|
Привычки души (моральные и культурные ценности)
империи возникали естественным образом, принимали разные формы. В XIX веке Британия создала империю свободной торговли, ЛЭМП. По возможности в большей степени полагалась на непрямой контроль, чем на прямой — посредством колонизации. Империя США является непрямой империей; меньше стремится к колонизации или территориальному расширению,ставила целью воссоздать новый ЛЭМП на свободном движении товаров и капиталов, но не людей, как это было в XIX веке. В отличие от британцев, для достижения свободы торговли американцы выбрали принцип взаимности. Подход США заключения множества двусторонних торговых соглашений не способствует утверждению режима свободы торговли .США за свободу движения капитала. Но со времен финансовых кризисов 90-х распространено мнение о контроле над движением капитала(развивающ страны), кот нежелателен. Ложно утверждение, что глобализация ведет к углублению бедности и неравенства в мире. Даже несовершенный экономический миропорядок, созданный американским имперским доминированием, смягчил глобальную бедность и неравенство. Проблемы бедности и неравенства остаются трудноизлечимыми только в тех частях мира, которые не стали участниками глобальной экономики(Африка,Бл. Восток). Импульс глоб-ии к преодолению бедности за счет ЭР был бы сильнее, если бы США и ЕС решились взять классические либерал принципы свободы торговли и лейзе фер
Энтузиазм против глобализма подогревается культурным и моральным неприятием капитализма. Нравственное негодование, движущее активистами «глобальной Армии спасения», разделяется многими людьми на Западе, которые стремятся создать и сохранить ЛЭМП. Они хотели бы использовать имперское доминирование США, выступающих за этот миропорядок, чтобы законодательно закрепить по всему земному шару свои моральные и культурные ценности («привычками души»).
Сторонники доктрины Буша хотят использовать американскую мощь для продвижения по всему миру демократии и прав человека. Другие- создать международный моральный порядок, и как активисты «глобальной Армии спасения», стремятся насаждать то,что является универсальными человеческими ценностями. Но, не будучи универсальными, эти «привычки» западной «души» специфичны для определенной культуры и в основе представляют собой этику западного христианства. Их насаждение приведет к столкновению цивилизаций(Хантингтон) и к разрушению мирового порядка.
Нужно рассмотреть вопрос о моральной обеспокоенности, вызываемой глобальным капитализмом и желанием использовать американское имперское доминирование для утверждения мирового морального порядка.
Мораль и капитализм
Размышляя о морали и капитализме, н. разграничить космологические и материальные представления или верования разных цивилизаций (культур). Космологические представления связаны с нашим пониманием окружающего мира и места человека, от чего зависят представления людей о цели и смысле собственной жизни и взаимоотношений=«привычки души», «мораль» разных культур. Материальные представления-относятся к способам обеспечить средства к существованию ,-представления о материальном мире, меняются при изменении среды. Полезность капитализма основана на материальном представлении о том, что это наилучшая институциональная форма обеспечения экономического роста современного типа в сравнении с социализмом. И космологические, и материальные представления играют важную роль в легитимизации тех или иных политических систем.Материальные представления в большей степени подвержены изменениям, чем космологические,быстро откликаются на перемены в материальной среде. Космологические представления изменяются с большим запаздыванием .
На космологические представления, т.е. мировоззрение, «привычки души», важнейшее влияние оказывает языковая группа. В евразийских цивилизаций космологические представления испытали и влияние географического окружения, в котором возникала цивилизация. Т.к. материальные представления изменчивы, а космологические в целом нет,возможно, что цивилизация сохраняет «привычки души» даже при изменении материальных представлений и способов добывать средства на жизнь.Т.е. культуры не склонны менять свои космологические представления, хотя могут перенять материальные представления у другой цивилизации, если последняя открывает путь к более высокому уровню жизни. Так, капитализм был принят цивилизациями с самыми разными «привычками души» и моралью. Они могут модернизироваться без вестернизации.
Противоположная идея, что модернизация предполагает вестернизацию,т.е. капитализм требует принятия западных «привычек души», основана на уникальных исторических обстоятельствах.
Папская революция XI века (изменившая материальные представления), ставшая последствием папской «семейной» революции VI века (изменившей космологические представления), создала институциональную инфраструктуру для возникновения динамичного западного капитализма, что со временем привело к росту прометеевского типа и к «великому расхождению» в уровне жизни между Западом и остальным миром. Индия и Китай-примеры цивилизаций, не отказавшихся от своих коммуналистских космологических представлений ради западных, которые основаны на индивидуализме, но принявших материальные представления Запада путем заимствования правовой и институциональной инфраструктуры, порожденной правовой революцией папы Григория VII, и сделано это было во имя культивирования капитализма. Эти страны показали, что модернизация возможна без ве-стернизации, что можно принять капитализм, не теряя собственной души.
Западные космологические представления опираются на христианство(идеи об аде и рае).
Важно различиями космологические представления христианского Запада и др великих аграрных цивилизаций Евразии. У христианства есть ряд характеристик, которые объединяют его с исламом (с предтечей христианства — иудаизмом),но которых не найдешь в др. евразийских конфессиях.1)универсализм, никакие др не претендует на общечеловеческий характер;2)в отличие от христианства и ислама ост религии не предусматривают прозелитизма;3)лишь семитским монотеистическим религиям присущ эгалитаризм, все остальные евразийские конфессии предусматривают иерархическое социальное устройство. На равенстве человеческих душ в Евразии основаны только семитские религии. Дюмон: результатом этих различий становится расхождение между обществами чел-ка равного-все люди рождаются равными (как и провозглашали фр.просветители и американская Декларация независимости), и обществами чел-ка иерархического, не верящими ни во что подобное. Ни индивидуализм, в результате изменения западных космологических представлений, ни равенство, из космологических корней христианства, не являются частью «привычек души» великих евразийских цивилизаций Индии и Китая. Ислам не стал менять коммуналистский компонент своих космологических представлений и не принял индивидуализма со всеми его последствиями в сфере семейных отношений, и в отличие от китайской и индуистской культур, разделяет со своим семитским кузеном веру в равенство.
Т.о. не существует универсальных «привычек души». Вбивать свои «привычки души» в глотки других цивилизаций во имя универсализма равносильно тому же самому джихаду, и неважно, что это -универсальность христианских или мусульманских космологических представлений (ценностей и морали).
Справедливость и свобода
Майкл Оукшот описал два полярных западных понимания государства. В качестве гражданской ассоциации по отношению к «привычкам души» государство нейтрально, его задача- поддерживать внутренний порядок,у него нет собственных целей, таких как утверждение определенной системы морали, что и отличает его от государства, представляющего собой ассоциацию-предприятие.
Нормативные суждения об империях можно делать на основании того, являются ли они гражданскими ассоциациями (хорошие империи) или ассоциациями-предприятиями (плохие империи). Хорошие империи не пытались навязать населению свою мораль или мораль какой-либо особой группы, существующей в пределах их юрисдикции,довольствовались поддержанием порядка. Те,которые начинали с навязывания собственной морали(ранние этапы Бр. и Арабской империй), быстро меняли курс и далее управляли империей как гражданской ассоциацией. Оукшот: у государства-предприятия есть три главные сферы деятельности: государственное строительство, утверждение некоторой формы эгалитаризма и какой-либо конкретной религии, что позволяет говорить о связях между этикой, экономикой и политикой. Государство, рассматриваемое как гражданская ассоциация, не стремится насаждать мораль силой закона, а государство как ассоциация-предприятие-это делает.
Вопрос:что представляет собой мораль, которую пытаются утвердить антиглобалисты-современные последователи понимания государства как предприятия?
После того как в 1989 скончался «реальный социализм» (СССР),лишился всякого смысла протест против капитализма. Антиглобалисты сменили курс-хотят реформировать капитализм во имя свободы и справедливости. Современным классическим либералам, понимающим государство как гражданскую ассоциацию, трудно противостоять этим лозунгам, потому что в их традиции идее свободы принадлежит центральное положение, но какие законы такое государство должно обеспечивать санкцией и как укреплять свободу?
Философом-экономистом Энтони де Ясаи предложен новый систематический подход к принципам, лежащим в основе классического либерализма, позволяет обойти культурные обоснования, и найти в идее свободы что может быть одобрено всеми «привычками души», и позволяет отбросить многие из моральных притязаний (западную космологию), от которых отталкиваются критики глобального капитализма.
Де Ясаи доказывает, что концепция свободы не имеет существенного значения для классического либерализма. «Хорошо продуманная политическая доктрина, либеральная или не должна включать представления о том, является ли свобода ценной, а свободное общество — хорошим». Основанием для такого отрицания является то, что два аргумента, позволяющие утвердить личную свободу в качестве конечной ценности, ведут к релятивизму или порочному кругу. Были и есть многочисленные культуры, в которых свобода не является единственной ценностью. Второе оправдание личной свободы -свобода позволяет нам делать выбор в соответствии со своими предпочтениями- способность жить по своему выбору,автономия, и превращает личную свободу всего лишь в инструментальную ценность. вопрос: какой конечной ценности служит этот инструмент? Если ответ «свобода»- то порочный круг, а иная конечная ценность, -из другой культуры может сказать, что для него это не ценность.
Самая главная причина, по которой концепцию свободы нельзя использовать для обоснования классического либерального взгляда на общество и государство, связана с тем, что в просторечии «свобода» означает отсутствие намеренно создаваемых препятствий для действий индивидов, что приводит к смешению понятий «быть свободным» делать что-либо и «быть в состоянии» делать что-либо. Т.о., дискурс о свободе вырождается в дискуссию обо всем, что мы считаем хорошим, и наличие всех этих «хороших вещей» также называется «свободой».
Де Ясаи, основываясь на английской традиции обычного права, определяет основные принципы, которым должна соответствовать гражданская ассоциация и которые государство, рассматриваемое как гражданская ассоциация, должно поддерживать. «Основополагающее правило-человек свободен делать лишь то, что он в состоянии осуществить. Эта посылка ограничена двумя условиями совместимости:1)соотношения действия человека с его обязательствами,2) возможностью причинить ущерб». Этот принцип эквивалентен презумпции невиновности.
Помимо традиции обычного права, существует и альтернативная юридическая система, которую можно назвать континентальной или по де Ясаи, «публичным правом». В отличие от традиции обычного права, согласно которой люди свободны совершать действия, осуществимые и не запрещенные напрямую из-за возможного нарушения, в рамках альтернативной традиции индивидам запрещено предпринимать осуществимые действия, если они не разрешены напрямую различными законодательно зафиксированными «правами»(«билли о правах»)- все действия, которые они не охватывают, запрещены «по духу, если не по букве закона». Подобные «права» игнорируют основополагающий принцип классического либерализма: «Каждый, кто предлагает помешать другому совершать какие-либо осуществимые действия, должен доказать, что имеет право запретить данное осуществимое действие или препятствовать ему».данный принцип могут оспорить представители иной культуры как и вопрос о ценностях.Поэтому для его обоснования Ясаи использует не нравственно-интуитивный, а эпистемологический аргумент(связан с познанием-постулатами, которые м.проверить и подтвердить).
Если сравнивать две альтернативные традиции- положения обычного права, основанные на списке запрещенных действий, будут точнее, чем положения публичного права, основанные на списке разрешенных действий. Т.к. набор действий безграничен, перечислить то, чего делать нельзя, проще, чем то, что делать можно. традиция публичного права основана на презумпции виновности: «Пока не доказано, что действие не повредит и не нарушит обязательств, оно не может предприниматься». Если невозможно четко определить потенциальный вред от действия, то невозможно и доказать, что осуществимое действие никому не повредит. Аналогично с обязательствами: невозможно доказать, что никакие права не нарушаются. В рамках обычного права прокурор должен доказать. В рамках континентальной традиции, обвиняемый обязан доказать, что не нарушил ничьих прав и не нанес никому никакого ущерба.Традиция публичного права сопровождается высокими издержками и попадает в опасную зависимость от надзора судебных, административных и регулирующих органов»(США).
Права
Принцип свободы обычного права(запрете осуществимых действий), с эпистемологической т. зр более точен (поддается проверке),чем в рамках континентальной традиции(на разрешенных действиях). каковы будут результаты этого с т. зр прав собственности и прав человека?
Права собственности
Относить их к сфере прав- ошибочно. Если индивид свободен совершать любое действие, которое не является неправильным, т.е. не нарушает обязательств и не несет вреда другим, он- свободен делать что угоднои со своей собственностью. Между свободами и правами необходимо проводить различие. свободы не даруются другими, то права требуют от др обязательств(наприме-отношения найма-тн=еряется свобода распоряжения, но не право собств-ти).Распоряжаться своим имуществом м. по собственному усмотрению, исходя из свободы действий. способы приобретения собственности отвечают критериям справедливости, т.к. индивиды реализуют свою свободу, не нарушая каких-либо обязательств и не причиняя ущерба другим.
Отношения с землей. Если ничейная земля присвоена в рез-те добровольного присуждения права собственности и ничьи свободы при этом не нарушались-присвоение нельзя считать несправедливым с нравственной т.зр. Однако при завоевании и захвате-эти способы-несправедливы. Исторический опыт заставил большинство стран осознать, последствия хаоса(конфликты) приведет стремление исправить все недостатки в происхождении сегодняшних правовых титулов на собственность(пример конфликта израильтян и палестинцев из-за территории).
Права человека
Gрава -результат контрактов,официально зафиксированных или подразумеваемых,предусматривающих обязательства другой стороны. Т. о, «источником, основой и подтверждением прав одного человека является согласие другого». Согласие играет важнейшую роль при возникновении прав и обязательств(при социальных правах подразумеваются льготы, напрм право бедных на пособие и соцвыплаты). Подлинные права из контракта нельзя ограничить или ликвидировать без согласия правообладателя(конкретные права).
Существуют права человека — всеобщие права, основанные на тезисе о том, что принадлежность к человеческому роду дает определенные права, выходящие за рамки конкретных(соврем вариант «естественных прав»).Харт:они вытекают из всеобщего права- «равного права всех людей быть свободными». Они включают право на свободу слова, свободу вероисповедания, свободу передвижения, свободу дышать. Но в рамках традиции обычного права они оказываются просто излишними, ведь согласно этой традиции человек попросту свободен совершать любые осуществимые действия, не нарушающие его обязательств (конкретных прав других) и не причиняющие вреда другим. Лишь в рамках традиции публичного права их необходимо указать конкретно, поскольку все осуществимые действия требуют разрешения, в т.ч. право дышать, высказывать свои мысли, передвигаться и др. Но зафиксировать их все невозможное это=>бесконечным юр/ спорам. Индивидуальную свободу действий лучше защищает традиция обычного права, согласно которой каждый свободен предпринимать любые осуществимые действия, ограниченные лишь возможным ущербом для других и конкретными обязательствами (правами).
Капитализм с человеческим лицом
Cпособs, которыми противники капитализма оперируют понятиями свободы и прав, чтобы протащить различные концепции государства-предприятия под прикрытием мнимой поддержки классического либерального взгляда на государство как гражданскую ассоциацию. Fргументация отрицает возможность справедливого распределения собственности на основе контракта, справедливого перехода из рук в руки и права первоначального владения, ограниченного необходимыми по соображениям целесообразности законодательными пределами в плане исправления последствий несправедливого приобретения имущества в прошлом. Для противников капитализма собственность — результат совместных усилий в рамках общественного сотрудничества.
Основная часть богатства — продукт общественного сотрудничества, представляет собой «социальное наследие» и принадлежит всему обществу. Однако, признают целесообразным, чтобы часть этого общественного богатства принадлежала частным лицам. Т.о., определенная его доля может быть преобразована в частную собственность, но на условиях, выставленных «совладельцем» — обществом. Одно из таких условий -неприемлемость «социального отсечения» от этого богатства тех, кому отсутствие способностей не позволяют пользоваться благами, полученными в ходе общественного сотрудничества. А => государство как совладелец общ/ богатства должно своими полномочиямив принудительном порядке заставить поделиться частью собственности или дохода с обездоленными.
Эта конструкция, однако, построена на мифе о невозможности определить индивидуальный вклад каждого — как в прошлом, так и в настоящем — в общественное сотрудничество, породившее это общественное богатство.
Утверждается: любое богатство создано всем обществом в целом,возможно определить вклад каждого в это сотрудничество, исчисленной в оплате в рамках добровольного обмена. Эти средства были «проедены», в сэкономлены и инвестированы, и правовой титул на активы принадлежит тому, кто вложил в них деньги. Заставлять этих людей отдать кому-то то,что им принадлежит, чем они свободны распоряжаться по своему усмотрению, было бы несправедливо. все люди вносили свой вклад в создание и накопление общественного богатства, но это не означает, что все находятся у общества в долгу.
для получения результата совместных усилий в корпорации необходимо общественное сотрудничество, все сотрудники являются заинтересованными сторонами,но деятельность корпорации представляет собой серию добровольных обменов, основанных на контракте, согласно которому сотрудник обязан выполнять некие конкретные задачи за получаемое вознаграждение. Но всеобщего права заинтересованных сторон, на консультировние-не существует. Существование корпорации определяется существованием различных видов контрактов по получению для фирмы навыков и знаний работников. Дирижисты: капитал, которым распоряжается владелец фирмы предоставлен ему по соображениям целесообразности, в косвенную аренду от общ капитала, кот владеет гос-во, и оно ложно. Владелец фирмы приобрел свой капитал справедливым путем, за счет накоплений, и может делать с ним все, что пожелает. Этот капитал не общй собственность, переданной владельцу в пользование.
Другое несостоятельное утверждение:работодатели обладают способностью осуществлять экономическое принуждение, заставляя слабых подчиняться требованиям сильных. Но в данном случае реальные возможности, имеющиеся у более слабой стороны, путают ее с надеждами на более выгодные условия сделки. Использование полномочий государства для принудительного воплощения в жизнь надежд слабейшей стороны означает посягательство на свободу сильной стороны распоряжаться своим достоянием по собственному усмотрению, что несправедливо.Любые принудительные действия государства по отчуждению у человека справедливо приобретенной собственности для передачи ее другим исключаются, если воспринимать государство в духе классического либерализма — как гражданскую ассоциацию. Речь не может идти о перераспределительных налогах, т.к. они несправедливы. В большинстве обществ принято заботиться о социально незащищенных-гос трансферты, зачастую,со стороны частных лиц(родных,благотворительных организаций).
Выводы
Главное различие между первым ЛЭМП 19в под руководством Великобритании, и современной версией в условиях верховенства США-в первом случае реализовано классическое либеральное понимание государства — государства, не стремящегося насаждать мораль силой закона, а во втором случае, представлением о государстве как о предприятии, проявляющемся в насаждении гос. благотворительности внутри страны, и стремление экспорта западных ценностей(права человека, демократия) на международной арене. Бентам: идея прав человека - «напыщенный вздор». Государство, рассматриваемое-как гражданская ассоциация, будет защищать свободу своих граждан предпринимать любые действия, чтобы те не причиняли вреда другим и не вели к нарушению обязательств. Права возникают в результате добровольного соглашения между двумя сторонами: одна добровольно берет на себя обязательство, у др.- право. Такое понимание справедливости и свободы (в отличие от противоречивых правах) -основа английской традиции общего права. Разговоры о правах порождены континентальной традицией публичного права:справедливость требует получения разрешения на осуществление любых действий. Т.к.множество действий бесконечно, системам, основанные на правах, свойственны юр. споры о том, что позволено, а что нет. Напротив, в традиции общего права перечень запрещенных действий сведен к запрету причинять вред и нарушать добровольные обязательства=> меньше предметов для споров о том, какие действия индивидов разрешены. Люди вольны делать все, что не запрещено двумя условиями, ограничивающими их свободу.
С окончанием «реального социализма» люди, пораженные вирусом коллективизма, отказались от намерения разрушить капитализм, начали прилаживать ему «человеческое лицо». все разговоры о социальной ответственности корпораций и о капитализме стейкхолдеров совершенно необоснованны. Желание многих критиков глобализации использовать государство, чтобы силой закона навязать всем свое понимание морали, прямо противоречит классической либеральной традиции Запада. Государство должно ограничить себя предоставлением только тех общественных благ, которые составляют необходимую часть инфраструктуры эффективной глобализации, и защитой свободы, в рамках которой граждане вольны предпринимать любые действия, не приносящие вреда другим и не влекущие нарушения обязательств. Все прочие аспекты морали лучше всего предоставить семье и другим институтам гражданского общества.
Национализм и демократия
Только США –ед гарант стаб-ти. Свободный рынок, вопреки видимости, не торжествует. Преобладание формы государства, воплощающей представление о государстве-предприятии, означает, что лейзе фер и свободная торговля, ныне ушли в прошлое. После коллапса государств «реального социализма» в мире, наблюдалось движение от плановой экономики к рыночной, но этот рынок подвергается всевозможному регулированию и н\о, в т.ч. в силу эгалитаристской тенденции, свойственной взгляду на государство как на предприятие. Следует ли использовать державное могущество США, чтобы принести демократию в мир.А как быть с национализмом? Можно ли примирить Рах Атепсапа с демоном национализма(Вильсон и право наций на сомоопред-е).
Национализм
Нет ни одной идеи нац-ма, покоривших мир, что странно:1)в к.1МВ мир покорен идеей Вильсона об эпохе наций;2) «национальное движение» 19-20в .Политическая доктрина национализма возникла в Европе в н.19в(поворотным пунктом служила Реформация, поколебав единство христ мира, кого считать представителями Божьего з-на:католиков или потестантов, затем отделение общ-ва и гос-ва, выделение самоуправляемых общин и гос-в с сознанием культ идентичности..):человечество разделено на нации, характеризуемые отличными друг от друга культурами, а =>единственным легитимным видом правления является национальное самоуправление. Национализм отличен от патриотизма и ксенофобии, делит человечество на изначальные человеческие коллективы — нации, аспекты к-рых язык, раса, культура и религия. Кедоури: национализм «притязает на то, чтобы такие нации образовывали суверенные государства, члены нации приходят к свободе и полноте самореализации на пути культивирования идентичности нации, когда их личности погружаются в объемлющую их национальную целостность»(это не то же самое, что в Великобритании и США лояльность определенным политическим институтам).Объединение в нацию против борьбы с общим врагом. Не является национализм формой трайбализма. Б.Андерсон: волны национализма-1)»креольские войны» за освобождение Америки после войны за нез-ти;2)фр.революция и распространение по Европе ч\з наполеон армию, ее исток-противодействие фр доминированию, научн рев-я и эпоха Просвещения- распространение культ ниц-ма, языковой нац-м-ед язык,отождественно с нацией-гос-вом;3)офиц. Нац-м –ответ на угрозу евр династиям, с кот монархии пытались достичь единения с новыми нациями, основанными на языке, что привело к обр-ю империй и 1МВ;4)когда распространение зап империализма прямо или косв ущемило самоуважение местных высокостатных групп(Яп, П-Г).1МВ и Версальский договор-нац гос-ва-м\н норма.
Идея Вильсона о самоопределении, открывшая эпоху национальных государств, была основана на непонимании различия между континентальной идеей национальности, и идеей национальности у вигов. Унаследованное американцами представление(как у вигов, восходящее к Локку)-представительном правлении лучшую гарантию свободы. Однако Милль: в «Представительном правлении»: «Свободные установления требуют, чтобы политические границы совпадали с национальностями». Однако под национальностью Милль, и виги подразумевают не нацию в понимании националистов. Вигов интересовала, прежде всего, личная свобода, на континенте -идея национальности, определяемую расой или культурой.
Вильсон, воспитанный в англо-американской, от вигов понимания национальности:наилучшее управление получает тот народ, который живет в условиях самоуправления, противнки-Подлинно свободным народом является тот, который живет в собственном национальном государстве. Различие тонкое, но с очень далеко идущими последствиями... В суматохе мирной конференции свободу по ошибке приняли за двойника национальности».Началось распространение вируса национализма, который с окончанием эпохи империй дал возможность хищническим националистическим элитам открыть дорогу хаосу, вызванному их стремлением к расширению своей власти во многих частях третьего мира.
Новые национальные государства стран 3-го мира, бывшие колониями, не могли следовать практике «языковых националистов», т.е. основывать национальное государство на конкретной территории,обитатели которой говорят на определенном языке,не могли, т.к., территориальные границы были скроены имперскими державами не в соответствии с логикой этнической или языковой однородности, а под влиянием реальной пол-ки и военной удачи. Проблема официального языка (как у А-В). Если в многоязычном государстве один язык сделать официальным, его носители получат существенное преимущество, но это вызовет яростное сопротивление со стороны других языковых групп. Для смягчения ситуации колониальные националисты, вслед за А-В, сохранили лингва-франка былой империи в качестве официального языка. Далее проблема создания чувства национальной общности, как и европейцы, националистические элиты третьего мира в качестве инструментов модернизации приняли национализм и дирижизм.
Процесс экономического развития третьего мира порождает изменения в структуре распределения дохода и=> иерархии статусов,что м.б. воспринято как унижение одной субнациональной группы другой, националистическая риторика политической элиты может смениться требованиями о расчленении государственной территории,ради целостности нац территории. Только в отличающихся сравнительной однородностью культуры восточноазиатских государствах национализм выполнил свою эмоциональную и экономическую интегративную функцию, как ранее на Западе. Напротив, в более хрупких и плюралистичных политических системах Ю-В А, Ю. Азии и Африки националистическая риторика усугубляла проблемы национализма.
После деколонизации, новые национальные государства третьего мира попали в водовороты ХВ, США и СССР стремились перетянуть их на свою сторону. Многие оказали этому сопротивление, сформировав группу неприсоединившихся государств. После краха Советской империи ее население ждала судьба самоопределения, волны национализма, конфликты. Только в Индии и Китае империализм имеет прямой характер, при этом Китай осуществляет политику культурной гомогенизации, а Индия сохраняет полиэтничность, но оба сталкиваются с внутренним национализмом,угрожающим их территориальной целостности.
Вопрос: способен ли непрямой империализм удержать стабильность в большом числе несостоявшихся государств или государств-изгоев, или придется обратиться к методам прямого империализма?
Примеры Боснии, Косово, Ирака и Афганистана=>м/ предположить, что добровольная коалиция во главе с США удерживает эти регионы под своим прямым контролем. Наибольшая опасность не от угрозы открытых восстаний против иноземного владычества, а от населения оккупирующих стран и в первую очередь самих США. Постоянное отрицание,что США-империя, способны со временем свести на нет поддержку имперской политики внутри страны.Существуют ли моральные аргументы против империй в пользу национальных государств?
Пламенац рассмотрел аргументы «за» и «против» продолжения европейского правления народами колоний. Итог неоднозначен и зависел от оценки способности подвластных народов к самоуправлению,которая определялась тем, в какой мере они в колониальный период овладели заппад навыками управления, необходимыми для модернизации. Опасность-в передаче власти над людьми, хищническим элитам, в особенности тем из них, кто предъявлял претензии на преемство от колониального правления на основании европейских идеалов национального самоопределения. Главным обвинением Пламенаца в адрес европейских империалистов был расизм. Уязвленное самолюбие местных элит привело к мятежам, подорвавшим европейские империи. Он противопоставляет европейцев римлянам, которые вместо того, чтобы ассимилироваться с местными народностями или дистанцироваться от них, создали космополитическую имперскую элиту. «Они смешались с обладающими властью и богатством местными жителями и сформировали космополитический класс, носитель единой греко-римской культуры. Члены этого класса не утратили связей со своей родиной; двойная лояльность была не только возможна, но проста и естественна». Перед США, открыта та же возможность; если они поведут себя так же, как римляне, это уменьшит вероятность националистических мятежей, представляющих угрозу их имперскому доминированию.
Демократия
Национализм не универсален в качестве идеологии по идеалам классического либерализма, его следует избегать, а империи представляют собой наилучший способ уберечься от беспорядка, порождаемого националистами, что можно сказать об идеале представительного правления, в котором либералы видят наилучшее средство сохранения свободы? Одна из целей внешней политики США-продвижение демократии по всему миру. Демократия-лучший путь к процветанию,т.к.способствует совершенствованию госуправления, необходимого для экономического развития. Необходимо различать политическую, гражданскую и эк. свободу(условие развития). Гражданская свобода(английское общее право) обеспечивает соблюдение договоров. Эти две свободы лучше рассматривать как общую свободу.
Полит свободу в виде демократии н.продвигать для поддержания эк и гражд свободы?
Демократия и свобода
Конституционный либерализм(исх Великобр), стремился к защите гражданских и религиозных свобод. Представительная демократия развилась с ростом конституционного либерализма=свободные и честные выборы, верховенство права,защита свободы слова, вероисповедания, собственности. в процессе возвышения Запада либерализм (конечная цель) и представительная демократия (средство) не обязательно шли рука об руку, ведь в случае свободных и честных выборов(демократия) — результатом может оказаться нелиберальная демократия(большинство не поддерживает эк и гражде свободы, а подавлять их,напр мусульманские страны). Привлекательность демократии в том, что предотвращает развращающее воздействие абсолютной власти в автократических режимах, но м и не быть(примеры авторитарных лидеров 3-го мира, бывш коммун странах).=> Свобода не всегда сопутствует демократии. Достижению гражд и эк свобод не обязательно служит именно представительная демократия как ед. форма правления. Существует конфликт между свободой и демократией.
Демократия и мир
Демократия необходима для поддержания мира? Т.демокр мира- демократии не воюют друг с другом,не доказывает большего миролюбия демократий. В прошлом они воевали чаще и с большей ожесточенностью, чем другие государства, и противоречит Канту(первым предложил т. д. м.). Не доказано, что неограниченное господство демократического большинства с необходимостью ведет к миру. Многие мыслители связывали власть большинства с агрессивностью (Фукидид) или имперскими тенденциями (Макиавелли), например,в пользу решения об „этнической чистке" в отношении др демократических государств при голосовании может сложиться большинством г».Зрелые демократии не воюют между собой, то демократизирующиеся автократии воинственны, т.к. обычным спутником демократизации является национализм,что ведет к войне и этническим чисткам(пример- Фр при Наполеоне III, вильгельмовская Германия, Яп, Чечня, Арм, Азерб, Югославия). Т.о.неубедительны утверждения, что демократия нужна для поддержания мира.
Демократия и процветание
Не существует закономерной связи и между демо
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|