|
Понятие «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей». Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограничено дееспособными, безвестно отсутствующими, объявленными умершими, нахождение родителей в розыске, местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующих выполнению родительских обязанностей, отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставление их родителей в органах здравоохранения, которые обнаружены брошенными и в других случаях отсутствия попечения родителей.
формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатное воспитание. Рассмотрим ключевые моменты каждой из этих форм. Усыновление. Является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приравнивается к родному с юридической точки зрения, т.е. получает все права и обязанности родного ребенка, как имущественные, так и неимущественные. Усыновление производится строго в судебном порядке. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке. При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие на усыновление. Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между ним и ребенком должна быть не менее 16 лет. Тайна усыновления охраняется законом. Опека и попечительство. Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка. Приемная семья. Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Патронатное воспитание. Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства. На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.
27. Постинтернатная адаптация детей-сирот (основные сферы, этапы, уровни, формы, критерии). 28. Понятие «дети, находящиеся в социально опасном положении». Модель работы по защите нуждающихся детей.
находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, усыновители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые: - воспитываются в семье, где родители или иные законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам и т.п.; - вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия; - являются жертвами физического, психического или иного вида насилия; - пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф; - оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Модель:
Во-первых, выявление неблагополучия и признание детей находящимися в социально опасном положении.
Во-вторых, предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите и об отобрании его у родителей. Таким образом, некоторые функции по опеке и попечительству делегированы сегодня не только отделу образования исполкома (как это было ранее), но и комиссии.
В-третьих, решение о целесообразности лишения родителей родительских прав принимается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (т.е. коллегиально) в два этапа: сначала - отобрание ребенка на срок до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку); затем - рассмотрение вопроса о лишении родителей родительских прав в судебном порядке, если не удалось восстановить нормальное состояние семьи.
В-четвертых, объединение всех материальных и человеческих ресурсов, имеющихся в распоряжении разных ведомств района, для решения главной задачи - помощи конкретной семье и конкретному ребенку. Для этого руководителем местного исполнительного и распорядительного органа как главой органа опеки и попечительства утверждается межведомственный план защиты прав и законных интересов ребенка. Этот план предполагает обязательную периодическую оценку эффективности работы с семьей.
Пятой особенностью является социальный патронат семьи и вовлечение самой семьи, а также окружения ребенка (не только родителей, но и, возможно, других родственников, соседей, членов трудового коллектива и др.) в процесс реабилитации семьи как главного условия выведения ребенка из категории признанного находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в государственной защите.
29. Нормативно-правовое обеспечение защиты и поддержки детей с ограниченными возможностями.
К основополагающим документам мирового сообщества в отношении прав инвалидов относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., и Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами безразличии любого свойства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «все равны перед законом и имеют право на защиту против любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».
Среди актов Совета Европы необходимо назвать Европейскую конвенцию о социальном обеспечении и Европейскую конвенцию о социальной и медицинской помощи. Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние.
Признание международным сообществом за инвалидами равных прав, однако, не позволяет отрицать, что объективно инвалиды представляют собой социальную группу, имеющую определенные особенности, заключающиеся в наличии ограничений жизнедеятельности. Из этого следует, что предоставление инвалидам равенства в правах может быть обеспечено лишь путем создания для них особых условий, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. В Декларации о правах инвалидов, принятой в 1975 г. подчеркивается, что инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначенные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность. По мнению экспертов ООН, основные права, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, – это права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права. Инвалиды имеют право на медицинское или функциональное лечение, протезные и ортопедические аппараты, социально-медицинскую помощь и реабилитацию, позволяющие им полностью интегрироваться в общество.
Нормативно-правовым обеспечением защиты и поддержки детей с ограниченными возможностями в Республике Беларусь являются:Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», Положение о доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» и др.
30. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих попаданию несовершеннолетних в обстановку, представляющую опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающую требованиям к их воспитанию или содержанию, либо повлекших совершение несовершеннолетними преступлений или иных антиобщественных действий, а также на реабилитацию несовершеннолетних, попавших в социально опасное положение. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (далее – Программа), закрепляет приоритеты воспитания, определяет основные направления и содержание воспитательной и социальной работы и направлена на защиту прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, в учреждениях образования Республики Беларусь.
ЦельПрограммы – содействие предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- выявление детей, нуждающихся в государственной помощи и защите;
- организация социально-педагогической, психологической и правовой помощи детям, находящимся в социально опасном положении;
- создание условий, необходимых для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся;
- совершенствование системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям;
- расширение спектра предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи;
- формирование эффективной комплексной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
- мониторинг качества воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
31. Постановление Совета Министров РБ «Об утверждении Положения о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми–сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей». 32. Регулирование труда женщин и несовершеннолетних. 33. Постановление Совета министров РБ «Об утверждении положения о патронатном воспитании».
Патронатное воспитание предполагает передачу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях или обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в семьи на каникулы, выходные, праздники.
Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане обоего пола, за исключением:
лиц, лишенных родительских прав;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;
лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;
лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 85-1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;
Дети, находящиеся на воспитании в учреждениях, передаются на патронатное воспитание в целях формирования у них позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления их родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации.
Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего функции по опеке и попечительству над детьми по месту жительства патронатного воспитателя (далее - управление (отдел) образования), о наличии условий, необходимых для воспитания детей.
Договор патронатного воспитания заключается по форме согласно приложению.
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Опека, попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняется за руководителями учреждений.
Контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание.
34. Уголовное преследование несовершеннолетних
Уголовное преследование несовершеннолетнего – процессуальная деятельность, связанная с его преследованием в случае, когда он поставлен в положение подозреваемого и обвиняемого. До этого уголовным преследованием не является. Уголовное преследование имеет цель изобличить подозреваемое или обвиняемое лицо в совершении преступления. Если подозреваемое лицо не причастно к преступлению, то его «изобличение» не является уголовным преследованием. Правовое положение в уголовно-процессуальных отношениях зависит от функции, которую он выполняет в судопроизводстве. Их может быть две: обвинения и защиты. Отношения с участием несовершеннолетних составляют значительную часть системы ювенальной отрасли права, активно формирующейся в современной России. Нормы уголовного судопроизводства, регулирующие правовое положение несовершеннолетнего уже активно используются в ювенальной юстиции, а этот термин не вызывает удивления. Уголовное дело разрешают суд, дознаватель, следователь или прокурор. Они же могут и прекратить его. Следователь может прекратить уголовное дело, если несовершеннолетний был незаконно подвергнут уголовному преследованию. Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего может быть прекращено по нереабилитирующим основаниям в случае примирения сторон или в случае его деятельного раскаяния, а так же если дознаватель мотивирует применение мер воспитательного характера, а суд его удовлетворит. Обвинительная функция предполагает предъявление обвинения в совершении несовершеннолетним преступления. Это означает, что прокурор, частный обвинитель или законный представитель требуют, чтобы в отношении несовершеннолетнего были приняты меры, предусмотренные законом и по возможности возмещен нанесенный несовершеннолетним ущерб или причиненный вред. В зависимости от тяжести совершенного преступления уголовное преследование может быть частным, частно-публичным или публичным. По делам частного и частного-публичного обвинения уголовное преследование осуществляют прокурор, следователь и дознаватель от имени государства. Только эти лица имеют право возбудить уголовное дело и осуществлять его производство. Участие в деле других лиц — их право, но не обязанность. Защита заключается в полном или частичном опровержении выдвинутого против несовершеннолетнего подозрения или обвинения и в выявлении обстоятельств, оправдывающих его.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|