Сделай Сам Свою Работу на 5

То есть степенью родства,





и потому неравных, наделов. Война, колонизация и т. д. искусственно изме­няют состав рода и тем самым размер наделов. Прежнее неравенство возрастает; 4) оно не имеет более своим основанием степень родства с тем же самым главой рода, а фактическое владение, выражающееся в самой обра­ботке. Сопротивление этому, отсюда: 5) Система более или менее периоди­ческого передела общинных земель п т. д. Первоначально передел касается одинаково усадеб (с прилегающим участком) {Wohnungsboden (mit Zube­hör)}, пахотной земли и сенокосов. Продолжающийся процесс приводит сначала к выделению в частную собственность усадебной земли [включая примыкающее к жилищу ноле и т. д.], позже также и пахотной земли и сенокоса. От старой системы общей собственности остается лишь в качестве beaux restes * общинная земля

[в смысле противопоставления земле, перешедшей в частную собственность] [или то, что раньше было только угодьями {Appertinenzien}]

и, с другой стороны, совместная семейная собственность; но и эта семья, в силу процесса исторического развития, все больше и больше сводится к частной отдельной семье в современном смысле (стр. 86, 87).



В) ИСТОРИЯ ПОЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНДИИ В ЭПОХУ ТУЗЕМНЫХ РАДЖЕЙ

Чем ближе к нашему времени памятники законодательства, тем много­численнее в них свидетельства признания общинной собственности на землю господствующим типом поземельных отношений в Индии. Причина этого: обычное право (местное), прежде почти совершенно исключенное из сводов законов, постепенно все больше и больше вносится в писаное право брахманов. В самом кодексе Ману 134 за королем признается право «прида­вать силу закона тому, что было установлено практикой ученых и добро­детельных мужей, принадлежащих к дважды-рожденным 135, каждый раз, когда выведенные из нее (этой практики) правила соответствуют юриди­ческим обычаям провинций, округов, каст и семейств». Из этих обычаев более поздние кодификаторы Индии, составители многочисленных сбор­ников, известных в индийской юридической литературе под названием «смрити» ш, черпали материал для толкования Ману. Обычное право доставляло главный материал для пополнения скудных чисто юридических и преимущественно чисто этических ** правил древнейших кодексов, регу­лирование которых первоначально предоставлено было внутреннему управ­лению сел, городов и провинций (стр. 89).



[Колбрук устанавливает дату «Вед» 1400 г. до н. э., а Элфин-стон в «.Институтах Ману» (основанных на отрывочных ре­лигиозных поэмах «Вед») — примерно 900 г. до н. э., хотя сэр Уильям Джонс, переводчик Ману, относит их ко времени примерно 1280 г. до н. э.; «Рамаяна» — это примерно 1400 г. до н. э.; «Махабхарата» — следующая историческая поэма, «Илиада» индусской литературы.]

* — остатков былой красы. Ред. ♦* У Ковалевского: частноправных. Рв9.



К. МАРКС


1) Ковалевский находит в Ману (см. цитату из французского перевода Луазелёр-Делрншана)

следы как общинного землевладения, так и одновременного возникнове­ния частной земельной собственности, либо путем выделения из общинных земель индивидуальных наделов, либо вследствие того, что новые поселенцы завладевали теми или другими участками общинных пустошей и леса и распахивали их, — однако, лишь с предварительного согласия общинно-родовых союзов» (стр. 90, 91).

[Цитаты о границах селений не указывают непосредственно на общинную собственность в селениях.]

Как теперь, так и в Индии IX в. {до н. э.}, наряду с земельной собствен­ностью целых родов и сел существует и нераздельная собственность отдель­ных семей на землю (книга IX, статья 104 Ману) (стр. 91). X В статье 20 книги IX упоминается X * о кооперативных обществах, то есть о людях, которые объединяются с целью содействовать, каждый своим трудом, успеху общего предприятия. Существование таких коопера­тивных обществ указывает на распространение в Индии с древнейших времен не только принципа общинного землевладения, но также и совместной эксплуатации земли членами родовых союзов; их возникновение можно объяснить лишь перенесением фактической общинной кооперации при обработке земли родовыми союзами на добровольные, основанные на до­говоре союзы, [в которых общая собственность и кооперация]. Аналогия с русской артелью (стр. 92).



[Однако это не согласуется с тем, что говорилось ранее; а именно, что у кочевых и даже диких народов еще до существования зе­мельной собственности — общей или частной, — {такие явле­ния} вызывались условиями охоты и т. д.]

Хотя общая собственность на землю является господствующим типом в эпоху кодекса Ману, все же уже встречается и частная собственность, на что указывает упоминание об огораживаниях, о захвате кем-либо чужого поля и т. д. (стр. 92). Этот кодекс знает и отчуждение семейной собствен­ности еще не путем дарения или завещания, несовместимых с принципом ее нераздельности, а путем продажи, и то только с согласия сограждан, родственников и соседей; но это указывает на возникновение отдельных вла­дений ** из индивидуальных наделов общинной земли; с другой стороны, Ману признает труд основанием собственности; этим он прямо указывает на возникновение последней путем обращения в пашню пустошей общины, что имеет место и по сей день в богатых землей «братствах» Пенджаба. «Очистка земли от джунглей, — говорится в отчете об управлении Пенд­жабом в 184951 годах, — часто рассматривается как веское и неопровер­жимое доказательство права собственности» (стр. 93). Последнее право, предоставляемое лицам, посторонним общине, можно объяснить огромными размерами общинно-родового землевладения (стр. 93).

Однако тот факт, что общинные пользователи превращают свои инди­видуальные наделы в частную собственность, ссылаясь на давность [дав­ность ** владения **, Alter des Besitzes],

* Поставленный здесь и вынесенный на поля такой же знак стоит в рукописи Маркса. Ред.

** Это слово написано Марксом по-русски. Ред.


Конспект книги m. Ковалевского «общинное землевладение» 177

Ковалевский считает возможным объяснить

лишь из опыта новейшей практики, который показывает, какая опасность грозит системе наделов, определяемых степенью родства, со стороны

I более отдаленных потомков и новых поселенцев, причем этот антаго­низм в конечном счете ведет даже к системе периодического передела

| общинных земель на равные наделы (стр. 93).

[Ковалевский считает, что владельцы (по степени родства) принимали профилактические меры против этой будущей опас­ности, превращая свои наделы в частную собственность. Дру­гими словами: он объясняет это положение вещей посредством гипотезы, что уже ко времени составления кодекса Ману вла­дельцы (по крайней мере, более крупных наделов соответственно степени родства) уже видели угрозу своему владению и потому старались превращать его в частную собственность. Если принять в качестве предпосылки эту тенденцию, непонятно, почему применение принципа давности, — который встречается повсюду наряду с этой тенденцией, — должно представлять особую трудность или казаться загадочным.]

Установление принципа давности владения сначала в 20, а затем в 10 лет, как титула приобретения частной собственности, является в моих (Кова­левского) глазах средством легального предотвращения (выхода *, Heraus­kommen aus der Gefahr) вышеупомянутой опасности и имеет своим последствием превращение по меньшей мере пахотной земли, а в некоторых местах и сенокосов в частную собственность ее временных владельцев (стр. 94).

[Гораздо проще сказать: раздоры вследствие увеличивавшегося неравенства наделов, которое со временем должно было при­вести к неравенству в других областях имущества, притяза­ний и т. д., короче, всякого рода общественному неравенству, — должно было вызвать со стороны фактически привилегирован­ных лиц стремление укрепиться в качестве собственников.]

Вышеуказанные причины самопроизвольного разложения родовых и сель­ских общин должны быть более древними, нежели влияния, оказанные в том же направлении постепенно организующейся кастой религиозно-уче­ного сословия, а также усилившейся властью племенных начальников (ста-' рейшин), ставших с течением времени раджами отдельных царств (кня­жеств) и, наконец, раньше или позже развившейся в сельском населении эмиграцией в городские промышленные и торговые центры, — эмиграцией, которая нарушала прежнюю связь народа с землей и неизбежно вела к раз­ложению родового принципа

[который, однако, снова появляется там, прежде всего в городах, в форме господства родов]

* Это олоно написано Марксом по-русски. Ред.


m


К. МАРКС


и общинного землевладения (стр. 94). В эпоху Ману эти последние 3 при­чины могли действовать лишь очень слабо или вообще не могли действовать. Ни В одной статье его кодекса не упоминается о праве раджей раздавать общинные земли, — что несколькими веками позже было в полном действии. Далее: брахманам было запрещено заниматься возделыванием земли, что исключало возможность дарения недвижимой собственности: в книге X, статья 115, также упоминается о дарении брахманам лишь движимости. Наконец, сельская жизнь решительно преобладала над городской, и про­цветал сохранившийся доныне обычай заниматься ремеслом и торговлей, не выходя за пределы сельских поселений (указ. место).

2) Период, начинающийся сводом законов Яджнявалкъи и институ­тами Парады 137 и заканчивающийся завоеванием страны мусульманами, то есть от IXV вв. до н. о. по VVI вв. н. э. и

до империи Моголов (15261761).

а) Использование общинно-родовых и сельских союзов для целей управ­ления и суда.

В обоих сводах законов Яджнявалкъи и Нарады члены сельских общин фигурируют под названиями общинных союзов или собраний родичей, которым центральная власть поручает полицейские и судебные функции, то есть охрану спокойствия. Это означает: эти родовые союзы и общины уже из независимых органов с этими функциями превращаются в низ­шие —■ полицейские и охранные инстанции государства.

[Принадлежавшие им первоначально общественные функции — суд и полиция — становятся теперь функциями, возложенными на них, вверенными и предписанными им государством.]

С этого момента солидарное пли общее поручительство (круговая * порука*), с древнейших времен связывавшее их между собой, становится общей ответственностью перед государством **; в кодексах, определяющих ответственность родовых союзов за происшедшие в их пределах нарушения спокойствия, имеется целый ряд таких постановлений, [Такие постанов­ления встречаются также в целом ряде позднейших сборников законов, что дает возможность проследить развитие в Индии тех или иных инсти­тутов частного или публичного права вплоть до нашего времени.] Таким образом возмещение [вира *], которое выплачивали раньше в пределах общины или родового союза [ближайшие родственники преступника] родственникам лица, пострадавшего от преступления или проступка, становится теперь денежным штрафом, уплачиваемым государству (пра­вительству, властям) как штраф за невыполнение возложенной на общину обязанности поимки преступника. Так, в статье 271, том II (Яджня-валкъя) — в случае обнаружения следов преступника в пределах сельской округи, виновным считается начальник селения. Так, в статьях 271 и 272, II тома Яджнявалкъи говорится: «Всякий раз, когда нельзя открыть следов убийцы или вора вне пределов сельской черты, денежная ответст­венность падает на селение, в округе которого совершено убийство; если след преступника найден в пределах соседней деревни, жители ее обязаны уплатить денежный штраф; если след обнаруживается в 5 или 10 деревнях, все и каждая из них в принудительном порядке несут денежную ответствен­ность» (стр. 95, 96).

* Это слово написано Марксом по-русски. Ред. •* У Ковалевского: центральной администрацией. Ред.


КОНСПЕКТ КНИГИ M, КОВАЛЕВСКОГО «ОБЩИННОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ» 179

Круговая порука общины в отношении уплаты, ею государственных налогов, разверстка которых среди ее членов проводится самой общи­ной X * — размер налогов ни в коем случае не должен превышать части чистого дохода общины («Институты» Народы, гл. XVII, статья 47) — приобретает юридический характер с подробной ее разработкой лишь в ко­дексах V и VI в. н. э. (стр. 96).

Кроме поддержания спокойствия и уплаты сборов, члены родовой общины выполняют функции гражданского и полицейского судопроизвод­ства, а также участвуют в разбирательстве так называемых бесспорных ** дел **. По поводу судопроизводства Яджнявалкщ, как и Нарада, упоминают в числе прочих судов собрания общинных совладельцев, которым, как выс­шим инстанциям, подчинены, с одной стороны, семейные советы, а с другой— собрания ремесленников, и которые, в свою очередь, имеют над собой назна­ченного королем высшего чиновника и самого короля. Объекты правосудия, подчиненные «суду соседей» (сожителей **) (ныне называемому «панчаятом»), по своему характеру те же, что и объекты судопроизводства марки, или об­щины, в германское средневековье, или, еще и доныне, волостных, или окружных (земельных) судов (судов ** верви **) в Швейцарии и России. Статья 5, книга II «Институтов» Нарады сохраняет за королем {разби­рательство} лишь запутанных дел; в отношении других судов выдвигается лишь требование о коллегиальном [а не единоличном] ведении дел. Отсюда следует, что все судебные иски, о которых упоминается в кодексах Яджня-валкьи и Нарады, проходили в низшей инстанции через суды ** общин ** [юрисдикция семейных советов (судов) и ремесленных судов имеет специфи­ческий характер]: прежде всего иски о нарушениях отдельным лицом или целой общиной границ владения. Согласно индийскому праву, как и русско­му, межи (termini) не подлежат давности (Ману, книга VIII, статья 200; Яджнявалкья, книга II, ст. 25) (стр. 97, сравни етр. 98). Если возникает такой спор по поводу границы между целыми общинами, то решение по такому процессу входит в компетенцию королевского суда (стр. 98). Рас­смотрению общинных судов подлежат также жалобы на совершение дей­ствий, имеющих целью последующий захват чужой собственности, как преднамеренное уничтожение тех или иных знаков ** межеваний ** (указ. место).

К другой категории процессов, подлежащих разбирательству общин­ных собраний ***, относится нарушение прав собственности отдельных членов или целой общииы путем потравы, присвоения чужих плодов, рубки чужого леса, самовольного возведения плотин и т. д., упоминаемые во многих статьях обоих названных кодексов. Разграничение между юрис­дикцией общинной и юрисдикцией королевской: каждый раз, когда судеб­ное дело требует применения одного из известных индийскому праву видов ордалий (ordeals), право вынесения приговора принадлежит суду короля или назначенной им судебной коллегии (Нарада) (стр. 99) [Согласно статье 104 V главы, I части «Институтов» Нарады, право прибегать к ордалиям признается за судьей каждый раз, когда он путем обращения к другим видам доказательств не может прийти к определенному выводу относи­тельно гражданской ответственности или уголовной виновности одной из Двух сторон.] (стр. 99). К третьей категории процессов, подлежащих веде­нию общинных судов, относятся всякого рода гражданские процессы, возни-

* Поставленный адесь и вынесенный на поля такой же знак стоит в рукописи Маркса. Ред.

*' Это слово написано Марксом по-русски. Ред. •*• У Ковапевского: сельских сходов. Ред.



К. МАРКС


кающие между лицами полноправными и не подсудными специальным судам в том случае, если при их решении применение ордалий не признается неизбежным (указ. место). (Специальным судам подчинены: члены нераз­дельных семей семейным судам, члены ремесленных и торговых корпора­ций ремесленным судам (указ. место)). (Ордалии, например, применяются в спорах о депозите, когда одна сторона отрицает получение его от другой; поэтому решения (согласно Нараде) в таких случаях принимаются исклю­чительно королевскими судами (указ. место)).

Уголовная юрисдикция, по-видимому, принадлежала исключительно королевским судам (стр. ^jfc—100).

Судопроизводство общин в так называемых бесспорных делах. Уже у Ману совершение купли-продажи недвижимой собственности требовало согласия соседей. Четыре века спустя принцип частной собственности на землю уже настолько окреп в обществе, что требуется еще лишь публич­ность такой продажи [то же и при дарении недвижимости], чему соответ­ствует обычай совершения акта в общинном собрании (стр. 100) (смотри примечание там же).

Эти статьи, касающиеся юстиции и полиции общин {der Kommunen}, в сводах законов V и VI в. и. э. являются единственным указанием на суще­ствование общин в этот период. Это и понятно, так как общинам было пред­писано в управлении своими имущественными отношениями руководство­ваться, как и до сих пор, местными обычаями и установлениями; обяза­тельная сила этих обычаев зачастую явно признается Яджнявалкьей и Нарадой (указ. место). [Относительно организации самих общин и форм общей собственности * имеются лишь отдельные следы (смотри ниже).]

В кодексе Ману не содержится ничего об организации общинного управ­ления; зато: Яджнявалкъя и Народа подтверждают назначение общинных старейшин (начальников) самими общинами, оба советуют выбирать их из среды лиц, понимающих как следует свои обязанности, бескорыстных и чистых душой; они предписывают членам общин беспрекословное пови­новение распоряжениям (предписаниям) выбранных таким образом лиц (стр. 101).

Нарада в некоторых статьях называет членов общинных собраний ** «родственниками», в других только «сожителями» *** (домочадцами, соседями). Следовательно, тогда существовали двоякого рода общины— «родовые общины» и «сельские» ***. Существование первых за 4 столетия до нашей эры у Страбона, кн. XV, гл. I (а именно в 327 г. до н. а. Алек­сандр Великий завоевывает Афганистан и переходит затем Инд на терри­тории, называемой Таксила, с князем которой Александр заключает союз против великого раджи Пора или Пуру, царствовавшего в Канори и гос­подствовавшего над всем Индостаном, и т. д.). Приведенная ниже выдержка взята из следующего сообщения македонского полководца Неарха (одного из полководцев Александра): «законы неписаные; они частью общие, частью специальные, сильно отличающиеся от законов других народов, и т. д. Другие совместно со всеми своими родичами собирают плоды урожая; и затем каждый берет себе необходимое для пропитания на год. X ****. Остальное они сжигают для того, чтобы необходимо было снова трудиться, а не жить праздно» 188,

* У Ковалевского: общего пользования землей. Ред. ** У Ковалевского: союзов. Ред. *** Это слово написано Марксом по-русски. Ред. * * * * Поставленный здесь и вынесенный на поля такой же знак стоит в руко­писи Маркса. Ред,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.