Государство как собственник и предприниматель
В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.
Государство берёт на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий.
Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:
- Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе прав частной собственности.
- Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
- Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
- Предоставление общественных товаров и услуг.
- Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
- Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
- Участие в хозяйственной деятельности.
В экономике 21 века велико значение государственной собственности. В неё входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бутовую сферу – грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д.
Государственная собственность существует на трёх уровнях:
- На уровне всей федерации – федеральная собственность.
- На уровне субъектов федерации. Каждый из них имеет свою региональную собственность.
- Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).
Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР).
Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров.
ТЕМА 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Содержание.
1. Спрос и его факторы
2. Предложение и его факторы
3. Рынок, рыночное равновесие и его устойчивость
4. Эластичность
5. Рыночное равновесие и государство
6. Определение спроса на продукцию фирмы и принципы воздействия на него
7. Потребительское поведение
Спрос и его факторы
Спрос (D) с качественной стороны, - это потребность людей в каком-либо товаре, подкрепленная их покупательной способностью, то есть это готовность потребителя приобрести определенное количество товара при данных ценах в данный период времени. При этом понятие «готовность» предполагает одновременно и потребность в данном товаре, и возможность его приобрести. Поэтому для рынка имеют значение только такие потребности, которые могут быть удовлетворены
Величина спроса - количество товара, которое будет куплено по соответствующей цене за ограниченный промежуток времени. Величина спроса зависит от многих факторов. Наиболее важную роль при этом играет цена товара, на который предъявляется спрос.
Обычно чем ниже цена, тем больше величина спроса. Взаимосвязь между ценой товара и величиной предъявляемого спроса может быть интерпретирована с помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором продаются яблоки. Исследование рынка дало информацию о потребительском спросе, представленную в следующей таблице:
Таблица 1
Спрос покупателей на яблоки
Цена за 1 ц (усл. ед.)
| Объем спроса (ц/мес.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построим по данным таблицы точки, характеризующие покупательский спрос, и соединим их. На рисунке 1 представлена полученная кривая спроса.
Рис. 1. Кривая спроса
Зависимость между ценой товара и величиной спроса на него регулируется законом спроса, который утверждает, что повышение цены товара обусловливает снижение спроса на него и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар. Таким образом, данный закон отражает обратную (отрицательную) зависимость между величиной спроса и ценой, которую можно выразить формулой:
(1)
Графически зависимость между ценой и величиной спроса описывается кривой спроса. Кривая спроса - линия, характеризующая закон спроса, то есть зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Она имеет отрицательный наклон. Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением вдоль кривой спроса.
Обратная зависимость между изменением цены товара и величиной спроса на него объясняется действием:
эффекта дохода, который определяет, что при снижении цены товара потребитель при том же доходе может приобрести больше товара (его спрос возрастает), и наоборот;
эффекта замещения,который определяет, что покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности, то есть, если цена на товар растет, то растет спрос на товар, заменяющий его (например, рост цены на кофе увеличит спрос на чай);
эффекта убывающей предельной полезности,который показывает, что с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается и он готов приобрести его лишь за меньшую цену.
Однако, есть ситуации когда закон спроса не действует. А именно:
- при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями;
- в отношении редких и дорогостоящих товаров, которые приобретаются с целью сбережения средств (антиквариат, ювелирные изделия и т.п.);
- когда спрос переключается с товаров менее качественных на товары более качественные, даже при снижении цен на первые;
- в отношении «товаров Гиффена», спрос на которые меняется в том же направлении, что и цена.
Товары Гиффена –это товары, которые имеют высокий удельный вес в потребительской корзине малоимущих потребителей.
На изменение величины спроса оказывают влияние, помимо цены, и другие факторы, так называемые неценовые факторы. К ним относятся:
1. Изменение доходов потребителей.Если доходы растут, то спрос на товары нормального качества повышается, на товары низшей категории качества падает и наоборот.
2. Изменение предпочтений потребителя (вкус, мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь проявляется «эффект присоединения к большинству».
3. Изменение цен на другие товары. Если товары являются взаимозаменяемыми (субституты), то изменение цены на один из них приводит к однонаправленному изменению спроса на товар-заменитель (например, уголь и мазут как виды топлива). Если товары являются взаимодополняющими (комплименты), то изменение цены на один из них приводит к разнонаправленному изменению спроса на дополняющий товар (например, лыжи и крепления к ним, фонарик и батарейки).
4. Количество покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем выше спрос, и наоборот. При этом важен качественный состав покупателей (возраст, пол, национальность, вероисповедование и т.п.).
5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается (возникает ажиотажный спрос), при ожидании снижения цен текущий спрос сокращается (формируется отложенный спрос).
Действие неценовых факторов спроса иллюстрируется на графике (рис. 2) как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).
Рис. 2. Смещение кривой спроса под воздействием
неценовых факторов спроса
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|