Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия и наука, философия и религия. Сходство и различие их предметов.

Своеобразие философского познания. Смысл и назначение философии.

Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии.Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связанные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (т. е. обязывает к определённому образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по- своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком». Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать жизни его истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.Органическое соединение В философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику её как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в её истории - в реальном процессе наследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого и целого. Последовательность философских учении - в основном и главном - такова же, как и последовательность в логических определениях самой идеи, т.е. история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.Историческое бытие философии двойственно, а потому и уникально: как наука, постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, её построения преходящи .Но как ценностно-личное проявление духа, как смысложизненная ориентация сознания философское учение прорывает пелену времени, оно обращается к Вечности, а потому ни «устареть», ни уступить своё уникальное, не заменимое ничем и никогда место в культуре её новым образованиям оно не может. «Новое» и «старое» - на равных - представляют мировую философию, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих их по времени.Однако и теоретическая составляющая философского знания, т.е. его внутренняя логика, наследуется гораздо более сложным образом, чем знание специально-научное. Сложнее потому, что философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления. Философское знание есть единство истины и заблуждения. Но в философии данные понятия наполняются, своим особым смыслом. Этот смысл - социально-исторический, социально-нравственный, он необходимо включает в себя оценку не только нашей мысли, но и связанного с ней, основанного на ней нашего действия. Однако лишь то действие истинно, которое отвечает высшим целям, высшему предназначению человека - развитию его универсальных, интеллектуальных и духовных сил. Истина, как истинная жизнь, есть следование таким императивам и ценностям, которые не ограничивают, не сужают, а расширяют и развивают сущностные силы и творческие способности человека. Так, надежды христиан на приход «царствия божьего», как и уверения коммунистов о том, что «все дороги» ведут в наш век к обществу свободы, равенства и братства, можно «списать» в ошибки, поскольку не подтвердилось ни то, ни другое! Но в этих ошибках заключалось и глубоко истинное содержание. Нравственный императив (идеал, мечта), конечно, не есть еще сама реальность, но она - её «знак» из будущего.Идейные построения философии обладают огромной притягательной силой. Идеи выражают потребности времени, и если это время пришло, то никакие преграды и препятствия (цензура, административно-уголовная борьба с инакомыслием и т.п.) не в силах сдержать, остановить натиск философских идей, их мощное влияние на умы и сердца современников.Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не от делимы от его мысли. Философский плюрализм не нужно смешивать с эклектикой - бессистемным, беспринципным смешиванием разнородных представлений и взглядов в голове одного человека, без какой либо даже попытки самостоятельного, критического отношения к ним. Именно о таком - эклектическом - «многознайстве» ещё древние философы говорили, что оно не есть признак мудрости, а потому бесполезно. Плюрализм же, не покушаясь на собственные, внутренние убеждения личности, требует от человека лишь одного: уважения и к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей и ценностей. В этом смысле философски, мировоззренческий плюрализм - прямая противоположность идеологической нетерпимости, догматизму и фанатизму. Он является незыблемой нормой демократического общества. О таком плюрализме сказал когда-то Вольтер: «Я не согласен ни с одним Вашим словом, но готов отдать жизнь за то, чтобы Вы могли его свободно сказать». Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания основоположник классической немецкой философии И. Кант. В одной из готовых своих сочинении - «Критике способности суждения»- он говорит о трёх частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения.Гегель строит свою систему в виде « Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: 1) логика; 2) философия природы и 3)философия духа.Логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится..Структура философского знания указывает на то, что в философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой области человеческого творчества. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он не был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии - не «часть» её, а основа, её суть, её самосознание.



Философия и наука, философия и религия. Сходство и различие их предметов.

Научно-философское мировоззрение выпол­няет ряд познавательных функций, родственных функ­циям науки. Наряду с такими важнейшими функ­циями, как обобщение, интеграция, синтез всевоз­можных знаний, открытие наиболее общих законо­мерностей, связей, взаимодейст­вий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять такие эвристические функции прогноза, формирова­ния гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также пер­вичных гипотез о природе конкретных явлений, ещё не проработан­ных специально-научными методами. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частно­сти. Наука сама себя достаточно широко, глу­бинно и масштабно не уясняет, не обосновы­вает. Общемировоззренческие и теоретико-познава­тельные основания науки изучаются, отрабаты­ваются в сфере философии. Родствен­ность, близость философии и религии состоит в том, что обе они- общественно- исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на созна­ние, поведе­ние людей. Но велико и их разли­чие. Тысячеле­тиями философски мыслящие люди составляли ничтожную малую часть в общем, числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободо­мыслие. В отличие от религиоз­ного мировоз­зрения с его преимуществен­ным вниманием к человеческим тревогам, надеж­дам, к поиску веры, философия вынесла на первый план, интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

7.Сущность осн вопроса фил: различ трактовки.

«Великий основной вопрос всей, в особенность новейшей философии, - подчеркнул Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию». Вопрос «что же является первичной- дух или природа…». В зависимости от решения этого вопроса философия разделяется на два течения: идеализм и материализм. Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культура пронизывает их.

Однако разные философские взгляды выдвигали такие вопросы как Алберт Камю: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого...».

В своё время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философов и самом высоком «всемирно-гражданском» значении: что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?

8. Проблема метода в философии. Метод –1)способ достижения цели; 2)определённым образом упорядоченная человеческая деятельность 3) способ познания и объяснения мира. Философия являет собой всеобщий метод, т.к. предметом исследования выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Ф-ие методы не определяют однозначно линию творче­ских поисков истины. Здесь, в конечном счете, решающее слово принадлежит практике, жизни. Ф-ие методы явл. необходимым условием решения разнообразных конкретных проблем и задач приёмами исследования объектов с точки зрения всеобщих законов движения и развития.В философии есть два метода познания :1- диалектика,2- метафизика.

Диалектикав начале формировалась как искусство спора, дискуссий а в последствии начинает рассматривать и объяснять все процессы явлений мира, а так же формы мышления в их целостности, взаимной связи развития. . Особенностью метафизики всегда выступала однородность, абстрактность, абсолютиза­ция того или иного момента в составе целого. Диалектика – тв. учение немыслимое без постоянн. развития и обогащения. Необходимое условие жизненности диалектики – это непрерыв­ное обогащение и совершенствование. Диалек-ие прин­ципы лежали в основе выработки современной естественнонаучной картины мира. Без неё невоз­можно и создание соц.-истор. картины мира. Именно она помогает уяснить природу и характер дв-х сил обществ. развития, а также общ. про­гресса, выявить негативные моменты в строитель­стве нового общества.

Метафизикаи его представители рассматривали предметы и явления мира в их обособленности друг от друга. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. . У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. . В Нов. время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.

9. Зарождение философской мысли, и ее культурно-исторические предпосылки.

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философская мировоззренческая установка, для которой характерно:

· стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

· уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.

Далее следуют важные моменты:

1) признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества – разума, мышления, способности логически постигать действительность.

2) познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

3) Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества).

Рационалистическая установка впоследствии привела к Вышеназванное мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации.

10. Своеобразие философия в Древней Индии

Основные культурные памятники и источники зарождения др.мысли в Древней Индии были веды – сборники молитв, гимнов, жертвенных обрядов. Одна из самых первых вед носит название РИГВЕДА – гимн в честь богов. Начиная с 8 века в Индии появляются Упанишады и Брохманиды. Первые письменные источники в Индии - книги. Письменные источники сутры-изречения и афоризмы.

Начиная с 6 века до Н.Э. в Индии сформировалось множество школ и течений которые можно разделить на 2 основные части:1-Ортодоксальное,2-неортодоксальное

Основные школы этого периода:1-школы веданта,2-школа санкхьян,3-школа вайшемика,

4-школа ньяя,5-школа йога.

Индуизм – национальная религия Индии.

Основные школы нового направления:

1. школа локаята – взгляды людей, признающих только этот мир

2. школа чачвана – представители её опирались на зачатие математики и астрономии и согласно их воззрениям все предметы и явления мира есть результат сочетания 4 начал (земля, вода, огонь, воздух).

 

11.Философия древнекитайского общества, ее школы и представители.

Основные культурные источники:1-книга обрядов,2-книга истории,3-книга песен,

4-книга стихов,5-книга перемен.

Начиная с 8-7 века до н.э. в Китае получили развитие философские высказывания о материальном мире, в которых утверждали, что мир вечен и представляет собой единое целое и состоит из 5 элементов: земля, вода, огонь, дерево, металл.

В 7 веке до н.э. делается попытка обоснования материального единства мира и высказывались сообщения о том, что первоосновой всех вещей, является материя.

В 6 веке до н.э. сформировались такие школы:1-школа инь-янь,2-школа закона ,

3-школа моизма.

Моизы ставили исследование сущности бытия пространства, времени, причины в мире, любовь.

1. школа имён разрабатывала ученья о исправлении имён. Смысл-каждое имя должно соответствовать сущности вещи.

2. школа даосизма – основатель Дао-Дзи

Центральными вопросами этого ученья был вопрос о дао – (путь или закон). Дао-путь, который человек проходит от рождения до смерти. Сущность Дао – единство противоположностей.

12.Античная философия:Этапы становления и развития. Термин античная философия обычно подразумевает более чем тысячелетнюю историю развития Греко-римской философии, хотя, слово античный в переводе означает древний вообще, и оно должно было по идее, относиться к любой философской мысли в первоначальный период ее существования. Но так уж сложлась традиция, что античность связывают всегда именно с этим миром. Античная философия в Греции возникла в городах-государствах на рубеже VII-VIвв. До н.э. сначала на западном побережье Малой Азии(в Ионии),затем-в греческих городах острова Сицилии,в Греции-в Афинах(5 в до н.э) и была связана с возникновением и развитием классового,рабовладельского общества,которое создало условия для расцвета культуры древнего мира.На Руси возикновение и развитие философии также свяано с развитием классового общества и формированием государства.Наиболее крупными были древнерусское,или Киевское,государство на Днепре,а также древнеславянские государства н Дунае,Висле и Эльбе.Нельзя не отметить, что на формирование философии более поздних в своем возникновении государствах(а на Руси государство возникает в 6вв, и его становление продолжается вплоть до 8 вв. н.э)оказывают влияние более ранние философские системы древних государств.Античная философия имеет свои временные и пространственные границы.Время ее бытия – с 6вв до н.э и до 6вв н.э,когда император Юстиниан закрыл в 529г. н.э последнюю. философскую школу-Платоновскую Академию. .Пространство ее бытия-Греция и Рим.Естественно,что она обрела свою жизь не только в это тысячелетие и не только греки и римляне испытали влияние этой культурно-философской традиции. Проблематика, намеченная греческими мыслителями,стала жить самостояельной жизнью в первую очередь в Европе,а затем и во многих регионах мира.Рационалистическая традиця Платона-Аристотеля в значительной мере стала идейной основой христианства.В целом открытие греками конструктивной возможности мышления стало принципиально новым явлением в истории человечества предопределило последующее развитие интеллектуальной традиции. По А.С.Богомолову, можно выделить 3 крупных периода: становление античной философии, или ранняя классика, завершающаяся Сократом ( конец VII-V вв. до н.э. ); классическая греческая философия (IV в. До н.э.); эллинистически-римская философия (III в. До н.э.-Vв. н.э.). Или же можно принять более подробную периодизацию Дж.Реале и Д.Антисери:

1.Период натуралистический с его проблемами физиса и космоса (VI-V вв.до н.э.), где действуют ионийцы,пифагорейцы,элеаты,физики-плюралисты и физики-эклектики.

2.Период гуманистический, герои которого – софисты, в особенности Сократ, впервые попытавшийся определить сущность человека.

3.Период большого синтеза Платона и Аристотеля,характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных филоофских проблем.

4.Период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры-кинизма,эпикуреизма,стоицизма,скептицизма и наконец, эклектицизма.

5.Религиозный период античной языческой мысли-возрождающегося неоплатонизма и его модификаций.

6.Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в сетке категорий греческой философии.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения,расцвета и увядания.

Этапы:

1.досократическии(период формирования философского учения до 5-6вв до н.э).В мировоззрении в это время доминирующими проблемами становятся политическая жизнь гражданина греч. полюса и проблема развития личности.Этот этап носит космоцентрическии характер и сохраняет в начале черты мифологии.Это важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных основании Космоса,стремления проникнуть через видимое в невидимое,начало различения явления и сущности,бытия и небытия.Тем самыим происходит становление философской категориальной системы.

2.середина 5 в до н.э включая 4 в до н.э.Классическии этап в развитии философии.В это время творили Сократ,Платон и Аристотель.Период расцвета греческой философской мысли-отличается от первого,значительным качественным расширением предметного поля философии,развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей,появлением в рамках общефилософских представлении зачатков научного знания и логики,которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой.

3.конец 4вв по 2вв до н.э установилась гигимония Македонии и имел место упадок греческих городов-поллюсов.Этап характеризуется включением элементов восточной культуры,снижением уровня философских школ Платона и Аристотеля.Стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически,нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле.Тем самым меняются акценты в понимании предметафилософии,сужается сфере ее интересов,возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников,появляются эклектические философские течения.

4.1вв до н.э -5-6 вв н.э.Формируется Римская философия,которая стала считатся хранительницей греческой философии.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.