Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1





3" ' ' *•" "' < ' " %' x •"*•"'" *»™™, my^ ^ ^"*\,

ПРАВИЛА «HtCOTlPMC-1990/2000

Термины инкотермс-2000

О транспортных документах (товарно-транспортных накладных), используемых при разных видах перевозок, говорилось в предыдущих комментариях к терминам FCA, CFR, СРТ. В этом комментарии будут рассмотрены лишь некоторые вопросы ка­сательно железнодорожных перевозок, которые больше всего используются в сочета­нии с термином DAF.

Международные железнодорожные перевозки с/на территорию Украины регулируются в соответствии с'международными соглашениями о железнодорожном грузовом сообщении (см. ст. 4 Устава железных дорог Украины, которая была приведена в Подборке законода­тельства к термину FCA). Эти перевозки осуществляются на основании договоров перевоз­ки и оформляются соответствующими накладными по установленным международными со­глашениями формам. Железнодорожная накладная является документом, подтверждающим наличие договора перевозки и удостоверяющим принятие груза к перевозке.

До 1991 года бывшие социалистические страны, входившие в Совет экономичес­кой взаимопомощи, руководствовались при железнодорожных перевозках грузов по территориям этих стран Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Это Соглашение помимо прочего регламентировало форму же­лезнодорожной накладной, которая называлась накладной СМГС. И хотя в 1991 году из Соглашения вышли европейские страны, но форма накладной СМГС при отправке грузов с/на территорию стран бывшего СССР, в том числе и Украины, сохранилась и данная накладная продолжает применяться в настоящее время (см. выдержку из «Ин­струкции о порядке оформления перевозочных документов, взимания провозных пла­тежей при перевозках грузов в межгосударственном и в международных сообщениях», которая была приведена в Подборке законодательства к термину FCA).



Железнодорожную накладную выписывает отправитель груза (т.е., в нашем случае, экспортер) или его экспедитор. Накладная СМГС состоит из пяти листов:

- первый лист - оригинал накладной, который сопровождает груз до станции назна­чения и выдается получателю вместе с пятым листом и грузом;



- второй лист - дорожная ведомость, сопровождающая груз до станции назначения и остающаяся на дороге назначения; выдается столько дорожных ведомостей, сколько дорог участвует в перевозке;

- третий лист - дубликат накладной, который выдается отправителю после заклю­чения договора перевозки;

- четвертый лист - лист передачи груза, сопровождающий отправку до станции на­значения, который остается на дороге назначения;

- пятый лист - лист уведомления о прибытии груза, который сопровождает отправ­ку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом и грузом.

Таким образом, украинский экспортер товара при передаче товара железнодорож­ному перевозчику должен получить дубликат накладной СМГС. Украинский импортер товара должен получить при прибытии груза вместе с самим грузом оригинал наклад­ной СМГС и лист уведомления о прибытии груза.

Европейские страны руководствуются Конвенцией о международных железнодо­рожных перевозках (КОТИФ/COTIF) от 1980 года, в частности, Приложением В к этой Конвенции, содержащим условия перевозок грузов, которое называется Единые пра-

ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1

шкет

,* $ * , * .*,

Термины инкотермс-2000

вила МГК. Украина не является участницей указанной Конвенции. Конвенция КОТИФ предусматривает немного иную форму железнодорожной накладной, которую называ­ют накладной КОТИФ.Поэтому при осуществлении перевозки со стран СНГ, в том числе и Украины, когда часть пути груз будет проходить через европейские страны, до­говор перевозки и накладная СМГС оформляются до пограничной станции железной дороги страны, граничащей с СНГ, где договор и накладная СМГС будут переоформ­лены в договор и накладную КОТИФ. Такая же процедура, только в обратном порядке (накладная КОТИФ переоформляется в накладную СМГС), производится на погра­ничных станциях при отправках товаров в страны СНГ, в том числе в Украину.



Необходимо отметить, что украинский экспортер товара может оформлять соответст­вующую транспортную накладную до согласованного пункта поставки на границе или же, по просьбе покупателя, до указанного им конечного пункта назначения товара в стране им­порта (сквозной транспортный документ). Однако в тех случаях, когда железнодорожная перевозка груза будет проходить по территории нескольких стран, в одних из которых при­меняется накладная СМГС, а в других - накладная КОТИФ, то украинский экспортер не сможет выписать единую сквозную железнодорожную накладную до конечного пункта назначения в стране импорта. В этом случае он сможет лишь выписать накладную СМГС до пограничной станции страны, в которой используется накладная СМГС, а после этого уже он или покупатель (в зависимости от их договоренности) должен переоформить на­кладную СМГС в требуемую иную железнодорожную накладную, например, КОТИФ.

Кроме указанных выше транспортных документов (накладных) к соответствую­щим перевозимым товарам прилагаются и иные необходимые в конкретных слу­чаях товаросопроводительные и коммерческие документы (упаковочные листы, отгрузочные спецификации, сертификаты качества, счета-фактуры, таможенные документы на вывоз и транзит и др.).

В пункте А. 8 Правил ИНКОТЕРМС (термин DAF) предусмотрено, что при нали­чии договоренности между продавцом и покупателем об осуществлении электронной связи транспортные документы и иные доказательства поставки могут быть заменены эквивалентными извещениями по электронной связи (EDI). Однако применение ука­занного положения украинскими субъектами ВЭД в их отношениях с зарубежными контрагентами представляется довольно затруднительным в связи с отсутствием необ­ходимой правовой основы для этого в украинском законодательстве.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.