема работы через электронные карты. Информационное обеспечение диспетчеров осуществляется через автоматизированное рабочее место (АРМ), которое должно освобождать диспетчеров от ручного сбора информации в поездной и грузов работе и автоматизировать ее предоставление в режимах реального времени и отчетном.
Информационное обеспечение должно быть достоверным, свое ременным, позволять осуществлять контроль и анализ поездной и грузовой работы, предоставлять необходимую информацию диспетчер
Важнейшим элементом информационного обеспечения ДЦУП является программно-технический комплекс автоматизированного рабочего места (ПТК АРМ). Все программно-технические комплексы автоматизированных рабочих мест объединены локальной вычислительной сетью системы, позволяющей осуществлять взаимодействие между ними и обеспечивать информационную связь с действующими на дороге информационными системами (АСОУП, ДИСКОН, ДИСПАРК и др.).
Неотъемлемыми составляющими информатизации являются автоматизированные системы:
АСОУП — автоматизированная система оперативного управления
перевозками;
ЕКИОДВ — единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости;
ИОММ — интегрированная обработка маршрута машиниста;
ДИСПАРК — автоматизация учета дислокации вагонного парка;
ДИСКОР — диалоговая система контроля за оперативной работой КСАРМ — комплексная система автоматизированных рабочих мест.
Развитие АРМов управления перевозочным процессом предусматривает переход к организации управляющих автоматизированных комплексов;
ДИСЛОК — управление работой локомотивов и локомотивных бригад;
ДИСКОН — управление контейнерным парком;
СМОГ — управление перевозками опасных грузов;
ТРАНСПОРТЕР — управление перевозками негабаритных грузов;
АСОВ — организация вагонопотоков;
АСУ СС — автоматизированная система управления сортировочной станцией;
«Экспресс-3» — программный комплекс и база данных для управления пассажирскими перевозками.
2.3. Программно-технический комплекс ЦУП ОАО «РЖД» и ДЦУ дорог.
ЦУП ОАО «РЖД» и дорожные ДЦУ построены на едином программно-техническом комплексе (ПТК). На него возлагаются следующие функции:
- ведение оперативной модели перевозочного процесса;
- подготовка выходных данных, описывающих процесс перевозок в объеме и составе, необходимом для пользователей, непосредственно причастных к управлению перевозочным процессом на том или ином уровне, железнодорожном полигоне;
- решение задач управления — оперативный контроль, учет и анализ, оценка, прогнозирование, планирование, оперативное регулирование;
- предоставление оперативно-диспетчерскому и инженерному персоналу, руководству ОАО «РЖД» и железных дорог выходных данных на средствах отображения индивидуального и коллективного пользования.
ПТК обеспечивает информационное взаимодействие ЦУП со всеми ДЦУ дорог и ДЦУ соседних дорог друг с другом, а также со следующими системами:
- дорожно-сетевыми системами СИРИУС, АСОУП, ДИСПАРК, ГИД «УРАЛ-ВНИИЖТ» и др.;
- системой фирменного транспортного обслуживания (АС ФТО);
- системами автоматизированного управления движением поездов (САУДП) на участках и в узлах;
- автоматизированными системами линейных подразделений, других видов транспорта, операторских компаний, важнейших грузоотправителей и грузополучателей.
ПТК позволяет снабжать информацией пользователей по технологии удаленного доступа.
Однотипность программно-технологических комплексов позволяет ДЦУ железных дорог совместно и во взаимодействии с ЦУП ОАО
«РЖД» решать задачи управления перевозками в масштабах и интересах отрасли, обеспечивает устойчивость работы всей системы, а также упрощает механизм и процесс программного и информационного обеспечения сети диспетчерских центров.
ПТК имеет три основные составляющие:
- сервер базы данных, на который возлагаются ведение комплексной оперативной модели перевозочного процесса и обеспечение информационного взаимодействия с внешними объектами;
- сервер приложений, реализующий технологические функции диспетчерского центра;
-набор программно-технических средств предоставления пользователям в регламенте и по запросам выходной информации о перевозочном процессе (набор АРМ).
2.4. Состав аппаратных комплексов ЦУП ОАО «РЖД» и ДЦУ дорог.
ЦУП OAО «РЖД».Аппаратный комплекс представляет собой двух- серверный кластер из серверов Brand Name, работающих по схеме 24 ч в день/365 дней в году.
Каждый сервер имеет следующие характеристики:
- четырехпроцессорный (PIII/IV), 2 источника питания;
- оперативная память не менее 3 Гб;
-дополнительный источник питания (сверх двух);
-сетевая карта;
- устройство для чтения и записи компакт-дисков;
- внутренний контроллер SCSI для RAID-системы;
- внутренних жестких диска (HDD) по 18,2 Гб. л
Общая подсистема памяти:
- RAID-система с 10 дисками емкостью по 18,2 Гб;
- 40/80 Гб — внутренний накопитель на ленте (стриммер) плюс 40 лент.
Собственно стойка:
- клавиатура и монитор 17(19)";
- 2 источника бесперебойного питания;
- полный комплекс вентиляторов и распределительная панель.
ДЦУ дорожного уровня.Аппаратный комплекс представляет собой двухсерверный кластер из серверов Brand Name, работающий по схеме 24 ч в день/365 дней в году.
Каждый сервер имеет следующие характеристики: -двухпроцессорный (PIII/TV) с возможностью расширения до 4 процессоров;
- оперативная память не менее 1 Гб; -резервный источник питания; -сетевая карта;
- устройство для чтения и записи компакт-дисков;
- внутренний контроллер SCSI для RAID-системы;
- 4 внутренних жестких диска (HDD) по 9,1 Гб.
Общая подсистема памяти:
- RAID-система с 10 дисками емкостью по 9,1 Гб.;
- 20/40 Гб—внутренний накопитель на ленте (стриммер) плюс 10 лент.
Собственно стойка:
- клавиатура и монитор 15(17)";
- два источника бесперебойного питания;
- полный комплект вентиляторов и распределительная панель.
3. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНОЙ РАБОТОЙ НА ПОЛИГОНАХ ОТДЕЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|