Сделай Сам Свою Работу на 5

Совокупный спрос и совокупное предложение





Макроэкономика имеет дело с совокупными, агрегированными показателями. Здесь не множество, а один совокупный производитель, один совокупный потребитель, один национальный рынок (а не отдельные рынки товаров, услуг и факторов производства).

Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштаб всего национального хозяйства. Это спрос всех домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, всех фирм на инвестиционные товары и услуги, всего государства на приобретаемые им товары и услуги, а также весь спрос из-за границы на товары, услуги и экономические факторы данной страны.

Предложение также выступает как предложение экономических факторов со стороны всех домашних хозяйств, как предложение товаров и услуг со стороны всех фирм, товаров и услуг со стороны всего государства, а также как все использованное страной предложение товаров, услуг и экономических факторов из-за границы.

Итак, совокупный спрос - это спрос на тот общий объем товара услуг и экономических факторов, который может быть предъявлен при данном уровне цен, а совокупное предложение – общее количество товаров, услуг и экономических факторов, которое может быть произведено и предложено при данном уровне цен.



Выводы

1. Экономическое равновесие - это такое состояние экономики, при котором произведенная продукция реализована, а спрос удовлетворен. Имеющиеся рабочая сила и производственные мощности используются полностью, нарушаемые пропорции постоянно восстанавливаются.

2. Экономическое равновесие представляет собой гармоничное сочетание товарных и денежных потоков, взаимосвязанных процессов и компонентов отраслей, сфер, регионов) национальной экономики. Оно означает согласование доходов и расходов, цен и объемов производства, импорта и экспорта, рынков потребительских и инвестиционных товаров. Согласованное развитие всех рынков: товаров и услуг, рабочей силы, денег, капиталов, ценных бумаг.

3. Теорию макроэкономического равновесия разработал Л. Вальрас, утверждавший, что всякое рыночное хозяйство стремится к равновесию в виде тенденции. Основным инструментом реализации взаимозависимости и достижения взаимосогласованных пропорций является обмен. Экономическое равновесие - одно из исходных, основополагающих положений теории неоклассиков, разработавших модель AD-AS.



4. Дж. М. Кейнс ввел в практику функциональный анализ макропоказателей, показал ограниченность неоклассической теории общего равновесия. Модели Кейнса и его последователей помогают уяснить взаимосвязанность основных макропоказателей, представить картину общего рыночного равновесия в динамике.

5. В отличие от монетарной концепции, согласно которой равновесие в экономике устанавливается автоматически, кейнсианцы исходят из того, что для достижения соответствия между основными параметрами рынка необходимо участие внешних факторов, вмешательство государства. Дж. Хикс, Э. Хансен и другие теоретики сформулировали условия равновесия, конкретизировали методы достижения равновесности в экономике.

 

 

Совокупный спрос. Совокупный спрос включает:
1) спрос населения на товары и услуги (потребительские расходы);
2) спрос предпринимателей на средства производства (инвестиционные расходы);
3) закупки государством товаров и услуг (государственные расходы);
4) расходы на «чистый» экспорт (разница между экспортом и импортом. Речь идет о разности между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).
На совокупный спрос действуют те же законы, которые определяют спрос на отдельный товар. На него влияет в первую очередь реальный объем производства и уровень цен.
Как видно из рис. 18.1, кривая спроса AD имеет такую же форму, что и кривая индивидуального спроса. Однако по содержанию как само понятие совокупного спроса, так и зависимость между совокупным спросом и уровнем цен существенно отличаются от микроэкономического понятия спрос. В микроэкономике речь идет о индивидуальном спросе, т.е. зависимости между ценой отдельного товара и его количеством. В макроэкономике говорят о совокупном спросе, т.е. зависимости между уровнем цен и объемом национального производства.
Нужно отметить, что при прочих равных условиях зависимость между реальным объемом производства, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен будет обратной. Чем ниже общий уровень цен, тем больший объем произведенных товаров и услуг будет куплен как внутри страны, так и за границей. Наоборот, с повышением уровня цен совокупная потребность в товарах уменьшится. Эта зависимость объясняется следующими факторами: эффектом процентной ставки; эффектом богатства (реальных кассовых остатков); эффектом импортных закупок (см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т.1. С. 176-177).
Далее следует указать, что на совокупный спрос влияют и неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос. К неценовым факторам относят:
а) изменения потребительских расходов. Они зависят от изменения доходов или благосостояния потребителя, ожиданий потребителя, изменения налоговых ставок, задолженности потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, он готов увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса;
б) изменения инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства. Они зависят от внедрения новых технологий (новые технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов), от величины налогов с предприятий, ожидаемых прибылей от инвестиций, процентных ставок, избыточных мощностей ^Увеличение избыточных мощностей уменьшает совокупный спрос);
в) изменения государственных расходов. Их увеличе ние ведет к возрастанию совокупного спроса;
г) изменения в расходах на чистый экспорт. Речь идет о национальном доходе в зарубежных странах, что уве личивает спрос на товары в другой стране, о валютных курсах. Если курс на собственную валюту возрастает, то можно закупать больше товаров.
Некоторые экономисты считают, что на уровень совокупного спроса оказывает воздействие только два основных фактора:
1) скорость продаж конечных товаров, т.е. число полных оборотов денег за фиксированный промежуток времени;
2) предложение денег.
Одно из фундаментальных положений, по их мнению, состоит в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени должна равняться произведению предложения денег на число оборотов этих денег между всеми секторами экономики за выделенный период. Число оборотов денег обозначается буквой V, предложение денег — MS. Если V = 5 оборотам в год, MS = 200 млрд долларов, то стоимостная величина всех продаж будет 1 трлн долларов.
Все перечисленные изменения совокупного спроса не связаны с уровнем установившейся цены, они имеют место при вполне определенной фиксированной цене и поэтому носят неценовой характер (см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т.1. С. 176-180).
2. Совокупное предложение.
Совокупное предложение представляет собой определенное количество товаров и услуг, предъявленных к продаже предпринимательским и государственным секторами; совокупное предложение — уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
Производя товары, любая экономическая система стремится к достижению максимального объема их выпуска, т.е. совокупное предложение стремится к достижению потенциального объема производства. Насколько это будет достигнуто, зависит от ряда факторов. К ним относятся: 1) количество используемого труда; 2) качество используемого труда; 3) капитальные блага; 4) ресурсы; 5) технология; 6) издержки и т.д.
Совокупное предложение в первую очередь зависит от объема производства, затем - от уровня цен. Цены дол-ясны обеспечить предприятиям покрытие своих затрат и получение прибыли при увеличении национального объема производства. Более высокие цены создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие цены вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой или положительной.
Принято считать, что кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикаль-н°го. Горизонтальный отрезок (KL) отражает ситуацию, Когда при некотором уровне цен объем производства мо-^ет быть увеличен при неизменных ценах. Такое возможно, если в экономике имеются незанятые ресурсы вовлечение которых в производство не вызовет роста цен на них. Вертикальный отрезок кривой совокупного пред. ложения (тп) отражает состояние экономики, когда до-стигнут потенциально возможный уровень производства при полном использовании ресурсов, так что повышение цен не приведет к приросту совокупного предложения. Отрезок (Lm) характеризует промежуточную ситуацию: в некоторых отраслях уже достигнута полная занятость ресурсов, а в других еще существуют возможности расширения производства. Горизонтальный отрезок называют кейнсианским. Он характеризует экономику, находящуюся в состоянии спада или депрессии; промежуточный называют восходящим, здесь увеличение объема производства сопровождается ростом цен; вертикальный отрезок называют классическим, он соответствует потенциальному объему производства, который достигается при полном и эффективном использовании всех ресурсов.
На совокупное предложение влияют и неценовые факторы, К главным неценовым факторам совокупного предложения относятся производительность, цены на ресурсы, установленные правовые нормы.
Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства. А увеличение национального производства, объема производства продукции ведет к увеличению совокупного предложения.
При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения.
Изменения правовых норм, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и влиять на совокупное предложение. Есть две категории таких изменений: 1) изменение налогов и субсидий; 2) государственное регулирование-
3. Макроэкономическое равновесие и его основные признаки.
Макроэкономическое равновесие - состояние национальной экономики, когда совокупный спрос и совокупное предложение совпадают. Это идеальное, но практически не достижимое состояние рыночной экономики.
Состояние равновесия достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Оно означает, что при данном уровне цен (Pi) весь произведенный национальный продукт (Qi) будет реализован.
При данном совокупном предложении смещение кри-вой совокупного спроса вправо на кейнсианском отрезке Увеличивает реальный объем национального производст-Ва и занятость, но не изменяет уровня цен; на промежуточном отрезке увеличивает и реальный объем национального производства, и уровень цен; на классическом отрезке увеличивает уровень цен, но не изменяет реальный объем национального производства.
При рассмотрении равновесия совокупного спроса и совокупного предложения следует учесть эффект храповика, основанный на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются.
Храповик — это механизм или устройство, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад.
Макроэкономическому равновесию присущи следующие признаки:
1) соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей;
2) полное использование всех экономических ресурсов общества: труда, земли, капитала и т.д.;
3) приведение общей структуры производства в соответствие со структурой потребления;
4) равновесие спроса и предложения на всех основных рынках на микроуровне;
5) свободная конкуренция, равенство всех покупателей на рынке, неизменность экономических ситуаций;
6) непрерывное развитие экономики.
И в заключение нужно отметить, что модель совокупного спроса и совокупного предложения является трамплином для более детального и всестороннего анализа макроэкономических проблем (см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т.1. С. 186-190).
4. Потребление и совокупное сбережение, их функции.
Люди не могут существовать, не потребляя. Потребление составляет жизненную основу существования общества. Именно в целях потребления общество организует производство материальных благ. При этом, чем выше уровень развития общества, тем больше материальных благ и услуг поступает в потребление населения, повышается качество и уровень жизни.
В экономической теории потребление рассматривается в виде тех денежных расходов, которые население тратит на приобретение товаров и услуг. Уровень потребления в первую очередь зависит от дохода, получаемого населением. Последний определяет спрос населения на товары и услуги. Расходы на потребление у семей с разным доходом различны не только по величине, но и по структуре. В семьях с низким доходом большую его часть направляют на питание и одежду. В рационе их питания преобладают дешевые продукты. С ростом доходов затраты на питание увеличиваются, хотя их удельный вес в общих затратах падает. В семьях с большим доходом расходы на питание тоже увеличиваются, но происходит это за счет приобретения более дорогих, качественных, высококалорийных и ценных продуктов. Одновременно в таких семьях больше покупают непродовольственные товары длительного пользования и предметы роскоши. Все это свидетельствует о том, что нельзя свести национальную модель потребления к простой сумме потребления отдельных семей и социальных групп. Вот почему еще в XIX в. статистики отказались от чисто количественных моделей потребления и стали исследовать качественные модели. В экономической литературе их принято называть качественными моделями, или законами Э.Энгеля (немецкий статистик XIX в.). Э Энгель исследовал разнообразие поведения семей в использовании своего бюджета, в особенности потребительских расходов в связи с изменением доходов.
Функция потребления характеризует связь между располагаемым доходом и потреблением в процессе их изменения. Различают:
1) функцию потребления в краткосрочном периоде;
2) функцию потребления в долгосрочном периоде;
3) функцию потребления с учетом разных доходов населения (подоходная функция потребления).
Функция потребления в краткосрочном периоде и подоходная функция характеризуются не столь тесной Связью между текущим располагаемым доходом потребителя и потреблением, как в долгосрочном периоде. Потребитель по мере роста располагаемого дохода не тратит всю полученную сумму, а оставляет часть на сбереэке ния.
Сбережения можно определить как ту часть дохода, которая не идет на потребление. Связь между потреблением и сбережением можно выразить следующим образом:
Доход = Сбережения + Потребление. Потребление = Доход - Сбережения. Сбережения = Доход — Потребление.
Сбережения и потребление составляют в совокупности располагаемый доход. Естественно, величина сбережений зависит, как и величина потребления, от величины дохода. Однако между потреблением и сбережением существует качественное различие: потребление ориентировано на удовлетворение текущих нужд или потребностей населения, а сбережение — на то, чтобы за счет сокращения текущего потребления увеличить потребление в будущем. Сбережения — вклады населения; накопления осуществляемые отдельными гражданами, семьями. Сбережения имеют следующие формы: накопление наличных денег; вклады в банки; приобретение облигаций займов, сертификатов, акций, страховых полисов. Причины сбережения: покупка товаров длительного пользования; накопление денег для обеспечения прежнего уровня жизни после выхода на пенсию и т.д. Сбережения в бедных семьях составляют совершенно незначительную сумму. Они характерны для семей, доходы которых превышают средний уровень. В семьях с большим доходом их доля выше.
Функция сбережения выражает зависимость сбережений от располагаемого дохода населения в процессе их изменения. Здесь аргументом, или независимой переменной, также является доход, но функцией служат уже сбережения.
О взаимосвязи между потреблением и сбережением, содержании этих понятий и их функций см.: Руза-вин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М.» 1994. С.167-171.
Важное значение в экономической теории имеет раскрытие содержания понятий средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению (см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т.1. С. 206-208). Выраженная в процентах доля любого данного общего дохода, которая идет на потребление, называется средней склонностью к потреблению (АРС), а та доля общего дохода, которая идет на сбережения, называется средней склонностью к сбережению (APS), т.е.:
_ Потребление и дрд _ Сбережения Доход Доход
Тенденция в изменении величины потребления населения по мере роста доходов характеризуется понятием предельная склонность к потреблению (МРС). Она показывает, какая часть дополнительного дохода уходит на увеличение потребления. То, что домохозяйства потребляют определенную долю данного общего дохода после уплаты налогов, еще не гарантирует, что они будут потреблять ту же самую долю при изменении величины дохода. Доля дохода, или часть прироста (сокращения), которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению.
Изменения в потреблении
МРС =---.
Изменения в доходе
Предельная склонность к сбережению (MPS) — это отношение любого изменения в сбережении к тому изменению в доходе, которое его вызвало:
MPS _ Изменения в сбережении Изменения в доходе
Предельная склонность к сбережению показывает, какую часть дополнительного дохода население использует на дополнительное сбережение при изменении величины дохода.
Средняя склонность к потреблению и сбережению характеризует часть, или долю, любого уровня общего дохода, который потребляется или сберегается. Предельная склонность к потреблению или сбережению характеризует часть, или долю, любого изменения в общем доходе, который потребляется или сберегается. Сумма МРС и MPS для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна быть равна 1 (МРС + MPS = 1).
Как мы отметили, основным фактором, влияющим на уровни потребления и сбережения, является доход. По мере роста дохода увеличиваются и потребление, и сбережения, но при этом предельная склонность к потреблению имеет тенденцию к снижению, а предельная склонность к сбережениям — тенденцию к росту. Если есть сбережения, то можно потреблять, не влезая в долги. Такую ситуацию называют эффектом сбережения.
Помимо дохода, на потребление и сбережения влияют и другие факторы. К ним относятся:
1) богатство (недвижимое имущество и финансовые средства, которыми обладают домохозяйства). Чем больше накопленное богатство домохозяйства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода;
2) уровень цен. Цены по-разному влияют на потребление и сбережения в зависимости от групп населения с различными доходами;
3) ожидания. Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием товаров, могут оказать существенное воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению текущих расходов и снижению сбережений. Ожидаемое падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущения того, что товары будут в изобилии могут побудить потребителей к сокращению потребления и увеличению сбережений;
4) потребительская задолженность. Она вызывает у яомохозяйств желание направлять текущий доход либо на потребление, либо на сбережение. Если задолженность высока, то потребители вынуждены сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность. Если задолженность низка, то уровень сбережений домохо-зяйств возрастает, что приведет к возрастанию потребительской задолженности;
5) налогообложение. Рост налогов сокращает потребление и сбережения. Наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться и частично идти на сбережения домохозяйств;
6) отчисления на социальное страхование. Рост отчислений может вызвать сокращение сбережений;
7) ажиотажный спрос. Этот фактор может способствовать резкому росту потребления;
8) рост предложения товаров на рынке. Он способствует сокращению сбережений.
5. Модели макроэкономического равновесия.
Когда совокупный спрос совпадает с совокупным предложением, то имеет место статичное рыночное равновесие. Но это идеальное, практически не достижимое состояние рыночной экономики. На самом деле рыночная экономика находится в постоянном движении, что вызывает нарушение равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Поэтому рыночному равновесию присуща динамическая модель. Суть ее состоит в постоянном изменении рыночного равновесия под влиянием факторов, воздействующих на совокупный спрос и совокупное предложение.
Динамические модели были представлены в XIX в. известными теоретиками Л.Вальрасом и А.Маршаллом.
Поиск рыночного равновесия в модели Вальраса начинается с анализа дефицита. Производители ограничивают производство, покупатели предъявляют спрос. Возникает избыточный спрос или дефицит. Потребители начинают конкурировать. Это приводит к повышению
цены. Стимулируется производство, исчезает дефицит Эта модель больше подходит для характеристики процесса установления равновесия в коротком периоде.
Для анализа процесса достижения равновесия в длительном периоде лучше использовать модель Маршалла. В этом периоде объем предложения в состоянии реагировать на высокую рыночную цену спроса. По существу здесь также анализируется состояние дефицита товаров.
Далее следует рассмотреть классическую, кейнсиан-скую и монетаристскую модели равновесия спроса и предложения.
Классическая модель исходит из утверждения, что в рыночной экономике существуют механизмы, приводящие ее в состояние оптимального равновесия, т.е. в состояние, когда отсутствуют вынужденная безработица и инфляция. В соответствии с этим утверждением, во-первых, маловероятна ситуация, когда совокупных расходов оказывается недостаточно для закупки объемов продукции, произведенных при полном использовании всех производственных факторов, в том числе рабочей силы (в противном случае могут наблюдаться затоваривание, спад производства и безработица). И во-вторых, если все же по каким-то причинам величина совокупных расходов будет недостаточной, это не скажется на объемах производства и занятости, а приведет к снижению уровня цен и заработной платы. Положение о невозможности недостаточного уровня общих расходов для закупки всей продукции, произведенной при наиболее эффективном использовании имеющихся в распоряжении общества производственных ресурсов, основывается на законе Ж.-Б. Сея: предложение (производство) товаров и услуг создает равный совокупный спрос на них.
Неоклассики тоже считают, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения, и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. По их мнению, в условиях рынка цены, заоаботная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации. Конкуренция уровняет спрос и предложение на всех рынках. В этом случае нет необходимости государственного вмешательства в экономику. Гибкая заработная плата и гибкие цены гарантируют равновесие на рынке труда и товарном рынке. Неоклассицизм господствовал в экономической науке до 30-х годов XX в.
В 1936 г. вышла работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», где он подверг критике основные положения классической и неоклассической теории. Кейнсианская теория исходит из того, что цены, процентные ставки, заработная плата не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде довольно медленно, а не быстро, как в неоклассическом варианте. Поэтому они движутся к точке равновесия совокупного спроса и совокупного предложения в замедленном режиме. Если неоклассики считали возможным обеспечение полной занятости, то кейнсианцы полагают, что при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Снижение цен и заработной платы уменьшает общий доход, а, значит, и спрос на труд. Представители неоклассической школы, характеризуя экономическую политику государства в области макроэкономики, отмечают, что она не может повлиять ни на уровень занятости в стране, ни на объемы производства. По их мнению, наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства. В отличие от приверженцев неоклассической концепции, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Именно в недостатке «эффективного» спроса кейнсианцы видели главную причину кризисных явлений в рыночной экономике. Они считали, что экономическая политика правительства может способствовать росту валового национального продукта и повышению занятости. Рекомендации Кейнса по макроэкономическому регулированию включают рост государственных расходов, стимулирование капитальных вложений, использование инфляции, рост дефицитного финансирования для преодоления спада, активную фискальную и кредитно-денежную политику, использование мультипликатора инвестиций, занятости, налогов и т.д.
Монетаризм (его общепризнанный лидер — американский экономист М. Фридмен) — концепция выведения экономики из стагфляционного состояния. При таком подходе «политике экспансии» — главной надежде кейнсианцев — противопоставляется «политика сдерживания». Суть ее состоит в целенаправленном ограничении роста доходов населения, что должно сопровождаться уменьшением величины совокупного спроса. На поверхности такие меры представляются как ограничение денежных выплат населению (государственных расходов). Политика сдерживания, уменьшая спрос, вызывает противоположный результат: рост безработицы (вследствие уменьшения объема производства) при снижении инфляции. Снижение инфляции является главным итогом политики сдерживания, в результате чего уменьшаются и издержки производства. В этой новой ситуации политика сдерживания, т.е. искусственного ограничения совокупного спроса, сменяется «политикой либерализации», предоставлением большей свободы действия рыночным факторам. Производство восстанавливает прежний уровень, что означает и рост занятости, но уже при существенном ослаблении инфляции. О классической, кейнсианской и монетаристской моделях см.: Современная экономика. Ростов-на-Дону, 1995. С. 179-198.
В соответствии с учением К.Маркса капиталистическое воспроизводство состоит из четырех фаз движения общественного продукта - производства, распределения, обмена и потребления. Но они выступают как формы движения капитала. При капитализме определяющим и исходным является собственно производство, завершающим _ потребление, а связь между ними опосредуется определением и обменом. В процессе распределения формируются доходы капиталистов, наемных рабочих, других социальных слоев и групп, а в сфере обмена, выступающего при капитализме в виде рынка, происходит реализация общественного продукта. Маркс уделяет большое внимание проблеме реализации совокупного общественного продукта, который имеет стоимостную форму (С - постоянный капитал, V — переменный капитал, т - прибавочная стоимость) и натурально-вещественную форму (средства производства и предметы потребления). Проблема реализации совокупного общественного продукта состоит в том, что каждая его часть по стоимости в соответствии с ее экономическим назначением должна найти замещающую ее часть по натурально-вещественной форме, т.е., каждый предприниматель должен реализовать производимые товары и вместе с тем иметь возможность приобрести на рынке необходимые ему новые средства производства, а участники капиталистического производства — приобрести товары личного потребления. Для этого необходима строгая пропорциональность между составными частями общественного продукта — по стоимости и по натурально-вещественной форме. Условия реализации при простом и расширенном капиталистическом воспроизводстве изложены К.Марксом в гл. 20-21 второго тома «Капитала».
В заключение нужно подчеркнуть роль современного американского экономиста В. Леонтьева в развитии эконометрики — науки, изучающей количественные экономические закономерности и связи на основе математических и статистических методов и моделей.
Имя В.Леонтьева ассоциируется в первую очередь с таким направлением экономической теории, как создание модели «затраты — выпуск», отражающей идеи равенства между наличными ресурсами и их использованием. Свой метод «затраты — выпуск» В. Леонтьев разработал для Совокупный спрос — это представленные на рынке в денежной форме потребности со стороны населения, предприятий и государства; общая стоимость товаров и услуг, на которые может быть предъявлен спрос.
Совокупное предложение — определенное количество товаров и услуг, предъявленных к продаже предпринимательским и государственным секторами; общая стоимость произведенных в обществе товаров и услуг.
Макроэкономическое равновесие — ситуация, при которой совокупный спрос и совокупное предложение совпадают.
Потребление — расходы населения на покупку товаров текущего и длительного пользования.
Сбережения — часть дохода, не используемая на производственные и потребительские нужды.



 

 

51. Понятие "менеджмент", его основные функции. Современные подходы к управлению.

Ме́неджмент (англ. management) — разработка (моделирование), создание и максимально эффективное использование (управление) социально-экономических систем.

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах,

методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

 

Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании[1]. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.внедрению новых продуктов и технологий.

2. Основные функции менеджмента были разработаны в начале XX века французским учёны Анри Файолем. Созданная им классификация актуальна и в наши дни. Среди функций менеджмента ведущую роль играют следующие:

· прогнозирование и планирование;

· организация;

· руководство;

· координация;

· контроль.

Системный подход имеет собственную специфику. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые [19, 140]. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход» [2, 74]. Важнейшими принципами системного подхода по мнению исследователей являются следующие:

· процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

· необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

· целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

· восхождение от абстрактного к конкретному;

· единство анализа и синтеза логического и исторического;

· проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий [2, 76-83].

Процессный подход описывает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с данным подходом управление - это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий - функций управления. Каждая функция в свою очередь представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий [18, 17].

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций (прогнозирования и планирования, организации, координации, регулирования, контроля).

 

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией [2, 85]. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время [2, 85]. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Методологию ситуационного подхода обосновывают как четырех шаговый процесс [2, 86-89]:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, системного анализа, методов планирования и т.д.).

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижения целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Таким образом, ситуационный подход расширяет практическое применение теории систем, определив основные переменные, которые влияют на организацию. Ситуационный подход часто называют «ситуационным мышлением». С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.