Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии истины. Истина, заблуждение и ложь. Скептицизм и агностицизм.

Впервые понятие истины введено Парменидом как антитеза мнению. Основным критерием истины признавалось постоянство. В дальнейшем в средневековой философии было разработано учение о двойственной истине: абсолютной истине религиозной веры и относительной истине научного знания.

Часто разум был дефинирован как критерий истины, поскольку его идеи адекватны вещам; или как абсолютная очевидность ощущений у сенсуалистов. В социалистической философской мысли XIX в. встречается понимание истины как отражение реальности, а критерием истины признавалась практика (Чернышевский, Маркс).

Критериями истины в различные времена служили многие понятия. От античных философов (Эпикур, Лукреций) и гедонистических концепций Древней Индии и Древней Греции идёт традиция признания ощущения и чувственного опыта за критерий истины. В философии Нового времени такой традиции придерживались Ф. Бэкон, Гельвеций, Л. Фейербах.

Заблуждение-это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Феномен "заблуждение", причем применительно к науке. Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся от лжи и дезинформации. В основе заблуждений может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами. Причины появления заблуждений в науке, естествознании многообразны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истины: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. К гносеологическим факторам относится также многогранность объектов изучения и нередко фрагментарное, поначалу одностороннее их отображение (вспомним хотя бы историю развития знания о природе света, где сначала познавалась одна сторона внутреннего противоречия, затем другая). Часть выдается за целое, одна сторона, один элемент - за всю систему. В результате полученная первоначальная истина трансформируется в неистину. Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызвавшим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т.п. Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе всякое заблуждение как заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. И подлинный ученый никогда сознательно не идет на его конструирование. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью.



Скептици́зм (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — «неизвестный, непознаваемый, неведомый») — направление в философии, отрицающее возможность объективного познания окружающей действительности субъектом посредством собственного опыта.

Термин был введён в употребление профессором Томасом Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. По его определению агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с Богом веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как и не может быть познано. Другими словами, агностик — это человек, который считает, что доказать существование или несуществование Бога невозможно.

Поскольку агностик считает невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни, это исключает для него принадлежность к христианству и другим религиям. Агностицизм принципиально не исключает существования божественных сущностей.

Термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто считает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешён, но верит в то, что доказательства за существование Бога или против него являются (на данный момент) неубедительными и поэтому не определился в этом вопросе.

Чтобы уменьшить неточности, связанные с употреблением термина «агностицизм» можно использовать термин «строгий агностицизм» для оригинального понимания термина, и «эмпирический агностицизм» для современного определения.

53. Практика – основа, движущая сила и цель познания. Формы практической деятельности. Практика - это материальная, чувствнно предмет­ная целенаправленная деятельность людей, имею­щая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой прежде всего разу­меют не только и не столько деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его истории развития. Как по содержанию так и по форме практика носит общий характер. Современная прак­тика есть результат всемирной истории. Практика вклю­чает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на которые направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности. Общая практика находится в диалектическом единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отношению к познанию она выполняет троякую роль. Во-первых, является источни­ком, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познания являются незнания сами по себе, а практика преобразование действительного для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. В-третьих, практика служит критерием истинности результатов познания. Основными видами практики являются матери­ально-производственная деятельность людей и социально-преобразую­щая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный экспери­мент - это особый вид практики. теория и практика составляют такое единство противоположностей, в которой практике изначально принадлежит решающая роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перерабатывает эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развития практики. По отношению к ней теория играет програми­рующую роль. Если практика предшествует теории в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого мышления в значительной степени возрастает возможность и необходимость внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к практике., что открывает путь выходу теоретического мышления из под власти непосредственного опыта.Структура: элементы процесса труда по Марксу: человек с его целями, знаниями и навыками, осуществляется человеком операции целесообразной деятельности; объекты, включенные в ходе этих операций в опред. взаимодействия. Объекты расчленяются по своим функциям на предмет труда, средства труда и продукты труда. Труд как преобр. ч-ком в-ва природы предполагает взаимодействие всех этих эл-тов. Формы: матер. производств. деят-сть, практически-преобразовательн. деят-сть, социальн. практич. деятельность (социальн., классовая борьба, революции и т.п.), технич. деят-сть (наука, НТР и т.п.). производство выступает основным потребителем результатов научного познания и поставщиком технических средств познания-приборов, инструментов, без применения которых практически невозможно вести исследование.развитие техники обеспечило науку мощными средствами экспериментального и логического исследования. Каждая область научного знания участвует в создании единой картины мира, в формировании мировоззрения. Наука, как заметил Шредингер, должна ответить и на вопрос, кто мы и для чего явились в мир. Это имеет немалый и метафизический, и практический смысл.

54. Метод и методология. Эмпирический и теоретический уровни знания. Сознательная целенаправлен­ная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руково­дствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и методологии науч­ного знания. методология-это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей, а также учение об этой системе. В системе методологических средств выделяют и различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов,принципов. Методы эмпирического познания:1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измере­ние 3) Сравнение 4) Эксперимент. Методы теоретиче­ского познания: 1) Формализация (построе­ние абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод (при аксиоматич построе­нии теоретич знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказатель­ства) 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая конструк­ция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подверга­ется опытной проверке для уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстракт­ного к конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменя­ется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта).

55. Основные научные методы эмпирического познания.Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно, чувственно-конкретно данного предмета, 2) этап восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирования предмету на основе знания его собственной сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному опредметиться в практике.

56. Общенаучные приемы и методы теоретического исследования. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Положения теории отображают определенные существенные связи действительности. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. Поэтому оно выражается с помощью общего высказывания, в то время как факт – с помощью единичного. Теории разделяют по различным основаниям. Исходя из особенностей предметных областей, выделяют математические, физические, биологические, соц и прочие теории. С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные теории. Дедуктивный способ построения теории используется прежде всего в математике, логике, в матем естествознании. Но нужно иметь в виду ограниченность применения дедуктивного метода в науке. Австрийский математик Гёдель доказал теорему о неполноте формализованных систем. В соответствии с этой теоремой ни одна дедуктивная теория содержательно богатой области знаний не может быть полной. Это означает, что существуют такие истинные положения этой области, которые не следуют из множества первоначально взятых аксиом. Поэтому надежды на возможности дедуктивных теорий не должны быть слишком большими. Недедуктивные теории характерны для опытных наук. Здесь «господствуют» вероятностные формы выводов – аналогия, редукция, индукция. Недедуктивным путем идет большинство естественных наук,а также науки гуманитарного и обществоведческого циклов. Теории в этих науках опираются на изучение действительности, используя наблюдения, эксперименты, реконструируя ход событий по отображению в памятниках культуры.

57. Сущность и структура научного познания: проблема, гипотеза, теория.

ПРОБЛЕМА (греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением Проблемы. Разрешение всякой Проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска. Цель Проблемы достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым Проблема преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение Проблемы детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в Проблему вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающая и разрешающая информация для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем, условия, необходимые для возникновения Проблемы, не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания Проблемы многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем, противоречия познания и Проблемы - не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения Проблемы. Кроме того, противоречие вызывает постановку Проблемы лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных Проблем, необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию Проблемы. К важнейшим критериям формального характера относятся соблюдение правил языка, применяемого для формулирования Проблемы. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных Проблем должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - основание, предположение) - форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи (концептуальная схема как экспликация идеи, как "общая Г." теории). Функционально оформляется как предварительное объяснение некоторого явления или группы явлений. Строится, исходя из предположения об имплицитном существовании некоторого отношения порядка, реализуемого как последовательность чередования явлений, позволяющих (при соблюдении норм и правил процедуры) делать заключения (выводы, предположения) о структуре объектов, характере и тесноте (существенности) фиксируемых связей объектов, признаков, параметров и т.д., детерминированности одних явлений другими. Логически формулируется по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определенную посылку. В этом смысле Гипотеза выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы. Процессуально Гипотеза (как переход от неизвестного, проблемного - к известному, гипотетически предполагаемому) строится как алгоритм реализации исследовательской цели с возможным выходом на практическое решение. Тем самым Гипотеза предзадает внутреннюю логику развертывания знания. В большинстве случаев это логика обоснования какого-либо положения, иногда - логика открытия (предположение о существовании некоторого явления). Гипотеза - такая форма нормативно-процессуальной организации знания, которая не может быть непосредственно оценена с точки зрения ее истинности или ложности. Она задает некоторое поле неопределенности. Снятие этой неопределенности и происходит в ходе теоретического (логического) обоснования (доказательства) Гипотеза и (или) ее опытного подтверждения или опровержения, т.е. эмпирического обоснования.

ТЕОРИЯ (греч. teoria - рассмотрение, исследование) - (1) - в широком смысле: развернутое учение; комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения или интерпретации определенной предметной области (проблемного поля); (2) - в более строгом и специальном смысле, форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности. По своей структуре естественнонаучная Теория представляет собой систему законов определенной науки. Эта система строится т.обр., что некоторые из законов, носящие наиболее общий характер, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Классическая механика, например, может быть представлена как система, в фундаменте которой находится закон сохранения импульса ("Вектор импульса изолированной системы тел с течением времени не изменяется"), тогда как др. законы, в т.ч. хорошо известные законы Ньютона, являются его следствиями. Обобщая опытные данные, факты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, опираясь на них, Теория, вместе с тем, согласуется с Известны случаи, когда Т. или отдельные ее фрагменты отвергались не в силу противоречия с фактическим материалом, а по причинам мировоззренческого или философского характера. Так случилось с известными физиками Махом, Оствальдом и др., не принявшими атомной Теории. "Предубеждения этих ученых против атомной теории, - писал А. Энштейн, - можно несомненно отнести за счет их позитивистской философии. Это - интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и с тонкой интуицией". Теория., будучи ядром научного знания, выполняет ряд познавательных функций, важнейшие среди которых описательная, объяснительная и предсказательная. Описательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений и экспериментов излагаются на языке данной Теории, и, таким образом, происходит их первичная интерпретационная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из состава Теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт и которые позволяют осмыслить его в системе теоретического знания. Предсказательная функция Теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей. Сфера истинности Теории устанавливается и уточняется в процессе ее практического применения. За пределами этой сферы Теория теряет свои познавательные функции.

Наука как

специализированная форм познания. Признаки научного познания: язык науки, средство и методы деятельности.

Наука – историческая сложив­шаяся форма человеческой деятельности, направ­лена на познание и преобразование объективной действительности. Это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практиче­ская деятельность на их основе. Наука представ­ляет собой форму духовного и духовно-практиче­ского освоения всей окружающей действительно­сти человека. Наука ориентирована на изменение и конкуренцию различных исследовательских программ, на творчество и поиск нового. У науки один высший властитель – истина, один высший критерий – практика. Наука – деятельность чело­века по выработке, систематизации и проверке знаний. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предска­зания на будущее и соответствующие практические действия. Наука зародилась в древно­сти. В наши дни наука имеет разветвленную дисциплинарную структуру, в которую входят философские, логико-математические, естественнона­учные и гуманитарные науки. Современная наука стала важнейшим фактором формирования духовного мира человека, культуры и практики общества. Наука находится во взаимодополняю­щих связях с повседневным познанием, ориентиру­ется на здравый смысл. Наука постоянно находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которой она не может обойтись. Наука есть наивысшая и достаточная для ориента­ции человека в мире ценность.

Язык Науки – система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве спе­циального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначностью своих понятий. Даже те понятия, которые заимствуются наукой из повседневного языка, напр. «сила», «скорость», «тяжесть», «звезда», «стоимость» и т. п., получают гораздо более точное и порой даже парадоксальное с точки зрения здравого смысла значение. Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые тер- мины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к обнаруживаемым объектам, их свойствам и связям. В целом Язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания. Язык науки стараются строить таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений, семантической замкнутости и т. п. Это обеспечивает ясность, точность и понятность выражений Языка науки. К средствам научного исследования следует отнести то, что так или иначе влияет на организацию, стимулирование и регулирование исследовательской деятельности, обеспечивает заранее намеченное в предмете получение научного результата. Это вещи, помещаемые между исследователем и объектом труда, материальные условия, при которых он совершается, идеальные регулятивы исследования. Как целесообразная целостность научное исследование представляет собой совокупность упорядоченных познавательных действий. Действие есть процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть дорстигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Таким образом, цель – центральное звено действия.

59. Проблема человека в истории философской мысли. Человек как высшая ценность.

Разрушение природной среды, оскудение привыч­ного ландшафта, распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, ядерные производства - все это рождает ощущение беззащит­ности человечества, возможности его гибели Перспективы генетической инженерии, трансплантация органов, клонирование клеток - все это разрушает традиционное представление о неизменной биологической природе человека. Болезненную остроту приобрели психологические проблемы. Разрушение традиционных форм и норм жизни, изменение окружающей обстановки, новые виртуальные элементы реальности и т.д. приводит к утрате людьми представлений о собствен­ной идентичности устойчивости своего внутреннего мира и специфически человеческих черт. Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою первоначальную родину - при­роду. Он никогда уже не сможет туда вернуться. У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе создаст, в которой он превратит окружаю­щий мир в мир. Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности, в том, чтобы принять страдание и смерть, но не изме­нить своему человеческому призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человече­ским именно тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я", личностное начало является чем-то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую особь. Антропология - учение о природе и сущности человека. Центральная проблема - что есть человек. Гоббс в определении человека исходит из признания основой его бытия суммы природных – как физических, так и духовных – способностей. По Гоббсу именно государство как «искусственный человек» дает возможность осуществления и развития всех основных качеств людей – разумности, стремления к благополучию, к счастью, справедливости, добродетели. Локк ставит вопрос о единстве тела и духа в человеке. В своей концепции воспитания он придает важную роль формированию как физического, так и духовного совершенства личности. «Здоровый дух в здоровом теле»,-вот, по его мнению наиболее полное выражение счастливого состояния человека в мире. Немецкие философы оптимистически заявили, что люди должны иметь возможность надеяться на свое совершенствование приложением собственных сил, ибо каждый из них может стать добрым человеком. Немецкие философы научно отвергали необходимость связывать цель и назначение человека с Богом и вообще со сверхъестественным. Они указывали, что все цели и смысл человеческого существования заключается в самом человеке. Подлинное назначение человека в мышлении и его прогрессе, утверждал Фихте.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.