Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы обучения и преподавания.





УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ГЕПАТОЛОГИИ

Алматы, 2015-2016 уч.год

Ссодержание

Рабочая программа____________________________3

Силлабус__________________________24

Методические рекомендации для практических занятии____________52

Методические рекомендации для СРСП_________________________92

Методические рекомендации для СРС___________________________120

Контрольно измерительные средства____________________________139

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по УВР

Профессор Тулебаев К.А

____________________________

«____»____________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективной дисциплины

ОСНОВЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ГЕПАТОЛОГИИ


Дисциплина ХИРУРГИЯ

 

Специальность 051301 - "общая медицина "

 

Курс V

 

Семестр IX-X

 

Объем учебных часов – 90 (2 кред)

 

 

Форма контроля: Экзамен

Алматы, 2015 г.

 

Рабочая программа элективной дисциплины «Хирургическая гепатология» составлена профессором А.С.Ибадильдиным, доцентом Амантаевой К.К на основании ГОСО 3.07.475-2006 по специальности 051301 - общая медицина, Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 декабря 2006 года № 582, согласно нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 07.06.1999г № 389-1 и Постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия Государственных общеобязательных стандартов образования» от 02.09.1999г. № 1290.



 

Обсуждена и утверждена на заседании кафедры «Хирургические болезни №2».

Протокол № 11 от « 17 » марта 2015 г.,

Зав.кафедрой, профессор Ибадильдин А.С.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании Комитета образовательных программ

от «____» _____ 2015 г., протокол №____.

Председатель КОП УДХ,

к.м.н., доцент Садуакасова Ш.М.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании Методического совета

от «____» _____ 2015 г., протокол №____.

Председатель Методического совета

проф. Тулебаев К.А.

 

 

Общие сведения.

Наименование вуза:Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

Кафедра:Хирургические болезни №2

Элективный цикл:«Основы хирургической гепатологии»

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Объем учебных часов –90 часов (2 кредита):



По хирургической гепатологии – 90 часов (2 кредит)

- Практические занятия – 30 часов

- СРСП- 30 часов

- СРС - 30 часов

 

Программа

 

Введение

 

Гепатология, в частности хирургическая гепатология, огромный раздел медицинской науки, включающий очаговые и диффузные заболевания печени, заболевания внепеченочных и внутрипеченочных желчных путей, паразитарные и непаразитарные поражения печени. Проблема изучения патологии печени и актуальность темы обусловлен тем, что в последнее время нарастает число больных страдающих вирусными заболеваниями печени, вследствие чего прогрессивно растет количество больных с циррозами печени. Продолжается изыскание малотравматичных вмешательств при данной патологии, улучшающих функциональное состояние печени, хирургическая коррекция портальной гипертензии, вмешательства при отечно-асцитическом синдроме.

По данным ВОЗ ожидается рост числа больных вирусными гепатитами до 70-80% населения, который грозит огромными потерями людей трудоспособного возраста. В связи с ухудшением экологической обстановки также растет число больных с паразитарными заболеваниями печени, увеличивается количество больных среди детей.

В связи с вышеизложенными проблемами, изучение патологии печени и заболеваний билиарного тракта, являются актуальными, требующее принятия конкретных мер по диагностике и лечению данной патологии. Для врачей первичного звена, врачам общей практики необходимо знать данную патологию, и уметь правильно направлять больных к специалистам без потери драгоценного времени.



2.2. Цель преподавания цикла– формирование знаний и освоение профессиональных умений и практических навыков выпускников по специальности «общая медицина», необходимых для оказания неотложной, квалифицированной помощи в диагностике очаговых и диффузных заболеваний печени, билиарного дерева и их хирургической коррекции, формирование правовой компетенции по вопросам организации хирургической помощи больным с заболеваниями печени и билиарного дерева в сельской местности

 

2.3. Задачи изучения дисциплины:

Знания:

Ø Формировать знания по этиопатогенезу, диагностике и лечению, интерпретации современных и лабораторно-инструментальных методов исследования больных с заболеваниями печени и билиарного тракта

 

Навыки:

Ø Формировать навыки основных медицинских лечебно-диагностических и профилактических мероприятий для оказания врачебной медицинской помощи населению при заболеваниях печени и билиарного тракта и при неотложных состояниях, кровотечении из варикозно - расширенных вен пищевода и желудка, печеночной коме, асцитическом синдроме.

Ø Формировать и развивать способности при дифференциальной диагностике желтушного синдрома, кровотечении из желудочно-кишечного тракта.

 

Ø Обучить ведению текущей учетно-отчетной медицинской документации

 

Коммуникативные:

Ø Развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде, организации диагностическим и лечебным процессом;

Ø Формировать и совершенствовать навыки общения с пациентами и их родственниками при заболеваниях печени и билиарного тракта

 

Адвокат здоровья:

Ø . Совершенствовать знания принципов и методов формирования здорового образа жизни человека и семьи; Основы законодательства Республики Казахстан, социальных наук и организации системы здравоохранения, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку. Права пациента и медицинского работника.

Самосовершенствование:

Ø Привить потребность к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности;

Ø Способствовать развитию навыков научно-исследовательской работы.

2.4. Конечные результаты обучения:

Виды компетенций Содержание
Когнитивная Ø Знание по этиологии, патогенезу, современным классификациям, клиническим признакам наиболее распространенных хирургических заболеванийпечени и билиарного тракта Ø особенности диагностики больных с заболеваниями печени (особенности диагностики у детей); Ø дифференциальную диагностику заболеваний печени и билиарного тракта;
Операциональная Ø Собрать анамнез, провести объективное обследование хирургических больных. Провести анализ полученной информации Ø Составить план (алгоритм) лабораторных и инструментальных исследований и правильно интерпретировать их результаты Ø Квалифицированно провести дифференциальный диагноз, обосновать и правильно сформулировать развернутый клинический диагноз Ø интерпретиовать данные клинико-лабораторных исследований; Ø интерпретиовать данные УЗИ, ЭФГДС; УЗДГ; КТ, МРСП, РХПГ, Ø Выполнять наиболее распространенные манипуляции: -технику проведение чрескожно-чреспеченочной холангиографии - технику лапароцентеза - установка зонда Блейкмора
Коммуникативная Формированиенавыков коммуникации с больными, коллегами - поведенческие умения в конкретных ситуациях (моральная и психологическая адаптированность, навыки коммуникации с коллегами, с родственниками умершего, сообщение печального известия и т.п.), деонтологические и этические аспекты в хирургии
Правовая Информированное согласие пациента. Конфиденциальность. Права пациента и медицинского работника и др. Объем гарантированной медицинской помощи. Ведение медицинской документации
Саморазвитие Изучение специальной медицинской литературы Работа с электронными информационными ресурсами, сетью Интернет порталов и др. Совершенствование навыков презентации СРС и др. например портфолио (индивидуальные образовательные достижения студента), написание статей, эссе, резюме и др.

2.5. Пререквизиты:

1. Нормальная анатомия (пищеварительного тракта, печени, селезенки, органов брюшной полости и малого таза, забрюшинного пространства)

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия (пищеварительного тракта, органов брюшной полости и малого таза, забрюшинного пространства)

3. Нормальная физиология

4. Патологическая физиология

5. Патологическая анатомия

6. Общая хирургия

7. Хирургические болезни в объеме программы 4 курса

8. Анестезиология и реаниматология

 

2.6. Постреквизиты:интернатура по хирургическим болезням, интернатура по общей врачебной практике, интернатура по акушерству и гинекологии, резидентура хирургической гепатологии

2.7. Тематический план практических занятий и СРСП

Всего часов Лекции Практических занятий СРСП СРС
 

 

№1 КРЕДИТ

№п/п Темы практических занятий Форма проведения Часы
Алгоритм обследования больных с заболеваниями печени с использованием современных технологий   обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум  
Холестатический синдром, диагностика и современные принципы лечения обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум  
Современные аспекты лечения портальной гипертензии. Комплексное современное лечение отечно-асцитического синдрома. обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
Дифференциальная диагностика отечно-асцитического синдрома обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
Пищеводно-желудочное кровотечение при синдроме портальной гипертензии, современные принципы лечения . Печеночно- обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
Темы СРСП Форма проведения
1. Интервенционные методы исследования. Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
2. Современные принципы лечения холестазов   Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
3. Хирургическое лечение портальной гипертензии. Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
4. Современное хирургическое лечение отечно-асцитического синдрома. Выбор метода хирургического лечения в зависимости от стадии компенсации Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи  
5. Хирургическое лечение при кровотечениях из ВРВ пищевода и желудка. Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
2 кредит
клеточная недостаточность (ПКН). Основные синдромы ПКН, Степени печеночно-клеточной недостаточности. обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
Современное состояние проблемы ортотопической трансплантации печени. Показания к трансплантации печени. обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
Повторные операции на внепеченочных желчных протоках с применением новых технологий. обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
Паразитарные и непаразитарные кисты печени. обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
Нагноительные заболевания печени, вопросы диагностики и лечения. обсуждение темы, «мозговой штурм», “casestudy”, презентации, опрос, тестирование. Коллоквиум
  Темы СРСП Форма проведения  
1. Печеночная кома, ее основные виды, Синдромы комы.     Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
2.   Банк данных о реципиентах, Проблемы забора трансплантанта, его искусственная оксигенация на фоне гипотермии. Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
3. Показания к наружному дренированию холедоха. Современные (проблемы) методы лечения послеоперационных желчных свищей Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
4. Новые технологии в лечении одиночных паразитарных кист печени и обработка паразитарной полости, хирургическое лечение Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
5. Способы санации полости абсцесса   Составление алгоритма диагностики и лечения, ситуационные задачи Дискуссия, показ слайдов, курация больных, ситуационные задачи
Итого Практические занятия - 30 часов  
СРСП - 30часов
         

2.7. 1. Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС) по хирургической гепатологии

Тематический план СРС Форма проведения Часы
1. Заполнить историю болезни тематического больного. Написание истории болезни тематического больного.
2. Экстрокорпоральная детоксикация (плазмоферез, лимфосорбция, гемасорбция, ульрафильтрация крови) Презентация, Участие в проведении плазмофереза, лимфосорбции.
3. Применение зонда Блейкмора Доклад. Комментарии к слайдам, атласам. Видеопрезентация
4. Операции, направленные на восстановление пассажа желчи в желчных протоках. Виды наружных дренажей. Доклад. Комментарии к слайдам, атласам. Видеопрезентация
5. Иммуноферментная (ИФА) и полимеразно- цепные реакции (ПЦР) для диагностики паразитарных заболевани печени Реферат. Презентация
6. Послеоперационная иммунодепрессивная терапия профилактики отторжения пересаженного органа Презентация Комментарии к слайдам, атласам.
7. Способы санации полости абсцесса: ультразвуковая кавитация, облучение низко­энергетическим лазером, озонотерапия Микродоклад комментарии к снимкам.
Всего: 30 часов

Методы обучения и преподавания.

Используемый метод Оцениваемая компетентность
Тестовые задания операциональный, аксиологический, самосовершенствования, правовой компонент
устный опрос, дискуссия Когнитивный, аксиологический, правовой компонент
выполнение практических заданий, интерпретация анализов операциональный, аксиологический, правовой компонент
заполнение таблиц и схем операциональный, аксиологический компонент
Презентации, показ слайдов Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой компонент
ПОО – проблемно-ориентированное обучение Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой компонент
«мозговой штурм» Когнитивный, аксиологический компонент
совместное обсуждение теоретического материала Когнитивный, аксиологический компонент
ситуационные задачи Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, самосовершенствования компонент
“casestudy” операциональный, аксиологический, правовой компонент
Малые группы   Когнитивный, операциональный, аксиологический, самосовершенствования компонент
Деловые игры,   Когнитивный, операциональный, аксиологический, самосовершенствования компонент

Самостоятельная работа студентов совместно с преподавателем:

Используемый метод Оцениваемая компетентность
Защита СРС (презентации, рефераты) Когнитивный, аксиологический, правовой компонент
Тестовые задания операциональный, аксиологический, самосовершенствования, правовой компонент
устный опрос, дискуссия Когнитивный, аксиологический, правовой компонент
выполнение практических заданий, операциональный, аксиологический, правовой компонент
освоение практических навыков диагностики, интерпретация результатов анализов Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, самосовершенствования компонент
заполнение таблиц и схем операциональный, аксиологический компонент
кейс-стади (Ситуационные задачи) Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой компонент
Участие в обходах, на приеме, курация больных Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, самосовершенствования компонент
работа с литературой, интернет-ресурсами, Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, самосовершенствования компонент
Практикум (по курации больного, клинический осмотр) Когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой компонент

Самостоятельная работа студентов:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.