|
ТЕМА 7. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ.
РИСКИ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ
Содержание.
1. Трансакционные издержки
2. Информация
3. Риск и неопределенность
Трансакционные издержки
Для осуществления процесса производства, создания продукции и оказания услуг предприятиям и фирмам необходимы экономические ресурсы, которые привлекаются на рыночной основе за определенную цену. Это составляет экономическую основу издержек производства в рыночной экономике.
Издержки по экономическому содержанию подразделяются на две части: производственные издержки (production costs)итрансакционные издержки (transaction costs).
Производственные издержки характеризуют собственно процесс производства, связаны с преобразованием ресурсов в конечные товары и услуги. Данные издержки сопровождают процесс физического изменения материала, они связаны с преобразованием ресурсов в конечные товары и услуги, которые обладают определенной ценностью. В эти издержки включаются не только издержки обработки материала, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства, если они касаются технологии, а не взаимоотношений людей. Производственные издержки являются объектом анализа в традиционной неоклассической теории, которая фактически абстрагируется от трансакционных издержек. Однако не замечать их просто невозможно.
Обусловлено это тем, что в условиях рыночной экономики, где хозяйствующие субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях экономическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т.д. Кроме того, в хозяйственной практике фирмы несут затраты по взаимодействию с внешней средой, а также подразделений и работников внутри фирмы. Любому предприятию всегда требуется осуществлять контракты и обмен информацией с покупателями и поставщиками, предприятиями сбыта и торговыми агентами, с банками и инвесторами, осуществлять различные сделки. Все это требует значительных затрат времени и ресурсов.
Понятие трансакционных издержекбыло введено вэкономическую теориюР. Коузомв статье «Природа фирмы» (1937 г.).Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.
Однако значение трансакционных издержек для процесса обмена стало объектом широкого анализа только лишь после публикации работы Р. Коуза «Проблемы социальных издержек» (1960 г.). Их сущность он описал следующим образом: «Чтобы осуществить рыночную трансформацию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее».
Дальнейшие разработки теории трансакционных издержек были проведены А. Алчияном и Г. Демсецем, У Меклингом, Д. Нортом, О. Уильямсоном, М. Дженсеном, К. Далманом и др. Их научные результаты в этой области послужили базой для теории фирмы. Сама же теория трансакционных издержек сформировалась лишь в 60-70 гг. ХХ века, а ее положения получили сильный импульс для широкого распространения и применения при анализе экономических процессов.
Причиной этому послужили, во-первых, резкое обострение социально-экономических проблем в ведущих промышленных странах, связанных во многом с возросшей ролью государства в управлении экономическими и социальными процессами (в связи с «провалами рынка»), а также мировые тенденции, направленные на дальнейшую интеграцию и разделение труда между различными странами или группами стран. Во-вторых, все это неизбежно отразилось на изменении их институциональной системы и росте трансакционных издержек. В-третьих, развитие новых технологий, появление новых видов собственности, например, интеллектуальной, обострение проблемы расщепления прав собственности на частичные правомочия и т.д. также способствовали дальнейшему росту трансакционных издержек как отдельных экономических агентов, так и экономической системы в целом.
Теория трансакционных издержек имеет чрезвычайно важное значение и для тех обществ, в которых удельный вес таких издержек особенно велик, где права собственности слабо определены (специфицированы). Такие условия характерны для стан, осуществляющих переход к рыночной экономике. Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных издержек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совершенствованием юридических норм, так и (что более важно) с укреплением этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление, как считают многие современные исследователи, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и экономичным способом защиты интересов всех и каждого.
Важно подчеркнуть, что теория трансакционных издержек в некоторой степени повторила путь, пройденный неоклассической экономической теорией – от исследования фирмы до анализа экономической системы. Другими словами, инструментарий теории трансакционных издержек стал широко применяться как на микроуровне(анализ процессов на уровне фирмы, изучение поведенческих мотиваций отдельных экономических агентов), так и на макроуровне (анализ экономической системы в целом).
Итак, теория трансакционных издержек заняла достойное место в экономической науке, а в экономической литературе широкое распространение получило определение трансакционных издержек, сформулированное К. Далманом: «трансакционные издержки (transaction costs)– это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта». Таким образом, трансакционные издержки – это издержки, не связанные с процессом производства товаров и услуг. Ресурсы, которые преобразуются в конечные товары и услуги, образуют элементы производственных издержек, а те ресурсы, использование которых обусловливает изменение правовых характеристик вещи, формируют трансакционную составляющую издержек фирмы.Трансакционные и производственные издержки находятся в неразрывной функциональной зависимости. Граница, проводимая между ними, весьма условна, что следует учитывать при количественной оценке трансакционных издержек.
В экономической литературе существуют различные подходы к классификации видов трансакционных издержек. Рассмотрим основные виды трансакционных издержек, которые получили наиболее широкое распространение в экономической литературе. В их числе: издержки поиска информации, издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг, издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки оппортунистического поведения, издержки спецификации и защиты прав собственности. Рассмотрим эти виды издержек подробнее.
1. Издержки поиска информации. К этому виду издержек относятся затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах имеющихся на рынке товаров, продавцах и покупателях. В условиях неопределенности объективно возникают издержки, связанные с поиском наиболее выгодной цены, как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. Эти издержки определяются, прежде всего, дифференциацией цен на один и тот же товар. Эта дифференциация возникает в силу неоднородности информации, которую получает каждый экономический агент. Разброс цен на тот или иной товар является одним из признаков несовершенства рынка и его механизма ценообразования. В чистом виде цены на товар могут быть едины при условии, когда трансакционные издержки равны нулю.В реальной действительности на рынке цены на однотипные товары являются разными. Поэтому поводу Дж. Стиглер пишет: «На всех рынках цены меняются более или менее часто, и, если только рынок не централизован полностью, никому не будут известны все цены, устанавливаемые в данный момент различными продавцами (или покупателями). Покупатель (или продавец), желающий определить наилучшую цену, должен опросить разных продавцов (или покупателей), и это явление я буду называть «поиск»».
Таким образом, издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, также потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. Сокращению издержек этого вида способствуют такие институты, как специализированные рынки (биржи), а также реклама и репутация как общественно значимая оценка экономического агента с точки зрения деловой этики, если речь идет, например, о предпринимателе.
2. Издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг.Потребитель получает для себя полезность от разнообразных свойств благ, которые он потребляет. Оценка или измерение этих свойств предполагает затраты: на измерительную аппаратуру, затраты времени на разработку системы стандартизации, а также использование суррогатов (оценка качества товара по физическим свойствам, по цене, по оценкам других агентов) или посредников (в том числе и государственных по формальному статусу): в виде госторгинспекции, обществ потребителей, оценщиков конкурентов и т.п. Кроме того, необходимо знание правил, а также технологии обеспечения их соблюдения для того, чтобы оценить, насколько велика ожидаемая полезность вещи для потребителя. Характеризуя этот вид трансакционных издержек, Д. Норт отмечает, что «получаемая нами полезность возникает из разнообразных свойств изделия и услуги или в случае деятельности… агента из множества отдельных операций, которые составляют его деятельность. Это означает… что когда я потребляю апельсиновый сок, то его полезность для меня заключается в количестве сока, который я выпиваю, в содержании витамина С, вкусе и аромате, хотя обмен, который я произвел, состоит просто в уплате двух долларов за четырнадцать апельсинов. Аналогичным образом, покупая автомобиль, я получаю взамен определенный цвет, скорость, оформление, отделку салона, пространство для ног, потребление бензина на одну милю – все это ценимые свойства, хотя то, что я купил, – это только автомобиль. Когда я покупаю услуги врачей, то частью покупки являются их квалификация, манеры обращения с больными и время, потраченное в ожидании в приемной. Когда в качестве руководителя экономического факультета я нанимаю на работу младших преподавателей, то объектом найма становится не только количество и качество… преподавания и выход научной продукции… но и множество других сторон их работы: готовятся ли они к занятиям, приходят ли вовремя, помогают ли коллегам, участвуют ли в жизни факультета, не злоупотребляют ли своей властью над студентами, не звонят ли друзьям в Гонконг за счет факультета… Для того, чтобы провести оценку этих свойств, необходимо затратить ресурсы; дополнительные ресурсы требуются для того, чтобы установить и оценить права, которые передаются при обмене».
В силу того, что существует два типа характеристик благ – физические и правовые, важно выделять два типа издержек измерения, которые связаны с оценкой свойств, принадлежащих этим типам характеристик благ.
Сокращению издержек измерения способствует введение стандартов мер и весов, приобретение партий товаров по образцам, фирменные знаки и др.
3. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов.Ведение переговоров и заключение контрактов требует ресурсов и времени. В условиях неопределенности контракты придают устойчивость взаимоотношениям хозяйствующих субъектов, так как они предполагают проекцию действий участников контракта на будущее. Разработка контракта предполагает также предварительную коммуникацию.
В качестве примера можно привести составляющие элементы кредитной сделки банка с клиентом со стороны банка. Такая сделка предполагает:
1. Рассмотрение заявки на кредит и проведение собеседования с клиентом;
2. Изучение кредитоспособности клиента и оценку степени риска на основе финансовой отчетности, бизнес-планов, налоговых деклараций;
3. Подготовку предложений по кредиту при положительной оценке заявки;
4. Подписание кредитного соглашения, которое включает согласованные условия по свидетельствам и гарантиям, характеристикам кредита, обязывающим условиям, запрещающим условиям, санкциям в случае нарушения соглашения.
Наиболее распространенным способом экономии издержек заключения контрактов является использование системы стандартных (типовых) договоров с точки зрения взаимных обязательств сторон. Для снижения издержек заключения контракта в качестве гаранта может быть использована и третья сторона, которая способна в определенной степени компенсировать недостаток взаимного доверия сторон контракта.
4. Издержки оппортунистического поведения.Хозяйствующие субъекты всегда преследуют свои эгоистические интересы. В силу этого их поведение может носить недобросовестный (отклоняющийся) характер и нарушать условия сделки в целях получения односторонних выгод. Так, известный экономист О.Уильямсон рассматривает оппортунизм– как преследование личного интереса с использованием коварства (self-interest-seeking-with-guile), включая такие более явные формы, как ложь, мошенничество, воровство, а также предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера.
Оппортунизм может проявляться:
- внутри организации или фирмы;
- при осуществлении рыночных сделок.
Внутри организации или фирмы оппортунизм возникает тогда, когда отсутствует контроль за агентом, который начинает действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы и трудового коллектива. Работник начинает выполнять свои обязанности с меньшей ответственностью и отдачей, чем это предусмотрено договором о найме. В силу того, что работник выполняет свои функции в коллективе, определить его личный вклад чрезвычайно трудно. Такое поведение нарушает принципы материального и морального стимулирования к труду и создает условия, подталкивающие к отлыниванию. Контроль же за деятельностью членов коллектива зачастую оказывается неэффективным или дорогостоящим, издержки такого контроля могут превышать издержки от оппортунистического поведения.
При осуществлении рыночных сделок экономические агенты всегда сталкиваются с неопределенностью внешней среды, что осложняет осуществление трансакций, которые представляют собой сделки, облеченные в контрактную форму в письменной или устной форме.Учитывая, что вероятность совершения индивидом оппортунистического поступка, то есть отказа от ранее взятых и закрепленных в договоре обязательств, не может быть оценена и рассчитана заранее и в полном объеме, становиться невозможным запланировать сумму издержек, связанных с заключением таких сделок.
5. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В силу того, что благо имеет множество измерений с точки зрения возможных способов его использования, требуются определенные ресурсы и время для четкого определения объекта и субъекта правасобственности и способа наделения им. Эти издержки включают в себя расходы, которые несут суды, арбитраж, органы государственного управления, затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав, потери от плохой спецификации и ненадежной защиты. Проблема спецификации прав собственности, а также разграничения прав возникает практически повсеместно (в рамках фирмы, домашнего хозяйства, государственного учреждения), если воспроизводится система взаимодействия между людьмипо поводу ограниченных ресурсов. С издержками этого вида можно бороться путем воспитания членов общества в духе согласия с общепринятыми «правилами игры» и этическими нормами, укрепления идеологии, создания системы базовых ценностей общества, направленной на соблюдение установленных «правил игры», выработку общественного мнения, осуждающего нарушение закона. Все это является более эффективным способом защиты прав собственности, нежели использование механизмов принуждения и наказания.
Таким образом, трансакционные издержки, их виды являются важнейшим элементом рыночной экономической системы и их роль в развитии этой системы чрезвычайно велика.
Информация
В основных фундаментальных микроэкономических исследованиях поведение агентов рынка анализируется исходя из предположения о том, что они обладают полной информацией, необходимой для принятия ими решений. Пример полной и симметричной информации – рынок совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. В действительности же условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом является недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений.
Другая проблема – неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьезные деформации в поведении продавцов и покупателей. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка.
Несмотря на длительную историю изучения проблем функционирования рынков и достигнутые успехи, многие проблемы, связанные с возникновением искажений, порожденных асимметрией и неполнотой информации, все еще не решены.
Значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка.
Между тем, информационное обеспечение – весьма сложная проблема. Во-первых, по большей части представляет сложность доступ к информации. По крайней мере, получение практически любой информации связано с затратами. Так что стремление к ее получению предполагает соизмерение затрат, связанных с получением информации, и дополнительных выгод от ее получения.
Надежность информации, учитывая ее изменчивость и устаревание, – еще одна существенная проблема.
Кроме того, даже поступающая информация не может быть полностью усвоена, и какая-то ее часть будет неизбежно отсечена.
Наконец, существуют и когнитивные ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями человеческого мышления.
Все отмеченное дает достаточно оснований для вывода о неполноте информации как объективно существующей данности.
Неполнота информации – одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.
Рыночная неопределенность есть условие принятия экономических решений. Содержательная сторона рыночной неопределенности заключается в том, что экономические субъекты вынуждены принимать решения в условиях, изменение которых трудно предугадать, а вероятность нельзя оценить. Поскольку неполнота информации существует всегда, то рыночная неопределенность в принципе неустранима. Ее можно уменьшить, но отнюдь не исключить.
Наличие рыночной неопределенности имеет несколько последствий. Во-первых, она препятствует принятию оптимальных решений. Во-вторых, она порождает дополнительные трансакционные издержки. В-третьих, из-за рыночной неопределенности экономические субъекты оказываются в неравных условиях при принятии решений. В-четвертых, она влияет на характер поведения фирм: чем выше рыночная неопределенность, тем больше склонность фирм к кооперативным стратегиям поведения.
Фирмы могут наблюдать лишь цены, а рыночный спрос и выпуск продукции конкурентами им неизвестны. Снижение цены может быть воспринято фирмой как следствие увеличения выпуска продукции конкурентами, хотя на самом деле оно было вызвано сокращением спроса. Принятием оптимальных решений в условиях неопределенности занимается молодая активно развивающаяся наука – риск-менеджмент.
Порождающая рыночную неопределенность неполнота информации – лишь часть проблемы, с которой сталкиваются участники рыночных операций. Другая часть этой проблемы заключается в том, что доступная информация неравномерно распределена среди участников рыночной сделки. Продавец более осведомлен о продукте, чем покупатель. Но покупатель знает, какую максимальную цену он готов заплатить за благо, а продавцу это неведомо. Продавец знает, по какой минимальной цене он готов продать продукт, а это неизвестно покупателю. Разная степень осведомленности агентов рынка называется асимметрией информации.
Таким образом, асимметрия информации есть неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.
Асимметрия информации является внутренне присущим рынку признаком. Вопрос лишь в степени асимметрии информации, так как от этого будет зависеть ее воздействие на функционирование рынка в целом. Влияние асимметрии информации на рынок многогранно. Она модифицирует поведение потребителей и стратегию фирм, сказывается на конкуренции и на эффективности функционирования рынка.
Есть два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая) и скрытые действия (располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, не наблюдаемые менее информированным участником).
Асимметрия информации является источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией. Один и тот же коньяк может продаваться в разных бутылках по разным ценам под названиями «Южный» и «Королевский». Это типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации.
От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной недополучения прибыли даже для фирм, располагающих значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик-монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Проблема однако в том, что категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и служит причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне даст высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета.
Итак, асимметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.
Риск и неопределённость
Любая хозяйственная деятельность связана с неопределенностью, т.е. ситуацией, при которой неизвестно, как будут развиваться предстоящие события. Например, неизвестна степень колебания цен, размер ожидаемого дохода.
Неопределенность — ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события неизвестна, оно может развиваться и наступить различными способами, т.е. имеет место неопределенность. Нередко конечный итог в целом известен, но неизвестны сроки, отклонения от прогнозируемого варианта, непредвиденные последствия.
В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск— это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Открытие собственного дела, участие в инвестиционном проекте, приобретение пакета акций — все эти действия связаны с риском. Он разнообразен, поэтому часто, говоря о риске, подразумевают различные виды его или риск в различных сферах.
Каким видом бизнеса заняться, что и в каком размере производить, куда вложить свободные деньги? При решении этих и других подобных вопросов приходится учитывать множество противоречивых факторов, перебирать бесчисленные варианты. А степень вероятности оптимального выбора, как правило, невелика.
Риск в условиях неопределенности неизбежен, он предполагает и вероятность события, и степень отклонения от ожидаемого результата. Допустим, у владельца акций имеется один шанс из десяти на выигрыш от повышения курса. Размер выигрыша или потерь при том же соотношении шансов может быть весьма различен — это зависит от колебаний курса и количества приобретенных акций.
Отношение к риску различно. Люди стремятся свести неопределенность до минимума. Каждый, кто занимается предпринимательской деятельностью, берет на себя определенную долю риска. Вместе с тем он стремится уменьшить степень риска, точнее прогнозировать ситуацию, застраховаться от возможных убытков.
Итак, риск связан с элементом неопределенности, которая так или иначе отражается на поведении экономических агентов и результатах хозяйственной (экономической) деятельности. Особое значение проблема риска приобретает в таких сферах деятельности, как инвестирование, страхование, кредит.
Снизить неопределённость в экономике позволяет контрактация.
В правовой системе контракт именуется как договор. В Гражданском кодексе РФ договором признается «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». Соответственно в экономике договор – это контракт или соглашение о передаче и защите прав собственности как результат свободного, осознанного выбора индивидуумов. Отсюда вытекает основной принцип контрактных отношений – принцип свободы заключения контракта. Другим важным принципом контрактных отношений является принцип согласованности (координации) интересов их участников. Оба принципа зафиксированы в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 154).
Любой контракт представляет собой структуру, включающую следующие элементы: предмет контракта, правила действия участников контракта, их ожидаемое поведение.
Существует три типа людей с позиций их отношения к риску: люди, являющиеся противниками риска; люди, нейтрально относящиеся к риску; и люди, склонные к риску.
В соответствии с типом людей по признаку их отношения к риску различаются и типы контрактов.
С точки зрения отношения людей к риску выделяется два типа контрактов – контракт о найме и контракт о продаже.
Институциональное содержание контракта о найме нашло глубокую разработку в теории агентства, возникшей в начале 70-х годов XX века. Основоположниками теории агентства сталиДж. Акерлоф и М. Спенс.
В рамках этой теории предполагается:
1) что участники контракта являются совершенно рациональными, способными к наиболее эффективному взаимодействию;
2) что участники обладают разным объемом информации, то есть она распределена между ними неравномерно, следовательно, возникает асимметричность информации.
Та сторона контракта, которая поручает выполнение работы за определенную плату другой стороне, является принципаломили заказчиком. Другая сторона, которой поручено выполнить данную работу, является агентомили исполнителем.
Асимметричность информации при заключении контракта о найме выражается в том, что агент располагает большим объемом информации о порученной ему работе, чем принципал, которому та полнота информации не нужна. Так, агент в лице наемного работника должен во всех подробностях знать, как обработать ту или иную деталь. Принципалу же в лице работодателя нет необходимости вникать в такие подробности, ему достаточно лишь проверить, как выполнена работа.
Контракт о найме задает такие институциональные рамки, которые позволяют одному участнику сделки (агенту) отказаться от риска и при этом рассчитывать на гарантированный доход вне зависимости от влияния на результаты взаимодействия внешних факторов. При этом агент уже не может претендовать и на получение большего дохода в случае возникновения благоприятных обстоятельств. Другая сторона контракта о найме в лице работодателя (принципала) выступает в качестве субъекта, нейтрально относящегося к риску. Он осознает, что возможны ситуации, когда возникает необходимость рисковать, и готов пойти на это. Если работник получает фиксированное вознаграждение в любом случае, то доход предпринимателя не гарантирован, однако в случае благоприятной ситуации в производстве и на рынке он может значительно превысить расчетную величину.
Контракт о найме фиксирует необходимость подчинения наемного работника решениям работодателя. Как противники риска наемные рабочие добровольно передают (делегируют) работодателю права контроля за своими действиями на время, в течение которого выполняется контракт. По завершении срока действия контракта делегированные права контроля возвращаются к работнику. Заключая контракт, агент заинтересован в делегировании прав контроля принципалу, так как уверен, что при этом получит большую полезность, чем, если бы использовал эти права сам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|