Процесс перерождения: взаимозависимое возникновение
Опубликовано сб, 11/10/2012 - 11:43 пользователем Elena
В учении о взаимозависимом возникновении Будда объясняет, как происходит перерождение.
Взаимозависимое возникновение – это не теория эволюции мира из первоматерии, а учение о рождении и смерти. Оно не пытается разрешить загадку абсолютного источника жизни, а изучает причины страданий и перерождений с целью избавления от житейских невзгод.
Для понимания зависимости перерождения от определенных условий и для развития интуитивного видения природы вещей необходимо усвоить учение Будды о двенадцати звеньях цепи перерождений, учение о взаимозависимом возникновении.
Неведение – это первое звено, причина круговорота бытия. Незнание своей истинной природы, подлинной природы вещей – это и есть неведение, препятствующее пониманию.
Неведение обусловливает возникновение волевых импульсов (sankara), которые включают в себя и нравственные, и безнравственные мысли, слова и поступки. И хорошие, и плохие деяния, прямо или косвенно проистекающие из неведения, ведут к продолжению скитаний в океане самсары. С другой стороны, благие поступки, свободные от заблуждения, ненависти и жадности, ведут к избавлению от страданий.
Волевые импульсы обусловливают сознание перерождения, возникающее в момент зачатия.
Одновременно с сознанием перерождения возникают ум и форма (nama-rupa). Из этих психофизических феноменов развиваются органы чувств.
Органы чувств соприкасаются с объектами.
Контакт вызывает ощущения или чувства.
В зависимости от характера ощущений появляется страстное желание, обусловливающее привязанность к желаемому объекту.
Привязанность ведет к становлению (bhava), которое, в свою очередь, обусловливает будущее рождение.
Старость и смерть – следствия рождения.
Эти звенья или условия, вращающие колесо бытия, сводятся к следующему закону: возникновение причины влечет за собой появление следствия; исчезновение причины устраняет и следствие. Другими словами: если возникает А, то возникает и В; если прекращается А, то прекращается и В.
Рассмотрение взаимозависимого возникновения в обратной последовательности помогает прояснить существо вопроса. Старость и смерть свойственны телесному организму, обладающему шестью органами чувств. Сперва такой организм должен быть рожден. Но рождение – это неизбежный результат накопленной ранее кармы или действий, обусловленных страстным желанием. Такое желание возникает с появлением ощущения. Ощущение появляется благодаря контакту органов чувств с объектами. Однако органы чувств не существуют изолированно от тела и ума. Ум возникает с сознанием перерождения, которое появляется вследствие непонимания истинной природы вещей.
Это чередование рождений и смертей продолжается бесконечно. Начало его непознаваемо, как непостижимо состояние, в котором поток бытия чист и незамутнён неведением. Процесс перерождения прекратится, когда неведение трансформируется в мудрость, и будет реализована нирвана.
Условия перерождения человеком
Опубликовано сб, 11/10/2012 - 11:52 пользователем Elena
Согласно научной точке зрения все мы представляем собой продукт слияния сперматозоида и яйцеклетки наших родителей. Наука не дает убедительного объяснения развития сознания, хотя это гораздо важнее, чем процесс формирования человеческого тела.
С точки зрения науки, мы все произошли от родителей. Таким образом, жизни предшествует жизнь, хотя о первоисточнике жизни наука молчит.
Буддизм учит, что все мы порождены своими деяниями, а родители всего лишь снабжают нас строительным материалом. Существованию предшествует существование. В момент зачатия обусловленное кармой сознание оживляет плод. Эта невидимая кармическая энергия, происходящая из прошлого рождения, создает ментальные и физические феномены, формирующие человека.
Касаясь вопроса о том, каковы условия для зачатия и рождения существ, Будда говорил: "Жизнь зарождается при совпадении трех условий. Если отец и мать встретились, мать не способна к зачатию и отсутствует "рождающееся существо", то семя жизни не прорастет. Если мать и отец встретились, мать способна к зачатию, но отсутствует "рождающееся существо", то семя жизни не прорастет. Если мать и отец встретились, мать способна к зачатию и присутствует "рождающееся существо", то при наличии всех трех условий возникнет новая жизнь".
Для того чтобы здесь появилось "рождающееся существо", кто-то должен умереть. Рождение существа означает возникновение совокупностей или психофизических феноменов, соотносящееся со смертью в прошлой жизни. Это подобно тому, как восход солнца в одном месте означает его заход в другом. Это загадочное утверждение легче понять, представив жизнь в виде волны, а не прямой линии. Рождение и смерть – всего лишь фазы одного и того же процесса. Рождение предшествует смерти, а смерть, в свою очередь, предшествует рождению. Постоянное чередование рождений и смертей, происходящее в каждом индивидуальном потоке сознания, представляет собой вечное странствование, именуемое самсарой.
Если бы наука могла создавать жизнь из неживой материи и выращивать детей в колбах, то все эти достижения не смогли бы поколебать буддийскую доктрину кармы и перерождения. Кармическая энергия может проявляться через витальные элементы, соединенные и естественным, и искусственным путем. Искусственное воспроизводство живых организмов может поставить крест на теории божественного творения, но только не на буддийском объяснении феномена жизни.
Условия перерождения: ниямы
Опубликовано сб, 11/10/2012 - 11:57 пользователем Elena
Карма сама по себе не может создать жизнь. Карма – это только один из пяти факторов, или процессов, или ниям, которые действуют в физической или ментальной сферах. Каждый из этих факторов способствует зарождению жизни и является необходимым условием ее существования. Любой ментальный или физический феномен можно объяснить этими всеобъемлющими процессами, или ниямами, проявляющимися в форме законов бытия.
1. Utu niyama: относится к неорганическому миру. Этому закону подчиняются такие явления, как сезонные ветры и дожди, смена четырех времен года, перемена погоды, причины ветра, дождей, жары и т.п.
2. Bija niyama: относится к органическому миру и включает в себя закономерности развития зародышей и семян. В соответствии с этим законом рис вырастает из зернышка, сахар и мед имеют сладкий вкус, некоторые фрукты обладают особыми свойствами и т.п. Научная теория клеток и генов, физическое сходство близнецов входят в сферу действия этого закона.
3. Kamma niyama: имеет отношение к причине и следствию. Этот закон бытия устанавливает, что хорошие и плохие деяния соответственно дают хорошие и плохие результаты. Карма неизбежно создает результат, который проявляется в форме врожденных тенденций, а не в виде поощрения или наказания. Эта причинно-следственная связь естественна и необратима, как траектория солнца и луны.
4. Dhamma niyama: относится к категории норм. Природные феномены, сопровождающие последнее рождение Бодхисаттвы, гравитация и прочие подобные законы природы, знание о том, что такое хорошо и что такое плохо, принадлежат к сфере действия этого закона.
5. Citta niyama: охватывает группу законов, связанных с психикой. Эта категория включает в себя феномены сознания и его проявлений, силу ума и т.п. Все непризнанные наукой психические явления включены в эту категорию (телепатия, телекинез, сверхъестественное знание о прошлом и будущем, ясновидение, яснослышание и пр.).
Типы рождения и смерти живых существ
Опубликовано сб, 11/10/2012 - 12:06 пользователем Elena
Четыре типа рождения
В буддизме говорится о четырех типах рождения: рождение из яйца, рождение из лона, рождение из влаги, саморождение.
Саморождающиеся существа, как правило, невидимы физическим зрением. В силу накопленной кармы они возникают сразу, не проходя через эмбриональную стадию развития. К этой группе существ относятся духи (преты) и различные божества (деви, брахмы).
Четыре типа смерти
Буддисты считают, что смерть вызывается одной из четырех причин или их сочетанием.
1. Истощение репродуктивной кармической энергии.
Буддизм учит, что мысль, волевой импульс или желание, которые были самыми сильными в момент смерти, приобретают характер доминанты, обусловливающей следующее рождение. Этот последний миг имеет особое значение. Когда потенциал репродуктивной кармы истощается, прекращаются органические процессы материальной формы. Это происходит даже в тех случаях, когда отпущенный существам срок жизни еще не истек. Такое часто встречается у тех, кто пребывает в низших мирах, но иногда случается и в других сферах бытия.
2. Истечение естественного срока жизни.
Продолжительность жизни зависит от сферы бытия. К этой категории относится естественная смерть от старости.
3. Смерть как следствие одновременного истощения репродуктивной кармической энергии и истечения естественного срока жизни.
4. Противодействие сильной кармы, пресекающей поток репродуктивной кармы еще до истечения срока жизни.
Этой причиной обусловлены детские смерти, внезапные и безвременные кончины.
Согласно буддизму, смерть - это прекращение психофизического существования индивидуума. Она наступает с уходом жизненной силы, т.е. потока сознания. Единственное различие между переходом от одной мысли к другой во время жизни и переходом от последней мысли умирающего в сознание перерождения состоит в наличии или отсутствии очевидных признаков физической смерти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|