Сделай Сам Свою Работу на 5

Б) неконкурентной фирмы (монополиста)





Средний доход (AR) - доход, получаемый на единицу проданной продукции:

 

AR = TR : Q. (25)

Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукта:

 

AR = (P × Q) : Q = P (26)

Наконец, третьим показателем, характеризующим доход фирмы и широко используемым в экономическом анализе, является предельный доход.

Предельныйдоход (MR) - это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

 

MR=ΔTR : ΔQ, (27)

или MR = TRn - TRn-1 (28)

В условиях конкурентного рынка средний и предельный доходы фирмы равны между собой и равны цене, т.е.

MR = AR = P. (29)

Динамика среднего и предельного дохода конкурентной фирмы представлена на рис.28.

Рис. 28. Средний доход (цена продукции) и предельный доход

Конкурентной фирмы

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е.

MR<P. (30)

Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущее единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.



Предположим, что фирма продает первую единицу продукции за 14 ден. ед., чтобы продать вторую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но, снизив цену на вторую единицу, фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую, первую единицу. В результате, продав вто­рую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [ 12—(14 - 12)], т.е. предельный доход меньше цены.

Таким образом, поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода (рис. 29).

 

Рис. 29. Средний доход (цена продукции) и предельный доход



Неконкурентной фирмы

Как видно из рис. 29, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнитель­ной единицы продукции оказывается меньше цены.

Доход является основой прибыли, получаемой предприятием (фирмой). Прибыль как плата за капитал, является составной частью валового или общего дохода от предпринимательской деятельности. По марксистской теории прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Количественная величина прибыли определяется как разность между выручкой, полученной от продажи товара и его себестоимостью. Прибыль равна прибавочной стоимости, если товар на рынке продается по стоимости, и величина ее отклоняется от прибавочной стоимости, когда товар продается не по стоимости. По неоклассической теории прибыль, есть величина, которая равна разности между общим доходом, полученным от продажи всей продукции и экономическим издержкам и на ее производство.

Важно понять источники образования прибыли. Они вытекают из тех положений, которые обоснованы вышеназванными теориями. Согласно марксистской теории, источником прибыли является созданная трудом стоимость, то есть прибавочная стоимость. Неоклассическая теория выводит прибыль из цены. Однако цену товара правильнее будет называть фактором, а не источником образования прибыли. Цена перераспределяет созданную в производстве стоимость товара: или в пользу прибыли производителя, когда она повышается, или в пользу дохода потребителя этого товара, когда она понижается. Еще Дж.Стюарт, один из последних представителей меркантилизма, разграничивал: положительную прибыль, которая возникает из увеличения труда, усердия и мастерства и относительную прибыль, которая является результатом реализации товаров по ценам выше их стоимости.



Таким образом, необходимо различать две группы факторов, воздействующих на величину прибыли: внутрипроизводственные (внутрифирменные), за счет изменения издержек производства, качества продукции и внешние по отношению к фирме – прежде всего за счет изменения рыночной цены. Следовательно, можно предположить, что максимальная прибыль будет получена фирмой при производстве такого товара, при котором разница между общим доходом и валовыми издержками будет максимальная. Каждая фирма стремится получить максимальную прибыль, используя для этого те или иные факторы, в зависимости от конъюнктуры рынка. При совершенной конкуренции предприниматель больше надеется на получение максимальной прибыли за счет своих внутренних возможностей. При несовершенной конкуренции появляется возможность у монопольных предприятий получить больше прибыли за счет внешних (рыночных) факторов.

Важным критерием получения максимальной прибыли является предельный доход. Для получения большей прибыли, фирма стремится увеличить производство продукции. Но производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек. Одновременно повышается общий доход на величину предельного дохода. Пока последний больше предельных издержек, прибыль в целом повышается и фирма увеличивает объем производства. Как только предельные издержки станут больше предельного дохода, рост объема прибыли замедляется, и увеличение объема производства становится убыточным. Следовательно, величина прибыли будет максимальной при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

В теории и на практике различают несколько видов прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности.

Валовая прибыль (экономическая или балансовая прибыль, сложившаяся до налогообложения), образуется за счет превышения дохода фирмы над всеми ее затратами – производственными и коммерческими. Она включает: прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации неиспользованного основного капитала, прибыль от нереализованных операций (напр. от сдачи имущества в аренду), прибыль от вне фирменной деятельности (напр. дивиденды на акции) и т.д.

Налогооблагаемая прибыль, это скорректированная валовая прибыль. Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности, освобожденных от налогов (подсобное хозяйство для собственных нужд, капитальные вложения на строительство жилья, взносы на экологические цели, на проведение НИР, льготы для малых предприятий и т.д.).

Бухгалтерская прибыль, образуется как разность между общим доходом фирмы и внешними издержками производства ( внешними платежами за ресурсы). Следовательно, такая прибыль включает все собственные материальные затраты фирмы на производство продукции, что позволяет ее перераспределять в пользу первоочередных внутрипроизводственных потребностей.

Чистая прибыль, образуется за счет вычета из налогооблагаемой прибыли налогов, различных потерь, связанных, например, с аннулированием задолженности другим предприятиям, процентных платежей по кредиту, арендных и рентных платежей, расходов на рекламу и других внешних платежей. Оставшаяся на предприятии чистая прибыль находится в полном распоряжении предпринимателя, трудового коллектива.

Номинальная прибыль (предпринимательский доход), представляет собой плату за такой используемый ресурс, как предпринимательская способность. По неоклассической теории каждый из четырех ресурсов (капитал, земля, труд, предпринимательская способность) имеет цену, зависящей от спроса и предложения. По этой цене осуществляются платежи.

За приобретенные и сохраненные ресурсы. Из этих платежей складываются экономические издержки. Цена каждого ресурса имеет свою конкретную экономическую форму: заработная плата за труд, прибыль (процент) за капитал, рентные платежи за землю, нормальная прибыль за предпринимательскую способность. Последняя, есть плата за функции предпринимательской способности – организацию производства, соединение вещественных и людских ресурсов, их комбинирование, инновации и т.д.

Монопольная прибыль,образуется на предприятиях, обладающих монопольным преимуществом. Образование такого преимущества в экономической теории трактуется по-разному. Неоклассическая теория определяет монопольную прибыль как доход, который образуется за счет «искусственного ограничения» производственных факторов. Монополии ограничивают предложение на рынке принадлежащих им производственных факторов. Из-за превышения спроса на них, цены возрастают, что приводит к образованию максимальной прибыли. Если же на рынок поступает большое количество производственных факторов, то это приводит к увеличению массы производимых товаров, а следовательно, к падению цен и снижению прибыли.

Марксистская теория считает, что источники монопольной прибыли находятся как на рынке, так и в производстве. На рынке монополия искусственно создает дефицит товара, тем самым поддерживает монопольно высокую цену на него. За счет «ножниц цен» (разности между монопольно высокой ценой на продаваемый товар и монопольно низкой ценой на покупаемый товар) монополия имеет возможность присвоить в свою пользу часть стоимости, созданной в немонополистическом секторе. В производстве источником монопольной прибыли является усиливающаяся эксплуатация наемного труда. За счет максимального использования достижений НТП монополия получает избыточную прибавочную стоимость, которая является также источником монопольной прибыли. Кроме того, получению монопольной прибыли способствует государство за счет предоставления налоговых льгот, установления выгодных цен для монополий, связанных, прежде всего, с военным производством, в результате слабого контроля за финансовой деятельностью естественных монополий и т.д.

Торговая прибыль образуется при обмене, в результате функционирования торгового капитала, который обособляется от производства и имеет самостоятельное движение исключительно в сфере обращения. Торговый капитал выполняет две основные функции:

а) обеспечивает продажу инвестиционного товара производителям, способствуя тем самым нормальному функционированию производства;

б) совершает покупку товара у производителей, с тем чтобы реализовать его потребителям.

Цель функционирования торгового капитала получение торговой прибыли. Источником последней является промышленная прибыль. Механизм образования торговой прибыли основан на межотраслевой конкуренции, то есть конкуренции между промышленностью и торговлей. В результате конкуренции происходит перелив капитала из одной отрасли в другую и образование средней прибыли на вложенный капитал. Если в торговле образуется выше прибыль, чем в промышленности, то капитал устремляется в торговлю и прибыль в ней уменьшается. И наоборот. Так образуется средняя прибыль, то есть прибыль полученная в производстве в расчете на совокупный капитал в промышленности и в торговле. На практике механизм образования торговой прибыли действует через цену товара. Торговец продает товар потребителю выше, чем он купит его у производителя на величину издержек обращения и торговой прибыли. Разность между ценой продажи и ценой покупки товара образует доход, включающий издержки обращения и прибыль снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Издержки обращения, есть затраты на доведение товара от производителя до потребителя. В состав издержек обращения входят: а)дополнительные издержки, связанные с затратами на упаковку, хранению и перевозку товара. Эти затраты труда, материалов образуют дополнительную стоимость товаров, сверх той которая создается в производстве; б) чистые издержки, непосредственно связаны с актом купли-продажи товаров и включают затраты на содержание торговых помещений, оплату продавцов, кассиров, бухгалтеров, на рекламу и т.д. В этом случае дополнительная стоимость продаваемых товаров не образуется.

Важными показателями величины созданной на предприятии прибыли за определенный период являются ее масса и норма.

Масса прибыли, или ее абсолютная величина, есть разница между общим доходом предприятия как выручка от продажи товаров и экономическими издержками на их производство (себестоимостью). Этот показатель не дает возможности сопоставить при оценке работы двух предприятий, поскольку в них различны объемы производства и ресурсов. Для одного предприятия этот показатель позволяет характеризовать достигнутый уровень эффективности в работе, за определенный период, так как по величине полученной прибыли можно оценить, например, на сколько улучшилась или ухудшилась деятельность предприятия в данном году, по сравнению с предыдущим годом.

Норма прибыли как относительная величина может иметь несколько моделей. В частности:

1) норма прибыли как отношение массы прибыли к уровню текущих затрат (себестоимости):

Nп = (П : С) × 100%, (31)

где Nп – норма прибыли, П – масса прибыли, С – себестоимость продукции.

Такая норма прибыли характеризует эффективность использования текущих издержек фирмы, степень их отдачи, а также выгодность производства той или иной продукции.

2) норма прибыли как отношение прибыли к величине основного и оборотного капитала:

Nп = (П : (Косн. + Кобор.)) × 100%, (32)

где Nп – норма прибыли, П – масса прибыли, Косн. и Кобор – величина соответственно основного и оборотного капиталов.

Данный показатель еще называют общей рентабельностью капитала, так как он выражает способность капитала к приращению.

Подобным образом можно определить эффективность использования других факторов производства по каждому в отдельности. Такая необходимость в определении нормы прибыли возникает при оценке работы отдельных подразделений фирмы.

Характеристика названных показателей дает основание считать, что прибыль играет важную роль в предпринимательской деятельности. В экономической литературе называют следующие основные функции, которые выполняет прибыль: учетная, стимулирующая и распределительная.

Учетная функция прибыли состоит в том, что она является важным критерием эффективности всей предпринимательской деятельности фирмы. Эта функция реализуется через массу и норму прибыли, норму рентабельности. Однако нельзя отожествлять повышение эффективности с ростом нормы прибыли, поскольку конечный эффект производства, определяемый степенью общественной полезности его результатов, может не совпадать с полученной массой прибыли. Здесь возможны те случаи, при которых масса прибыли может расти вне зависимости от положительных действий факторов производства, а за счет рыночной конъюнктуры.

Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она выступает важным фактором развития производства и повышения его эффективности. Прибыль, ее абсолютная и относительная величина, побуждает предпринимателя, коллектив предприятия к увеличению производства и реализации товара, к уменьшению текущих затрат (себестоимости), ускорению оборота производственных ресурсов, повышению производительности труда и качества продукции. Именно благодаря указанным мероприятиям повышается эффективность производства, увеличивается масса и норма прибыли.

Распределительная функция прибыли, заключается в том, что она является источником накопления финансовых средств для развития производства, источником материального поощрения работников предприятия, улучшения их бытовых условий. Опыт российских предприятий показывает, что чистая прибыль является источником создания различных экономических фондов: фонд развития производства, науки и техники; фонд материального поощрения и стимулирования труда; фонд социального развития; дивидендный фонд и др. Зарубежные фирмы также направляют часть прибыли на социальные нужды. Они имеют собственные социальные программы, которые реализуют за счет полученной прибыли.

 

Конкуренция

Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция - фор­ма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция между покупа­телями, между покупателями и продавцами, в результате которой форми­руется рыночная цена, конкуренция между продавцами - неотъемлемая черта рынка. Данная тема посвящена характеристике конкуренции между продавцами (производителями). На практике конкуренция между продав­цами, предполагающая равные условия хозяйствования для всех, часто со­седствует со свои антиподом - монополией, означающей господство на рынке отдельного продавца.

Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции - основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объек­тивно возникает состязание, соревнование - конкуренция.

Конкуренция(от латинского слова "конкурере " - столкновение) - это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция - это борьба за достижение лучших условий доступа к огра­ниченным ресурсам общества.

Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решают­ся вопросы: "Что? Как? Для кого?" следует производить. Конкуренция -способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к со­кращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресур­сов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложе­ния, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стре­мится предложить более высокую цену за дефицитный товар - цена по­вышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен про­изводить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что фак­торы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них суще­ствует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление мак­симизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпри­нимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки произ­водства. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосос­тоянию общества в целом.

Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффек­тивностью использования факторов производства. Эффективное использо­вание ресурсов обеспечивает получение прибыли. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения:

· креативное (созидательное), направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

· приспособленческое, учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

· обеспечивающее (гарантирующее), направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают: «лидеров» (фирмы, на долю которых приходится до 40% рынка); «претендентов на лидерство» (до 30% рынка); «ведомых» (до 20% рынка); «новичков» (до 10% рынка).

Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее энергичными, атакующими конкурентами выступают «новички».

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между производителями аналогичных товаров) и межотраслевой (между производителями различных отраслей).

Существуют разные методы конкурентной борьбы:

· ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену на свою продукцию. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления монопольно низкой цены на продукцию;

· неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров-заменителей; послепродажное обслуживание, реклама.

Все это - методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам).

Наряду с добросовестной, честной конкуренцией существует «недобросовестная, нечестная» конкуренция, под которой понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества и эффективности производства, а с использованием таких методов, как:

· продажа по цене ниже себестоимости;

· установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

· ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

· недобросовестное копирование товаров конкурентов;

· нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

· промышленный шпионаж и др.

От недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой.

Итак, конкуренция - это необходимый инструмент рыночного меха­низма, достижения рыночного равновесия. Однако степень развитости конкуренции на разных рынках может быть различной.

Именно степень конкурентности рынка, ее формы и методы опреде­ляют структуру рынка- такие его основные черты, как: количество и размер фирм, функционирующих на рынке, характер производимых ими товаров, степень контроля над ценами со стороны отдельных участников рынка, легкость вхождения на рынок и выхода с рынка, доступность ры­ночной информации.

В зависимости от сочетания этих характеристик различают:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок несовершенной конкуренции.

 

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция - это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации ры­ночной экономики, «чистому», немодифицированному рынку.

Рынку совершенной конкуренции,или классическому конкурентному рынку, свойственны следующие черты (признаки):

- значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

- объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме рыночного предложения, что отдельная фирма повлиять на цену не может;

- всеми продавцами предлагается однородная, стандартная продукция;

- все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

- свобода входа и выхода: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

При соблюдении этих условий все участники рынка оказываются в действительно равноправном положении. Такой рынок позволяет перерас­пределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий, так как в условиях совершенной конкуренции производитель может увеличить свою прибыль, лишь снизив издержки производства.

Рынок, характеризующийся такими чертами, называют "идеальным", или "свободным". В реальной жизни каждый из этих признаков рынка мо­жет нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглашения в целях давления на покупателей, наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информа­ции и т.д.

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в. В XXI в. совершенная конкуренция - явление редкое. С неко­торыми оговорками к такому типу рынка сегодня можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, товарные бир­жи, валютные, фондовые рынки.

На большей же части рынков конкуренция ограничена или вообще отсутствует.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.