Сделай Сам Свою Работу на 5

Учение о соотношение формы и материи





Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничег. Но сама по себе материя инертна, пассивна. Чтобы эту возможность превратить в действительность надо придать материи соответствующую форму. Под формой А. подразумевал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной.
Форма - это стимул и цель.

Форма и Материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму Таким образом, А. подходит к идее единства материи и формы.Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

14.Проблема человека и общества в античной философии. Софисты, Сократ.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный момент её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.

Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) период греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит. говорить - учили за плату. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что истина субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий, Продик)/младш. (Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. - Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Все существующее в космосе прих. в противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом. Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл. способностью мышл-я создавать несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).





Сократ был Афинским гражданином, обладавшим небольшими средствами, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты.

Достоверно известно, что в 399 году до н.э., когда С. было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен ( обвиняли в том, что "он исследует то, что под землею и то, что в небесах, делая более слабый довод более сильным и научая тому же самому других" ). На него падало подозрение в сопричастности к аристократической партии, откуда была молодежь. Его заставили выпить яд.

Сократ был хорошо известной личностью а Афинах. Но за пределами этих фактов сведения о С. приобретают спорный характер. Его ученики Ксенофонт и Платон рассказывали о нем разные вещи. Сократ был благочестив и его влияние на юношество было благотворным. Он был занят вопросом о том, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. Сократ верил в бессмертие, его не тревожит страх перед вечными муками. Он был поглощен этическими вопросами, а не научными. В своих диалогах он занимался поиском определенных этических терминов. Приобретение знаний имеет самое важное значение. Он утверждал, что ни один человек не грешит сознательно и поэтому необходимо лишь знание, чтобы сделать всех людей добродетельными.



15. Специфика средневековой филосо­фии. Возникло феод. общество. Знач. роль играло духовенство. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе.. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппарат для подтверждения догматов христиан­ства. Эта фил. получила название “схоластики”. Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин. Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к созда­телю. Особое место занимает чел.,кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Фома Аквинский - систематизатор схоластической философии. Он обосновывает единство веры и разума, фил и религ. Основные работы: о троице, о сущном и сущности, сумма теоло­гии. Учение Фомы опира­ется на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активное начало, материя - как пассивное. Под реализмом подразумевается учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или уневерсалии, а не единичные пред­меты.Согласно средневековым реалистам, универса­лии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей. Противопо­ложное направление было связано с подчеркива­нием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Согласно номиналистам, общее понятия- только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и явлений.

16.Учения: Августина, Аквинского. Номинализм и реализм.

Августин 354 - 430 гг. Гениальный мыслитель, заложил прочный фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики, истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порок и повреждение формы.

Ф. Аквинский родился около 1225 года умер в 1274. Величайший представитель схоластической философии. В католических учебных заведениях систему святого Фомы преподают как истинную философию. В большинстве вопросов Аквинский следует Аристотелю. Благодаря Аквинскому, философия Аристотеля заняла господствующие позиции вплоть до эпохи Возрождения. Св. Фома был сыном графа Аквинского из неополитанского королевства. Учился в университете в Неаполе, затем вступил в доминиканский орден и отправился в Кельн для продолжения образования, но вся остальная жизнь прошла в Италии. Наиболее значительные произведения Фомы - "Сумма против язычников". Его цель - утвердить истинность христианской религии доводами, обращенными к читателю.

Индивидуальность человека - это личностное единство души и тела.. Душа обладает животворящей силой человеческого организма. Она нематериальна и самосуща: она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа может образовывать то, что есть человек. Фома придерживался идеи бессмертия.

Реализм и номинализм

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только лишь поэтому человеческий разум может познать сущность вещей. Противоположное направление было связано с подчёркиванием приоритета воли над разумом и носил название номинализма. Термин номинализм происходит от латинского слова что значит имя. Согласно номиналистам, общие понятия только имена, они не обладают не каким самостоятельным существованием вне и помимо единичной вещи. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.

17. Становление и особенности средневековой мусульманской философии. Основные направления религиозной философии: калам, исмаилизм, суфизм и др.

Возникновение арабо-исламской философии.

Термин "арабо-исламская" философия достаточно условен. Под ним подразумевается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя философия эта далеко не всегда была религиозной, развивалась она все же в культуре, где доминировал ислам.

Характер и содержание ее определило то обстоятельство, что она возникла сразу же как средневековая, со всеми ее особенностями. Что это значит?

Победа ислама в борьбе с родо-племенной идеологией, языческой религией в Аравии и установление в результате завоеваний господства на огромной территории (от границ Индии и Китая до Испании) принесли новую форму организации общественной жизни, знаменовавшую приход на место родовых связей отношений феодальных. Монотеистическая религия ислама стала идеологией этого объединения. Исламская культура впитала в себя многое из того, чем уже обладали жившие здесь народы и что придало своеобразные черты ее облику. Это довольно скоро выразилось в появлении многочисленных сект внутри ислама. Разные формы протеста против навязанной силой религии выливались в идейные течения. В них сказалось влияние древне-иранской религии зороастризма, гностицизма, религиозно-философского учения манихейства, вобравшего в себя в свою очередь идеи зороастризма, христианства и буддизма. Наконец, огромное влияние на развитие исламской теологии оказала античная мысль. И все же, арабо-мусульманская философия как часть исламской культуры по сути дела оказалась без этапа древности - за нее эту стадию прошли другие, достижениями которых она успешно воспользовалась и довольно скоро (уже в XI-X вв.) выступила как имеющая свое собственное содержание и немалые успехи в разработке проблематики и обогащения философского видения мира.

Основные направления религиозной философии:

Суфизм – мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 веках, окончательно сформировалось в 10-12 веке. Для суфизма характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога и слиянию с ним. Оказал огромное влияние на арабскую и персидскую поэзию.

Калам – мусульманское спекулятивное богословие. Возникло в 8-9 веках в неортодоксальной форме среди мутазилитов, в 9-10 веках адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами. В отличие от мусульман они разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально – логические доводы (соотношение божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека).

Исмаилизм.Исмаилиты приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в халифате в 8 веке и назв. По имени Исмаила, который считался законным 7 имамом.

Мутазилизм.Мутазилиты придерживались идеи свободы воли человека на основе принципа божественной справедливости и приоритете разума над верой. Аллах дал человеку лишь способности к совершению поступков, а человек сам выбирает, каким образом эти способности приложить к реальности.

В начале IX в. мутазилиты выработали пять основных положений своего учения, названных ими "корнями": признание божественной справедливости, предполагающее свободу человеческой воли, единобожие, "обещание и угроза" (рай для покорных Аллаху и ад для непокорных), "промежуточное состояние" (выход мусульманина, совершившего тяжкое преступление, из числа верующих и нахождение его в промежуточном состоянии между верой и неверием) и "повеление одобряемого и запрещение порицаемого" (обязанность правоверного мусульманина способствовать любыми силами торжеству добра и попранию зла). Основные школы мутазилизма сложились в Багдаде и Басре.

18. Средневековая арабоязычная философия. Философское мировоззрение Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда, Аль-Кинди.

В то время когда на Западе фил,искусство и наука на опр время задерживались в своем развии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходит их рассвет.Арабы удерживали фил. Традиции на западе(в Пиренейском полуострове). Араб.фил стала связывающим звеном между греческой фил,традиции которой арабы переняли и сохранили. После нац. и религ. объединения арабских кочевых племен в эпоху пророка Мухаммеда(570-632) небывало укрепилась мощь арабов, разобщенных ранее внут конфликтами.

Религ центром стало рождение Мухаммеда-храм Кааба в Мекке. С 8-12 столетия в арабском мире, на Востоке, а потом и в запад областях, в частности в Испании, началось развитие наук.Арабы стали заниматься наукой и астрономией. Постепенно по отношению к спец исследованиям преимущества приобретают религ-филос. подход. Теологические дискуссии, касавшиеся глав.образом сути Бога, свойств его характера, а также отношения человека к Богу начались еще до знакомства с греч.наукой. Знакомство с греч наукой и филисофией началось с 8 в как через переводы и комментарии исламс.ученых, так и через христиан, которые жили в араб.среде.

Осн смыслом араб.философии было защитить ислам и его церковные догматы,поэтому в осн чертах и исх положениях она совпадает со схоластической философией.

Аль-фараби

Философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".

Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.

Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, к концу же жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой.Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени.

Он направляется в Египет через Дамаск. В своей книге "Гражданская политика" он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю.

Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного счастья.

"Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.

 

Ибн Сина(латинизированное — Авиценна) Абу Али Хусейн (ок. 980-1037) — учёный-энциклопедист, поэт, родился вблизи Бухары. Писал на арабском и таджикском языках. Оставил огромное научное наследие — около 300 сочинений, среди них "Канон врачебной науки", который в течение почти пяти веков считался одним из основных медицинских руководств. Среди философских трактатов наиболее известны: "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений", "Книга знания" ("Дониш-наме", написанная на таджикском языке). Поэзия Абу Али ибн Сина отличается глубоким философским содержанием, необыкновенной ясностью образной системы и афористичностью мысли

Ибн Рушд(Ибн Рошд) (латинизированное Аверроэс) (1126— 1198 гг.) — арабский философ и врач; представитель арабского аристотелизма (школы Аристотеля). Жил в Андалусии и Марокко, был судьёй и придворным врачом. Автор энциклопедического труда по медицине. Его учение о вечности и несотворённости мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме легло в основу направления западно-европейской философии 13— 15 вв., получившего название аверроизм.

Аль-Кинди. – основоположник арабской философии.

Творчество аль-Кинди как философа было тесно связано с учением мутазилитов – передовых мыслителей того времени. Судьбу последних разделил и сам аль-Кинди: «философ арабов», бывший любимцем халифа ал-Мамуна (813-833 гг.) и его брата ал-Мутасима (833-842 гг.), покровительствовавших мутазилитам, подвергся гонениям при халифе ал- Мутаваккиле. Время смерти аль-Кинди точно не установлено. Исследователи относят его к разным годам – от 860 до 879 г.

Нет такой области знаний того времени, которой он не коснулся бы в той или иной мере в своих многочисленных трактатах (число их, согласно средневековым арабским источникам, достигало 238, но большинство этих работ, к сожалению, до нас не дошло). В круг научных интересов аль-Кинди входили и метафизика, и логика, и этика, и математика, и астрономия, и медицина, и метеорология, и теория музыки, и оптика. «Философ арабов» много содействовал ознакомлению своих соотечественников с трудами античных мыслителей (некоторые исследователи утверждают, что сам аль-Кинди хорошо знал греческий язык). Им были отредактированы переводы «Метафизики» Аристотеля, «Географии» Птолемея и работы Эвклида. Кроме того, он дал сокращенные изложения на арабском языке «Поэтики» Аристотеля и «Введения» Порфирия, написал комментарии на аристотелевские «Категории», «Вторую Аналитику», на книгу «Альмагест» Птолемея и «Элементы» Эвклида.

Наиболее значительными философскими работами аль-Кинди являются «Трактат о количестве книг Аристотеля», «О разуме», «О первой философии», «Об определениях и описаниях вещей», «Рассуждение о душе», «Трактат о ближней действующей причине возникновения и уничтожения», «Книга о пяти сущностях».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.