Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей». Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.





Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограничено дееспособными, безвестно отсутствующими, объявленными умершими, нахождение родителей в розыске, местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующих выполнению родительских обязанностей, отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставление их родителей в органах здравоохранения, которые обнаружены брошенными и в других случаях отсутствия попечения родителей.

формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатное воспитание. Рассмотрим ключевые моменты каждой из этих форм. Усыновление. Является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приравнивается к родному с юридической точки зрения, т.е. получает все права и обязанности родного ребенка, как имущественные, так и неимущественные. Усыновление производится строго в судебном порядке. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке. При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие на усыновление. Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между ним и ребенком должна быть не менее 16 лет. Тайна усыновления охраняется законом. Опека и попечительство. Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка. Приемная семья. Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Патронатное воспитание. Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства. На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.






27. Постинтернатная адаптация детей-сирот (основные сферы, этапы, уровни, формы, критерии).
28. Понятие «дети, находящиеся в социально опасном положении». Модель работы по защите нуждающихся детей.



находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, усыновители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
- воспитываются в семье, где родители или иные законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам и т.п.;
- вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
- являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
- пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
- оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Модель:

Во-первых, выявление неблагополучия и признание детей находящимися в социально опасном положении.

Во-вторых, предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите и об отобрании его у родителей. Таким образом, некоторые функции по опеке и попечительству делегированы сегодня не только отделу образования исполкома (как это было ранее), но и комиссии.

В-третьих, решение о целесообразности лишения родителей родительских прав принимается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (т.е. коллегиально) в два этапа: сначала - отобрание ребенка на срок до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку); затем - рассмотрение вопроса о лишении родителей родительских прав в судебном порядке, если не удалось восстановить нормальное состояние семьи.

В-четвертых, объединение всех материальных и человеческих ресурсов, имеющихся в распоряжении разных ведомств района, для решения главной задачи - помощи конкретной семье и конкретному ребенку. Для этого руководителем местного исполнительного и распорядительного органа как главой органа опеки и попечительства утверждается межведомственный план защиты прав и законных интересов ребенка. Этот план предполагает обязательную периодическую оценку эффективности работы с семьей.

Пятой особенностью является социальный патронат семьи и вовлечение самой семьи, а также окружения ребенка (не только родителей, но и, возможно, других родственников, соседей, членов трудового коллектива и др.) в процесс реабилитации семьи как главного условия выведения ребенка из категории признанного находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в государственной защите.


29. Нормативно-правовое обеспечение защиты и поддержки детей с ограниченными возможностями.

​ К основополагающим документам мирового сообщества в отношении прав инвалидов относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., и Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами безразличии любого свой​ства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограни​чений», «все равны перед законом и имеют право на защиту про​тив любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».

Среди актов Совета Европы необходимо назвать Европейскую конвенцию о социальном обеспечении и Европейскую конвенцию о со​циальной и медицинской помощи. Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние.

Признание международным сообществом за инвалидами рав​ных прав, однако, не позволяет отрицать, что объективно инва​лиды представляют собой социальную группу, имеющую опре​деленные особенности, заключающиеся в наличии ограничений жизнедеятельности. Из этого следует, что предоставление инва​лидам равенства в правах может быть обеспечено лишь путем со​здания для них особых условий, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. В Декла​рации о правах инвалидов, принятой в 1975 г. подчеркивается, что инвалиды должны быть защи​щены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначен​ные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность. По мнению экспертов ООН, основ​ные права, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, – это права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права. Инвалиды имеют право на медицинское или функциональное лечение, протезные и ортопедические аппараты, социально-ме​дицинскую помощь и реабилитацию, позволяющие им полностью интегрироваться в общество.

Нормативно-правовым обеспечением защиты и поддержки детей с ограниченными возможностями в Республике Беларусь являются:Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», Положение о доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» и др.

 


30. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих попаданию несовершеннолетних в обстановку, представляющую опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающую требованиям к их воспитанию или содержанию, либо повлекших совершение несовершеннолетними преступлений или иных антиобщественных действий, а также на реабилитацию несовершеннолетних, попавших в социально опасное положение. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (далее – Программа), закрепляет приоритеты воспитания, определяет основные направления и содержание воспитательной и социальной работы и направлена на защиту прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, в учреждениях образования Республики Беларусь.

ЦельПрограммы – содействие предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- выявление детей, нуждающихся в государственной помощи и защите;

- организация социально-педагогической, психологической и правовой помощи детям, находящимся в социально опасном положении;

- создание условий, необходимых для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся;

- совершенствование системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям;

- расширение спектра предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи;

- формирование эффективной комплексной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

- мониторинг качества воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

31. Постановление Совета Министров РБ «Об утверждении Положения о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми–сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей».
32. Регулирование труда женщин и несовершеннолетних.
33. Постановление Совета министров РБ «Об утверждении положения о патронатном воспитании».

Патронатное воспитание предполагает передачу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях или обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в семьи на каникулы, выходные, праздники.

Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане обоего пола, за исключением:

лиц, лишенных родительских прав;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 85-1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;

Дети, находящиеся на воспитании в учреждениях, передаются на патронатное воспитание в целях формирования у них позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления их родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации.

Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего функции по опеке и попечительству над детьми по месту жительства патронатного воспитателя (далее - управление (отдел) образования), о наличии условий, необходимых для воспитания детей.

Договор патронатного воспитания заключается по форме согласно приложению.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Опека, попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняется за руководителями учреждений.

Контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание.


34. Уголовное преследование несовершеннолетних

Уголовное преследование несовершеннолетнего – процессуальная деятельность, связанная с его преследованием в случае, когда он поставлен в положение подозреваемого и обвиняемого. До этого уголовным преследованием не является. Уголовное преследование имеет цель изобличить подозреваемое или обвиняемое лицо в совершении преступления. Если подозреваемое лицо не причастно к преступлению, то его «изобличение» не является уголовным преследованием. Правовое положение в уголовно-процессуальных отношениях зависит от функции, которую он выполняет в судопроизводстве. Их может быть две: обвинения и защиты. Отношения с участием несовершеннолетних составляют значительную часть системы ювенальной отрасли права, активно формирующейся в современной России. Нормы уголовного судопроизводства, регулирующие правовое положение несовершеннолетнего уже активно используются в ювенальной юстиции, а этот термин не вызывает удивления. Уголовное дело разрешают суд, дознаватель, следователь или прокурор. Они же могут и прекратить его. Следователь может прекратить уголовное дело, если несовершеннолетний был незаконно подвергнут уголовному преследованию. Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего может быть прекращено по нереабилитирующим основаниям в случае примирения сторон или в случае его деятельного раскаяния, а так же если дознаватель мотивирует применение мер воспитательного характера, а суд его удовлетворит. Обвинительная функция предполагает предъявление обвинения в совершении несовершеннолетним преступления. Это означает, что прокурор, частный обвинитель или законный представитель требуют, чтобы в отношении несовершеннолетнего были приняты меры, предусмотренные законом и по возможности возмещен нанесенный несовершеннолетним ущерб или причиненный вред. В зависимости от тяжести совершенного преступления уголовное преследование может быть частным, частно-публичным или публичным. По делам частного и частного-публичного обвинения уголовное преследование осуществляют прокурор, следователь и дознаватель от имени государства. Только эти лица имеют право возбудить уголовное дело и осуществлять его производство. Участие в деле других лиц — их право, но не обязанность. Защита заключается в полном или частичном опровержении выдвинутого против несовершеннолетнего подозрения или обвинения и в выявлении обстоятельств, оправдывающих его.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.