|
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ПРАВИЛА ИНКОТЕРМСМ 990/2000
Термины инкотермс-2000
давца в выборе условий и направления перевозки, указывая на то, что продавцу необходимо заключать договор перевозки «на обычных условиях и по обычно принятому направлению»(пункт А.З.а).
Выбор продавцом судна или судоходной компании, условий и направления перевозки также непосредственно затрагивает и интересы покупателя, т.к., например, от выбранного продавцом судна, способа транспортировки зависят расходы на оплату перевозки, которые, в конечном итоге, включаются в цену товара, уплачиваемую покупателем; также от этого зависят дальнейшие расходы покупателя по приемке товара, его подвозе в конечный пункт назначения в стране покупателя и др. Поэтому, покупателю рекомендуется согласовывать с продавцом в договоре купли-продажи условия перевозки. Требования к перевозке, которые содержатся в договоре купли-продажи, должны обязательно учитываться продавцом при выборе им перевозчика и заключении договора перевозки.
Продавцу можно порекомендовать предусматривать в договоре перевозки адекватную ответственность перевозчика за несвоевременное прибытие товара в пункт поставки, за порчу или утрату товара во время перевозки, которые произошли по вине перевозчика, т.к. за подобные нарушения покупатель может привлекать к ответственности продавца. В подобных же случаях продавец, в свою очередь, может привлечь к ответственности перевозчика и получить от него компенсацию, которая полностью или частично покроет расходы продавца, понесенные им при уплате компенсации покупателю за эти же нарушения. Хотя необходимо отметить, что ответственность перевозчика, ее виды и размеры во многих случаях определяются соответствующими международными или национальными нормативными актами по вопросам морских перевозок и стороны договора перевозки, как правило, не могут самостоятельно увеличить либо уменьшить объем ответственности перевозчика.
При заключении договора перевозки продавцу, по условиям термина DES, необходимо учитывать, что покупатель должен забрать товар с судна в порту назначения и, следовательно, организовать и оплатить разгрузку судна. Поэтому продавец должен заключать договор перевозки (фрахтовать судно) на таких условиях, по которым и он сам, и судовладелец освобождаются от осуществления разгрузки товара (груза) с судна в порту назначения.
Как уже упоминалось в предыдущих комментариях, морские перевозки разделяются на трамповое и линейное судоходство. В трамповом судоходстве грузы перевозятся судами по нерегулярным рейсам, без четкого расписания, по отдельным договорам с грузоотправителями или грузополучателями, которые называются чартерными договорами. В линейном судоходстве грузы перевозятся по регулярным линиям, на которых работают одна или несколько конкретных судоходных компаний, между четко определенными портами, по установленному расписанию. Особенностью линейного судоходства является то, что в оплату перевозки (во фрахт), как правило, включается и стоимость разгрузочных работ в порту назначения. Так как оплату перевозки (фрахта) по условиям термина DES осуществляет продавец, то ему будет затруднительным нанять для перевозки товара (груза) линейное судно, потому что в этом случае, оплачивая стоимость перевозки (фрахта), он вместе с этим оплатит и стоимость разгрузочных
21-2-2129
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС-1990/2000
Термины инкотермс-2000
работ в порту назначения, что вступает в противоречие с условиями термина DES, согласно которым стоимость разгрузочных работ в порту назначения должен оплачивать покупатель, а не продавец. Исходя из этого, продавцу для перевозки товара, по условиям термина DES следует нанимать (фрахтовать) трамповое судно по чартерному договору, который предусматривает фрахтование всего судна, его части или отдельных судовых помещений для перевозки груза по указанному маршруту.
При фрахтовании судна, между продавцом и судовладельцем (судоходной компанией) должен подписываться чартер с условием - «free out». Это условие означает, что стоимость разгрузочных работ не включается в стоимость фрахта (это соответствует термину DES). В некоторых подобных случаях в чартере может содержаться оговорка «free in and out» (FIO), которая означает, что судовладелец освобождается также и от осуществления погрузочных работ в порту отправления. В данной ситуации продавцу необходимо будет отдельно от оплаты фрахта оплачивать и погрузку товара на судно в порту отправления, поскольку, безусловно, погрузка товара на судно возлагается на него, исходя из сущности термина DES.
Итак, организацию выгрузки товара с судна и ее оплату, согласно термину DES, производит покупатель, в то время как перевозку товара организовывает и оплачивает продавец. В этой связи необходимо обратить внимание на следующее. Для разгрузки судна устанавливается определенное время - сталийное время, которое указывается в договоре перевозки (чартере) или определяется в соответствии с нормами, действующими в порту разгрузки.В случае если груз (товар) не выгружен полностью из судна в установленное для этого время, перевозчик может взыскать с фрахтователя (которым по термину DES является продавец, заключающий договор перевозки) штраф за простой судна под разгрузочными операциями свыше установленного в чартерном договоре срока, несмотря на то, что разгрузку судна производит покупатель. Такой штраф называется демередж. Поэтому в договоре купли-продажи продавцу рекомендуется предусматривать уплату покупателем такого демереджа в его пользу за просрочку последним разгрузки судна, и при этом сумму данного демереджа желательно согласовывать с суммой демереджа, который может быть взыскан с продавца перевозчиком по чартерному договору.
С другой стороны, за досрочное проведение разгрузки судна судовладелец может уплачивать фрахтователю (продавцу) премию - диспач.Поэтому стороны могут предусмотреть в договоре купли-продажи положение о том, что продавец уплачивает покупателю диспач за досрочную выгрузку последним товара (груза) с судна. При этом, опять-таки, желательно согласовывать размер диспача по договору купли-продажи с размером диспача по чартерному договору (договору перевозки).
В соответствии с пунктом Б.4, покупатель обязан «принять поставку товара с момента его предоставления продавцом в распоряжение покупателя» на борту судна, в согласованном (или выбранном продавцом, если стороны не согласовали в договоре купли-продажи) пункте поставки в порту назначения, в установленную дату или согласованный период времени.Поставка, не соответствующая пункту А.4 (о требованиях к поставке говорилось выше), в том числе преждевременная поставка или запоздалая поставка товара продавцом, будет рассматриваться как нарушение усло-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|