|
Методы обучения и преподавания.
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ГЕПАТОЛОГИИ
Алматы, 2015-2016 уч.год
Ссодержание
Рабочая программа____________________________3
Силлабус__________________________24
Методические рекомендации для практических занятии____________52
Методические рекомендации для СРСП_________________________92
Методические рекомендации для СРС___________________________120
Контрольно измерительные средства____________________________139
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УВР
Профессор Тулебаев К.А
____________________________
«____»____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективной дисциплины
ОСНОВЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ГЕПАТОЛОГИИ
Дисциплина ХИРУРГИЯ
Специальность 051301 - "общая медицина "
Курс V
Семестр IX-X
Объем учебных часов – 90 (2 кред)
Форма контроля: Экзамен
Алматы, 2015 г.
Рабочая программа элективной дисциплины «Хирургическая гепатология» составлена профессором А.С.Ибадильдиным, доцентом Амантаевой К.К на основании ГОСО 3.07.475-2006 по специальности 051301 - общая медицина, Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 декабря 2006 года № 582, согласно нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 07.06.1999г № 389-1 и Постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия Государственных общеобязательных стандартов образования» от 02.09.1999г. № 1290.
Обсуждена и утверждена на заседании кафедры «Хирургические болезни №2».
Протокол № 11 от « 17 » марта 2015 г.,
Зав.кафедрой, профессор Ибадильдин А.С.
Рабочая программа обсуждена на заседании Комитета образовательных программ
от «____» _____ 2015 г., протокол №____.
Председатель КОП УДХ,
к.м.н., доцент Садуакасова Ш.М.
Рабочая программа обсуждена на заседании Методического совета
от «____» _____ 2015 г., протокол №____.
Председатель Методического совета
проф. Тулебаев К.А.
Общие сведения.
Наименование вуза:Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра:Хирургические болезни №2
Элективный цикл:«Основы хирургической гепатологии»
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов –90 часов (2 кредита):
По хирургической гепатологии – 90 часов (2 кредит)
- Практические занятия – 30 часов
- СРСП- 30 часов
- СРС - 30 часов
Программа
Введение
Гепатология, в частности хирургическая гепатология, огромный раздел медицинской науки, включающий очаговые и диффузные заболевания печени, заболевания внепеченочных и внутрипеченочных желчных путей, паразитарные и непаразитарные поражения печени. Проблема изучения патологии печени и актуальность темы обусловлен тем, что в последнее время нарастает число больных страдающих вирусными заболеваниями печени, вследствие чего прогрессивно растет количество больных с циррозами печени. Продолжается изыскание малотравматичных вмешательств при данной патологии, улучшающих функциональное состояние печени, хирургическая коррекция портальной гипертензии, вмешательства при отечно-асцитическом синдроме.
По данным ВОЗ ожидается рост числа больных вирусными гепатитами до 70-80% населения, который грозит огромными потерями людей трудоспособного возраста. В связи с ухудшением экологической обстановки также растет число больных с паразитарными заболеваниями печени, увеличивается количество больных среди детей.
В связи с вышеизложенными проблемами, изучение патологии печени и заболеваний билиарного тракта, являются актуальными, требующее принятия конкретных мер по диагностике и лечению данной патологии. Для врачей первичного звена, врачам общей практики необходимо знать данную патологию, и уметь правильно направлять больных к специалистам без потери драгоценного времени.
2.2. Цель преподавания цикла– формирование знаний и освоение профессиональных умений и практических навыков выпускников по специальности «общая медицина», необходимых для оказания неотложной, квалифицированной помощи в диагностике очаговых и диффузных заболеваний печени, билиарного дерева и их хирургической коррекции, формирование правовой компетенции по вопросам организации хирургической помощи больным с заболеваниями печени и билиарного дерева в сельской местности
2.3. Задачи изучения дисциплины:
Знания:
Ø Формировать знания по этиопатогенезу, диагностике и лечению, интерпретации современных и лабораторно-инструментальных методов исследования больных с заболеваниями печени и билиарного тракта
Навыки:
Ø Формировать навыки основных медицинских лечебно-диагностических и профилактических мероприятий для оказания врачебной медицинской помощи населению при заболеваниях печени и билиарного тракта и при неотложных состояниях, кровотечении из варикозно - расширенных вен пищевода и желудка, печеночной коме, асцитическом синдроме.
Ø Формировать и развивать способности при дифференциальной диагностике желтушного синдрома, кровотечении из желудочно-кишечного тракта.
Ø Обучить ведению текущей учетно-отчетной медицинской документации
Коммуникативные:
Ø Развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде, организации диагностическим и лечебным процессом;
Ø Формировать и совершенствовать навыки общения с пациентами и их родственниками при заболеваниях печени и билиарного тракта
Адвокат здоровья:
Ø . Совершенствовать знания принципов и методов формирования здорового образа жизни человека и семьи; Основы законодательства Республики Казахстан, социальных наук и организации системы здравоохранения, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку. Права пациента и медицинского работника.
Самосовершенствование:
Ø Привить потребность к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности;
Ø Способствовать развитию навыков научно-исследовательской работы.
2.4. Конечные результаты обучения:
№
| Виды компетенций
| Содержание
|
| Когнитивная
| Ø Знание по этиологии, патогенезу, современным классификациям, клиническим признакам наиболее распространенных хирургических заболеванийпечени и билиарного тракта
Ø особенности диагностики больных с заболеваниями печени (особенности диагностики у детей);
Ø дифференциальную диагностику заболеваний печени и билиарного тракта;
|
| Операциональная
| Ø Собрать анамнез, провести объективное обследование хирургических больных. Провести анализ полученной информации
Ø Составить план (алгоритм) лабораторных и инструментальных исследований и правильно интерпретировать их результаты
Ø Квалифицированно провести дифференциальный диагноз, обосновать и правильно сформулировать развернутый клинический диагноз
Ø интерпретиовать данные клинико-лабораторных исследований;
Ø интерпретиовать данные УЗИ, ЭФГДС; УЗДГ; КТ, МРСП, РХПГ,
Ø Выполнять наиболее распространенные манипуляции:
-технику проведение чрескожно-чреспеченочной холангиографии
- технику лапароцентеза
- установка зонда Блейкмора
|
| Коммуникативная
| Формированиенавыков коммуникации с больными, коллегами
- поведенческие умения в конкретных ситуациях (моральная и психологическая адаптированность, навыки коммуникации с коллегами, с родственниками умершего, сообщение печального известия и т.п.), деонтологические и этические аспекты в хирургии
|
| Правовая
| Информированное согласие пациента. Конфиденциальность. Права пациента и медицинского работника и др. Объем гарантированной медицинской помощи. Ведение медицинской документации
|
| Саморазвитие
| Изучение специальной медицинской литературы
Работа с электронными информационными ресурсами, сетью Интернет порталов и др. Совершенствование навыков презентации СРС и др. например портфолио (индивидуальные образовательные достижения студента), написание статей, эссе, резюме и др.
| 2.5. Пререквизиты:
1. Нормальная анатомия (пищеварительного тракта, печени, селезенки, органов брюшной полости и малого таза, забрюшинного пространства)
2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия (пищеварительного тракта, органов брюшной полости и малого таза, забрюшинного пространства)
3. Нормальная физиология
4. Патологическая физиология
5. Патологическая анатомия
6. Общая хирургия
7. Хирургические болезни в объеме программы 4 курса
8. Анестезиология и реаниматология
2.6. Постреквизиты:интернатура по хирургическим болезням, интернатура по общей врачебной практике, интернатура по акушерству и гинекологии, резидентура хирургической гепатологии
2.7. Тематический план практических занятий и СРСП
Всего часов
| Лекции
| Практических занятий
| СРСП
| СРС
|
|
|
|
|
|
№1 КРЕДИТ
№п/п
| Темы практических занятий
| Форма проведения
| Часы
|
| Алгоритм обследования больных с заболеваниями печени с использованием современных технологий
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
|
| Холестатический синдром, диагностика и современные принципы лечения
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
|
| Современные аспекты лечения портальной гипертензии. Комплексное современное лечение отечно-асцитического синдрома.
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
|
| Дифференциальная диагностика отечно-асцитического синдрома
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
|
| Пищеводно-желудочное кровотечение при синдроме портальной гипертензии, современные принципы лечения . Печеночно-
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
| Темы СРСП
| Форма проведения
| 1.
| Интервенционные методы исследования.
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных,
ситуационные задачи
|
| 2.
| Современные принципы лечения холестазов
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
|
| 3.
| Хирургическое лечение портальной гипертензии.
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
|
| 4.
| Современное хирургическое лечение отечно-асцитического синдрома. Выбор метода хирургического лечения в зависимости от стадии компенсации
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
| | 5.
| Хирургическое лечение при кровотечениях из ВРВ пищевода и желудка.
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных,
ситуационные задачи
|
| 2 кредит
|
| клеточная недостаточность (ПКН). Основные синдромы ПКН, Степени печеночно-клеточной недостаточности.
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
|
| Современное состояние проблемы ортотопической трансплантации печени. Показания к трансплантации печени.
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
|
| Повторные операции на внепеченочных желчных протоках с применением новых технологий.
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
|
| Паразитарные и непаразитарные кисты печени.
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
|
| Нагноительные заболевания печени, вопросы диагностики и лечения.
| обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
|
| | Темы СРСП
| Форма проведения
| | 1.
| Печеночная кома, ее основные виды, Синдромы комы.
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
|
| 2.
| Банк данных о реципиентах, Проблемы забора трансплантанта, его искусственная оксигенация на фоне гипотермии.
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
|
| 3.
| Показания к наружному дренированию холедоха. Современные (проблемы) методы лечения послеоперационных желчных свищей
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
|
| 4.
| Новые технологии в лечении одиночных паразитарных кист печени и обработка паразитарной полости, хирургическое лечение
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
|
| 5.
| Способы санации полости абсцесса
| Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи
Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
|
| Итого
| Практические занятия
| - 30 часов
| СРСП
| - 30часов
| | | | | | 2.7. 1. Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС) по хирургической гепатологии
№
| Тематический план СРС
| Форма проведения
| Часы
| 1.
| Заполнить историю болезни тематического больного.
| Написание истории болезни тематического больного.
|
| 2.
| Экстрокорпоральная детоксикация (плазмоферез, лимфосорбция, гемасорбция, ульрафильтрация крови)
| Презентация, Участие в проведении плазмофереза, лимфосорбции.
|
| 3.
| Применение зонда Блейкмора
| Доклад. Комментарии к слайдам, атласам.
Видеопрезентация
|
| 4.
| Операции, направленные на восстановление пассажа желчи в желчных протоках. Виды наружных дренажей.
| Доклад. Комментарии к слайдам, атласам.
Видеопрезентация
|
| 5.
| Иммуноферментная (ИФА) и полимеразно- цепные реакции (ПЦР) для диагностики паразитарных заболевани печени
| Реферат.
Презентация
|
| 6.
| Послеоперационная иммунодепрессивная терапия профилактики отторжения пересаженного органа
| Презентация Комментарии
к слайдам, атласам.
|
| 7.
| Способы санации полости абсцесса: ультразвуковая кавитация, облучение низкоэнергетическим лазером, озонотерапия
| Микродоклад комментарии
к снимкам.
|
| Всего: 30 часов
|
Методы обучения и преподавания.
Используемый метод
| Оцениваемая компетентность
| Тестовые задания
| операциональный, аксиологический, самосовершенствования, правовой компонент
| устный опрос, дискуссия
| Когнитивный, аксиологический, правовой компонент
| выполнение практических заданий, интерпретация анализов
| операциональный, аксиологический, правовой компонент
| заполнение таблиц и схем
| операциональный, аксиологический компонент
| Презентации, показ слайдов
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой компонент
| ПОО – проблемно-ориентированное обучение
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой компонент
| «мозговой штурм»
| Когнитивный, аксиологический компонент
| совместное обсуждение теоретического материала
| Когнитивный, аксиологический компонент
| ситуационные задачи
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, самосовершенствования компонент
| “casestudy”
| операциональный, аксиологический, правовой компонент
| Малые группы
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, самосовершенствования компонент
| Деловые игры,
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, самосовершенствования компонент
| Самостоятельная работа студентов совместно с преподавателем:
Используемый метод
| Оцениваемая компетентность
| Защита СРС (презентации, рефераты)
| Когнитивный, аксиологический, правовой компонент
| Тестовые задания
| операциональный, аксиологический, самосовершенствования, правовой компонент
| устный опрос, дискуссия
| Когнитивный, аксиологический, правовой компонент
| выполнение практических заданий,
| операциональный, аксиологический, правовой компонент
| освоение практических навыков диагностики, интерпретация результатов анализов
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, самосовершенствования компонент
| заполнение таблиц и схем
| операциональный, аксиологический компонент
| кейс-стади (Ситуационные задачи)
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой компонент
| Участие в обходах, на приеме, курация больных
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, самосовершенствования компонент
| работа с литературой, интернет-ресурсами,
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, самосовершенствования компонент
| Практикум (по курации больного, клинический осмотр)
| Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой компонент
| Самостоятельная работа студентов:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|