Сделай Сам Свою Работу на 5

Договоренности, возникают от недостатка общения.





 

Например, жена говорит мужу: «Ужин будет готов к шести часам». Она ожидает его возвращения к указанному времени, даже если он этого не обещал; она просто уведомила его, что ужин будет к шести. Легко представить себе эмоции, которые переживут супруги, если муж опозда­ет или не придет на ужин. Накопление таких эмоций постепенно прев­ращает их совместную жизнь в тяжкую повинность.

То же самое с детьми. Родитель решил купить ребенку подарок, но, как водится, даже не выяснил, чего на самом деле хочется малышу. Родитель ожидает радости и признательности, а ребенку подарок совер­шенно не интересен. Откуда же такое родительское ожидание? Еще в детстве его научили, что, получая подарок, нужно быть благодарным. Но современная молодежь, к счастью, не желает постоянно соответствовать «нормальным» ожиданиям взрослых. Дети предпочитают быть правди­выми и не скрывают этого, несмотря на то, что многих взрослых это обескураживает или шокирует.

За каждым безосновательным ожиданием прячется страх. Скажем, родители хотят, чтобы их дети хорошо питались, были здоровы и отлич­но учились; но все это из-за страха, что в случае неудач дети их сочтут плохими родителями. Или вы считаете, что это не так?



Кроме того, мы нередко бываем склонны ожидать от других того, чего сами не смогли или не можем сделать. Нестерпимый вакуум незавершенности заставляет нас искать кого-то, кто бы его заполнил. Так отец ожидает, что сын закончит институт и сделает хорошую карьеру, — этот отец никак не может смириться с тем, что сам не сумел получить надлежащее образование. Самое досадное в подобных ситуациях то, что ради всех этих ожиданий принимаются решения относительно других людей. Решать за другого, не удостоверившись, что ему это нужно или что он этого желает, — значит прямо попирать законы любви.

Ожидание, которому не предшествовала договоренность, свидетель­ствует о желании человека контролировать другого человека или ситуацию. Если ты узнал себя в предыдущих примерах, то полезно будет напомнить тебе, что ты имеешь право выбора в твоем материальном мире, но это право распространяется только на тебя самого. Никто на этой Земле не вправе выбирать за другого, если не получил на это согла­сия. Никогда не бывает известно, что предстоит пережить человеку для обретения собственного пути.



Быть может, ты думаешь, что иметь ожидания — это нормально, учитывая, что они есть у всех, в любом слое общества и в любых разно­видностях. У начальников есть ожидания относительно подчиненных, у подчиненных — относительно начальников, родители чего-то ожидают от детей, дети от родителей (дети ожидают внимания со стороны роди­телей, но также и денег в желаемом количестве), у супругов — свои ожидания и т. д.

Из-за всех этих ожиданий без предварительной догово­ренности человеческие существа живут в нескончаемых эмоциях, от простого страха боли до злобы, зависти, ненависти.

Мне не раз приходилось быть свидетельницей отношений, подобных описанным ниже. Старая женщина 80 лет, очень больная, живет в доме для престарелых. У нее трое детей, муж умер. К ней приходит лишь одна из дочерей, а она ожидает, что все трое будут регулярно посещать ее. Из-за того что двое других появляются очень редко, она сильно разоча­рована и подавлена. Дочь, которая опекает старую мать, со своей сторо­ны тоже ожидает, что брат и сестра станут приходить чащей выполнять свою часть обязанностей. Кроме того, она ожидает признательности от матери, за которой никто, кроме нее, не ухаживает. Не видя никакой признательности от капризной и требовательной матери, она начинает испытывать по отношению к ней такую же досаду и злобу, как и по отношению к сестре с братом, которые живут, как им нравится, совер­шенно не заботясь о больной матери в приюте.



Все эти ожидания приводят к унынию и болезням — таким, как боли в позвоночнике (потому что люди слишком много взваливают на спину, стараясь всем угодить), боли в ногах (потому что ногам приходится идти не туда, куда им действительно хочется, а в нелюбимые места) и т. п. Вот почему так важно разобраться с нашими ожиданиями и осознать их: ведь не для того человек создан, чтобы жить эмоциями; он обладает эмоциональным телом лишь для того, чтобы чувствовать и желать. Если же он не может избавиться от эмоции, это означает, что его желание не проявилось — оно блокировано ментальным верованием, которое управляет жизнью этого человека. Другими словами, получается, что эмо­циональное тело выполняет функции, противоречащие первоначально­му замыслу. Человек не может быть счастлив, пока он живет эмоциями. Он должен чувствовать свое окружение, ощущать ситуации, но не испы­тывать при этом эмоций.

Все, чего ты ожидаешь от других людей, представляет в то же время твои собственные ожидания от самого себя — обычно человек поступает с другими так же, как и с собой. Внешнее поведение есть проявление того, что происходит внутри человека; возможность узнать себя через других представляет главную причину человеческой потребности жить в обществе. Наоборот, всегда легче смотреть, что происходит у соседа, чем следить за собой, потому что обычное состояние человеческого существа — неуравновешенность. Человек забыл свою истинную при­роду и слишком занят внешним, материальным миром. Я рекомендую тебе проверить, чего ты ожидаешь от окружающих, а затем проанализи­ровать свои ожидания относительно самого себя.

Всякий раз, когда ты разочарован и осуждаешь себя, критикуешь себя, бьешь себя по лбу, — все это делается для того, чтобы лучше осознать ожидания, которые ты лелеял на свой счет, но забыл прове­рить, соответствуют ли они тому, чего ты действительно хочешь. Эти ожидания основаны на том, что ты усвоил раньше, когда был моложе. Ты, вероятно, ожидал» что всегда будешь деликатным, будешь все знать, ничего не забывать, всем приносить счастье, что у тебя будет крепкое здоровье, что ты никогда не будешь впадать в ярость по пустякам и т. п. И теперь, когда ты не соответствуешь собственным ожиданиям, тебя

охватывает разочарование, злость, досада на самого себя. Ты всё чаще бываешь в скверном расположении духа, а это ведет к недомоганиям и настоящим болезням.

Конечно, если ты систематически колотишь себя по лбу, обзывая идиотом, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать головную боль. Если ты принадлежишь к тому типу людей, которые считают, что их дом всегда должен быть в образцовом порядке, что все у них должно быть сделано точно к сроку и безупречно , прежде чем они смогут позволить себе сесть и отдохнуть – тогда очень вероятно, что у тебя разболятся ноги или поясница именно в тот момент, когда ты решишься сесть и отдохнуть прежде, чем закончишь работу. Твое тело помогает тебе понять, что иногда ты хочешь сесть и ничего не делать, прекратить эту нескон­чаемую гонку за совершенством твоего физического мира. Мало того, что ты живешь в эмоциях, обращенных на себя; твои ожидания застав­ляют тебя переживать и по поводу других людей, стоит тебе заметить, что они позволяют себе то, чего ты себе не позволяешь. Ты ожидаешь от других, что они будут вести себя так же, как и ты.

То же самое происходит, когда ты хочешь указывать кому-то путь. Сколько людей дают советы, наставляют любимых на истинный путь, а затем переживают разочарование, потому что те не следуют их настав­лениям! Если ты принадлежишь к такому типу, то тебе полезно будет иной раз проследить, обещал ли твой подопечный следовать твоему совету и хочет ли он вообще знать, что бы ты делал на его месте. Если ты хочешь дать совет, помочь кому-то — сделай это без ожиданий. Сделай это с любовью. Точно так же поступай и в том случае, когда определяешь собственную линию поведения. Отведи время для внутреннего разгово­ра с собой: действительно ли ты готов следовать этой линии? Оставил ли ты себе возможность исследовать ее, проверить результаты? У тебя есть право давать себе советы, и вместе с тем ты не обязан этим советам следовать.

Если ты решил что-то кому-то дать, будь верен тому же принципу — давай без ожидания. Чтобы убедиться в том, что ты есть воистину даю­щий, проверь себя: ожидаешь ли ты получить что-то взамен? Как ты будешь себя чувствовать, если сделаешь человеку несколько услуг, а он тебе — ни одной? Если ты не испытываешь по этому поводу никаких эмоций, значит, ты даешь без ожиданий. Но если внутренний голос говорит тебе: «Хорошенькое дело! Я уже в четвертый раз оказываю ему услугу, теперь его очередь. Я не обязан ему угождать», — это знак того, что ты даешь с ожиданиями.

Чем давать с ожиданиями, лучше не давать вовсе. Если все-таки даешь, то осознай, что делаешь это с ожиданиями, и используй ситуацию для обнаружения страха, который толкает тебя на этот поступок. Ибо если ты даешь с ожиданиями, это означает, что в глубине души тебе не хочется этого делать. Ты делаешь это по определенной причине – быть может, чтобы тебя любили, или из страха, что перестанут любить иди назовут эгоистом, и т.п. Если ты осознал свой страх, то сможешь иногда позволить себе давать с ожиданием, уведомляя об этом и партнера: «Мне доставит удовольствие тебе это дать, но я хотел бы получить нечто взамен. Можем ли мы сделать вот такой обмен?» Тогда будет ясно, что ты стремишься установить предварительную договоренность с другим человеком; и в таком случае твои ожидания, какого бы рода они ни были, вполне обоснованны, поскольку партнер подтвердил свою готов­ность к обмену. Точно определить и вразумительно высказать то, что мы сами же и совершаем, почему-то оказывается самой трудной задачей для всех.

Все те, кто дает с неопределенными ожиданиями, считают своим долгом что-то отдать взамен, когда сами получают дар. Это чувство долга по отношению к другому человеку происходит от собственной привычки ожидать ответного дара. Ты предполагаешь, что и другие испытывают то же самое, и даешь из чувства долга, а не из чистой радости дарения. По той же причине ты и сам испытываешь диском­форт, когда получаешь дар. Ты не веришь в бескорыстные дары, то есть в дары без ожиданий. Даже невинные удовольствия ты позволяешь себе с трудом, стараясь, например, вдвойне отработать их, чтобы оправдать свою «слабость».

Для того чтобы отучить себя от бесполезных ожиданий, необходимо привыкнуть заранее сообщать другим о своих желаниях. Например, родитель может сказать ребенку: «Если ты действительно хочешь сде­лать мне приятное, то приноси хорошие отметки, готовь себя к серьезной работе. Я очень хотел бы на это рассчитывать». Но не следует ожидать автоматического исполнения только потому, что этого очень хочется. Научись давать свободу партнеру, когда он не хочет браться за то, что тебе так мило. Дай ему право решать самому. Когда ты отчетливо сообщаешь о своих желаниях, имеющих отношение к другому человеку, он с большей вероятностью захочет сделать тебе приятное, потому что ты достаточно глубоко уважаешь его, чтобы играть в открытую игру, и ты заведомо соглашаешься с его решением, каким бы оно ни было.

А что делать с твоим ожиданием, если оно возникло как следствие договоренности с другим человеком, но он не выполняет своих обяза­тельств? Такой опыт дает тебе возможность проверить свой уровень толерантности, ибо, напомню еще раз, другие относятся к тебе так же, как и ты сам к себе. Когда другой в чем-то обязуется перед тобой, у тебя появляются основания для ожиданий; если он не выполняет своих обязательств, ты должен использовать этот случай и хорошо проанализиро­вать свои чувства, поскольку они бывают точно такими же и тогда, когда ты не выполняешь своих обязательств перед самим собой. Степень ра­зочарования одна и та же, а роль другого сводится к тому, чтобы помочь тебе осознать это.

Не случается ли тебе время от времени пообещать себе что-нибудь, например, откладывать деньги на будущую покупку или ежедневно вы­полнять физические упражнения, но потом по той или иной причине ты нарушаешь собственное обязательство? Способен ли ты позволить себе такое поведение и не испытывать досады и злости на себя? Толерант­ность к самому себе, оказывается, точно такая же, как и к другим в подобных обстоятельствах. Ты должен научиться быть одинаково толе­рантным и к себе, и к другим людям.

В тот момент, когда человек дает обещание или берет на себя обяза­тельство, он обычно исполнен благих намерений; но обычно в таких случаях никто по-настоящему не знает, по плечу ли ему взятая на себя ноша. У тебя могут быть искренние намерения, ты хочешь все сделать наилучшим образом, но идет время, и ты начинаешь замечать, что взял на себя слишком много. Обнаружить это нельзя иначе, как на опыте, переживая реальную ситуацию. И тогда ты должен дать себе право не надрываться, осознать, что в данный момент ты еще не готов выполнить задуманное, и снять свои обязательства.

Это не означает, что подобные обстоятельства непреодолимы: все в материальном мире, включая пределы наших возможностей, носит вре­менный характер. Если ты даешь себе право иметь пределы, то сможешь предоставить такое право и другим (супруге, детям и т. д.). Тебе легче будет примириться с тем фактом, что они не всегда выполняют свои обещания.

Используй окружающих тебя людей для того, чтобы выра­ботать такое к ним отношение, какого ты хотел бы ожи­дать от них.

Я заметила также, что мы испытываем куда больший гнев на себя, чем на другого, когда тот пообещал нам что-то и не сдержал обещания. Мы злимся на себя за то, что позволили другому использовать себя, наше эго уязвлено. Эго считает, что не выполнить обязательство — плохо. Но это не плохо и не хорошо; это просто еще один опыт, помога­ющий нам сделать выбор — предпочесть любовь гневу. Поэтому полез-

но научиться заранее давать себе право принимать обязательства, зная в то же время, что выполнить их не всегда бывает возможно.

Со временем ты станешь лучше осознавать свои ожидания. Ты заме­тишь, что иногда они у тебя есть, а иногда отсутствуют. Тебе станет легче различать, когда и от кого стоит чего-то ожидать. Ты найдешь свое место, и окружающие тебя люди будут больше уважать твое пространс­тво.

С другой стороны, наши родители, дети, супруги, сотрудники и дру­гие люди нередко имеют свои ожидания относительно нас. Их ожидания тоже основаны на том, во что они верят. Если их ожидания превосходят твои пределы, значит, они верят в твои возможности больше, чем ты сам.

Например, если твой ребенок ожидает, что ты как родитель всегда будешь терпелив, снисходителен и склонен прощать, то он тебя идеали­зирует. Он не понимает, что у тебя есть известные пределы выносливос­ти и толерантности. Оцени тот факт, что другие считают тебя лучше, чем ты сам себя. Поблагодари их за этот знак любви; будь признателен и скажи: «Я благодарю тебя за то, что ты веришь в меня, в мою способ­ность сделать это. Но, признаюсь, я не разделяю твоей веры и не чувствую, что готов ответить твоим ожиданиям». Не сердись на других за то, что они ожидают от тебя чего-то на твой взгляд нереального.

Не забывай, что в нашем материальном мире невозможно не иметь ожиданий: они составляют его часть. Тебе не остается ничего другого, как принять ту истину, что ты находишься здесь лишь для того, чтобы пережить все виды опыта. Иногда твои ожидания оправданны, то есть им предшествовала договорённость, а иногда нет. Твои ожидания при­носят тебе возможность проверять c годами собственный прогресс — продвижение к безусловному приятию самого себя и других людей. Кроме того, они помогают лучше осознать свои беспочвенные верова­ния, которые не дают дороги желаниям. Как видишь, во всем, что с тобой происходит, есть хорошая сторона.

В заключение этой главы, а также для лучшего осознания всего, что в ней изложено, я предлагаю тебе найти человека, относительно которого у тебя есть неоправданные ожидания, и найти время поговорить с ним — просто и понятно рассказать о своих ожиданиях, то есть о связанных с ним желаниях. Проверь вместе с ним, могут ли эти ожидания сбыться и согласен ли он на них отвечать. Примите взаимные обязательства, если это возможно.

После этого найди человека, у которого есть ожидания относительно тебя. Поговори с ним, скажи ему, что тебе очень приятно видеть такие ожидания на свой счет. Поскольку, вероятно, он тебя слишком идеали­зирует, скажи ему, что он видит в тебе то, чего ты сам еще не видишь. Расскажи ему о своих ограничениях и о своих возможностях отвечать на его ожидания в настоящий момент.

И, наконец, найди человека, на чей счет у тебя есть вполне обоснованные ожидания, то есть с которым у тебя была предварительная договорен­ность, но он свое обещание не сдержал. Расскажи ему о своих пережи­ваниях по этому поводу. Поблагодари его также за то, что возникшая ситуация помогает тебе разобраться в собственных ожиданиях, что она показала тебе то, что ты раньше воспринимал лишь как внутренние переживания.

 

 

Глава 3

Иметь зависимости

 

Зависимость означает невозможность реализовать себя без какого-то (чьего-то) воздействия или вмешательства. Легче всего осознать наши зависимости, связанные с владением, обладанием (с возмож­ностью иметь) в физическом мире, потому что физический аспект зависимости всегда конкретен и осязаем. Именно физический мир мы называем грубым планом материального мира, в противоположность его более тонким планам — эмоциональному и ментальному. Позже я еще возвращусь к физическим зависимостям и их прямым связям с зависимостями психологическими (эмоциональной и ментальной).

Чтобы выяснить, имеешь ли ты зависимости, вспомни, без чего ты не можешь обойтись на протяжении хотя бы недели в твоем физическом мире. Иногда люди не могут выдержать и пятнадцати минут — напри­мер, курильщик без сигарет, если он привык курить их одну за другой.

Типичными объектами зависимости являются сигареты, спиртным напитки, наркотики, сахар(десёртные блюда, пирожные, жевательная резинка, сладкие ликеры, булочки, макаронные изделия), кофе, лекарства. Нередко наблюдается зависимость от телефона (человек не может выдержать, не позвонив в течение дня кому-нибудь или если не позво­нит ему), секса, магазинов, спорта, чтения, телевизора, религиозных обрядов, компьютера.

Однако следует четко различать зависимость от чего-то ( кого-то) и любовь к чему-то (кому-то). В качестве примера рассмотрим чтение. Если человек любит читать, то делает это с удовольствием, в надлежащее время и знает, когда остановиться. Человек зависимый не способен остановиться. Начав читать, он не может прекратить, даже когда его одолевает усталость, и глаза сами закрываются. На следующий день, если книга не закончена, чтение продолжается с самого утра, не взирая на важные дела. Человек не в состоянии распорядиться своим временем, чтение постоянно оказывается на первом плане. Это и есть типичная зависимость.

Зависимость означает неспособность обойтись без чего-то, даже ког­да мы знаем, что в данный момент это не нужно. Если человек любит закурить по случаю, но прекрасно себя чувствует и без сигареты, значит, у него нет зависимости. То же можно сказать о булочках, тортах и т. п.

Ты можешь проверить степень своей зависимости: проследи за сво­ими ощущениями, когда полностью откажешься от какого-то особенно тобою любимого удовольствия. Если не можешь выдержать и несколь­ких часов, значит, твоя зависимость велика. Отметь количество часов или дней, в течение которых ты чувствуешь себя хорошо, обходясь без этого удовольствия. Я не предлагаю тебе контролировать себя постоян­но, а лишь использовать этот способ для проверки степени своей зави­симости. Если ты видишь, что твой предел составляет два дня, после чего это становится наваждением, и ты ни о чем другом не можешь думать, то я предлагаю позволить себе желанное удовольствие — и хорошенько осознать степень своей зависимости.

Такие физические зависимости являются просто отражением одной или нескольких психологических зависимостей от другого лица. Почему один человек зависит от другого? Потому что он не любит себя по-на­стоящему, его любовь к себе не наполняет его в достаточной мере; он испытывает потребность пойти и поискать любовь где-то еще. Вот са­мые распространенные типы зависимости от других.

Зависимость от согласия или мнения других. Человек, страдающий этой зависимостью, не доверяет сам себе, не верит в свои способности в определенной сфере и поэтому не может положиться на собственное мнение, будь то вопрос покупки, записи на курсы или важное жизненное решение. Такому человеку очень трудно на что-то отважиться без одоб­рения со стороны. Он обязательно спрашивает кого-нибудь: «Что ты об этом думаешь?» Я знаю женщин, которые никогда не посмеют поменять прическу без согласия мужа.

Читая эти строки, ты, возможно, думаешь: «Я никогда не нуждаюсь ни в чьем мнении, я всегда принимаю решения сам». Будь осторожен; нужно быть очень проницательным, чтобы не дать интеллекту ввести себя в заблуждение. Это тонкая задача; те, кто не признает своей зависимости, чаще всего действуют противоположно тем, кто действительно незави­сим. Если ты хочешь выяснить, есть ли у тебя зависимость от согласия или мнения других (даже если ты этого не проявляешь), я подскажу тебе, как это сделать.

Как бы ты реагировал, если бы, приняв решение, ни с кем не посове­товавшись, услышал от кого-то (особенно от близкого человека): «Прав­ду говоря, не нравится мне это твое решение»? Испытывал ли бы ты эмоции? Почувствовал бы внутренний дискомфорт из-за этого неодоб­рения? Попытался бы убедить собеседника в обоснованности своего решения, чтобы добиться его одобрения? Если да, — значит, ты зави­сишь от его мнения. Человек, не имеющий этого типа зависимости, не испытывает эмоций, когда обнаруживает, что другие с ним не согласны; он только констатирует, что с ним не согласны, — вот и все. Вероятно, это его не радует, но он легко воспринимает иное мнение.

Зависимость от признательности других. Человек, зависящий от признательности других, считает, что он слишком мало делает. Как ты уже знаешь, за всякой зависимостью скрывается верование. В предыду­щем примере человек считал, что он слишком мало знает; здесь же человек верит, что его работа недостаточна. Чтобы стимулировать себя к более продуктивной деятельности, он нуждается в признательности других. Он нуждается в словах благодарности. Он хочет слышать: «Что бы я делал без тебя!»

Вот типичные примеры: хозяйка дома, только что закончившая гене­ральную уборку; служащий, который жаждет услышать похвалу или слово признательности от начальника; супруг, ожидающий благодар­ности за принесенные в дом деньги; и т. п. Такой человек обязательно рассказывает другим (хотя те его об этом не просят) обо всем, что он сделал или собирается сделать. Он очень старается довести сделанное им до сведения всех, чтобы получить признательность, в которой так нуж­дается.

Если ты чувствуешь неуверенность относительно этой зависимости, спроси себя в тот момент, когда ты только что завершил некоторое дело, потребовавшее особенных усилий: не чувствуешь ли ты разочарования из-за того, что никто вокруг этого не замечает? Если окружающие не говорят ничего такого, что показывало бы их признательность за твою работу, не хочется ли тебе самому им об этом рассказать? Если да, значит, у тебя есть эта форма зависимости.

Зависимость от комплиментов. Человек с этой зависимостью не считает себя достаточно красивой или значимой личностью; поэтому ему необходимо слышать комплименты от других, они его подбадрива­ют, а без них он страдает. Комплименты могут относиться к его внешности или к выполненной им работе и подчеркивать хорошее качество или красоту. Если, как в предыдущем примере, человек зависит от при­знательности, то это в первую очередь касается затраченных им усилий; здесь же человек больше всего озабочен тем, что он собой представляет, что происходит в нем или с ним как с личностью. Он часто стремится произвести впечатление на окружающих своим внешним видом.

Зависимость от присутствия других. Человек с этой зависимостью полагает, что, если его оставляют одного, значит, не любят. В молодости, переживая опыт одиночества, он сделал именно этот вывод и решил в это верить. Такому человеку трудно найти себе интересное занятие, когда он один. И наоборот," все идет прекрасно, когда он в компании. Присутствие других людей сообщает ему энергию, желание работать, изобретать. Когда все уходят, он сразу теряет свой энтузиазм. Можно привести пример: один из супругов хочет куда-нибудь пойти вечером, а другой отказывается. Если первый не идет из-за чувства одиночества, это означает, что он зависим от присутствия другого.

Если ты испытываешь дискомфорт, когда уходят любимые тобой люди (супруга, дети, родители), если тебе неприятно оставаться одному, это означает, что у тебя есть зависимость от присутствия других. Если ты считаешь, что не зависишь от присутствия других, потому что уже мно­го лет живешь сам, то это еще ни о чем не говорит. Если ты живешь один, но всегда стараешься приглашать гостей или получить приглашение, если тебе необходимо постоянно быть занятым, если тебе плохо наедине с самим собой, — это тоже признаки того, что ты зависим от присутствия других.

Зависимость от внимания других. Человек, страдающий этой зави­симостью, считает себя незначительным. Он чувствует свою значимость лишь тогда, когда кто-нибудь уделяет ему внимание. Человек, зависи­мый от присутствия других, может быть счастлив и часами обходиться без внимания, если он знает, что есть кто-то рядом; но зависимый от внимания постоянно испытывает потребность, чтобы с ним разговаривали, чтобы его слушали, чтобы им занимались. Он часто прерывает или расспрашивает других лишь затем, чтобы привлечь к себе внимание.

Зависимость от чувства полезности. Если человек считает, что должен забыть о се6е ради других, и убежден, что для него это лучший способ показать свою любовь и быть любимым, значит, он зависим от чувства полезности. Люди такого типа нуждаются в ком-нибудь, у кого есть проблемы; это может быть, например, супруг, зависимый от алкоголя. Возникает цепочка — зависимость от зависимости другого человека.

Такие люди ощущают себя спасителями, их переполняет счастье, когда они, по их мнению, помогают другому человеку выйти из трудного положения (часто не считаясь с его желанием!). Они предлагают свои услуги раньше, чем их об этом просят, они всегда опережают других. Человек, который часто думает или говорит другим: «Тебе повезло, что я здесь» или «Какое счастье, что у тебя есть я!», безусловно, жаждет чувствовать себя полезным. Эта зависимость очень похожа на зависимость от признательности, но носит более яркий характер, так как мо­жет заставить человека совершенно забыть о себе ради других.

Зависимость от руководства и доминирования. Человек с этой зависимостью считает себя неспособным делать что бы то ни было самостоятельно. Его привлекают люди, умеющие руководить. Он испытывает полную растерянность, когда приходится что-то решать самому, поскольку не верит в свою способность принимать решения.

Если ты всегда принимаешь решения сам, это еще не означает, что у тебя нет этой зависимости. Возможно, ты из тех людей, которые застав­ляют себя принимать решения самостоятельно, лишь бы убедить себя в отсутствии зависимости. Если это так, то всякое решение требует от тебя усилий; где-то внутри слышится негромкий голос: «Ну вот, опять я должен принимать решение. Господи, как же мне этого не хочется...»

Зависимость от счастья других. Количество счастья у человека, страдающего этой зависимостью, прямо пропорционально количеству счастья у его близких. Он делает все, чтобы видеть их счастливыми и благополучными, потому что считает себя ответственным за их счастье. Он способен провести бессонную ночь, решая их проблемы, хотя никто его ни о чем не просит. Едва заметив, что кто-то из его окружения не совсем счастлив, а особенно если это любимый человек, он все бросит и будет совершать чудеса преданности, чтобы уладить ситуацию. Он счас­тлив, когда счастливы другие, и несчастлив, когда несчастье постигает их.

Это важно — определить, есть ли у тебя зависимости перечисленных выше типов и в какой степени они отягощают твою жизнь. Выявив одну или несколько зависимостей, проведи ретроспективный анализ, чтобы понять их корни, уходящие в детство. Эти зависимости вошли у тебя в привычку в юном возрасте: тебя к ним приучили родители или же тебе действительно не хватало того, от чего ты теперь зависишь. И сегодня ты ищешь кого-то, кто бы скомпенсировал нехватку. Так возникает состояние зависимости.

Ни одно человеческое существо не может сделать счастли­вым другого человека, потому что счастье приходит из­нутри.

Именно так. Невозможно стать счастливым, если ожидаешь, что счастье принесет кто-то другой или что-то другое извне.

Когда человек не может получить извне того чувства или внимания, в котором он так нуждается, и когда он сам не способен создать себе равновесие, он прибегает к последнему средству — к искусственным произведениям физического мира, — чтобы заполнить мучительную пустоту. Это называется перенесением сферы интересов — на алкоголь, наркотики, курение, сладости, секс и т. п. Эти искусственные физические средства временно утоляют чувство пустоты и боли, но никак не воз­действуют на его глубинную причину.

Чем активнее ты ищешь во внешнем мире что-то такое, что заполни­ло бы твою внутреннюю пустоту, тем сильнее ты страдаешь. Возможно, ты считаешь, что, например, сластями просто утешаешь себя за то, что другие не проявляют к тебе чувств любви и признательности, в которых ты нуждаешься. Пойми, что не другим людям надлежит удовлетворить эту твою потребность. Ты полностью и целиком ответствен за это сам. То, что приходит извне, должно прибавляться к тому, что уже есть у тебя, а не восполнять то, чего у тебя недостает. Никто в мире не может обещать и не может быть обязан дать тебе ту любовь и внимание, в которых ты будешь нуждаться до последнего дыхания. А если бы такой человек и нашелся, то подумай, что произойдет в тот день, когда он уйдет из твоей жизни? Всякое присутствие бывает только временным, поэтому ты должен культивировать собственное равновесие, собственную стабильность чувств, чтобы избежать катастрофы, обусловленной уходом другого, какими бы причинами ни был вызван этот уход.

Чтобы уточнить, какие конкретные связи существуют между твоими физическими и эмоциональными зависимостями, ты можешь посту­пить следующим образом. Обратись к одной из своих физических зави­симостей — например, кофе — и спроси себя: «Что мне дает употребление кофе? Что я чувствую когда пью его?» Если ты ответишь тебя стимулирует, то поищи среди своих психологических зависимостей такую, которая стимулирует тебя еще сильнее. Если обнаружишь, что признательность с чьей-то стороны стимулирует тебя к еще большей активности, то твое увлечение кофе можно связать с признательностью.

И в тот момент, когда тебе снова хочется выпить чашечку кофе, твое тело предупреждает тебя: тебе сегодня недостает признательности в твой адрес, ты ищешь ее, и ты переносишь свое желание на кофе.

Если ты зависишь от сластей, то, задавая себе тот же вопрос - пой­мешь, что они ублажают тебя, что это у тебя некий способ заняться собой; теперь ищи эмоциональную зависимость, которая порождаёт в тебе желание, чтобы тобой занимались. Это может быть зависимость от чьего-то присутствия. Когда кто-то занимается тобой, у тебя возникают моменты, когда ты испытываешь блаженство. Когда же этого человека нет или он не расположен заниматься тобой, ты ищешь способа достичь блаженства самостоятельно — и компенсируешь нехватку внимания сластями, вместо того чтобы войти в контакт с блаженством, которое уже присутствует в тебе. Быть может, ты никогда не давал себе времени поискать его в себе, отвести ему надлежащее место, почувствовать его? Если ты чувствуешь, что твоя тяга к сластям сильнее, то это может тебе помочь осознать необходимость контакта со своим внутренним блажен­ством, необходимость его культивирования. В таком случае стань бла­госклоннее, не будь так требователен к себе.

Если человек, зависимый от признательности или комплиментов, замечает, что те, от кого он зависит, расточают свои любезности не столько ему, сколько кому-то еще, он страдает даже сильнее, чем если бы ему вообще не уделяли внимания. При высокой степени зависимости страдания становятся буквально нестерпимыми. У некоторых людей эта зависимость носит периодический характер, у других тянется годами.

Чем сильнее твоя зависимость, тем сильнее ощущение ненасытности, и наоборот. Это настоящий порочный круг. Твоя вера в то, что ты лишен любимого удовольствия, пропорциональна твоей зависимости. Поэтому тебе могут сказать все существующие комплименты и выра­зить всю мыслимую признательность, но поскольку ты не веришь это­му, то будешь жаждать еще и еще. Вспомни же, что твое счастье зависит только от того, что ты взрастил в себе. Но если ты зависишь от внешних даров, то твое счастье длится лишь мгновения — пока тебе эти дары несут.

Сильно зависимая личность живет в клубке эмоций и страхов, часто перевозбуждена и постоянно боится быть наказанной. Она также очень душевна, то есть широко открыта в области солнечного сплетения. Дейс­твительно, человек, привыкший зависеть от внешнего мира, должен быть очень открытым, чтобы воспринимать приход событий, чтобы быть начеку со всеми и вся вокруг. Столь же открыт он для любых эмоций и желаний других людей, их умственной деятельности, их по­вседневной жизни. Эта открытость солнечного сплетения обусловлива­ет и сильнейшую связь с астральным миром. Такой человек без труда переходит в астрал — это его способ оставить Землю, когда его зависи­мость не находит удовлетворения, когда то, что он переживает, кажется ему невыносимым.

 

Чем более зависим человек, тем сильнее у него ощущение пус­тоты в душе.

 

Ему хочется кричать: «На помощь, я недостаточно люблю себя, и мне необходимо что-то из внешнего мира, чтобы заполнить эту пустоту внутри меня!» И он действительно пытается заполнить внутреннюю пустоту чем-нибудь из внешнего физического мира. Чем меньше любит себя человек, тем сильнее он блокирует себя на уровне сердца, тем самым все больше удаляясь от собственного света и укрепляя чувство неудов­летворенности и движения в ложном направлении. Мало того, что он живет в эмоциях и страхе, он также подавляет собственные творческие способности и поэтому не может построить такую жизнь, какой ему хочется.

Из-за всех этих блокировок у сильно зависимых личностей развиваются и чисто физические недуги — боли в области копчика, проблемы пищеварения, болезни ног, гипогликемия, диабет, кожные за6олевания. Упорные физические зависимости (сладкое, алкоголь, табак) приводят к преждевременному старению надпочечников и постепенному угасанию их нормальных функций: именно эти жёлезы вырабатывают адре­налин, необходимый для того, чтобы человек противостоял страху; ес­тественно, чем сильнее они изношены, тем труднее человеку бороться с паникой.

Самые серьезные физические проблемы у хронически зависимых людей возникают в ментальной сфере: это психозы, шизофрения и даже безумие. Такие люди всецело зависят от общества, поскольку чувствуют себя совершенно неспособными действовать самостоятельно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.