Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения





Основные понятия: эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, субстанция, атрибуты, модусы, монады, пантеизм.

Задачи науки и философии XVII в. Проблема метода. Сенсуализм, эмпиризм , рационализм. Критика Ф.Бэкона (1561-1626 гг.) схоластической учености. Задача «Великого восстановления наук». Учение Бэкона о противоречиях в деятельности человеческого ума и о «призраках». Основные принципы индуктивного метода. Общественный идеал Бэкона в его сочинении «Новая Атлантида».

Критика схоластики Р. Декартом (1596-1650 гг.) и определение им новых задач философии. Его учение о сомнении. Проблема достоверности знания у Декарта и ее идеалистическое решение. Основные правила рационалистического метода Декарта.

Социологическая концепция Т. Гоббса (1588-1679 гг.). Его учение о «естественном праве» и гражданском» состояниях. Теория «общественного договора». Политические взгляды Д. Локка (1632-1704 гг.) и его учение о происхождении государства.

Материалистический монизм Б. Спинозы (1632-1677 гг.). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Метафизический характер спинозовского понимания природы и элементы диалектики в нем. Проблема взаимоотношения субстанции и модусов.



Учение Г. Лейбницы (1646-1716 гг.) о монадах, динамической картине мира, об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии.

Социально-экономические предпосылки идеологии французского Просвещения XVIII в.

Мировоззрение французских материалистов. Материализм и антиклерикализм Ф.Вольтера (1694-1778), Ж-Ж. Руссо (1712-1778), Д.Дидро (1713-1784), Ж.Ламетри (1709-1751), К.Гельвеция (1715-1771), П.Гольбаха.

Тема 5. Немецкая классическая философия

Основные понятия:априорные формы, явление, «вещь в себе», антропологический материализм, агностицизм, диалектика, объективный идеализм.

Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. И.Кант (1724-1804). Критическая философия. Агностицизм и субъективизм философии Канта. Понятие «феномена» и «ноумена». Явление и «вещь в себе», отношение чувственных восприятий к объективной реальности. Учение о трансцендентальном знании и об априорности формы знания. Категории рассудка. Разум и рассудок. Три идеи трансцендентальной диалектики. Этика категорического императива И.Канта.



Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.): структура философской системы, ее основные разделы. Тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы. «Наука логики» Гегеля: о тождестве диалектики, логики и теории познания, о соотношении абстрактного и конкретного, логического и исторического, теории и практики. Отрицание Гегелем диалектики развития материальных процессов. Гегелевское понимание соотношения теории и метода. Противоречия между системой и методом в философии Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1872 гг.) и его источники. Критика философии Г.Гегеля. Учение о природе и человеке. Проблема генезиса и сущности религии.

Тема 6. Постклассическая философия

Основные понятия: позитивизм, материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, отчуждение, волюнтаризм, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, биологизаторство.

Позитивизм XIX века Огюста Конта (1798-1857 гг.). Его понятие метафизики и отношение к традиционным философским учениям. Учение Конта о трех стадиях общественного и индивидуального развития. Органическая теория общества Г. Спенсера (1820-1903 гг.).

Исторические условия формирования взглядов К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельса (1820-1895 гг.). Отчуждение и идеал «универсального человека». Концепция социально-исторической практики. Материалистическое понимание истории.

Иррационалистические программы в западноевропейской философии XIX в. А. Шопенгауэр (1813-1855 гг.) Мир как «воля и представление». Всеобщий и универсальный характер воли. Субъект, объект. Воля как сущность мира. Объективации воли. Человек и мир явлений. Трагичность человеческого существования перед лицом мировой воли.



Мир как жизнь. Ф.Ницше (1844-1900 гг.). Два начала бытия и культуры. Поиски синтеза аполлонизма и дионисийства. Ф. Ницше об усовершенствовании человеческой природы. Учение о воле к власти.

Тема 7. Русская философия

Основные понятия:община, соборность, космизм, ноосфера, биосфера, анархизм, социализм, метафизика, всеединство.

Основные направления русской философии XIX-XX вв. Типологические характеристики русской философии. Практико-нравственная ориентация русской философии. Философское учение славянофилов: И.В. Киреевского (1806-1856 гг.), А.С. Хомякова (1804-1860 гг.), К.С. Аксакова (1817-1860 гг.), Ю.Ф. Самарина (1819-1876 гг.). Философское учение западников: Н.В. Станкевича (1813-1840 гг.), В.Г.Белинского (1811-1848гг.), А.И.Герцена (1812-1870), П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Историософия П.Я. Чаадаева. Идейная полемика 40-х гг. XIX в. О путях развития России. Анархизм М. Бакунина (1814-1876 гг.).

Русская религиозно-философская мысль конца XIX - нач. XX вв. В.С.Соловьев (1853-1900), Н.А.Бердяев (1874-1948 гг.), С.Н.Булгаков (1871-1944 гг.), П.А.Флоренский (1882-1946 гг.) и др. Смысл философии всеединства. Идея «богочеловеческого процесса».

Философия русского космизма. Основные направления русского космизма: естественнонаучное - М.А.Умов, К.Э.Циолковский (1857-1935 гг.), В.И.Вернадский (-1945гг.), Н.Г. Холодный, А.А. Чижевский; религиозный - Н.Ф.Федоров (1828-1903 гг.). Русский космизм как учение о неразрывном единстве человека и космоса. Задача «возвращения жизни в космос». Душа и космос.

Тема 8. Западная философия в XX веке

Основные понятия:экзистенция, сублимация, либидо, сциентизм, антисциентизм, абсурд, бытие, сущность, существование, свобода, парадигма, эпистема, структурализм, герменевтика, персонализм, научная революция.

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в., их отражение в философской мысли.

Религиозная философия XX в. Неотомизм: синтез веры и разума. Религиозная философская система П.Тейяра де Шардена (1870 – 1955 гг.).

Персонализм Э. Мунье. Личность как онтологическая категория. Идея «целостного человека». Категория «коммуникации».

Отношение к разуму и науке в философии XX в. Рационализм и иррационализм. Учение о бессознательном З.Фрейда (1856 – 1939 гг.). Учение К.Юнга (1875 – 1961 гг.) о коллективном бессознательном и его роль в объяснении социальных феноменов XX в. Понятие архетипа. Основные положения индивидуальной психологии А.Адлера (1856 – 1939 гг.), учение о комплексе власти. Анализ социально-психологических механизмов «бегства от свободы Э. Фроммом (1900 – 1980 гг.).

Феноменология и ее влияние на философию XX века.

Экзистенциализм. Социальное бытие человека. М. Хайдеггер (1880-1979 гг). Различение подлинного и неподлинного существования. Проблема смысла бытия. Расширение поля философской рефлексии: страх, забота, вера, надежда, сподручность, «бытие-в- мире» как философские категории. Философско-историческая концепция К. Ясперса (1883-1969 гг.). Человек в историческом мире: «экзистенция» (сфера свободной воли), «ориентация в мире», «метафизика». Концепция «осевого времени». Проблема свободы в экзистенциализме. Ж.-П. Сартр (1905-1980 гг.) о человеческой реальности: «бытие-в себе», бытие-для-себя», «бытие-для-другого». Свобода и моральный выбор. Философия абсурда А. Камю (1913 – 1960 гг.). Поиск свободы в несвободном и абсурдном мире.

Философский анализ естественнонаучного знания (постпозитивизм). Теория роста научного знания К. Поппера (1902 - 1994 гг.). Принцип фальсификации. Теория «открытого общества». Концепция научной революции Т. Куна (1927-1996 гг.).

Аналитическая философия Л.Витгенштейна (1989-1951 гг.).

Философская герменевтика. Герменевтика как универсальная методология исторического познания. Х.-Г. Гадамер (1900 – 2002 гг.). Условия возможности понимания. Структура герменевтического опыта. Историческое понимание.

Структурализм. Методологическая программа исследования культуры К. Леви-Строса (1908 2009 гг.). Структуралистическая концепция истории науки М. Фуко (1926-1984 гг.). Структурализм в психологии. Ж. Лакан (1901 – 1981 гг.).

Философия постмодерна: Ж.Деррида (1930 г.), Ж.Ф.Лиотар (1924 г.).

Раздел 3. Философия Бытия

Тема 9. Диалектика

Основные понятия:диалектика, метафизика, связь, развитие, закон, принцип, категория.

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Понятие связи и развития. Виды связей и их выражение в категориях. Универсальные связи и их выражение в категориях: единичное, особенное и общее, сущность и явление. Связи детерминации и их выражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Концепция детерминизма. Структурные связи и их выражение в категориях: часть и целое, содержание и форма, элемент, структура и система.

Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия. Относительность единства, абсолютность борьбы противоположностей. Роль противоречий в развитии. Основные типы противоречий. Диалектика современного мирового развития. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Понятие качества, свойства, количества, меры. Скачки. Многообразие форм скачка в природе и обществе.Сущность закона отрицания отрицания и формы его проявления. Диалектическое «отрицание». Преемственность в развитии. Цикличность и поступательность изменений.

Понятие развития. Развитие и прогресс. Критерии прогресса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.