Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ НАТУРФИЛОС. ДЕМОКРИТА И НАТУРФИЛОС. ЭПИКУРА





1,1 Евсевий, «Евангельское подготовление», XIV, стр. 773 (изд. па­рижское): «Они впали между собой в такое разногласие, что один, напри­мер», (т. е. Эпикур) «принял величину всех без исключения атомов самой малой и потому неощутимой, а другой, Демокрит, признал, что некоторые атомы могут быть и очень большой величины».

181 Стобей, «Эклоги физические», I, 17: «Демокрит, например, го­ворит ., что возможно существование атома величиной даже с мир». Ср. (Плутарх), «О мнениях философов», I, стр. 235 и ел.

181 Аристотель, «О возникновении и уничтожении», I, 8: «Они[атомы], за малостью своих размеров, невидимы».

201 Евсевий, «Евангельское подготовление», XIV, стр. 749: «Демо­крит . признавал .. за первоначала всех вещей неделимые, созерцаемые разумом тела» Ср. (Плутарх), «О мнениях философов», I, стр. 235 и ел.

211 Диоген Лаэрции, X, 54: «Вот и насчет атомов нужно решительно признать, что они не обладают никаким присущим всем явлениям каче-стном, кроме только формы, тяжести, величины и всего, что необходимо связано с наличием формы». Ср. § 44.

221 Диоген Лаэрций, X, 42: «...к тому же атомы... представляют нечто неограниченное по разнообразию своих форм».



231 Диоген Лаэрций, X, 42: «...однако же по споим разновидностям атомы вовсе не представляют совершенно беспредельное множество, а только неопределенное».

**' Лукреций, II, 513 и ел.:

«...признать ты обязан, Что разнородность фигур у материи также предельна». Евсевий, «Евангельское подготовление», XIV, стр. 349: «Эпикур признает количество форм атомов определенным, а не беспредельным». Ср. (Плутарх), «О мнениях философов», указ. место.

25' Диоген Лаэрций, X, 42: «...атомов каждой из разновидностей в точном смысле слова бесконечное количество».

Лукреции, «О природе вещей», указ. место [II], 525 и ел.: «...Ибо, хоть и положены грани Разнице в формах, должны похожие первоначала Или бесчисленны быть, иль материи вся совокупность Будет конечною, что невозможно, как я доказал уж».

261 Аристотель, «О небе», III, 4: «Но ведь, конечно, вывод, как неко­торые его формулируют, например, Левкиип и Демокрит, уроженец Абдер, лишен вероятности... И вдобавок к этому они еще утверждают, что ввиду того что тела различаются формами, а эти формы бесчисленны, то бесчисленны и простые тела. Но каково свойство и какова форма каж­дого элемента в отдельности, они никак не определили, но только припи­сали огню сферическую форму, воздух же и все прочее...»



Филопон, указ. место: «...они» [т. е. атомы] «имеют не только разную форму...»

п> Лукреций, «О природе вещей», указ. место [III, 479 и ел.: «Первоначала вещей...

Лишь до известных границ разнородны бывают по формам. Если бы не было так, то тогда непременно иные Были бы должны семена достигать величин необъятных.


ПРИМЕЧАНИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ



Ибо, при свойственных им одинаково малых размерах, Не допускают они и значительной разницы в формах.

Если ж иные еще получить ты желаешь фигуры, Части другие тебе прибавить придется...

И, таким образом, форм новизна приращение тела Вслед за собою влечет; а поэтому нечего думать, Будто вещей семена беспредельно различны по формам».

281 Ср. прим. 25.

281 Диоген ЛаэрциИ, X, 44 и 54.

301 Бруккер, «Руководство по истории философии», [1747], стр. 224.

311 Лукреций, «О природе вещей», I, 1052:

«Тут одного берегись и не верь утверждению, Мсммпй, Что устремляется все к какому-то центру вселенной».

321 Диоген Лаэрций, X, 43: «...и движутся они [атомы] с равной скоростью ввиду того, что всем им, как легчайшему, так и тяжелейшему из них, пустота предоставляет одинаковый простор для вечного движе­ния». 61: «Разумеется также, что атомы должны по необходимости обла­дать одинаковой скоростью, когда они несутся через пустоту при отсут­ствии какого бы то ни было сопротивления. Ведь раз ничто не будет оказывать сопротивления их движению, то тяжелые будут нестись не с большей скоростью,чем малые и легкие, равно как и малые сравнительно с большими, если у первых на всем протяжении будет соответственный путь и вторым не будет встречаться никакого препятствия».



Лукреций, «О природе вещей», II, 235 и ел.: «Наоборот, никогда никакую нигде не способна Вещь задержать пустота и явиться какой-то опорой, В силу природы своей постоянно всему уступая. Должно поэтому все, проносясь в пустоте без препятствий, Равную скорость иметь, несмотря на различие в весе».

831 Ср. гл. 3.

341 Фейербах, «История новой философии». Гассенди, цит. соч., XXXIII, 7: «Эпикур, которому, быть может, этот эксперимент ни­когда и в голову не приходил, додумался, однако, трактуя об атомах, до такого вывода, до которого мы только недавно дошли путем опыта. Именно, в полном соответствии с реальным фактом одинаковой скорости движения тел при падении сверху вниз, несмотря на громадное различие их по своему весу и массе, Эпикур установил, что все атомы, хотя бы они по своей величине и весу представляли огромную разницу, тем не менее в своем движении имеют, один сравнительно с другим, одинаковую ско­рость».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

НЕДЕЛИМЫЕ НАЧАЛА И НЕДЕЛИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ *

х) Apitoya xswû [Стобей, «Эклоги физические», I, стр. 306] отнюдь не значит: «не заполняют никакого пространства», во значит: «непричастны пустоте»; это все равно, как в другом

* Название главы дано Марксом по-гречески. Ред.


РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ НАТУРФИЛОС. ДЕМОКРИТА И НАТУРФИЛОС. ЭПИКУРА

месте у Диогена Лаэрция сказано: «не имеют раздельности частей». Точно так же надо толковать это выражение и у Плу­тарха, «О мнениях философов», I, стр. 236, и у Симплиция, стр. 405.

2) И этот вывод тоже неверен. То, что не может быть разде­лено в пространстве, вовсе не существует поэтому вне простран­ства и безотносительно к пространству.

31 Шаубах, указ. соч., стр. [549] — 550.

*' Диоген Лаэрций, X, 44.

61 Диоген Лаэрций, X, 67: «Ничто нельзя мыслить само но себе бес­телесным, за исключением пустоты».

в) Диоген Лаэрций, X, 39, 40 и 41.

71 Диоген Лаэрций, VII, [гл ] I, [§ 134]: «Они» (т. е. стоики) «ут­верждают, что существует разница между первоначалами и элемен­тами: первые извечны и нетленны, а элементы уничгожимы действием огня».

81 Аристотель, «Метафизика», IV, 1 и 3.

в) Ср. указ. место.

101 Аристотель, «Метафизика», указ. место, 3: «На таком же основа­нии говорят и об элементах тел, называя так те предельные составные части, на которые разлагаются тела, в то время как сами эти предельные части уже не разделяются на другие, отличающиеся друг от друга по виду... Оттого-то все малое, простое и неразложимое называется эле­ментом».

111 Аристотель, «Метафизика», I, 4.

121 Диоген Лаэрций, X, 54.

(Плутарх), «Колот», стр. 1110: «Приведенные [положения Демо­крита] в такой же степени неотделимы от положений Эпикура, как по их [эпикурейцев] собственному высказыванию, форма и вес от атома».

13) Секст Эмпирик, «Против математиков», стр. 420.

141 Евсевий, «Евангельское подготовление», XIV, стр. 773: «Эпикур... признает атомы недоступными ощущению...». Стр. 749: «Имеют они» (т. е. атомы) «свои особые формы, созерцаемые умом».

161 (Плутарх), «О мнениях философов», I, стр. 246: «Сам он» (т. е. Эпикур) «признал неуничтожимыми еще следующие четыре различного рода субстанции: атомы, пустоту, беспредельность и однородные частицы; последние и суть гомеомерии и элементы». Стр. 249: «Эпикур же учит, что тела не ограничены; первичные, в качестве простых, и прочие, как результат их сцепления, все имеют тяжесть».

Стобей, «Эклоги физические», I, стр. 52: «Метродор, наставник Эпикура, утверждает: первопричины — это атомы и элементы». Стр. 5: «Эпикур... считает неразрушимыми следующие четыре субстанции:


ПРИМЕЧАНИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ



атомы, пустоту, беспредельность и однородные частицы,которые называются также гомеомериями и элементами».

16) Ср. там же.

171 Цицерон, «О высшем добре и зле», I, 6: «Затем следуют... атомы, пустота,., сама бесконечность, которую они [Демокрит и Эпикур] на­зывают беспредельностью».

Диоген Лаэрций, X, 41: «Да и на самом деле вселенная бесконечна... И действительно, вселенная бесконечна как в силу множества тел в ней, так и в силу величины ее пустого пространства».

181 Плутарх, «Колот», стр. 1114: «Так вот что мы должны принять за начала для возникновения сущего — бесконечность и пустоту; но последняя бездейственна сама и недоступна воздействию, она бестелесна, а первая — хаотична, бессмысленна, неограниченна, сама себя разла­гает и приводит в расстройство, в силу того что из-за ее бесчисленности ею нельзя овладеть и ее нельзя ограничить».

181 Симплиций, указ. соч., стр. 488.

201 (Плутарх), «О мнениях философов», стр. 230: «Метродор же го­ворит: «...что число миров беспредельно по своему множеству, это яв­ствует из того, что беспредельно число первопричин.., а первопричинами являются атомы или элементы»».

Стобей, «Эклоги физические», I, стр. 52: «Метродор, наставник Эпикура, утверждает: первопричины — это атомы и элементы».

211 Лукреций, «О природе вещей», I, 820 и ел.:

«Те же начала собой образуют ведь небо и землю, Солнце, потоки, моря, деревья, плоды и животных». Диоген Лаэрций, X, 39: «И действительно, вселенная всегда была такой, какова она теперь, и вечно останется такой же. Ибо нет ничего, во что она могла бы превратиться. Ведь кроме вселенной нет ничего, перейдя во что, она могла бы совершить свое превращение... Вселенная есть тело...». 41: «Эти [образующие мир тела] неделимы и неизменны, если только все не должно распасться в небытие. Они имеют силу устоять при распадах сцеплений, оставаясь незатронутыми по своей природе, и исключают всякую возможность как-либо или во что-либо распасться».

* 221 Диоген Лаэрций, X, 73: «...и все они [миры] в свою очередь рас­падаются, одни быстрее, другие медленнее; одни претерпевают эту ги­бель от одних причин, другие — от других». 74: «Итак, понятно также и утверждение его [Эпикура] о разрушимости миров в результате изме­нений в их частях».

Лукреций, V, 108 и ел.:

«И не на деле уж лучше уверимся мы, а рассудком, Что уничтожиться все с ужасающим грохотом может...» Лукреций, V, 373: «Смерти не замкнута дверь ни для свода небес, ни для

солнца, Ни для земли, ни для вод на равнинах глубокого моря, — Настежь отверста она и зияет огромною пастью».

28> Симплиций, указ. соч., стр.425.

241 Лукреций, И,796:

«... и что начала вещей никогда освещаться не могут...»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.