Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные тенденции социальной защиты детства в отдельных зарубежных странах





Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства

Возникновение международного сотрудничества по соблюдению прав ребенка связано с учреждением в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека. В 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. В том же году принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Генеральной Ассамблеей ООН были разработаны и приняты международные правовые акты, посвященные несовершеннолетним детям: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Эти правовые акты представляют собой международные стандарты, на которых базируется современная международная практика в области социальной защиты детства.
В 1991 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный саммит в поддержку детей. В 1993 г. Всемирная конференция по правам человека в Вене значительное внимание уделила правам детей, что нашло отражение в Венской декларации и Программе действий (принята 25.06.1993 г.). Результатом Берлинской конференции по проблемам детей в Европе и Центральной Азии (2001) стало принятие Берлинского обязательства в отношении детей Европы и Центральной Азии, которое содержит предложения по улучшению положения детей. В 2002 г. в Нью-Йорке состоялась Специальная Сессия Гене­ральной Ассамблеи ООН в интересах детей.
Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства
Организация Объединенных Наций; Генеральная Ассамблея ООН; Совет Безопасности; Всемирная организация здравоохранения; ЮНЕСКО; ЮНИСЕФ; Комитет ООН по правам ребенка; Совет Европы; Европейский суд по правам человека.
Развитие сети уполномоченных по правам ребенка
Детский омбудсмен (или омбудсмен) ведет свою работу по трем направлениям: защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов; защита интересов отдельных детей и детей в целом; осуществление деятельности в интересах всех детей без представительства конкретного ребенка.





Зарубежные модели социальной защиты детства

Первая модель - максимальное участие государственного сектора в системе социальной защиты детей. Эта модель преобладает в Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Италии, Финляндии, Франции, Японии. Основу государственной политики защиты детства в этих странах составляет забота о здоровье матери и ребенка за счет перераспределения доходов в пользу семей с детьми, как правило, с акцентом на их количество. Системы здравоохранения и образования общедоступны и бесплатны.
Вторая модель - минимальное участие государства в социальной защите детства. В странах Латинской Америки (Аргентине, Венесуэле, Бразилии, Перу, Уругвае, Чили) денационализации социальной сферы привела к тому, что она фактически приватизирована и находится в руках частных лиц, почти государственное социальное обеспечение, бесплатное образование и доступное медицинское обслуживание. Государство обеспечивает лишь минимальные социальные услуги беднейшим слоям населения.
Третья модель - смешанная система социальной защиты. Эта модель характерна для Великобритании, Голландии, Дании, Норвегии, Польши, Швеции, США, стран СНГ. Она сочетает государственную и частную формы защиты детей. Социальная поддержка семей с детьми осуществляется преимущественно за счет развитых систем социального страхования, финансовой основой которых является налогообложение. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости. Так, по значительности ресурсов, направля­емых на прямую поддержку семей, возглавляют список страны Северной Европы (Швеция и Дания), а заканчивают - США.



Современные тенденции социальной защиты детства в отдельных зарубежных странах

Страны дальнего зарубежья

Австрия.Основу государ­ственной политики защиты детства составляют забота о здоровье матери и ребенка и перераспределение доходов в пользу семей с детьми с акцентом на их число.

Предусмотрена выплата единовременного пособия по случаю рождения ребенка и на период отпуска по уходу за ребен­ком при условии обязательных медицинских обследований в пе­риод беременности и после родов. По окончании декретного от­пуска женщина имеет право на неоплачиваемый отпуск до дости­жения ребенком возраста 1 года.

Семьи с детьми имеют право на семейные пособия. Основанием для их получения является не уровень доходов семьи (как в ряде других стран), а количество детей в семье до 19 лет. Размер пособия на ребенка-инвалида больше.

Для неполных семей предусмотрен повышенный размер се­мейного пособия, а также «дополнительное пособие по чрезвы­чайным обстоятельствам» (когда одинокая мать не может устроить­ся на подходящую работу, определить ребенка в детское учрежде­ние). В Австрии самый высокий уровень семейных пособий, причем они являются крупнейшей статьей государственных расходов.

Семьям с детьми предоставляются также и другие льготы: до­родовые и послеродовые пособия, оплата проездных билетов, рас­ходы на родовспоможение, медицинское обследование матерей и младенцев, бесплатные школьные учебники, помощь нуждающим­ся детям.

В системе защиты детства Австрии, как и во многих других европейских государствах, функционирует служба детского омбудсмена. Каждая федеральная провинция имеет местного детско­го защитника, наделенного следующими полномочиями: оказа­ние индивидуальных консультативных и посреднических услуг детям; несение юридической ответственности за детей по вопро­сам, касающимся статуса детей и обязанностей их опекунов; ин­формирование общественности о правах детей.

Страны ближнего зарубежья.

Украина.Законодательные, административные и другие меры по обеспечению норм социальной защиты детства обусловлены ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка. В Конституции Украины провозглашены государственные гарантии прав и свобод человека, в том числе детей, в соответствии с общеприня­тыми международными нормами.

В украинском законодательстве отсутствует определение поня­тия «ребенок». Закон «О содействии социальному становлению и развитию молодежи на Украине» (1993) определяет понятие «не­совершеннолетние», к которым отнесены граждане в возрасте до 18 лет. Минимальный возраст для лечения или получения хирургической помощи без согласия родителей также составляет 18 лет, подросткам от 15 до 18 лет требуется согласие родителей либо других законных представителей. Не допускается прием на работу лиц, которые не достигли 16-летнего возраста. При согла­сии одного из родителей или лица, заменяющего их, могут быть, в виде исключения, приняты на работу лица, достигшие 15-лет­него возраста.

Активными субъектами социальной защиты детей выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления, а так­же предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, неправительственный сектор и отдельные граж­дане. Функции разработки государственной политики в сфере со­циальной защиты детей и их воспитания возложены на Мини­стерство по делам семьи, детей и молодежи. На местах решением проблем детства занимаются: отделы по делам семьи и молодежи региональных и местных администраций; органы опеки и попе­чительства; органы внутренних дел; центры социальных служб для молодежи; органы государственной власти; общественные, бла­готворительные, религиозные организации.

В государственной политике социальной защиты детства Укра­ины доминирует принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка. Данный принцип законодательно закреплен в Кодексе о браке и семье Украины, в Основах законодательства Украины об охране здоровья. В Законе «Об охране детства» закреплено право ребенка на уро­вень жизни, достаточный для его физического, интеллектуально­го, морального, культурного, духовного и социального развития.

Законодательно закреплены меры социальной поддержки наи­более уязвимых групп детей: сирот; инвалидов, пострадавших от чернобыльской катастрофы; инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом; из малообеспеченных и многодетных семей. В Украине сис­тема интернатных учреждений представлена до­мами ребенка (10 лет), детскими домами (3-7 лет), детскими домами смешанного типа (3-18 лет), школами-интернатами (7-18 лет), специальными школами-интернатами (дети с недостатками развития), домами-интернатами (дети, которые нуждаются в специальной опеке). Для детей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в соответствии с законом «Об образовании» соз­даются специальные учебные заведения: общеобразовательные школы-интернаты, детские дома, в том числе семейного типа, специальные общеобразовательные школы-интернаты, дошколь­ные и другие образовательные учреждения для лиц, отстающих в физическом или умственном развитии; общеобразовательные школы и профессионально-технические училища социальной ре­абилитации. Министерство здравоохранения разрабатывает и осуществляет меры, направленные на охрану материнства и детства, организу­ет правовую помощь, проводит совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти работу по охра­не труда женщин и подростков, оздоровлению, физическому и гигиеническому воспитанию детей, контролирует состояние здо­ровья и качество питания в детских дошкольных и учебно-воспи­тательных заведениях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.