|
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ-ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Мы уже достаточно подробно говорили о психических (соционических) функциях. Присмотритесь внимательно к модели "Ю". Вы увидите, что распределение их по каналам у каждого из 16 типов не произвольно, а строго закономерно. Обратите внимание на каналы I и IV, и затем — на II и III. Вы увидите там либо пару "этика-логика", либо "сенсорика-интуиция". Получается, что в двух самых мощных каналах, I и II, располагаются "представители" обеих пар: например, логика и сенсорика, этика и интуиция, сенсорика и этика и т. д. Чем это обусловлено? Нет ли между функциями какой-нибудь внутренней связи? Не следует ли приписать каждой из них еще какую-то очень важную характеристику?
Мы уже отмечали, что между степенью действия каждой "родственной" пары психических функций существует следующая зависимость: сильная логика предполагает слабую эмоциональность и наоборот, и то же самое справедливо для интуиции и сенсорики. Этот эмпирический факт говорит прежде всего о том, что в каждой паре между двумя функциями существует глубинная, органическая взаимосвязь. Она легко объяснима, если вспомнить, что тесная связь существует и между физическими категориями: материя-энергия, пространство-время.
Из общей теории относительности известно, что время и пространство — части единого целого. Следовательно, их восприятие в сознании человека должно определяться неким однотипным механизмом, хотя у разных людей ориентация может быть различна: одни лучше воспринимают пространство ( , ), другие — время ( , ).
Выводом теории относительности является также связь массы и энергии, что выражается знаменитой формулой Эйнштейна Е == mc2 где m - масса покоя и с — скорость света. Соответственно восприятие мира материальных объектов и энергии также должно быть обусловлено каким-то единым механизмом, однако одними лучше воспринимается энергия ( , ), а другими — объекты( , ).
Напрашивается вывод, что сознание человека, охватывающее весь ощутимый физический мир, можно "поделить" на две области восприятия: логико-эмоциональную и сенсорно-интуитивную (что соответствует восприятию материи-энергии и пространства-времени). Человеческая психика может быть преимущественно ориентирована только на одну из этих областей — это установил опять-таки К. Г. Юнг. Стало быть, логико-эмоциональное и сенсорно-интуитивное восприятие составляют еще одну альтернативную пару признаков: ярко выраженным может быть либо то, либо другое.
Нетрудно понять, что сенсорики и интуиты руководствуются в своих поступках непосредственным контактом с внешним миром, в то время как логики и этики отстранены от этой непосредственности. Функции логики и этики являются в этом смысле признаком особого, несколько "дистанцированного" отношения к объектам внешнего мира, в связи с чем представителей этого типа Юнг назвал рациональными, а людей с преобладающей сферой сенсорики и интуиции — иррациональными.
Почти все действия "иррационального" типа основаны на абсолютной силе восприятия и, следовательно, в высокой степени эмпиричны. "Рациональный" же тип сознательно ограничивает влияние тех психических функций, которые определяют непосредственное восприятие происходящего. Для него суждение всегда важнее, нежели ощущение.
Теперь мы попытаемся дать сводный перечень поведенческих особенностей обоих типов. Постарайтесь определить, к какому типу Вы ближе, — к "рациональному" или "иррациональному"?
Иррациональный:
— действует импульсивно, применяясь к ситуации; — может начать сразу много дел, с трудом заканчивает их или не заканчивает вовсе; — предпочитает быть свободным от обязательств и делает то, что предложит случай; — любопытен, любит новый взгляд на вещи; — работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин; — часто действует без подготовки, рассчитывая на везение.
Рациональный:
— понятия должны быть разложены по полочкам, нерешенные вопросы ему мешают; — склонен планировать работу и выполнять ее до конца; — стремится к точности в делах; — работоспособность, как правило, стабильна; — решения принимает взвешенно и не любит их менять; — легко придерживается установленных правил дисциплины и порядка.
Нелишне будет добавить к этому (правда, с оговорками) и чисто внешние признаки. А. Аугустинавичуте отмечает, что, согласно ее исследованиям, 80% людей, отнесенных к рациональному типу, отмечали у себя признаки "леворукости". Далее, она предполагает, что рациональность-иррациональность, так же, как и экстраверсия-интроверсия, являются результатом доминирования одного из полушарий головного мозга, причем это доминирование каким-то образом связано с двигательными реакциями. У "рациональных", например, толчковой ногой чаще всего бывает левая и жестикулируют они охотнее всего левой рукой. И если они складывают кисти рук замком, то сверху непременно оказывается большой палец левой руки. Многие из них помнят, что в детстве их специально приучали действовать правой рукой там, где они норовили пользоваться левой.
Об "иррациональных" можно сказать обратное: они уверенно праворукие, толчковая нога — правая, жестикулируют правой рукой. Но, как бы это ни было интересно само по себе, такими признаками для определения рациональности-иррациональности можно пользоваться только как ориентирами, не возводя их в абсолют, ибо здесь еще много неясностей.
И еще одно любопытное наблюдение: по нашим данным рациональные типы чаще пользуются аудиальной и визуальной репрезентативными системами, ставя кинестетическую на последнее место, а иррациональные — меньше пользуются аудиальной, а больше — кинестетической и визуальной репрезентативными системами. Но здесь необходимы еще уточнения.
Итак, мы определили последнюю альтернативную пару психических характеристик, необходимых для типирования по методу соционики. Полный набор этих характеристик будет следующий:
1) экстраверты-интроверты, 2) рациональные-иррациональные, 3) логики-этики, 4) сенсорики-интуиты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|