Эмпирический уровень научного исследования
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
В науке наблюдением называют преднамеренный, организованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов.
Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — эксперимент(от лат. experimentum — опыт, проба, испытание) - способ изучения объекта науки в искусственных условиях, созданных самим ученым и подконтрольным ему. Именно с изобретением экспериментального метода естествознание стало наукой. Произошло это в XVII в., когда У. Гильберт провел первые в истории физики опыты с магнитом. Затем свои известные эксперименты поставил Г. Галилей, а Ф. Бэкон разработал методику обобщения экспериментальных данных с помощью разных видов индукции — умозаключения от частных фактов к общему правилу.
Моделированиекак метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную.
Аналогия(греч. analogos — соответствующий, соразмерный)—теоретическая основа всякого моделирования и одновременно самостоятельный прием познания. Это умозаключение, при котором на основании сходства некоторых предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих же предметов и в других признаках.
Факт — основной результат применения всех методов эмпирического исследования.
Эмпирическое познание – это опытное исследование, направленное непосредственно на объект без промежуточных звеньев.
Эмпиризм: 1.Источник знания – только опыт. 2.Проводится ориентация на детальный анализ чувственного познания, сенсуализм. 3.Принижение или игнорирование рационального познания. 4.Отказ от мышления, особенно на высоком уровне. 5.Абсолютизация возможностей индукции (индуктивизм) 6.Существует в 2х главных разновидностях: материалистической и идеалистической.
Методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент (абстрагирование), индукция, фальсификация, экстраполяция. Важнейший элемент эмпирического познания – факт (предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов). Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Ученый не вслепую ищет факты, а всегда руководствуется при этом определенными целями, задачами, идеями и т.п.
Наука. Научное познание
Наука –специализированная интеллектуальная деятельность, направленная на получение новых знаний. Научное знание состоит из объекта и предмета. Предмет – знание об объекте вкупе с методами, формулировка задач. Специализированные языки – описание объекта исследования. Роль языка - степень усвоения знаний. Научное знание перерабатывает чувственный опыт в понятия, формирует сущностные абстракции (отвлечение и концентрация на существенном). Научное познание критично, имеет технологии для получения его и средства его проверки; носит модельный характер, формируется рациональным мышлением.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
В науке наблюдением называют преднамеренный, организованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов.
Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — эксперимент(от лат. experimentum — опыт, проба, испытание) - способ изучения объекта науки в искусственных условиях, созданных самим ученым и подконтрольным ему. Именно с изобретением экспериментального метода естествознание стало наукой. Произошло это в XVII в., когда У. Гильберт провел первые в истории физики опыты с магнитом. Затем свои известные эксперименты поставил Г. Галилей, а Ф. Бэкон разработал методику обобщения экспериментальных данных с помощью разных видов индукции — умозаключения от частных фактов к общему правилу.
Моделированиекак метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную.
Аналогия(греч. analogos — соответствующий, соразмерный)—теоретическая основа всякого моделирования и одновременно самостоятельный прием познания. Это умозаключение, при котором на основании сходства некоторых предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих же предметов и в других признаках.
Факт — основной результат применения всех методов эмпирического исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Формы теоретизации научного знаниярасполагаются по основным ступеням мысленного проникновения в сущность тех или иных событий, явлений, процессов.
Проблема(греч. “преграда”, “трудность”, “задача”)— исходная форма теоретического познания. словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания,
Гипотеза(греч. “основание”, “предположение”) представляет собой еще не доказанное теоретическое знание. Основным способом превращения научной гипотезы в теорию служит гипотетико-дедуктивный метод. Он предполагает выдвижение следствий, вытекающих из сформулированной гипотезы (предсказание новых, до тех пор неизвестных фактов), а затем их экспериментальную проверку (получение таких фактов на практике).
Теория(греч. “рассмотрение”, “исследование”) —высшую форму систематизации научного знания, вбирающую в себя и располагающую все остальные, выше перечисленные его формы — факты, принципы, законы и т.д.
Законом природы (или общества, человеческого бытия) называется определённый тип взаимосвязи между явлениями и процессами внешнего мира.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
К числу наиболее распространенных методов доказательства законов, вообще обоснования теорий относятся анализ и синтез.Анализ по-гречески означает “разложение”, “расчленение” (некоего целого на части). А синтез — “сочетание”, “соединение” (частей в одно целое).
Индукция—умозаключение от частного (отдельных примеров, единичных случаев, разрозненных фактов) к общему (заключению, принципу).
Напротив, дедукция - выведение — это путь мысли от общего к частному.
Абстрагирование“отвлечение” (одного от другого, части от целого). Благодаря ей происходит мысленное выделение существенного в изучаемом объекте. Напротив, конкретизация по-латыни означает “сгущение”, “уплотнение”. В рассматриваемом плане имеется в виду концентрация знаний, информации об изучаемом нами объекте.
Идеализацияв науке добавляет к абстрактным соображениям об отдельных сторонах реальности допущения того, чего в действительности на самом деле нет.
Формализацияв процессе научного исследования представляет собой построение и использование в процессе познания искусственных языков.
Моделированиекак метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную.
Теоретическое научное познание
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Формы теоретизации научного знаниярасполагаются по основным ступеням мысленного проникновения в сущность тех или иных событий, явлений, процессов.
Проблема(греч. “преграда”, “трудность”, “задача”)— исходная форма теоретического познания. словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания,
Гипотеза(греч. “основание”, “предположение”) представляет собой еще не доказанное теоретическое знание. Основным способом превращения научной гипотезы в теорию служит гипотетико-дедуктивный метод. Он предполагает выдвижение следствий, вытекающих из сформулированной гипотезы (предсказание новых, до тех пор неизвестных фактов), а затем их экспериментальную проверку (получение таких фактов на практике).
Теория(греч. “рассмотрение”, “исследование”) —высшую форму систематизации научного знания, вбирающую в себя и располагающую все остальные, выше перечисленные его формы — факты, принципы, законы и т.д.
Законом природы (или общества, человеческого бытия) называется определённый тип взаимосвязи между явлениями и процессами внешнего мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|