|
Результаты выполнения диагностической работы по русскому языку
Аналитические и методические материалы по результатам выполнения диагностической работы по русскому языку
Обучающимися 5-х классов в рамках регионального мониторинга качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
Введение
Во исполнение Долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 4 июля 2011 года №155-П, согласно Плану мероприятий Министерства образования Республики Карелия, направленных на повышение качества образования обучающихся общеобразовательных организаций, на 2014-2015 учебный год, одобренному Коллегией Министерства образования Республики Карелия 9 октября 2014 года, и в соответствии с приказом Министерства образования Республики Карелия № 1235 от 11.09.2015г. «О проведении регионального мониторинга качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования» 14 октября 2015 года была проведена диагностическая работа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классах общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Карелия.
Целью данного исследования было получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу начального общего образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Задачи мониторинга:
1. получение статистических данных о качестве знаний по русскому языку;
2. выявление уровня сформированности предметных умений, навыков, способов деятельности;
3. анализ сформированности предметных умений, навыков, способов деятельности;
4. разработка рекомендаций.
Мониторинг уровня сформированности предметных умений, навыков, способов деятельности пятиклассников опирается на следующие положения:
1. обеспечение надежности и достоверности результатов за счет использования стандартизированного инструментария, стандартной процедуры проведения и единых методов обработки результатов;
2. разностороннее представление предметных умений, навыков и способов действий;
3. достоверность статистических выводов и содержательная интерпретация результатов;
4. открытость и доступность информации о сформированности предметных умений, навыков и способов деятельности.
Обработка данных мониторинга проводилась с использованием Microsoft Excel.
Характеристика участников
Диагностическую работу по русскому языку выполняли 5662 обучающихся из 192 муниципальных общеобразовательных организаций 18 районов, 2 государственных и 2 частных общеобразовательных организаций.
Количество участников мониторингового исследования по муниципальным образованиям представлено в таблице 1.
Таблица 1
№
| Наименование муниципальных образований, государственных, частных общеобразовательных учреждений
| Количество участников
| Процент от общего числа участников в РК
| Количество образовательных учреждений
|
| Беломорский муниципальный район
|
| 2,7%
|
|
| Калевальский национальный муниципальный район
|
| 0,9%
|
|
| Кемский муниципальный район
|
| 3,2%
|
|
| Кондопожский муниципальный район
|
| 6,9%
|
|
| Костомукшский городской округ
|
| 5,5%
|
|
| Лахденпохский муниципальный район
|
| 2,1%
|
|
| Лоухский муниципальный район
|
| 2,4%
|
|
| Медвежьегорский муниципальный район
|
| 4,7%
|
|
| Муезерский муниципальный район
|
| 1,5%
|
|
| Олонецкий национальный муниципальный район
|
| 3,5%
|
|
| Петрозаводский городской округ
|
| 38,5%
|
|
| Питкярантский муниципальный район
|
| 3,5%
|
|
| Прионежский муниципальный район
|
| 3,1%
|
|
| Пряжинский национальный муниципальный район
|
| 1,9%
|
|
| Пудожский муниципальный район
|
| 3,3%
|
|
| Сегежский муниципальный район
|
| 5,6%
|
|
| Сортавальский муниципальный район
|
| 5,2%
|
|
| Суоярвский муниципальный район
|
| 4,0%
|
|
| ГБОУ РК Петрозаводский ГО
|
| 1,2%
|
|
| НОЧУ, ЧОУ Петрозаводский ГО
|
| 0,1%
|
|
| Республика Карелия
|
| 100,0%
|
| Наибольшее количество участников мониторинга – 38,5% обучается в общеобразовательных учреждениях Петрозаводского городского округа.
Из числа участников исследования 4662 человек (82,3%) обучаются в городских общеобразовательных учреждениях и 1000 человек (17,7%) обучаются в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.
В 46 (23,5%) общеобразовательных организациях Республики Карелия численность пятиклассников не превышает 5 человек.
В 36 общеобразовательных учреждениях с количеством пятиклассников мене 5 человек обучается 1,8% учащихся от общего количества участников исследования (101 человек).
Статистические данные свидетельствуют о том, что большинство участников мониторинга (80,8%) обучаются в общеобразовательных учреждениях с количеством пятиклассников более 25 человек.
Распределение общеобразовательных учреждений по количеству обучающихся в 5 классах, участвовавших в исследовании, представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Характеристика заданий
Задания диагностической работы соответствовали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), разрабатывались на основе контрольно-измерительных материалов, используемых в рамках программы Национального исследования качества начального образования (НИКО).
Полный комплект инструментария диагностической работы включал: два варианта заданий, спецификацию, инструкции для обучающихся и организатора, критерии по проверке и оценке выполнения заданий работы, матрицу для фиксирования результатов работы.
Диагностическая работа содержала 12 заданий различных типов: с кратким ответом в виде слова, сочетания слов, предложения; с развернутым ответом; с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа.
Эквивалентность различных вариантов работы обеспечивалась расположением взаимозаменяемых заданий на одних и тех же местах в каждом из вариантов работы, сохранением одного и того же уровня трудности в обоих вариантах.
Распределение заданий по основным элементам содержания и проверяемым умениям диагностической работы представлено в таблице 3.
Таблица 3
№
задания
| Проверяемые элементы содержания
| Проверяемые умения
| Уровень сложности
| Баллы
| А1
| Акцентология. Ударение.
| Умение распознавать ударный слог в слове.
| Б
|
| А2
| Синтаксис. Члены предложения.
| Умение выделять основу в простых предложениях.
| Б
|
| А3
| Морфология. Части речи.
| Умение определять принадлежность слова к определенной части речи.
| Б
|
| А4
| Текст.
| Умение распознавать основную мысль текста, в котором она прямо не сформулирована, при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
| Б
|
| А5
| Текст.
| Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
| Б
|
| А6
| Лексикология. Лексическое значение слова.
| Умение распознавать значение слова в контексте указанного предложения, формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
| Б
|
| А7
| Лексикология. Синонимы.
| Умение подбирать к слову совпадающие или близкие по значению слова.
| Б
|
| А8
| Морфемика. Состав слова.
| Умение соотносить предложенный морфемный состав со словом в тексте.
| Б
|
| А9
| Морфемика. Однокоренные слова.
| Умение выделять однокоренные слова среди слов с корнем, идентичным по написанию, но имеющим иное лексическое значение.
| Б
| 0,5
| А10
| Фонетика. Гласные звуки и буквы.
| Умение соотносить гласные буквы с обозначаемыми звуками.
| Б
|
| А11
| Фразеология. Фразеологизмы.
| Умение распознавать значение устойчивых выражений и адекватно использовать их в письменной речи, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
| П
|
| А12
| Орфография. Пунктуация.
| Умение применять орфографические и пунктуационные правила на практике.
| Б
|
|
Система оценивания
Задания диагностической работы оценивались по критериям в зависимости от правильности ответа. За правильно выполненное задание учащиеся получали от 0,5 до 6 баллов. За неправильно выполненное задание учащиеся получали 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое могли набрать участники исследования, составляет 23,5 баллов (таблица 4).
Таблица 4
№ задания
| Задание №1
| Задание №2
| Задание №3
| Задание №4
| Задание №5
| Задание №6
| Задание №7
| Задание №8
| Задание №9
| Задание №10
| Задание №11
| Задание №12
| Сумма
| Максимальный балл
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,5
|
|
|
| 23,5
| Результаты выполнения работы интерпретировались с позиций достижения обучающимися критического, низкого, базового, повышенного и высокого уровней подготовки по русскому языку.
Пороговые показатели уровней сформированности предметных умений, навыков, способов деятельности по русскому языку; перевод баллов в отметки по пятибалльной шкале представлены 5.
Таблица 5
Уровни
| Количество баллов
| Процент максимального балла за всю работу, равного 23,5
| Отметка
| Высокий
| 21,0 – 23,5
| 89,4% – 100%
|
| Повышенный
| 17,0 – 20,9
| 72,3% – 88,9%
|
| Базовый
| 7,0 – 16,9
| 29,7% – 71,9%
|
| Низкий
| 3,0 – 6,9
| 12,8% – 29,4%
|
| Критический
| 0,0 – 2,9
| 0% – 12,3%
|
Результаты выполнения диагностической работы по русскому языку
Средний балл за выполнение заданий диагностической работы по русскому языку по Республике Карелия составляет 12,0 баллов, что соответствует 51,1% от максимально возможного результата.
Результаты выполнения контрольной работы по русскому языку в разрезе муниципальных образований представлены в таблице 6.
Таблица 6
Наименование муниципальных образований, государственных, частных общеобразовательных учреждений
| Средний балл
| Максимальный результат, зафиксированный в МР
| Минимальный результат, зафиксированный в МР
| Беломорский муниципальный район
| 13,8
| 23,5
| 2,5
| Калевальский национальный муниципальный район
| 11,9
| 21,5
| 3,0
| Кемский муниципальный район
| 10,7
| 21,0
| 0,5
| Кондопожский муниципальный район
| 11,7
| 22,5
| 2,0
| Костомукшский городской округ
| 13,4
| 23,5
| 1,5
| Лахденпохский муниципальный район
| 11,6
| 21,0
| 0,5
| Лоухский муниципальный район
| 10,5
| 20,5
| 0,0
| Медвежьегорский муниципальный район
| 11,7
| 22,5
| 1,0
| Муезерский муниципальный район
| 10,2
| 21,0
| 1,0
| Олонецкий национальный муниципальный район
| 12,2
| 22,5
| 4,0
| Петрозаводский городской округ
| 12,4
| 23,5
| 0,0
| Питкярантский муниципальный район
| 12,4
| 22,5
| 0,5
| Прионежский муниципальный район
| 11,9
| 21,5
| 0,5
| Пряжинский национальный муниципальный район
| 10,3
| 20,0
| 3,0
| Пудожский муниципальный район
| 11,1
| 23,5
| 1,5
| Сегежский муниципальный район
| 10,9
| 21,5
| 1,0
| Сортавальский муниципальный район
| 11,9
| 23,5
| 2,0
| Суоярвский муниципальный район
| 12,8
| 23,5
| 2,0
| ГБОУ РК Петрозаводский ГО
| 12,0
| 20,5
| 4,0
| НОЧУ, ЧОУ Петрозаводский ГО
| 13,9
| 17,5
| 8,0
| Республика Карелия
| 12,0
| 23,5
| 0,0
| Превышен средний республиканский показатель в 85 общеобразовательных организациях (43,4%).
Рейтинговая диаграмма 2 среднего балла показывает распределение муниципальных образований, государственных и частных образовательных учреждений по данному показателю. Выше республиканского показателя результаты участников мониторинга в семи муниципальных образованиях: Олонецком МР, Питкярантском МР, Петрозаводском ГО, Суоярвском МР, Костомукшском ГО, Беломорском МР, НОЧУи ЧОУ Петрозаводского ГО
Диаграмма 2
3 ученика в республике получили за работу минимальное количество баллов – 0 баллов.
10 (0,2%) учеников в республике выполнили все задания диагностической работы, набрав максимальное количество баллов (таблица 7). В Суоярвском МР максимальное количество баллов получили 2 ученика, что составило 0,9% от общего числа участников в муниципалитете, в Петрозаводском ГО максимальное количество баллов получили 4 обучающихся, что составило 0,2% от числа участников мониторингового исследования в данном муниципальном образовании.
Таблица 7
Наименование муниципальных образований, государственных, частных общеобразовательных учреждений
| Количество обучающихся, получивших за работу максимальное количество баллов
| Процент обучающихся, получивших за работу максимальное количество баллов
| Беломорский муниципальный район
|
| 0,7
| Костомукшский городской округ
|
| 0,3
| Петрозаводский городской округ
|
| 0,2
| Пудожский муниципальный район
|
| 0,5
| Сортавальский муниципальный район
|
| 0,3
| Суоярвский муниципальный район
|
| 0,9
| Республика Карелия
|
| 0,2
| Распределение обучающихся по количеству баллов, полученных за выполнение заданий контрольной работы, представлено на диаграмме 3. Менее 50% от максимально возможного результата получили 48,6% обучающихся.
Диаграмма 3
В соответствии с пороговыми бальными показателями были определены уровни сформированности предметных умений, навыков, способов деятельности. Низкий и критический уровни выполнения работы были зафиксированы у 11,6% обучающихся, базовый – у 72,6%, высокий и повышенный – у 15,8%.
Диаграмма 4
Уровни сформированности предметных умений, навыков, способов деятельности представлены в разрезе муниципальных образований, государственных и частных общеобразовательных учреждений в таблице 8.
Таблица 8
Наименование муниципальных образований, государственных, частных общеобразовательных учреждений
| Уровни выполнения работы
| Высокий
| Повышенный
| Базовый
| Низкий
| Критический
| Беломорский муниципальный район
| 5,9%
| 17,6%
| 71,9%
| 3,9%
| 0,7%
| ГБОУ РК Петрозаводский ГО
| 0,0%
| 17,6%
| 67,6%
| 14,7%
| 0,0%
| Калевальский национальный муниципальный район
| 1,9%
| 9,6%
| 80,8%
| 7,7%
| 0,0%
| Кемский муниципальный район
| 0,6%
| 8,8%
| 72,4%
| 14,4%
| 3,9%
| Кондопожский муниципальный район
| 1,3%
| 11,1%
| 77,4%
| 9,5%
| 0,8%
| Костомукшский городской округ
| 3,2%
| 21,0%
| 71,0%
| 4,2%
| 0,6%
| Лахденпохский муниципальный район
| 0,8%
| 18,2%
| 58,7%
| 14,9%
| 7,4%
| Лоухский муниципальный район
| 0,0%
| 2,2%
| 82,8%
| 11,9%
| 3,0%
| Медвежьегорский муниципальный район
| 1,5%
| 15,8%
| 69,5%
| 10,9%
| 2,3%
| Муезерский муниципальный район
| 1,2%
| 3,5%
| 81,4%
| 11,6%
| 2,3%
| НОЧУ, ЧОУ Петрозаводский ГО
| 0,0%
| 12,5%
| 87,5%
| 0,0%
| 0,0%
| Олонецкий национальный муниципальный район
| 2,0%
| 9,0%
| 85,4%
| 3,5%
| 0,0%
| Петрозаводский городской округ
| 2,0%
| 15,5%
| 71,9%
| 9,1%
| 1,6%
| Питкярантский муниципальный район
| 1,5%
| 17,3%
| 69,5%
| 8,1%
| 3,6%
| Прионежский муниципальный район
| 1,1%
| 15,3%
| 72,3%
| 10,2%
| 1,1%
| Пряжинский национальный муниципальный район
| 0,0%
| 5,5%
| 73,4%
| 21,1%
| 0,0%
| Пудожский муниципальный район
| 2,6%
| 14,3%
| 60,8%
| 20,6%
| 1,6%
| Сегежский муниципальный район
| 0,3%
| 6,9%
| 81,1%
| 9,7%
| 1,9%
| Сортавальский муниципальный район
| 0,7%
| 13,9%
| 70,2%
| 14,6%
| 0,7%
| Суоярвский муниципальный район
| 1,8%
| 20,6%
| 67,5%
| 8,8%
| 1,3%
| Республика Карелия
| 1,7%
| 14,1%
| 72,6%
| 10,0%
| 1,6%
| Данные таблицы 8 позволяют сделать вывод, что 11,6% пятиклассников не достигли базового уровня подготовки.
Результаты выполнения письменной работы по русскому языку учащимися городских и сельских школ представлены в таблице 9: средний балл детей, обучающихся в городских школах, – 12,1, что выше среднего республиканского показателя в 12,0 баллов, средний балл детей, обучающихся в сельских школах, – 11,7, что ниже среднего балла по Республике Карелия.
Таблица 9
Результаты выполнения письменной работы по русскому языку
| Город
| Село
| Средний балл
| 12,1
| 11,7
| Высокий уровень выполнения работы
| 1,8%
| 1,3%
| Повышенный уровень выполнения работы
| 14,4%
| 13,0%
| Базовый уровень выполнения работы
| 72,4%
| 73,4%
| Низкий уровень выполнения работы
| 9,8%
| 10,5%
| Критический уровень выполнения работы
| 1,6%
| 1,8%
| Результаты перевода баллов, полученных пятиклассниками за выполнение диагностической работы представлены в таблице 10.
Таблица 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|