|
Тема 17. Духовная сфера жизни общества. Ценности и их роль в жизни общества
Основные понятия:общественное сознание, религия, культура, этика, материальные ценности, духовные ценности, эстетика.
Соотношение понятий «духовная жизнь общества» и «общественное сознание». Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания. Политическое сознание. Правосознание и его культура. Специфика религиозного сознания. Религия и свободомыслие в духовной культуре. Эстетическое сознание и философия искусства.
Философия ценности. Проблема ценности в истории философии. Ценности как социальное явление, их место и роль в жизни общества. Классификация ценностей (по предмету: материальные и духовные; по субъекту - индивидуальные, групповые, общечеловеческие). Социальная обусловленность ценностных ориентаций. Проблема формирования ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания.
Тема 18. Философские проблемы культуры
Основные понятия:культурно-исторический тип, цивилизация, формация, архетип.
Культура как предмет философского анализа. Определение понятия «культура». Антропологический, социологический и философский подход. Многообразие и единство культур. Проблема типологии культур: О. Шпенглер, Тойнби, Н.Я. Данилевский, П. Сорокин.
Культура и цивилизация, соотношение этих феноменов. Роль понятий «культура» и «цивилизация» в познании общества.
Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
Общество и культура. Внешняя и внутренняя детерминация культуры. Социальные функции культуры. Культура и научно-технический прогресс. Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
3.5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины
№
п.
п
| Тема лекции
| Выходные данные учебного пособия
| Ссылка на страницы учебного пособия
| 1.
| Философия, ее проблемы и роль в обществе
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
Философия как историческая форма мировоззрения и как наука. Предмет и функции философии: Учебное пособие / сост. А.А. Краузе; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008.
| 5-11
3-24
| 2.
| Возникновение философии. Античная философия.
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 11-24
| 3.
| Философия средневековья
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 24-34
| 4.
| Философия эпохи Возрождения.
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 34-47
| 5.
| Наука и философия нового времени.
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 47-55
| 6.
| Немецкая классическая философия.
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 55-64
| 7.
| Русская философия XIX- ХХ вв.
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 64-75
| 8.
| Возникновение и сущность марксистской философии.
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 75-81
| 9.
| Главные направления современной западной философской мысли
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 81-92
| 10.
| Философское понимание мира: бытие, материя как исходная категория философского осмысления мира
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007
| 92-98
5-39
| 11.
| Диалектика и ее альтернативы
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007
| 98-113
57-71
| 12.
| Сознание и материя
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007
| 113-117
39-57
| 13.
| Теория и познание
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007
| 117-130
71-85
| 14.
| Методы и формы научного познания
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007
| 130-142
85-97
| 15.
| Человек и смысл его существования
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 142-149
| 16.
| Общество
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 149-156
| 17.
| Гражданское общество и государство
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 156-162
| 18.
| Человек в системе социальных связей
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 162-167
| 19.
| Человек и исторический процесс: личность и массы. Свобода и необходимость
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 167-172
| 20.
| Культура как философская проблема
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 172-177
| 21.
| Проблема ценностей. Нравственные и эстетические ценности
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 177-184
| 22.
| Человек и природа
| Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.
| 184-192
|
Содержание семинарских и практических занятий
ТЕМА 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, бытие, сознание, материализм, идеализм объективный, идеализм субъективный, монизм, дуализм, пантеизм, деизм, агностицизм, диалектика, метафизика, догматизм, скептицизм, софистика, эклектика, гносеологические и социальные корни идеализма и религии.
Вопросы для обсуждения
1. Мировоззрение, его исторические типы и значение в жизни человека и общества.
2. Основной вопрос философии.
3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
4. Социальные функции философии. Философия и наука. Философия и религия.
Базовый учебник
Философия: учеб. для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрист, 2007. - 506 с
Список источников и литературы
1. Буянов В.С. Научное мировоззрение / В.С. Буянов // Вопросы философии. -1991. - № 12.
2. Мамардашвили М.С. Как я понимаю философию / М.С. Мамардашвили. - М., 1980.
3. Соколов В.В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. -1990. - №8.
4. Топоров В.Н. Первобытное представление о мире / В.Н. Топоров. - М., 1994.
5. Хайдеггер М. Что такое философия / М. Хайдеггер // Вопросы философии. -1993. - № 8.
6. Энгельс Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. - Т.20.
ТЕМА 2. Античная философия
Понятия: космос, природа, эйдос, душа.
Вопросы для обсуждения
Натуралистический период
1. Проблема первоначала в милетской школе.
2. Гераклит: учение о противоположностях и становлении.
3. Элеатская школа: Апории Зенона и их философский смысл.
4. Атомизм Демокрита.
Век «классической философии»
1. Метод Сократа (диалектика, майевтика, ирония). Нравственные аспекты сократовского учения.
2. Философия Платона. Проблема эйдосов - идей. Учение о государстве.
3. Аристотель о материи и форме. О видах причин. Об Уме - Перводвигателе. Социальная философия Аристотеля.
Базовый учебник
Философия: учеб. для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрист, 2007. - 506 с
Список источников литературы
1. Аристотель. Метафизика. Категории. Соч.: в 4 т. / Аристотель. - М., 1978-1984.
2. Материалисты Древней Греции. - М., 1957.
3. Платон. Федр, Государство, Тимей. Соч.: в 4 т. / Платон. - М., 1990-1995 .
4. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М., 1995.
5. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. - М., 1994.
6. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу / Ф.Х. Кессиди. - М.,1972.
7. Лосев А.Ф. Словарь античной философии / А.Ф. Лосев.- М.,1998.
8. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус.- М., 1975.
9. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери.- СПб., 1994. - Т.1.
Темы докладов:
1. Философия эпикуризма
2. Философия кинизма
3. Философия стоицизма
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|