|
Примеры либерального экономического миропорядка
Империи обеспечивали мир. Создаваемый ими Рах в пределах общего экономического пространства приносил с собой процветание.Только в 20в было создано первое поистине глобальное экономическое пространство, когда британцы посредством своей империи и контроля над морями связали воедино большую часть мира. Возникли условия для глобального распространения джентльменского капитализма и создания подлинно либерального экономического миропорядка (ЛЭМП), основанного на британской внутренней политике лейзе фер, свободе торговли, золотом стандарте и защите прав собственности. 1МВ стала смертельным ударом для Британской империи. Экономические перипетии межвоенного периода разрушили 1 ЛЭМП. После 2МВ США в рамках принятой на себя имперской роли создали второй ЛЭМП с существенными отличиями во внешней торговле, валютных курсах и вмешательства государства в экономику, что стало причинами недовольства глобализацией. Второй период глобализации способствовал процветанию благодаря огромным взаимным экономическим выгодам стран-участниц нового ЛЭМП, возглавляемого США.
Вопросы: как 2 глоб империи Британская и Американская способствовали глобальному процветанию, об основаниях и результатах двух вариантов ЛЭМП+ возражения против распространения глобального капитализма в рамках нынешнего ЛЭМП.
Либеральный экономический миропорядок 20в.
1 ЛЭМП 19в создан под руководством Великобритании после отмены в 1846 году хлебных законов опирался на несколько столпов.
1)Свобода торговли. В сер 19в позволило Великобритании в одностороннем порядке ввести режим свободной торговли. США с самого основания не приняли экономически верного принципа одностороннего перехода к режиму свободной торговли, основная идея взаимность: импортные тарифы должны сокращаться только в ответ на аналогичные меры партнеров. В основе этого подхода лежала ошибочная посылка, что внешняя торговля представляет собой игру с нулевой суммой.
2)Laissez faire (ограничение роли государства) связан с политикой свободной торговли, принятый Великобританией в сер 19в.Гос-во рассматривается как гражданская ассоциация, а не ассоциация-предприятие. Гос-во должно избегать вмешательства в ход хоз. жизни и осуществлять лишь необходимые функции в области внешней политики, обороны,законодательства, правосудия, без чего невозможен внутренний порядок. Такова была официальная экономическая политика Великобритании до к.19в, когда первостепенную роль начало играть политическое возвышение людей и понимание роли государства как ассоциации-предприятия, нацеленной на внедрение эгалитаризма.
3)Золотой стандарт-обменные курсы валют фиксированы в результате привязки к золоту, обеспечивал механизм выравнивания дисбалансов в торговле и способствовал огромным международным перемещениям капитала, обеспечившим финансирование развития неосвоенных регионов мира(обе Америки, Австралию и Океанию). Система с фиксированными обменными курсами предполагает гибкость механизмов ценообразования, золотой стандарт стал невозможным, когда из-за профсоюзов в ПРС рынки труда утратили гибкость.
4)Мобильность труда. В условиях британского ЛЭМП свобода перемещения трудовых ресурсов через госграницы=>избыток труд силы Индии и Китая нашел применение на рудниках и плантациях, создание стало возможным в рамках МРТ в 19в. С возникновением в ПРС «государства всеобщего благосостояния» международная мобильность трудовых ресурсов сошла на нет из-за контроля над иммиграцией. «государства всеобщего благосостояния» превращают гражданство в ценный объект собственности, предоставляя гражданам страны право жить за счет своих сограждан.
5)Международные права собственности-самый важный элемент,м\н правовая сис-ма созданная для защиты прав собственности в т.ч.иностр.Основа- торговые договоры европ стран в сер 19. с учетом правил защиты прав собственности в м\н масштабе, и включены в общие принципы м\н права. Хаос 1МВ разрушил систему международных прав собственности.
Эти опоры ЛЭМП 19в создавали возможности для расширения торговли и эк. деят-ти в мире. Международная правовая система-неотъемлемый элемент Рах Британия.Вместе с экономической интеграцией на основе свободной торговли и системой международных расчетов с центром в Лондоне. позволяла империи выполнять первую в мировой истории программу комплексного развития. После 1815 года Британия стремилась создать систему союзов стабильности в мире (против гос-в вроде США, провозглашавших демократические республиканские ценности высшей добродетелью, и «союза выдохшихся правительств» Европы, видевших свое будущее в прошлом). Британия предлагала альтернативную концепцию либерального международного устройства- взаимной заинтересованностью в экономическом прогрессе и подкрепленного уважением к собственности, кредиту.
В период расцвета ЛЭМП 19в с 1850 по 1914 во многих регионах третьего мира впервые наблюдался устойчивый интенсивный рост:страны от традиционного экстенсивного роста (когда темпы развития производства совпадают с увеличением численности населения) переходили к росту интенсивному (устойчивому повышению дохода на душу населения) Ангус Мэддисон подытоживает достигнутое за этот период следующим образом: К1913 году Австралия и США по уровню благосостояния превзошли Великобританию. Большинство стран Западной и Восточной Европы, Ирландия, все западные доминионы, Латинская Америка и Япония превзошли Британию по темпам роста.
Крушение 1 ЛЭМП
1ЛЭМПпросуществовал недолго. В 20в его подорвал сначала «ползучий», а затем «галопирующий» дирижизм. Период экономического либерализма, эпоха Великих реформ 19в недолгий из-за реализацию провозглашенного Просвещением идеала равенства. Государство рассматривалось как ассоциация-предприятие, коммунистические страны, попытавшиеся законодательно ввести социалистический идеал равенства всех людей. Крушение их экономик с сильными деформациями. 1МВ принесла конец ЛЭМП 19в.К к.19в США –доминирующая эк-ка мира, после 1МВ ушли в изоляционизм. В период Великой депрессии, США не сыграли той роли, что взяла на себя Британия во время депрессии 1870-х годов, поддерживая открытость рынков для торговли и инвестиций (чтобы проводить правильную политику, обеспечивающую свободу торговли и движения капиталов, имперская гегемония не требуется (необходима только для обеспечения м\н прав собственности): этого курса все участники ЛЭМП придерживаются, исходя из собственных интересов, - довод сторонников классического либерализма против империй. В межвоенный период США не обеспечили защиту м\н прав собственности и отошли от свободной торговли и мобильности капитала. Принятые в межвоенный период тариф Смута-Хаули и «законы о голубом небе», запрещавшие американским банкам кредитовать правительства других стран-последний гвоздь в гроб ЛЭМП.
Хаос межвоенного периода разорвал паутину международного права и процедур защиты иностранного капитала. С н. 1МВ- 1929 ( м\н рынки капитала закрылись), США-крупн кредитор( американские ЗИ выросли в 6 раз и к 1929 сравнялись по объему с британскими). Но из-за ослабления британской гегемонии соблюдение м\н «правил поведения», разработанных в 19в, стало проблематично,США отказались принять политическую и военную ответственность, которая была на Британской империи.После 2МВ США осознали хаос их изоляционистской политики в межвоенный период, стремились воссоздать м\н правила 19вно не распространили их на страны 3-го мира, где цвел эк. национализм.После 1956(прецедент в Суэцком кнале по недопущению национ-ции)никто не мог дать отпор стремлени новых национальных государств утвердить приоритет суверенных прав над любыми м\н правами собственности. Не было барьеров на пути распада м\н правового порядка.
Т.о., м\н хаос 20в м.объяснить:США не заменили Бр.империю и не стали ее партнером в поддержания мирового порядка.не предприняли меры предотвращения прихода фашизма к власти, и не поддержали созданный ЛЭМП 19в. и продолжить процессы глоб-ции.После 2 МВ ША осознали роль империи приемника Британии, стали реализовавать меры в рамках Рах Америка.
Воссоздание нового ЛЭМП
После 2МВ, в ходе разработки Бреттон-Вудских соглашений, США попытались восстановить опоры ЛЭМП 19в. свободу торговли, золотой стандарт и свободное движение капиталов. Бр.империя распространяла эти принципы собств примером, соглашений,прямой и косвенной империалистской политики, США-по пути создания м\н институтов (ГАТТ,МВФ,ВБ).
1)Торговля. Вместо политики Британии либерализации торговли в одностороннем порядке и распространение этого принципа за счет собственной гегемонии США пошли по пути многосторонних, двусторонних переговоров о снижении торговых барьеров,т.к. американцы никогда не принимали классических либеральных аргументов в пользу свободной торговли, в отличие от британцев(понимали свободу торговли не как «игру с нулевой суммой» после отмены «хлебных законов» весь 19в придерживались этого курса, несмотря на все требованиями перейти к протекционизму во имя «справедливых правил торговли»). Для американцев торговля-«игрой с нулевой суммой»,стояли на позициях протекционизма. Лишь в течение с 1846- 1861 торговая политика США была относительно либеральной. Теоретическим оправданием протекционизма был тезис Гамильтона о защите новых отраслей.К 1890, когда американская промышленность перегнала европейскую, аргументы стали неубедительны, США превратили принцип взаимности в краеугольный камень своей торговой политики. Стремиться к взаимности-основной принцип США, старается обеспечить свободу торговли за счет взаимных уступок в рамках ВТО,однако подтверждая, что торговля -«игра с нулевой суммой» и отмена только на основе взаимности=>вопросы внутр политики перетекают в сферу внешнеторговой.
США признать, что односторонняя свобода торговли отвечает их интересам,=>отпадет нужда в ВТО с ее многосторонними переговорами на основе ошибочного принципа взаимности, аннулировать систему США двусторонних и региональных соглашений о свободе торговли,вносящие искажения в торговые отношения,и открыть границы для свободного движения Т,У,К как британцы в сер 19в.и Китай сегодня.
2)Валютные курсы. МВФ создан для восстановления золотодевизного стандарта. Доллар США привязан к золоту, а курс остальных валют зафиксирован к доллару и=>привязан к золоту. Но, в отличие от золотого стандарта, страны получили возможность менять фиксированный курс к доллару после консультаций с МВФ, если сталкивались с неравновесным ПБ. США лишены права менять курс к золоту и к др валютам.
Система потерпела неудачу,т.к. предполагала контроль за краткосрочными потоками капитала,кот создавали возможность спекулятивн атак.При свободных рынках капитала нет возможности различать потоки краткосрочного спекулятивного и долгосрочного инвестиционного.Когда невозможно было девальвировать доллар в условиях инфляционного давления из-за войны во Вьетнаме, упразднился золотодевизный стандарт. США перестали обменивать доллар на золото по фиксированному курсу и сделали курс доллара плавающим. При с-ме плавающих вал.курсов, исчезла нужда и в МВФ, регулировщике Бреттон-Вудской системы,прекратили существование причины в основе его создания. Современная валютн с-ма имеет децентрализованный характер и не требует никакого м\н сотрудничества.
3)Развитие. Инструментом, позволяющим направлять капиталы в страны третьего мира в целях их развития, должен был стать ВБ. в межвоенные годы многие из этих стран объявили дефолты, а в США приняты законы о голубом небе, запрещавшие американским финансовым посредникам держать ин.гос. облигаци, доступ на м\н рынки капиталов закрыт. Для бедных стран создан специальный орган для льготного кредитования Международная ассоциация развития (МАР)( средства западных стран), прератился в м\н агентство помощи развивающимся странам, отчасти связано с его ролью в ХВ: «привязать» неприсоединившиеся государства к свободному миру и способствовать экономическому развитию. Развитые страны также осуществляли двусторонние программы помощи- скорее борьба за политич влияние в 3-м мире в условиях ХВ, чем борьбе с бедностью. Доступ развивающихся стран на мировой рынок капитала приобрел политизированный характер,что контрастировало с 19в, когда частный капитал из Европы направлялся в регионы мира на рыночной основе. «помощь зарубежным странам» в рамках РахАтепсапа -на определенных условиях в целях распространения «правильной» экономической политики.
Вопрос:можно ли обеспечить порядок, необходимый для экономического процветания, каким-либо иным способом кроме прямого и непрямого империализма?
От плана к рынку
Крушение системы МТ и финансовых расчетов19в в межвоенный период, способствовавшей распространению импульса эк. роста, побудило страны третьего мира последовать примеру коммунистических государств начать проводить эк. политику, «устремленную внутрь».Парадокс: т.к.частичное воссоздание ЛЭМП под эгидой США привело к снижению торговых барьеров, а внутри сообщества развитых стран (ОЭСР) к устранению ограничений движения капитала и валютного контроля,все обернулось ростом МТ и доходов населения. Третий мир травмированный опытом межвоенного периода и поощряемый постулатами «экономики развития», отказался от либерализации. Лишь несколько малых стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур) стали исключением,что позволило получить эк. бум:повышения темпов роста.
В 1973 г ОПЕК в три раза повысила цены на нефть=>конец послевоенного золотого века,страны третьего мира стали создания Нового экономического миропорядка (НЭМП), в рамках которого их «сырьевое влияние» позволило бы перераспределить доходы от богатых стран к бедным, развивающиеся страны получали особые привилегии и льготы в рамках нарождающейся общемировой системы свободной торговли. Концепция НЭМП стала последней попыткой заменить либеральный порядок в торговле другим, оддающимся политическому регулированию. Однако «Сырьевое влияние», которым якобы обладали ОПЕК, оказалось иллюзорным, цена нефти в реальном выражении непрерывно понижается.
Следствие «путча», важное для третьего мира, связано с тем, как распорядились нефтяным богатством страны Ближнего Востока. Решение ОПЕК радикально изменило послевоенную ситуацию, при которой распределение международного капитала отличалось политизацией. Внутренние рынки ОПЕК не могли поглотить большие доходы, связанные с повышением цен на нефть,средства разместили за рубежом,на Западе,боялись конфискации капиталов, разместили их в офшорных филиалах крупных банков из мировых финансовых центров (евродолларовой рынок). Офшорные банки возникли в 1960-х вне юрисдикции и досягаемости финансовых органов и властей стран материнских компаний=>рост ликвидности офшорных банков, развитие кредитного рынка, посеяны семена долгового кризиса. Большинство заемщиков третьего мира (Латинской Америки, но не Восточной Азии) брали кредиты для устранения фискального дефицита,и оказались не в состоянии обслуживать внешний долг. Многие (Мексик) объявили дефолт- единств способ восстановить контроль над экономикой -либерализация. Начался длительный,процесс реформ. Либерализация экономики обеспечила многим развивающимся странам доступ к зарубежным прямым и портфельным инвестициям.,более предпочтительная форма заимствования, чем кредиты по плавающим ставкам, т.к.в этом случае риски, связанные с колебанием валют и доходов, делятся с иностранными инвесторами. Таким образом теперь в распоряжении развивающихся стран, появились устойчивые формы привлечения капиталов. Рыночные потоки капитала сегодня превышают политизированное финансирование за разл программ(МБРР..)Будущее этого политизированного сегмента под угрозой. Стагфляция после акции ОПЕК, в большинстве развитых стран привела к отказу от политики управления спросом в пользу стимулирования предложения .дирижизм отступает , самыми наглядными примерами смены экономического курса стали реформы в Китае в начале 1980-х.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|