Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов (образовании цены).
Условия формирования:
1. Общественное разделение труда, специализация
2. Экономическая обособленность субъектов
3. Свободный обмен ресурсами
Субъекты рыночных отношений:
• Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая
В потребительской сфере экономики. Являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продаж и услуг труда, капитала и др. Деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей
.• Бизнес–деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода(прибыли),поставщик товаров и слуг в рыночном хозяйстве.
• Правительство–бюджетные организации, некоммерческие(не имеют целью получения прибыли), которые реализуют функции государственного
Регулирования экономики.
Всех субъектов формируют одни и те же люди (государственный служащий имеет акции корпорации, личное хозяйство).
Функции рынка:
1) Регулирующая (информационная) – регули ование общественного производства распределение основных факторов производства по отраслям народного хозяйства. :
2) Посредническая – установление связи между производителем и потребителем. : Ценообразования – установления цены. : Учета затрат на производство продукции. :
3) Оздоровления : дифференциация производителей через разницу в доходах субъектов рынка – объективный результат действия механизма цен.
22)Экономическая конкуренция
Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических Агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольШей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом Рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных Рынках и в различных рыночных ситуациях. Несмотря на многообразии рыночных структур, обычно выделяют два основных типа (модели рынка):
· Совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего, на цены. Совершенная конкуренция: Рынок свободной конкуренции (преобладал в экономике развитых стран Примерно до середины XIX в.): : большое число продавцов, предлагающих стандартную, однородную продукцию многим покупателям. : объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма Не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна “соглашаться с ценой”, принимать ее как заданный параметр.
· Несовершенная конкуренция
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: Монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты товары группы одного назначения являются заменителями: один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Это позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой (на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь - менее 50%).
Олигополия
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько Крупных фирм. Фирмы получают высокую прибыль, доступ на рынок олигополии значительно атруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии : величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью многих соперников, на рынке конкурируют лишь несколько фирм, каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений. Монополия
В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.
Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции
Критерии
| Совершенная конкуренция
| Монополистическая конкуренция
| Олигополия
| Чистая монополия
| Число фирм
| Очень большое
| Большое
| Несколько
| Одна
| Тип продукта
| Стандартизированный
| Дифференцированный
| Стандартизированный или дифференцированный
| Уникальный, без близких заменителей
| Контроль над ценой
| Отсутствует
| Имеется в узких рамках
| Ограниченный
| Значительный
| Условия входа на рынок
| Очень легкие
| Сравнительно легкие
| Наличие препятствий
| Блокировано
| Неценовая конкуренция
| Отсутствует
| Упор на рекламу и торговые марки
| Очень развита
| Главным образом реклама
| Примеры
| Сельское хозяйство
| Розничная торговля
| Производство стали, автомобилей
| Местные предприятия общественного пользования.
|
23) Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических Агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом Рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных Рынках и в различных рыночных ситуациях.
Монополия
В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.
Выделяют следующие реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль:
1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).
3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.
4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией “Де Бирс”.
Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара по разным ценам на различных рынках в целях получения дополнительного дохода.
Два типа:
· дискриминация по единицам продаваемой продукции, различные условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках.
· дискриминация среди покупателей, по группам потребителей, по территориям, во времени и т. п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам.
Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:
· фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;
· должна быть исключена возможность перепродажи товара. Возможность купить товар по низкой цене и перепродать по высокой приведет к изменению спроса и предложения, а в результате - и к выравниванию цен;
· сегментирование рынка – классификация потребителей с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.
Последствия ценовой дискриминации: с одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой – монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те сегменты рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, теперь обслуживаются.
Недостатки мнополии:
Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижают жизненный уровень населения, не всегда используют в полной мере возможности для обеспечения НТП, так как нет конкуренции.
Достоинства монополии:
Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, монополизация воздействует на повышение эффективности производства, проведение исследований и разработок. Кроме того, масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Крупные монополистические объединения играют роль своеобразного “буфера”, сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса.
24) Виды косвенного государственного регулирования рыночного хозяйства:
ü Стимулирование капиталовложений, обеспечение равновесия между сбережениями и инвестициями
ü Обеспечение полной занятости
ü Воздействие на общий уровень цен (борьба с инфляцией)
ü Обеспечение экономического роста
ü Перераспределение доходов
ü Стимулирование внешней торговли, движение капиталов, рабочей силы.
Виды прямого воздействия:
ü Расширение государственного сектора в экономики
ü Участие государства в инвестициях (льготные кредиты, субсидии)
ü Принятие законодательных актов, регулирующих отношения между элементами экономической системы
ü Антимонополистическое законодательство: контроль за ценами; контроль за слияниями компаний (разрешается конгломератное слияние: компании из разных отраслей); защита среднего и малого бизнеса; защита интересов потребителей.
Две основных формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство:
n Во всех промышленно развитых странах существует государственный сектор экономики. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.
n Принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. К ним можно отнести, прежде всего, антимонопольное законодательство.
n Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке.
n Общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на, рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса, контроль за слияниями компаний.
Косвенное вмешательство:
n В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:
n стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
n обеспечение полной занятости;
n стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
n В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:
n стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
n обеспечение полной занятости;
n стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
25)
Капитал –экономический ресурс,сумма материальных, интеллектуальных и денежных средств, используемых для предпринимательской деятельности. Капитал с точки зрения бухгалтерского учета это все активы фирмы, по экономическому определению капитал это совокупность ресурсов, используемых в дальнейшем производстве.
Основной капитал (основные фонды) –имущество, служащее больше одного года (одного производственного цикла) – здания, сооружения, нематериальные активы (патенты, товарные знаки), оборудование.
Оборотный капитал (оборотные средства) –материальные оборотные средства – производственные запасы, полуфабрикаты, незавершенное строительство, запасы готовой продукции, товары для перепродажи (реальный оборотный капитал). С точки зрения бухгалтерского учета в оборотный капитал также включаются дебиторская задолженность (авансы поставщикам, рассрочка платежа покупателям), денежные средства в кассе и на расчетном счете.
Финансовый (ссудный) капитал – капитал в форме денег и ценных бумаг,привлекаемые денежные средства для развития производства, собственник получает доход в виде процентов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|