Сделай Сам Свою Работу на 5

Исторические формы позитивизма. Неопозитивизм. Структурализм и герменевтика.





36.Исторические формы позитивизма.Неопозитивизм.Структурализм и герменевтика.

В 30-40-х гг 19в возникет и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Канта. Она получила название философии позитивизма.В первоначаьном толковании Канта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное научное знание как философское.Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук-математики,физики,химии,биологии.Основными его представителями являються немецкии физик Э.Мах,щвейцарскии философ А.Авенариус,французскии математик,физик и философ Ж..А.Пуанкарье.Этот позитивизм претендовал на третью линию в философии,заявляя что является философией не материализма или идеализма,а философией реализма,утверждал что любое положительное знание-философское,астрономическое,биологическое и т.п- есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Вторая историческая форма позитивизма,получившая название махизма,развивается на основе новейших открытии физической науки,теории относительности,квантовой механики,геометрии Лобачевского-Римана,открытии в области явлении света.В философии махизма доминируют субъективно-идеалистические идеи.



Третья историческая форма возникает в 20ые годы 20в.Идейным и организованным ее ядром явился Венскии фил-ий кружок,возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922г,Этот кружок предложилпрограмму развития научной философии.В него входили М.Шлик ,Р.Карнап,Г.Фейгель,О.Нейрап,Франк.

Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания.Многие из них были традиционны,н-р проблема соотношения чувственного и рационального в познании;другие – совершенно новые,н-р проблемы факта,веры,познания и творчества,логики и познания,логика роста знании и др. Все они привлекают к себе ученых,для которых поиск истины всегда будет главным вопросом их деятельности.

Структруализм.В 60-е гг. нашего века бурно развивается научно-техническая революция,происходят значительные структурные изменения в развитых капиталистических странах запада,идет процесс культурной интеграции народов,изменяется массовое сознание. Применительно к этим условиям начинается модификация основных моделей философского мышления.На их основе возникают такие течения,как структурализм,социальная философия франкфуртской школы,различные философско-антропологические концепции.Следует отметить что основные идеи этих концепций родились задолго до 60-х гг.:структурализма-в начале века,философской антропологии-в конце 20-х гг.,социальной философии франкфуртской школы-в начале 30-х гг.ХХв.Однако в силу целого ряда причин эти идеи были вытеснены из сфер идеологического влияния,заслонены классическим экзистенциализмом,неопозитивизмом, различными философско-религиозными учениями,ортодоксальным марксизмом.



Герменевтика.Этот термин(с греч.:разъсняю,истолковываю)озночает искусство и теорию интерпретации текстов.К герминевтике обращались уже древние философы:они занимались истолкованием мифов,философских текстов и афоризмов,символов и иносказаний.Неоплатоники ,н-р,работали над разъяснением произведений Гомера,Платона и др мыслителей.Христианские философы толковали Библию.Возрождения много внимания уделялось толкованию памятников античности.Герменевтиков 70-90гг. интересует «понимание» не как прикладная задача,возникающая в процессе истолкования текстов,как фундаментальная характеристика человека,как нечто,определяющее человеческое бытие и мышление.Н-р,Гадамер приводит пример из Фукидиада с осажденными Афинами,в к-х свирепствовала чума.Люди в этот период совсем неадекватно воспринимали и понимали обычные слова и поступки:изменилось даже значение слов в оценке человеческих действий.Н-р, безрассудная отвага считалисьхрабростью,блогородная осмотрительность-трусостью;умеренность-личиной малодушия;удачливый и хитрый интриган считался проницальным и тд.



37. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы и диалектики бытия. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, при­роды и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мирозда­ния. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на миро­возр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория «ничто». У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, сущест­вуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употребля­лось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоя­щее время понятие существования обычно отождест­вляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характери­стика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

38. Формирование научно-философского понятия материя. Современная наука о строении материи. С конца 16в.до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометриче­скими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи: 1о самодвиже­нии в материи 2 материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ. 3Материи присуща внутренне мысль. Субъективные идеали­сты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления. Материя - это всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые опровергли ста­рую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощуще­ниями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения) 2) Призна­ние принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира.

39. Философское осмысление движения. Основные формы движения и их взаимосвязь. . Поскольку движение есть сущностный атрибут мате­рии, то оно, также как и сама материя, несотво­римо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движение заключено в самой природе мате­рии. Одни формы движение превращаются в другие и ни один вид не берется неоткуда. Движение материи - не только механическое перемещение тел в простран­стве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызыва­ются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Основные типы движения: 1.- это движе­ние, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Про­цессы, связанные с преобразованием качества предме­тов, с появлением новых качественных состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможно­сти, скрытые и неразвернутые в предшест­вующих качественных состояниях, характеризу­ются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организа­ции, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходя­щие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновид­ности развития может служить эволюция звезд. Существует несколько качественно различ­ных форм движение материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная

40.Пространоство и время - формы бытия и материи. Современные естественно - научные теории пространства и времени. Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. явля­ются ли В. и п. реальными или это чистые абстрак­ции, существующие только в сознании. Фило­софы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивиду­ального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Ге­гель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщ­ность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направле­нии - от прошлого к будущему. Диалектиче­ский материализм признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматри­вало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспыта­тели вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равно­мерно. Совр. физика отбросила старые представле­ния о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. сущест­вуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (простран­ство-время) изменяются в зависимости от скопле­ния масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр, теории в. и п. боль­шую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопыт­ных формах чувственного восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространст­венных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Со­гласно диалектическому материализму, человече­ское познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объек­тивно-реальном времени и пространстве.

40. Пространство и время как формы бытия материи. Современные естественно-научные теории пространства и времени.

Время и пространство - основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т. е. явля­ются ли Время и пространство реальными или это чистые абстрак­ции, существующие только в сознании. Фило­софы-идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как формы индивиду­ального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Ге­гель). Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства, в том, что они неотделимы от материи В ней проявляется их универсальность и всеобщ­ность. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направле­нии - от прошлого к будущему. Диалектиче­ский материализм признает не просто внешнюю связь времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в современной физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности времени и пространства рассматри­вало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспыта­тели вплоть до 20 в. отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время - протекающим равно­мерно. Современная физика отбросила старые представле­ния о пространстве как о пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной вселенной. Главный вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что время и пространство сущест­вуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континиума (простран­ство-время) изменяются в зависимости от скопле­ния масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании современной теории времени и пространства боль­шую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о времени и пространстве как внеопыт­ную форму чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространст­венных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о времени и пространстве используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Со­гласно диалектическому материализму, человече­ское познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объек­тивно-реальном времени и пространстве.

41.Диалектика как теория взаимосвязи и развития, научная методология познания. Принципы диалектики.В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мира. Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало <вести беседу>. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкнове­ния и согласования различных противоположных точек зрения. Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др. Китае, Индии, Греции. Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий, мерами затухающий или как поток реки, в который нельзя войти дважды. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным измене­ниям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представле­ние о временной направленности. Это положило начало пониманию развития как качествен­ных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество. Французские просветители Вольтер, Руссо философия идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической диалектика предстала в виде стройной теоретиче­ской модели.Гегель трактовал её как умение отыскивать пртивоположности в самой дейцствительности.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии базируется на нескольких основных принципах:

1)принцип всеобщей связи. Понятие связи одно из важнейших научных понятий, с выявления устойчивых, необходимых связей начинается человеческое познание,а в основании науки лежит анализ связи причины и следствия-универсальной связи явлений действительности, наличие которой делает возможными законы науки.

2)принцип развития. Развитие-это необходимое,направленное изменение материальных и идеальных объектов. В результате него возникает новое качественное состояние объекта, к-ое выступает как изменение его состава или структуры.

3)принцип становления. Этот принцип обозначает процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта.

4)принцип системности. Этот принцип направляет мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию закономерностей, а также необходимых сущностных связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами.

5)принцип объективносьти. Объективность рассмотрения предмета является первым, отправным элементом диалектики; не примеры, не отступления, а «вещь сама в себе».
42. Понятие закона в философии. Основ­ные группы законов. Особенности законов диалектики.Закон представляет собой связь и отношение между предметами и явле­ниями; но не всякая связь выступает как закон. Для закона характерно: существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся, внутренне прису­щая явлениям связь и взаимная обусловленность. Закон выражает такую связь, которая при наличии известных условий определяет характер развития. Все законы носят в своей основе объективный характер и их можно разделить на три группы: частные и специфические законы(отражают связь определённых частей, сто­рон и особенности реальной действительности), общие или общенауч­ные за­коны действия( распространяются либо на всю природу либо на все общест­венные явления. Для мышления присущи такие общие законы как закон тож­дества, закон противоречия, закон достаточного основания и закон исклю­чённого третьего, который изучает формальная и математическая логика); Всеобщий или универсаль­ный закон(относятся законы диалек­тики). Законы диалектики действуют везде , охватывают все стороны мира, распространяются на природу общества и мышления и имеют всеоб­щее познавательное и методологическое значение. Диалектика разрабатывает не только законы бытия, но и законы познания, поэтому диалектика – это не только учение о законах развития бытия, но это теория познания и логика одновременно, т.е. учение о законах в форме мышления. Среди всебщих законов диалектики принято выделять три основ­ных закона: 1.Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2.Закон един­ства и борьбы противоположностей. 3.Закон двойного отрицания. Законы диалектики Раскрывают сущест­венные черты, любого развивающегося явления. Они раскрывают: механизм перехода от старого к новому, источник развития объективного мира и человеческого мышления, его направлен­ность(мира) тенденции и взаимоотношения, формами развития и результат развития. 1-й закон есть взаимосвязь таких всеобщих понятий как: свойства, качества, количества, мера и категория скачка. 2-й закон: понятие тождества, категория различия, категория противоположностей, един­ства, борьбы, противоречий. 3-й закон: отрицание, диалектическое отрицание, двойного отрицания, поступательность, цикличность, прогресс, регресс. Впервые эти законы сформулировал Гегель. 1-й закон(в первой части) он ввел в науку логики в учение о бытие. 2-й закон учение о сущности. 3-й закон использован при построении всей философской системы.

43. Основные законы диалектики:их сущность.

Среди всеобщих законов диалектики выделяют 3 основные закона: 1)Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; 2)Закон развития и разрешения противоречий (единства и борьбы противоположностей); 3)Закон двойного отрицания. Основные законы диалектики раскрывают механизм перехода от старого к новому, источник развития объективного мира и человеческого мышления, направленность развития, форму, результат развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Качество–это определенность предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотип­ных с ним предметов. При утрате качественных определенностей предмет перестает быть самим собой, приобретает новые качества, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Количество характеристика явлений, предметов, процессов по степени разви­тия или свойств, выражаемая в величинах и чис­лах. Оценка количественных характеристик реальных «вещей» начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различающихся по своей природе «вещам». Любое из количественных изменений ведет к появлению нового качества.

Закон развития и разрешения противоречий. Этот закон дает возможность выявить источники действи­тельной причины и формы движения, типы развития всего сущего. Противоречие – это опреде­ленный тип взаимодействия различных противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между систе­мами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны и внутри себя и между собой. Различие есть отношение нетождест­венности, неодинаковости объекта в самом себе, различие между существующим и несущест­вующим. Диалектиче­ский принцип противоречия отражает двойствен­ное отношение внутри целого: единство противопо­ложностей и их борьбу.

Закон двойного отрицания. Во всем сущем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций которые приводит к отрица­нию старого и возникновению нового. Появив­шаяся новое явление содержит в себе свои противо­речия. Борьба противоположностей завязыва­ется на новой основе и приводит к необхо­димости нового отрицания, т.е. отрицания отрицания. Диалектика отрицания предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Реальным аналогом отрицания отрицания и в природе, и в обществе служат процессы, сочетающие в себе цикличность и поступательность.

44.Понятие категории. Категории диалектики: единичное и общее, сущность и явление, причина и следствие.

Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в неё включены все явления, предметы, процессы. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывнойсвязи. С точки зрения материалистической диалектики явление и сущность – различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность – понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. Причинно-следственная связь представляет собой одно из важнейших форм всеобщей связи. Причиной наз. то явление, которое при наличии определенных условий, порождает новое явление, определяет его существование. Следствие-это результат действия причины, явление вызывается, порождается причиной.

45. Необходимость и случайность, возможность и действительность в условиях социальной реальности.

Необходи­мость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно? Эта про­блема постоянна еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. В трактовке необходимо­сти и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуаль­ное и потенциальное бытие, т.к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т.е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться.

То явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает наз. необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время года сменяет другое. Она постоянна, устойчива для данного явления.

Случайность — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Возможность и действительность

Соотносительные филос. категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный момент времени. Возможность — то состояние предмета или мира, которое в данный момент не существует реально, но может осуществиться в будущем. Возможность есть будущая Действительности. Процесс изменения предметов и явлений можно представить как процесс превращения Возможности в Действительность. Напр., у молодого человека, поступившего в вуз, есть Возможность окончить его и получить диплом; Действительностью в данный момент является его состояние в качестве первокурсника, получение диплома — лишь Возможность, которая станет Действительностью через несколько лет успешной учебы.

46. Структура связи бытия. Часть и целое, структура и элемент, содержание и форма.

Человек давно научился выделять в окружающем мире отдельные объекты, а в объектах — составляющие их элементы (напр., лес состоит из отдельных деревьев, а у дерева, в свою очередь, выделяются крона, ствол и корни). Поэтому понятия Ч. и Ц. присутствовали в философии с самого начала ее возникновения. Одно из первых определений целого принадлежит Аристотелю: «Целым называется (1) то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также (2) то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно». Категории Ч. и Ц. определяются посредством друг друга: часть — это элемент некоторого целого; целое — то, что состоит из частей. Филос. позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей, получила наименование м е р и з м а (от греч. meros — часть). Противоположная позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение целым новых свойств по сравнению с его частями, называется холизмом (от греч. holos — целый).

ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementum - стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos - члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) - в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia - "пятая сущность") - ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном (обозначение Э. как правильных многогранников). Аристотель придал Э. статус универсального понятия онтологии, космологии, гносеологии и др. В древнекитайской философии Э. - металл, земля, вода, дерево, огонь. Э. в древнеиндийской философии - эфир, вода, огонь, ветер, земля. В алхимии - Э. - сера, серебро, соль и т.д. После постулирования Юнгиусом тезиса о том, что земля являет собой неисчислимое множество Э., Бойль сформулировал определение Э. как веществ, неразложимых на более простые вещества. В настоящее время под Э. подразумеваются составные части сложного целого.

Форма (лат. forma, греч. μορφή) — понятие, игравшее в философии большую роль и обозначающее некоторую противоположность содержанию и субстанции.

В древней философии понятие формы имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такоезначение понятия формы имело у Платона и в особенности у Аристотеля.

Форма делает материю, которая сама по себе есть лишь στερησις (лишение), предметом. Форма есть внутреннее начало, приводящее предмет к его совершенству; поэтому-то Аристотель и Бога называет чистой формой, чистой деятельностью.

47. . Философия о познаваемости мира. Субъект, объект и предмет познания. Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и обще­ство в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практиче­ской основой общества. Особенности человеческого бытия – это то, что для своего бытия, человек вынужден целее направлено изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным человече­ство выработало познание. Задача Гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основы закономерностей, определение целей и возможностей человеческого позна­ния. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует струк­туру человеческого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и социальных факторов познания, исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. . Субъект и объект познания. В рационалистиче­ской философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Кантовский Субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого Субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая порождала объекты. Исходная характеристика Субъекта – актив­ность, понимаемая как самопроизвольное, внутрен­нее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Различия м/у Объектом и Субъектом относительны. Субъект и Объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если активно воздействует то Субъект, а если на него воздействуют другие, то он превраща­ется в Объект. С точки зрения марксизма, человек стано­вится Субъектом познания лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразова­нию внешнего мира. А это значит что познание никогда не осуществляется отдельным изолирован­ным индивидом, а лишь таким Субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. Объект – часть объективной реальности, с которой Субъект вступил в практическое и познаватель­ноевзаимодействие. Предметом познания является более узкое и более концентрированное понятие объекта в познании

48. Чувственное познание и его формы. Человеческое познание является начальным этапом познания. Для познания объектов необходимо функцио­нирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельно­сти назыв. чувственной деятельностью или чувственным познанием. Ощущения может рассматривать как простей­ший и исходный элемент чувств познания. Установ­лено , что с точки зрения “информационных способно­стей” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение является субъективным, идеальнымобразом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. В ощущении начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окружающим миром с которым практически взаимодейст­вует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отраже­ния и фиксирования объективной системы отноше­ний, в кот. реально вступает и реально включен чел-к. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувственная способность синтезирова­ния ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущение приобретает качество субъектив­ного образа объект мира. Чувтсвенное. позна­ние с самого начала имеет специфически человече­ский, т.е. соц-истор. характер. Процесс чувственного восприятия очень сложны. Мы смотрим на пред­мет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы воспринимаем его как красивый или безобразный, полезный или вредный. 49. Рациональное познание и его основ­ные формы. Чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодейст­вии. В их сложном взаимодействии обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практическая деятельность в широк

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.