Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ





Что нас больше всего волнует в нашей повседневности? Что заставляет радоваться, тосковать, терять покой и сон, загораться надеждой, стонать от отчаяния? Прежде всего, конечно, наши отношения с другими людьми. Человек от самого рождения обречен быть социальным существом, он вынужден общаться с себе подобными, хочет он того или нет. Это значит, что искусству понимания, искусству общения он должен научиться в первую очередь, если он хочет избежать ненужных страданий, а главное — никому их не причинять. Он должен попытаться понять логику и смысл человеческих отношений... Казалось бы, всё просто: наблюдай за людьми, набирайся опыта — и всё станет ясно само собой.

Но опыт общения показывает только одно: ясности в человеческих отношениях как не было, так и нет. Люди словно бы только и заняты тем, что создают друг другу множество неразрешимых проблем. Упорство и постоянство, с каким они это делают, способны поставить в тупик самого искушенного наблюдателя. Возникающие при этом вопросы — на уровне только житейского здравого смысла — невозможно разрешить.

Почему, например, Н. и С., два порядочных и неглупых человека, не могут найти общий язык, а иногда даже враждуют?



Почему в одной семье счастливо живут очень разные, несхожие по характеру супруги, а в другой — расходятся те, кого считают "родственными душами", весьма подходящими друг другу?

Почему, независимо от моральных качеств, один человек неизменно Вам чем-то приятен, а другой неизменно почему-то раздражает?

И тысячи других "почему"...

Давайте зададимся вопросом: действительно ли человеческие отношения абсолютно стихийны, произвольны или тут всё-таки можно найти нечто закономерное?

Да, закономерность есть. Она определяется теми самыми особенностями человеческой психики, о которых мы уже говорили. Эти особенности не субъективны, а совершенно объективны и справедливы для любого человека, к какой бы культуре и к какой бы расе он ни принадлежал. Их рассмотрением как раз и занимается соционика. Предмет ее изучения — закономерности человеческого общения, понимаемые как механизм взаимодействия разных — и совершенно конкретных — информационно-психических структур.



Появлению соционики предшествовало важное открытие. К. Юнг, наблюдая своих пациентов, пришел к выводу, что их можно разделить на 8 основных групп. При этом каждая из них могла иметь еще 2 разновидности: мыслительный и эмоциональный типы могли иметь сенсорную или интуитивную ориентацию, а сенсорный и интуитивный — эмоциональную или мыслительную. Итого — 16 групп. Люди в каждой группе объединялись по признаку некой общности психических характеристик, что позволяло отнести их к определенному, весьма характерному "типу", обладающему устойчивым набором свойств. Способы их восприятия, реагирования, действия (в сходных условиях) должны быть примерно одинаковы. Результатом многолетней работы, описывающей закономерности поведения этих групп, стала книга К. Г. Юнга "Психологические типы".

Долгое время никто не делал попыток (по крайней мере успешных) достаточно глубоко разработать положения, выдвинутые в этой книге, и тем более — продолжить дальше мысль К. Юнга. Лишь в 1979 г. литовский экономист Аушра Аугустинавичуте заново "открыла" великую идею швейцарского психолога. Она пришла к выводу, что тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Вокруг Аушры сложилась группа энтузиастов: математики, врачи, художники, специалисты по вычислительной технике и многие другие. Их совместными усилиями на фундаменте, который был заложен К. Юнгом, стали возникать контуры здания новой науки, привлекая всё новых и новых исследователей.



В чем же новизна соционики, если ее сопоставить с психологическими теориями, существовавшими до нее? Прежде всего — в отходе от специально-психологических понятий. Сделана попытка применить идею К. Юнга к более широкому спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся, собственно, не одни только психические реакции (как было у Юнга), но и всё многообразие связанной с ними деятельности человека. Человек рассматривается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи,, с характерными для них ограничениями. Человеческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем термин "информация" трактуется чрезвычайно широко: информация не обязательно может быть выражена в отвлеченных символах (среди людей, улыбка, выразительный жест, интонация в той же степени и даже более информативны, чем любая словесная формула). Информационный характер носят и чувства, и даже предчувствия, и настроение собеседника, и эстетические впечатления от произведений литературы, живописи, музыки.

Что представляет собой "информационное поле" нашего общения? Чем отличаются друг от друга "информационные каналы"? Одинаково ли действуют они у разных групп людей, а если нет, то закономерна ли эта неодинаковость'! Как соотносятся между собою разные типы информационных систем?

Прежде чем ответить на эти вопросы, нам необходимо обратиться к основным понятиям, определяющим суть обмена информацией. Можно ли свести этот обмен к обмену некими "первокирпичиками", элементарными составляющими?

Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя первоосновными понятиями. О чем бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, время) мы получаем от него информацию.

Обсудим это подробнее. Нельзя ли связать эти, казалось бы, предельно абстрактные категории с нашими вполне конкретными ощущениями и действиями?

МАТЕРИЯ

Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, он совершает над ними действия и, в свою очередь, испытывает их действия на себе. В земной жизни он и шагу не мог бы сделать без связи с материальными предметами. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т. п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некое информационное поле, которое мы обозначим Это — непосредственное восприятие объекта как такового и непосредственные действия над ним.

Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают обычно хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями и т. п.

Информация о материи может иметь и другой аспект: здесь будет важен не объект сам по себе, а отношения между объектами (больше-меньше, тверже-мягче, легче-тяжелее...), иерархия этих объектов, а также логические связи, их соединяющие. Информационное поле этого типа обозначим .

Человек, хорошо чувствующий отношения материальных объектов, может быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором.

ЭНЕРГИЯ

В человеческом организме нет рецепторов, способных непосредственно "измерять" энергию. Но действия всевозможных энергий (тепловой, кинетической...) он испытывает на себе постоянно. Некоторые виды энергий человек может воспринимать органами чувств. Ожог, оглушительный звук, режущий свет — всё это, так или иначе, — сигналы, передающие ему информацию об опасном для здоровья уровне энергии, под действием которой он в данный момент находится. Другие энергетические потоки — например, радиоактивное излучение — он может вовсе не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только воспринимает непосредственно, но и непосредственно передает: эту энергию называют психической, и она несет информацию о радости или печали, страдании или удовольствии, о состоянии страха или благодушия... Одним словом, речь идет об эмоции. Информационное поле этого типа обозначим . Эмоция — это именно тот вид энергии, который воспринимается непосредственно, минуя физического "агента", одинаково четко как по интенсивности, так и по качеству. Сплошь и рядом эмоция передается от одного человека к другому без каких-то особых слов или действий, нередко даже и на расстоянии, без прямого контакта (особенно, если между людьми существует близкая духовная связь).

Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном детском учреждении.

Другим свойством нашего энергетического восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, отношение к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных, понимание, кто кого любит или не любит, закономерности чьих-то симпатий или антипатий и т. п. Эту способность условимся обозначать символом .

Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между другими людьми, может быть неплохим педагогом, психотерапевтом.

ПРОСТРАНСТВО

Мы способны воспринимать пространство только через объекты, его наполняющие. Поэтому когда мы говорим об отношении человека к окружающему его пространству, мы, по сути дела, имеем в виду отношение к тем же объектам, но — особого рода. У человека может быть склонность овладевать всё новыми и новыми объектами, то есть, как мы говорим, "завоевывать пространство". При этом он должен, безусловно, проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно бывает материальным: овладевать можно и новыми знаниями, навыками, должностями, степенями; уровнями социальной иерархии. Обозначим эту сферу как . Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляет себя свойство экстраверта, по выражению К. Юнга, "во всём себя растрачивать и распространяться"...

Человек с хорошо развитой функцией может быть хорошим разведчиком, геологом, военачальником, лидером политической партии, успешно заниматься хозяйственной деятельностью.

Другая сторона пространственного ощущения — способность осознавать удобство или неудобство вещей, умение создать уют и комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм... По сути, это означает способность установить свое ощущение внутри пространства и организовать это пространство в соответствии со своими запросами. Условимся обозначать это как .

ВРЕМЯ

Время фиксируется нашим сознанием через некий ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события (также свойства), которые можно предугадать еще до того, как они проявили себя. Человеческая психика обладает и этой возможностью: опережать время. Есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, они также могут почувствовать момент, благоприятный для того или иного дела. Это свойство мы обозначим . В обиходе оно называется интуицией. Следует подчеркнуть, что в данном случае мы имеем в виду способность человека видеть потенциальные возможности данного в наличии объекта. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те его свойства, которые уже в нём имеются.

Профессия исследователя, экспериментатора, зачинателя нового дела в любой области не может обойтись без этого свойства.

Другая сторона этой психической функции — умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий, чувствовать "дух времени" — и с учетом этого формировать стратегию действий. Информационное поле этого типа обозначим . Структура объекта как процесс, наиболее вероятные стадии его развития и изменения — вот какого рода информация улавливается здесь в первую очередь. Эта функция должна быть хорошо развита у людей, решивших посвятить себя экономике, планированию, коммерции. Но мало того: человек способен проникать и в надвременную реальность — в этом случае мы говорим о "мистическом озарении", "шестом чувстве", о поэтической фантазии и т. п. Среди поэтов и религиозных деятелей также много людей с сильной функцией .

Итак, — логика, эмоция, сенсорика, интуиция. Конечно, любому человеку не худо бы владеть всеми указанными выше психическими способностями. В какой-то мере он ими действительно владеет. Но далеко не в одинаковой степени. Вот здесь-то и проявляются те самые механизмы ограничений, которым мы посвятили первую главу. И ограничения эти работают не случайным образом, а вполне закономерно. Например, экстраверт, который, как мы уже знаем, обращен непосредственно к объекту, очевидно, лучше актуализирует "черные" функции: , , , , а интроверт, который, с точки зрения соцноники, ориентирован на отношения и соотношения, в том числе и на отношение к себе, лучше осуществляет , , , . Пожалуйста, запомните это ограничение! Оно будет играть исключительно важную роль в определении соционического типа (об остальных ограничениях — речь впереди).

Чтобы суммировать значение соционических функций, представим их в следующей таблице:

Область информации Обозначение функции Описание функции
материя деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология
умозрительная структура, система, научные теории
энергия возбужденное состояние (настроение) и его внешние проявления
отношения между людьми, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти
прост- ранство позыв к активному действию, владение пространством, волевые
гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствия
время способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта
предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

Мы обозначили восемь основных соционических функций, по которым сознание человека связано с окружающим его миром. Каждая функция имеет в соционике, помимо графического, словесное обозначение:

— логика деловая;
— логика отношений;
— этика эмоций;
— этика отношений;
— сенсорика волевая;
— сенсорика ощущений;
— интуиция возможностей;
— интуиция времени.

Все эти обозначения, конечно, условны. "Этика" вовсе не означает здесь науку о морали и нравственности, а способность улавливать (или выражать) эмоции. "Сенсорика" — это не только сфера ощущений, но и психическая способность, позволяющая осуществлять экспансию во внешнем мире. "Логика деловая" — сфера конструктивного, рационального действия. С логикой как с наукой она никак не связана. Но зато "логика отношений", безусловно, царствует в области научных теорий, всякого рода абстракций и обобщений. Что касается "интуиции", то это понятие, пожалуй, наиболее адекватно своему общеупотребимому смыслу.

Иногда в соционической терминологии используют цвет соответствующего символа и тогда говорят: "черная интуиция", "белая логика" и т. д.

Соответствующим образом мы будем обозначать и психический тип человека, у которого преобладает та или иная функция. Человека, обращенного преимущественно к миру материальных объектов , объективных идей , назовем логиком; того, кто выражает себя в чувствах , воспринимает чьи-то симпатии и антипатии , назовем этиком. Человека, ориентированного на окружающее пространство, на овладение им или на ощущения назовем сенсориком, а того, кто способен улавливать потенциальные возможности объекта или хорошо прогнозирует события , — интуитом.

Еще раз следует подчеркнуть: все вышеописанные функции, конечно, опираются на психические процессы (поэтому мы и будем в дальнейшем продолжать называть их психическими), однако они имеют в виду, собственно, образ действий, связанный с передачей и приемом информации.

Такая трактовка юнговских функций вносит существенные коррективы в систематику Юнга (соционики, которые еще плохо отдают себе в этом отчет, неизбежно приходят к теоретической путанице). Юнговские функции можно связывать с соционическими только по признаку их общей смысловой концепции, но не буквально. Именно в этом контексте мы их здесь и сравниваем, отдавая себе каждый раз отчет в том, что Юнг не помышлял ни о "волевой сенсорике", ни о "деловой логике", ни об "этике отношений". Более того, сам механизм интроверсии-экстраверсии понимается в соционике скорее информативно, нежели психологически, и с идеями К. Юнга далеко не во всём согласуется. Вдумчивому читателю, которого интересует именно теоретическая часть соционики, мы рекомендуем всё время по ходу дальнейших наших рассуждений учитывать это обстоятельство.

Теперь обратимся к моделям, с помощью которых можно описать психику человека, руководствуясь указанными выше свойствами. В соционике используются две модели; обе они принадлежат А. Аугустинавичуте, но, поскольку первая из них наиболее близка к идеям Юнга, ее принято называть модель "Ю". Вторая (модель "А") — самая полная, в нее входят все 8 функций. На ней мы остановимся позднее, а сейчас рассмотрим первую модель.

МОДЕЛЬ Ю

Согласно этой модели, человеческая психика есть результат совместного действия четырех "каналов связи". Условимся именовать их по номерам по мере убывания силы действия: с самого сильного до самого слабого. Каждая из функций занимает "свой" канал, не повторяясь ни в одном из них.

I. Первый канал — самый мощный, в наибольшей мере определяющий психический тип человека. Если это экстраверт — канал занят "черной" функцией, если интроверт — "белой". Психическая функция Первого канала связи — именно та область, где индивид в наибольшей степени уверен в себе, легко ориентируется, спокойно переносит критику и шутки в свой адрес. По этому каналу человек получает наиболее полную и объективную информацию о мире. Его мысли, его действия и часто его профессия так или иначе зависят от вида функции, действующей в его Первом канале.

II. Второй канал называют "продуктивным", или "творческим". Это — доминантная сфера, область активного действия, направленного вовне. Творческие возможности человека всегда согласуются с функцией, действующей в этом канале: "черная" этика означает желание разделить с другим человеком его радость и горе, посочувствовать ему, вдохновить его, "белая" сенсорика стимулирует к созданию комфорта и уюта, "белая" логика увлекает на создание новой теории и т. д.

III. Третий канал: тут есть стремление (чаще всего неосуществимое) видеть себя в согласии с миром и с самим собой. Но этот канал (как и вообще любой управляющий канал) не обладает слишком сильной энергетикой, так что давление, оказываемое в этой области, человек воспринимает весьма болезненно. Психическая функция, размещенная здесь, оказывается в результате весьма уязвимой для постороннего "вторжения". Вот почему Третий информационный канал обозначают иногда как ТНС ("точка наименьшего сопротивления").

IV. Четвертый информационный канал называют обычно суггестивным, ибо по этому каналу человек в наибольшей степени внушаем. Психическая функция, здесь действующая, — самая слабая из четырех; человек весьма неуверенно по ней ориентируется, и коррекция ему, естественно, необходима. Однако на сознательном уровне он почти безразличен к информации в данной области и довольно слабо ее воспринимает.

Попытаемся теперь дать представление о том, как "работают" соционические функции в конкретных случаях. Рассмотрим модель "Ю" для двух психологических типов: оба они экстраверты, но один — сенсорно-этический, а другой — интуитивно-логический.

Канал связи № I.Сенсорно-этический экстраверт II. Интуитивно-логический экстраверт
I
II
III
IV

Первый (к этому психологическому типу принадлежит М. С. Горбачев) обладает лидерскими качествами, настойчивый в достижении цели, хорошо ориентируется в обстановке, быстро реагирует на ее изменение. (Это соответствует "черной сенсорике" в Первом, самом сильном канале). Любит вдохновлять окружающих на какие-то действия, вести их за собой, немедленно реагирует на перемену настроений в аудитории и успешно меняет эти настроения, легко манипулирует людьми. ("Белая" этика во Втором, творческом канале красноречиво свидетельствует об этом). Когда речь идет о реальной расстановке сил в объективной реальности — проявляет осторожность, не осмеливается на окончательное решение, выслушивает оппонентов и справа, и слева и, в итоге, отстает в принятии решений (тут сказывается местоположение "белой логики" : она действует в Третьем канале, направлена скорее на улаживание разногласий, чем на конкретное действие). Самым слабым качеством этого типа является плохая способность прогнозировать события ("белая" интуиция в последнем канале!)

Совершенно иначе устроена психика интуитивно-логического экстраверта (к этому психологическому типу принадлежал А. Д. Сахаров). Такой человек способен сразу оценить глубинную суть того или иного явления ("черная" интуиция — в самом сильном, Первом канале). Он представляет свое понимание в логической форме, строит целостную картину интересующего его явления (творческий канал действует через "белую" логику ). Однако во взаимодействии с людьми проявляет осторожность, плохо чувствует настроения, — вспомните многочисленные "захлопывания" Сахарова на съездах. Крайне вежлив, предупредителен, внимателен. Болезненно воспринимает некорректное к себе отношение (результат действия "белой" этики в Третьем канале). Наконец, слабая сенсорика У этого типа (Четвертый канал) может проявиться во внешней рассеянности, неумении подобрать себе подходящий костюм...

В дальнейшем для определения соционического типа мы будем пользоваться моделью "Ю" не только в силу ее относительной простоты, но, главным образом, потому, что самые существенные каналы связи (первые три) выявлены уже здесь. В общем виде эти модели для всех 16-ти психологических типов выглядят следующим образом:

ДонКихот интуитивно-логический экстраверт
Дюма сенсорно-этический интроверт
Гюго этико-сенсорный экстраверт
Робеспьер логико-интуитивный интроверт
Гамлет этико-интуитивный экстраверт
Горький логико-сенсорный интроверт
Жуков сенсорно-логический экстраверт
Есенин интуитивно-этический интроверт
Дж.Лондон Логико-интуитивный экстраверт
Драйзер этико-сенсорный интроверт
Наполеон сенсорно-этический экстраверт
Бальзак интуитивно-логический интроверт
Штирлиц логико-сенсорный экстраверт
Достоевский этико-интуитивный интроверт
Гексли интуитивно-этический экстраверт
Габен сенсорно-логический интроверт

Теперь, после того, как мы ознакомились с определением юнговских психических функций, мы владеем почти всеми основными понятиями. Но прежде, чем обратиться к соционическому типированию, то есть к основному рабочему методу новой науки, нам предстоит сделать еще один важный шаг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.