Основной вопрос философии.
Мировоззрение
1. Философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру.
2. Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов и убеждений людей.
Общее между ф. и м.
Поиск ответов на вопросы:
1. что представляет собою природа, окружающий мир?
2. Каково место человека в этом мире?
3. Может ли человек познать мир, и каким образом достигается познание?
4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?
5. Что такое истина, добро, красота. И т.д.
Различное
1. Мировоззрение появляется задолго до философии
2. Философия не является достоянием широких масс
3. Понятие «мировоззрение» шире по объему чем «философия»
Типы мировоззрения
Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей.
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - целостное сознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Относится к Повседневному и религиозному мировоззрению.
Миропонимание – представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения, относится к философскому и научному мировоззрению.
Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоциональное восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, жизнен. И даже такое восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками.
Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.
По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, — которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.
В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами мировоззрения.
Предмет, структура и основные проблемы философии
Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.
Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.
Функции философии
Философия как наука выполняет определенные функции.
1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира.
2. Методологическая функция, заключающаяся в направляющем воздействии на науки.
3. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.
4. Логическая функция, связанная с тем, что в любом мыслительном процессе неизбежно используется понятие философии.
5. Гуманистическая функция, связанная с предельно внимательным отношением к человеку.
6. Аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на определенные ценности.
7. Моральная или этическая функция, так как учит ответственности за принятые решения и поступки.
8. Прогностическая, формирующая способность предвидеть последствия своих действий.
– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
Основной вопрос философии.
Основной вопрос имеет 2 стороны:
1. Что первично: материя или сознание?
-Материализм (материя первична по отношению к сознанию)
-Дуализм (материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга)
-Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует)
2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира).
а) Мир познаваем:
Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает действительный мир?
Материализм – сознание верно отражает объективный мир.
Объективный идеализм – сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание абсолютного духа.
Субъективный идеализм – сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|