Кодекс РБ «Об образовании».
Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года
Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года
Кодекс Республики Беларусь об образовании - это своеобразная конституция, которая регулирует любые вопросы в данной сфере, взаимоотношения между участниками образовательного процесса на всех уровнях. Необходимость создания этого свода законов была закреплена в Программе социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, одобренной III Всебелорусским народным собранием. В кодексе систематизированы и упорядочены действующие нормы права, разработаны новые нормы для регулирования отдельных уровней образования, сохранена преемственность в правовом регулировании образовательной деятельности.
Кодекс об образовании состоит из Общей и Особенной частей и включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов и закрепляющие основы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Особенная часть охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного образования, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей.
В Беларуси каждый имеет право на образование. Для реализации этого права обеспечивается развитие сети учреждений образования, сохранение бюджетного финансирования, развитие системы кредитования граждан, получающих образование, равенство белорусского и русского языков в обучении. При желании обучающихся или их законных представителей могут создаваться группы, классы, детские сады, школы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства. Более того, при наличии условий образовательный процесс может полностью осуществляться на иностранном языке. Предусмотрено право граждан на организацию образовательного процесса на основе культурных традиций и ценностей белорусского народа, сохранены лучшие приобретения белорусского образования - национальные черты, государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий. Кодекс дает возможность получать образование любого уровня каждому жителю страны, независимо от его возраста, жизненной ситуации, здоровья.
Кодекс официально вступил в силу 1 сентября 2011 года.
Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;
2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;
Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование.
Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
14. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы
Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы (далее – Национальный план) является программным документом, направленным на создание благоприятных условий для жизни и развития детей, защиту их прав и законных интересов.
В Республике Беларусь создана и совершенствуется в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка (далее – Конвенция) и другими международными договорами нормативная правовая база, направленная на обеспечение условий для реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье, всестороннее развитие, защиту от насилия, сохранение здоровья, получение образования и социальную защиту.
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением социальной политики Республики Беларусь.
Детское здравоохранение обеспечивает доступность и преемственность всех уровней оказания медицинской помощи: 99,9 процента детей охвачены диспансерными осмотрами, 98 процентов составляет охват профилактическими прививками. В республике стабилизирован уровень общей детской заболеваемости.
Республиканские научно-практические центры, обладающие высококвалифицированными кадрами и соответствующим оборудованием, оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь детям, внедряют в детское здравоохранение малоинвазивную хирургию, лазеро- и криохирургию, методы кохлеарной имплантации, лечения ретинопатии недоношенных детей, трансплантацию органов и другое. Выполняются все существующие в мире кардиохирургические операции детям, в том числе новорожденным.
Новые перинатальные методики и технологии позволяют выхаживать новорожденных с массой при рождении менее 1000 граммов. Показатель младенческой смертности и коэффициент детской смертности до 5 лет за последнее пятилетие снизились в два раза. За 2010 год младенческая смертность составила 4 на 1000 живорожденных, что соответствует уровню экономически развитых стран мира и является самым низким показателем среди государств – участников Содружества Независимых Государств.
Современная система образования основана на следующих основных принципах: обязательное бесплатное общее базовое образование, всеобщий доступ к дошкольному и профессионально-техническому образованию.
Более 75 процентов детей дошкольного возраста посещают учреждения дошкольного образования. Этот показатель является одним из самых высоких среди государств – участников Содружества Независимых Государств.
Показатель уровня грамотности молодежи в Республике Беларусь составляет 99,8 процента. Согласно Докладу ООН 2011 года о человеческом развитии по этому показателю Беларусь опережает многие государства, входящие в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала.
В Республике Беларусь успешно функционирует система дополнительного образования детей и молодежи. В учреждениях этой системы занимается каждый второй школьник страны. Созданы условия для самореализации детей в общественной жизни.
В Республике Беларусь сформирован механизм действенной защиты детей от ненадлежащих условий жизни и воспитания. Достигнуты позитивные результаты: по сравнению с 2006 годом на 15,5 процента уменьшилось число детей, лишившихся родительской опеки по решению суда о лишении родителей родительских прав, более чем в 2 раза – число отказов родителей от детей. Наблюдается положительная тенденция возврата детей в родные семьи по решению суда о восстановлении родителей в родительских правах.
15. Защита прав и интересов детей с особенностями психофизического развития
Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития:Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями учебного заведения, получение базового и профессионального образования, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.
Нормативно-правовое обеспечение защиты и поддержки детей с ограниченными возможностями.Основными документамив области защиты прав и интересов детей с ограниченными возможностями являются:
1. Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», который был принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов в целях предотвращения случаев возникновения инвалидности, улучшения качества жизни инвалидов, их социальной адаптации и интеграции в общество, а также восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций организма и имеющихся ограничений жизнедеятельности инвалидов в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.
2. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», который был принят 11 ноября 1991 г. В данном документе говорится о том, чтокаждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства. Настоящий Закон определяет государственную политику Республики Беларусь в отношении инвалидов и имеет целью осуществление эффективных мер по их социальной защите, обеспечении равенства и полноправного участия в жизни общества. Государственные органы Республики Беларусь обеспечивают получение инвалидами образования, профессиональной подготовки и их трудоустройство.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|