Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭГО И ИД. СУПЕРЭГО И СУПЕРИД





Как обобщение своей терапевтической практики Фрейд предложил теоретическую модель структуры личности человека. В соответствии с этой моделью структура личности включает три части: "Ид", "Эго" и "Суперэго". Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции.

"Ид" — первоначальная, основная, центральная и наиболее архаичная часть личности. "Ид" содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено конституцией, инстинктивное. "Ид" — наша биологическая сущность, то, в чем мы не отличаемся от животных. Оно служит источником психической энергии, оно руководствуется принципом удовольствия и оно, вместе с тем, бессознательно. Однако безоглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе онтогенеза у человека сформировалось "Эго" как сознательное начало, действующее на основании принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями "Ид" и требованиями общества, воплощенными в "Суперэго".

Итак, сознательная жизнь протекает в "Эго" посредством активной деятельности. "Эго" способно перестроить этот мир себе на пользу, оно развивается из "Ид" и, в отличие от последнего, находится в контакте с внешним миром. Фрейд сравнивал отношения "Эго" и "Ид" с отношениями между всадником и лошадью. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть, но движется он только благодаря движению лошади. Находясь между властными побуждениями "Ид" и ограничениями "Суперэго", "Эго" стремится выполнить свою охранительную задачу, восстановить гармонию между различными силами и влияниями, действующими на человека извне и изнутри. Можно сказать, что если "Ид" реагирует на потребности, то "Эго" — на возможности. Между "Эго" и "Ид" может возникнуть отношение напряженности, поскольку "Эго" должно сдерживать требование "Ид" в соответствии с установками общества. Эта напряженность субъективно переживается как состояние тревоги, беспокойства, вины.



"Суперэго" — это своеобразная моральная цензура. Содержанием этой системы являются нормы и запреты, принятые личностью. "Суперэго" — уровень, представляющий в психике социальные нормы и правила поведения, уровень должного. Он складывается из запретов, выработанных в совместной жизни людей, и ограничений, налагаемых на способы удовлетворения биологических потребностей. Фрейд указывает на три основные функции "Суперэго", три проявления его сути — совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.



В большой мере функционирование "Суперэго" зависит от того, какие ценности являются общепринятыми в данном обществе, каковы нормы социума. Нормы эти, как правило, осознаются еще в детстве и, доведенные до автоматизма, превращаются в стереотип поведения. Конечно, при определенных условиях они могут стать снова предметом особого внимания. Случается это тогда, когда возникает нестереотипная ситуация. Однако, не будучи приспособленным для решения задач такого рода, "Суперэго" посылает информационный импульс на часть личности "Эго".

Таким образом, по Фрейду, в области сознания функционируют две части личности: "Эго" и "Суперэго", а в области бессознательного — "Ид". Однако Фрейд указывал на то, что в области бессознательного также могут наблюдаться социальные ограничители, такие, например, как бессознательное чувство вины. По-видимому, к этой же области функционирования бессознательного можно отнести и то, что Юнг называет "коллективным бессознательным".

По Юнгу, "коллективное бессознательное" — это то, что накоплено всем человечеством, что передается из поколения в поколение. При рождении ребенка его психика не является чистой грифельной доской, а содержит в себе определенные структуры — архетипы. Архетип — это форма без собственного содержания, отпечаток ступни в окаменевшей породе, то, что организует и направляет психический процесс. Архетип можно сравнить с сухим руслом реки, в котором определен рельеф, но рекой ему суждено быть лишь тогда, когда потечет вода (психические процессы). Архетипы проявляют себя в виде символов (крест), в мифах, традициях, а также представлениях о Боге даже у самых примитивных племен с низким социальным развитием. Следуя принятой выше терминологии, естественно назвать эту функцию "Суперид".



Резюмируя вышесказанное, структуру личности можно изобразить такой схемой:

СуперИД (Определяются социальными требованиями) СуперЭГО
Коллективное бессознательное, бессознательная самокритика и совесть   Судья или цензор его деятельности, хранилище моральных установок
Ид (Определяются биологическими потребностями) Эго
Биологическая сущность - то, что не отличает человека от животного, реагирyeт на физиологические потребности   Осознает внешний мир, стремится к удовольствию, переводит информацию любого вида на уровень логического мышления
п о д с о з н а н и е   с о з н а н и е

Юнг мыслил отношение бессознательного к сознательному как компенсаторное. Это проявляется, в частности, в том, что у экстравертированного типа всегда есть искушение пожертвовать собой в пользу объекта; ассимилировать себя с объектом. Тогда, для дополнения, установка бессознательного имеет свойство интровертированного характера. Она концентрирует энергию на субъективном моменте, то есть на всех потребностях и побуждениях, которые подавлены или вытеснены слишком экстравертированной сознательной установкой. Слишком экстравертированная установка может в такой степени не считаться с субъектом, что последний приносится в жертву внешним обстоятельствам. Это может кончиться "бунтом" бессознательного в виде грубого эгоизма, который в итоге способен парализовать сознательное действие. Выдающееся свойство бессознательных тенденций заключается в том, что именно по мере того, как они лишаются своей энергии сознательным непризнанием, они могут принять разрушительный характер как только компенсация нарушится. У экстравертов поэтому часто наблюдаются истерические' неврозы. Если установка бессознательного компенсирует установку сознания, человек находится в психическом равновесии.

Такой же подход правомерен и для интровертов. Для компенсации субъективной установки в сознании подсознание настраивается на восприятие объективного мира. Это проявляется в том, что объект и объективное данное оказывают на человека чрезвычайно сильное влияние, которое тем более непреодолимо, что оно овладевает индивидуумом бессознательно и благодаря этому навязывается сознанию без всякого противодействия. Вследствие сознательного стремления к независимости от объекта в бессознательном возникает компенсаторное отношение к объекту, которое проявляется как необходимая и непреодолимая связь с объектом. Чем больше сознательная личность старается обеспечить себе всяческую свободу, независимость от обязанности, тем более попадает она в рабство объективного данного. Свобода духа, к примеру, может быть привязана на цепь постыдной финансовой зависимости (Бальзак прятался от своих кредиторов). Независимость поступков интроверта время от времени отступает перед влиянием общественного мнения. Против воли субъекта, объект постоянно напоминает о себе, преследует его. Именно из страха перед объектом развивается своеобразная трусость интровертов перед публичными выступлениями, боязнь высказать свое мнение.

Интроверт сильно боится попасть под влияние других людей. Ему всегда необходима огромная внутренняя работа, чтобы уметь себя сдерживать. Типичная форма невроза — психастения, болезнь, которая характеризуется, с одной стороны, большой чувствительностью, а, с другой, — истощаемостью и хроническим утомлением.

МОДЕЛЬ "А"

Во избежание недоразумений, мы считаем необходимым предпослать этой главе небольшую преамбулу.

Дело в том, что именно здесь мы вступаем в опасную область предположений, догадок и не до конца подтвержденных гипотез. Большая часть этого материала — скорее стартовая площадка для дальнейших исследований, ориентир для движения вперед, но вряд ли он может служить надежной теоретической базой. Цель же при создании модели "А" была и смелой, и всеобъемлющей: представить себе взаимодействие всех восьми психических функций и, кроме того, охватить все известные нам области человеческого сознания, представив это в виде единой формулы-схемы. Любого психолога-практика, очевидно, способна смутить сама постановка такой задачи. Но какой бы безумной ни казалась идея, — давайте будем терпеливы и внимательно изучим ее возможности.

В модели Юнга (модель "Ю") в характеристике каждого типа использованы четыре из 8 функций. Однако человек не может обойтись без остальных четырех. Другое дело, что они не в той же степени проявляют себя и не так четко могут быть осознаны. Поэтому, естественно, самая полная модель должна включать все 8 психических функций. Такая модель была построена Аушрой Аугустинавичуте и в честь создательницы получила название модель "А".

Не станем следовать за автором в поисках путей ее построения. Модель "А" — скорее результат интуитивной догадки, чем нечто, логически доказуемое. Аналогично тому, как это было сделано при рассмотрении модели "Ю", приведем сразу готовый результат — следствие наблюдения за конкретными людьми в самых различных ситуациях. Нам достаточно выбрать модель, соответствующую только одному из 16-ти типов, например, Дон Кихоту. Для сравнения приводим оба варианта моделей.

Модель Ю   Модель А
1 сознание 1 2 Эго
2 4 3 СуперЭго
3 подсознание 6 5 СуперИд
4 7 8 Ид

Модель "А" составлена из двух колец так, как это изображено на рисунке. Верхнему кольцу обычно присваивают названия: сознательное, активное, ментальное; нижнему — бессознательное, пассивное, витальное. Верхнее, активное кольцо включает в себя три уже хорошо знакомых нам из модели "Ю" информационных канала (посмотрите внимательно на их положение в модели "Ю" и найдите их в модели "А"). Четвертый канал модели "Ю" оказался в нижнем кольце модели "А". Пары горизонтально расположенных функций: I ( ), II ( ), III ( ), IV( -- ) мы будем называть горизонтальными блоками. Следовательно, вместо четырех каналов в модели "Ю" мы имеем четыре блока: I, II, III и IV в модели "А".

Роль каждой функции определяется ее местом в модели "А" аналогично тому, как это было в модели "Ю". "Черные" и "белые" функции должны, естественно, чередоваться, иначе восприятие будет сильно асимметричным и вряд ли такой индивид будет жизнеспособен.

По предположению автора модели, "активное" кольцо — сознательно. С его помощью человек осмысливает информацию, переводит ее из первой сигнальной системы

во вторую и обменивается ею с другими людьми. Выдаваемая информация строго контролируется — непосредственным реакциям здесь места нет. Индивид говорит и демонстрирует с этого кольца только то, что сознательно он хочет сказать или показать.

Нижнее, "пассивное" кольцо — подсознательно. Разница между сознанием и подсознанием (по мысли Юнга): в первом случае это то, что индивид делает, во втором — то, что с ним происходит. Кольцо сознания также носит название "ментальное", что означает мыслительное, умственное, а кольцо подсознания — "витальное", то есть способствующее жизнедеятельности организма.

Учитывая роль каждого блока модели "А" (об этом речь будет ниже), А. Аугустинавичуте считает уместным сопоставить блоки с определенными ранее понятиями психоанализа: Эго, Суперэго, Суперид, Ид. Это соответствие, по ее мнению, выглядит следующим образом:

I блок — Эго
II блок — Суперэго
III блок — Суперид
IV блок — Ид

СТАТИКА И ДИНАМИКА

В одно из колец всегда входит интуиция времени , а в другое — интуиция возможностей . Поскольку характеризует восприятие процессов, меняющихся во времени, то кольцо с "белой" интуицией — динамическое, а кольцо с "черной" — статическое. Функция кольца статики — отражение статических явлений окружающего мира, функция кольца динамики — отражение динамики окружающего мира.

кольцо статики   кольцо динамики
--- ---
|   | |   |
--- ---

По сути дела — это отражение двух одновременно существующих сторон материальной действительности: динамических и статических процессов. Но один из этих процессов воспринимается сознательно, другой — подсознательно.

Если попросить зрительно-ориентированного субъекта закрыть глаза и вспомнить какое-либо зрительное впечатление, например, берег моря, то (за редкими исключениями) тот, у кого в верхнем, сознательном кольце , "увидит" картину статичной, как на фотографии; тот же, у кого в верхнем, ментальном кольце , "увидит" свою картину движущейся, как в кинофильме.

Все четыре функции каждого кольца связаны энергетическим импульсом, который может иметь два направления. Обозначим их условно "+" (по часовой стрелке) и "-" (против часовой стрелки). Это — два направления перехода информации с одной функции на другую. При этом возможен либо вариант è è è - (назовем это левой ориентацией), либо — è è è (правая ориентация).

Ниже приведена та же модель в более развернутом виде. На первой модели кольцо статики имеет направление "+", а кольцо динамики "-". На второй модели — наоборот: кольцо статики имеет знак "-", а кольцо динамики "+".

Приведенные четыре варианта колец, по ориентации и направлению импульса, исчерпывают все возможности для любого из 16-ти психологических типов:

Теперь в рамках модели "А" рассмотрим взаимодействие дуалов. Модели дуалов в определенном смысле противоположны: то, что у одного расположено в активном, ментальном кольце, у другого находится в пассивном, витальном.

Дон Кихот   Дюма
è è   ç ç
  é + ê   ê - é  
  ç   è  
                 
  ç   è  
  ê - é   é + ê  
  è   ç  

Направление импульса в каждом кольце задается самой активной функцией: в ментальном кольце он идет от Первого (акцептного) канала ко Второму (творческому) и далее по кругу. В витальном кольце процесс идет как бы в зеркальном отражении. По схеме видно, что как у одного, так и у другого типа оба кольца — левой ориентации, но знаки у колец — разные. Это ведет к максимальной социализации обоих индивидов и к повышению их жизненного тонуса. Стороннему наблюдателю кажется, что такие люди не столько активизируют друг друга, сколько выравнивают линию активности: например, общение экстраверта и интроверта ведет к заметному уравновешиванию активности первого и большей активности и открытости второго, что позволяет последнему лучше ориентироваться в мире. Информация, которую дает второй со своего "активного" кольца динамики на "пассивное" кольцо динамики первого, позволяет ему понять многое из того, что он вряд ли сумел бы понять и оценить самостоятельно.

Всё, что до сих пор было изложено в этой главе, касается модели "А" в ее, так сказать, традиционном варианте. Автор этой книги однако, считает своим долгом поделиться с читателем некоторыми своими сомнениями, а главное — предложить свой вариант модели "А", более отвечающий, по его мнению, смыслу таких понятий, как сознание и подсознание.

Действительно, сколько бы мы ни рассматривали упомянутую выше модель, остается неясным, почему "пассивное" кольцо названо в этой модели подсознательным. Психические процессы, скрытые в подсознании, как известно, в обыденной жизни не осознаются. Но трудно себе представить, чтобы четыре из восьми функций, без которых человеческая психика не может обойтись, оставались бы полностью неосознанными. Такое предположение опровергается простейшими примерами. Можно ли считать, что Гамлет и Есенин с в пассивном кольце не осознают отношения к себе? Еще как осознают! Среди физиков-экспериментаторов типа Достоевского нередки, например, такие, которые прекрасно работают руками, собирают установки и делают это совершенно осознанно, несмотря на то, что расположена у них в "витальном" кольце. Среди женщин этого же типа много рукодельниц, создающих своими руками прекрасные вязаные изделия. А работяга-ЭСИ ? Многие Драйзеры любят работать руками, тащат на свой огород доски, фанеру, с удовольствием делают парники, выращивают рассаду; женщина-Драйзер постоянно скребет, вылизывает, чистит в своей квартире, держит свой дом в образцовом порядке. Похоже ли это на бессознательное проявление "черной" логики ? А разве умение всё распределить во времени, составить план, прийти вовремя на помощь — не сознательные действия Робеспьера (у которого также в "витальном" кольце)?

Также и среди Габенов и Бальзаков встречаются прекрасные теоретики, которые в этом случае "задействовали" своего пассивного кольца и трудно предположить, что они не осознают, что делают... А как можно представить себе разведчика-Штирлица не анализирующим сознательно сложную ситуацию с помощью своего "витального" кольца? И среди Жуковых, особенно женщин, встречаются такие, кто уделяет много сознательной энергии уюту, комфорту и разве Драйзер не осознает свои ощущения по этой же функции? Наконец, как представить себе Наполеона, Гексли и Достоевского, которые не отдавали бы себе отчета в том, какие эмоции — печальные или радостные — они переживают, несмотря на то, что их разместилась в "витальном" кольце?

Итак, утверждение о якобы неосознанности психических процессов, управляемых функциями "витального" (пассивного) кольца, представляется нам ошибочным. Несомненно, что человек не может не осознавать каждую из восьми своих психических функций, и, стало быть, оба кольца сознательны. Другое дело, что преимущественная "вертность" усиливает одно из колец; сознание больше ориентировано на то кольцо, которое в модели "А" расположено вверху. В жизненной практике это означает, что, например, Штирлиц и Габен, оказавшись теоретиками, скорее проявят интерес к практическому выходу своих исследований; этими интересами будет определяться и сам выбор предмета разработок. А Робеспьер — наоборот, с большим удовольствием займется абстрактной теорией, но при необходимости не откажется и от практического дела, особенно, если оно может дать материал для подтверждения его теорий.

Пойдем далее. В четвертой главе было показано, что направленность на объект (экстраверсия) и на субъект (интроверсия), связана с тем, какое полушарие головного мозга наиболее активно (не вообще, а именно по этому параметру). Экстравертный взгляд на события осуществляется правым полушарием, интровертный — левым. "Вертность" каждого кольца определяется по характеру функции, действующей в самом сильном его канале, и в кольцах она всегда различна: если верхнее экстравертно, то нижнее интровертно и наоборот. Естественно предположить, что каждое кольцо определяется полушарием своей "вертности": соответствующий центр правого полушария "запускает" экстравертное кольцо, а левого — интровертное.

Экстраверсия и интроверсия не являются чем-то абсолютным. Каждый человек, при определенных обстоятельствах, может проявить свойства противоположной "вертности": при необходимости интроверты могут объективно оценить события внешнего мира, а экстраверты — внимательно проанализировать свое отношение к происходящему. Правда, для этого они должны сделать определенное внутреннее усилие, поскольку это противоречит их привычной психической установке. Простейший опыт подтверждает сказанное: человек, которому зрительный образ, увиденный мысленно, представился статичным, может "запустить" его и сделать движущимся или, наоборот, "остановить", если он был в движении, т. е. он может внутренним усилием перейти от "черной" интуиции к "белой" и обратно.

Исходя из только что сказанного, можно предположить, что психические функции нижнего кольца отличаются от тех, что находятся в верхнем лишь тем, что требуют дополнительной энергии для своей реализации, но все они несомненно принадлежат к сфере сознания.

Такой подход придает иной смысл нижнему кольцу модели "А" — оно не "бессознательно", оно лишь содержит то, на что обычно не направлено внимание. Стало быть, если мы именно таким образом подойдем к объяснению модели "А", тогда и любая функция нижнего кольца будет осознана, только слабее выражена. Например, у этического интроверта ( ) может быть сильна и амплитуда испытываемых им эмоций ( ); волевой сенсорик ( ) вполне может быть заинтересован и в создании комфорта ( ); тот, кто хорошо видит потенциальные возможности, заложенные в объекте или явлении ( ), сможет прогнозировать и развитие событий ( ), а тот, кто способен создавать теории, проводить аналитическое исследование ( ), может и неплохо организовать свой конкретный практический труд ( ). Следовательно, относительная сила функций верхнего кольца сохраняется и в нижнем. Например, если сильна в верхнем кольце, то сильна и в нижнем; если сильна , то сильна и . А, скажем, слабая в верхнем кольце соответствует слабой и т. д.

В связи с изложенным следовало бы предложить другие способы обозначения колец. "Сознательное-подсознательное" и "ментальное-витальное" тут явно не подходит. Из существующих определений больше годится "активное-пассивное", но и оно не очень соответствует сути дела. Поэтому ограничимся в дальнейшем нейтральными терминами: "верхнее-нижнее".

Если все восемь психических функций определяют сознание индивида, то как через те же самые функции может быть представлено его подсознание?

Уместно напомнить здесь, что, согласно классическому положению психоанализа, сознание может активно вытеснять "неугодные" ему представления, воспоминания и стремления в ту область психики, которая остается как бы всегда скрытой от понимания и анализа. Эта область, называемая подсознанием, является источником многих неосознанных побуждений и действий. Согласно К. Юнгу, подсознание способно компенсировать некоторые слишком односторонние сознательные установки, а в крайних случаях оно может входить и в конфликт с сознательными стремлениями индивида, толкать его на поступки, противоречащие его интеллектуальным и моральным требованиям. В книге К. Юнга "Психологические типы" приводится пример поведения логического экстраверта, которому свойственно воплощать в жизнь свои идеалы, организуя специальные учреждения: больницы, госпитали, общества по спасению утопающих и т. д. Причем всё это происходит не из любви к ближнему, а из чисто интеллектуальной идеи "справедливости и истины". Но эмоциональная способность, вытесненная в подсознание, тем не менее действует и при этом самым неблагоприятным образом: "Существуют экстравертированные идеалисты, — пишет К. Юнг, — которые так сильно стремятся осуществить свои идеалы спасения людей, что сами не останавливаются перед ложью и другими недобросовестными приемами <...>. Это — по формуле: цель оправдывает средства. Только неполноценная эмоциональная функция, которая бессознательно соблазняет, может ввести в такое заблуждение, в общем, высоко стоящих людей". Далее, Юнг прослеживает, как вытесненные из сознания эмоции начинают мстить за себя, проявляясь в виде вспышек капризности, мелочности и т. д., а со стороны других индивид начинает подозревать скрытое к себе недоброжелательство и гнусные намерения... Получается, что усилению экстравертной логики в сознании соответствует и усиление интровертной этики в подсознании, но уже в искаженном виде.

Аналогично можно рассмотреть механизм подсознательной компенсации, например, у экстравертных интуитов (Гексли, Дон Кихот). Представители этих типов всегда ищут новое, в привычной обстановке им быстро становится скучно и они легко могут бросить начатое дело, чтобы устремиться к новой возможности, при этом собственными интересами они зачастую пренебрегают. Если этот процесс заходит слишком далеко, подсознание людей этих типов начинает восставать, усиливая интровертную сенсорику , и слепая сила этого неосознанного импульса может привести к неожиданным результатам: например, к связи с совершенно неподходящим партнером, ради вдруг вспыхнувшего неодолимого желания получить, наконец, радость домашнего уюта.

Тех читателей, которые захотят подробно ознакомиться с разнообразными видами подсознательной компенсации, мы отсылаем к книге К. Юнга "Психологические типы". Для нас же существенным является вывод о том, что - совместная работа сознания и подсознания, согласно К. Юнгу, связывает всегда функции противоположной "вертности", во-первых, и противоположной психической ориентации, во-вторых. Например, экстравертную логику должна компенсировать интровертная этика, интровертную сенсорику — экстравертная интуиция и т. д. Следовательно, в соционических обозначениях связь сознания и подсознания будет осуществляться следующим образом:

сфера сознания
  | | | | | | | |
сфера подсознания

По такому принципу составлена соционическая модель "Ю": компенсацией Первой функции в сознании служит Четвертая, руководимая подсознательными стремлениями.

Теперь, совершенно естественно модель "А" преобразуется следующим образом (берем за основу психологический тип Робеспьера):

На схеме слева — модель "А" логико-интуитивного интроверта (Робеспьера), действующая целиком в области сознания. Справа — та же, но "перевернутая" модель. действующая в подсознании. Пунктирные линии, проведенные перпендикулярно плоскости колец, указывают не связь соответствующих функций сознания и подсознания. установленную К. Юнгом.

Такая схема, состоящая из сдвоенной модели "А", очень хорошо иллюстрирует механизм психологического дополнения во взаимодействии дуальных пар. Взгляните внимательно на схему подсознания Робеспьера — она точно такая же, как схема сознания его дуала Гюго. Отсюда и чувство особой близости, когда встречаешься со своим дуалом... Очевидно, что при таком взаимодействии пара защищена от внешних неблагоприятных влияний и очень стабильна: всё, что у индивида может накапливаться и оставаться непроявленным в подсознании, тут же отразит и скорректирует его дуал.

Тот факт, что функциональная модель сознания любого психического типа идентична модели подсознания его дуала, мы можем легко проиллюстрировать, если предыдущую схему переосмыслим таким образом:

Аналогичные структуры для остальных семи дуальных пар мы предлагаем читателю построить самостоятельно.

Если под тем же углом зрения рассматривать "классический" вариант модели "А", то очевидно, что из всего набора она включает лишь оба верхних кольца: одно сознательное и одно подсознательное. То есть и при новом подходе основная идея этой модели полностью сохраняется, только надо иметь в виду, что в первоначальной модели "А" в нижнем кольце на самом деле совмещены два кольца: как бессознательное, так и нижнее сознательное. Однако же все основные выводы, полученные на основании этой модели (о них мы скажем ниже), остаются в силе. В то же время новая, сдвоенная модель "А" снимает противоречия относительно "бессознательности" четырех функций, находящихся в нижнем кольце и в итоге может привести к новым результатам при анализе психики человека.

Вернемся теперь к классической модели "А", чтобы попытаться описать в общих чертах действие всех восьми каналов. Их нумерация, во избежание разночтений, будет соответствовать одному из способов, принятых в соционической литературе.

I. Акцептный канал, по которому человек наиболее уверенно ориентируется в мире (1-й "Ю").

II. Творческий канал, по которому индивид активно взаимодействует с окружением, привнося что-то свое (2-й "Ю").

III. "Точка наименьшего сопротивления". Индивид не выносит давления по этой функции (3-й "Ю").

IV. Ролевой канал. Его называют "адаптивным". По этому каналу человек ориентируется на требования своего окружения.

V. Суггестивный* канал: по нему с благодарностью принимают информацию, но воспринимают ее довольно некритично (4-й "Ю").

VI. Шестой: индивид нуждается в том, чтобы партнер помог по этому каналу в обеспечении комфортных условий.

VII. Седьмой без особых слов, на деле реализует действующую в нем функцию. По свойствам этого канала люди часто работают "на износ", за похвалу.

VIII. Восьмой канал: то, на что сразу отзываются подсознательно.

Ранее мы подробно описали функции Первого, Второго и Третьего каналов модели "Ю", они все находятся в верхнем кольце модели "А". Обратимся теперь к Четвертому, ролевому каналу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.