Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 5. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ





 

Содержание.

1. Монополия

2. Монополистическая конкуренция

3. Олигополия

4. Принципы антипономонопольной политики

Монополия

Монополия (от греч. моно - один, полео - продаю) - в широком смысле слова представляет собой господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

Чистая монополия - это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль .состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Предпосылками возникновения чистой монополии являются:

· производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей);

· наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

· исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;

· наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.



Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.

Таким образом, чистую (абсолютную) монополию следует рассматривать антиподом совершенной конкуренции. При этом надо уяснить, что монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Их вступление блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами. Фирма-монополист выступает единственным производителем товара, который является уникальным, и ему нет заменителей. Благодаря монопольным ценам фирма получает монопольно высокую прибыль.

Основные виды монополии.

Искусственная монополия - монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Дайте характеристику форм монополистических объединений, таких как: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.



Естественная монополия – это состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Функционирование естественной монополии определено технологическими особенностями производства, обусловливающими меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.). Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.



Случайная монополия - это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

Кроме этих видов монополий, существуют и другие, например:

монопсония - рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;

монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);

двусторонняя монополия - рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;

дуополия - рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.

Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка отличается от равновесия конкурентной фирмы. Монополист является единственным субъектом, осуществляющим предложение на рынке данного товара. Следовательно, возможности влияния монополиста на рыночную конъюнктуру значительны.

Монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен монополистом происходит в соответствии с рыночным спросом (рис.30.)

Кривая спроса на продукт монополиста - нисходящая линия.

Рис. 30. Спрос и предельный доход монополиста

Если новый объем предложения (Q2) только на одну единицу больше прежде предлагавшегося объема (Q1), то дополнительно получаемый доход (MR) будет меньше новой цены товара (P2), так как и весь предыдущий объем предложения придется реализовать по более низкой цене P2 (рис. 31). Таким образом:

 

MR = P2 - (P1 - P2) × Q1 < P2 (33)

Рис. 31 Кривые спроса и предельного дохода монополиста

Условие равновесия MR = МС сохраняется и для монополиста. Действительно, фирме резонно предлагать дополнительную единицу продукта только при условии получения дополнительного дохода на уровне, не меньшем, чем предельные издержки.

а).Рассмотрим равновесие монополиста, позволяющее ему максимизировать прибыль в краткосрочном периоде. Будем исходить из того, что издержки монополиста не отличаются от издержек конкурентного производителя (рис. 32).

Рис. 32. Максимизация прибыли монополистом

Равновесие монополиста интерпретируется точкой Еm. При Qm фирма - монополист максимизирует прибыль. Продукция реализуется по цене Pm. Поскольку в данном случае ATCm < Pm , то прибыль, исчисленная по формуле Pr = (Pm - ATCm) × Qm принимает положительные значения.

б).В краткосрочном периоде может случиться так, что монополист будет вынужден осуществлять предложение товаров, чтобы минимизировать убытки (рис.4).

Это может произойти в случае, если соотношение между рыночной ценой и издержками в точке равновесия описывается неравенством: AVCm < Pm < ATCm. Если монополист не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит производство, его убытки будут больше на величину (Pm - AVCm) × Qm. Таким образом, фирма - монополист минимизирует убытки, производя в краткосрочном периоде объем Qm.

Рис. 33. Минимизация убытков монополистом

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно. Потери в эффективности из-за монополизма, как видно из графика (рис. 5), следующие:

· Монополист “недораспределяет” ресурсы: Pm > MC. Предельная полезность продукта, выраженная его ценой, превосходит предельные издержки. Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий ему максимум прибыли, ниже предложения конкурирующей фирмы: Qm > Qc.

· При максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm > ATCmin).

При анализе поведения монополиста мы исходили из того, что издержки фирмы-монополиста не отличаются от издержек конкурирующей фирмы.

Некоторая компенсация потерь в эффективности происходит из-за того, что монополия - чаще всего крупное производство, и монополист имеет экономию издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

· расходы на поддержание монополистических барьеров;

· отсутствие угрозы конкуренции.

Одним из нежелательных проявлений монополизма является установление демпинговых цен, которое используется для того, чтобы вытеснить возможных конкурентов. Демпинг - продажа товаров по ценам ниже себестоимости.

Рис. 34. Сравнение равновесия монополиста с равновесием

конкурентных производителей

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.