Сделай Сам Свою Работу на 5

Пути решения глобальных проблем современности





Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;



Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

 

 

Научная революция 17 века

Математизация и экспериментальный характер естествознания Нового времени обусловили две разновидности гносеоцентрической философии. В зависимости от выбора методологических приорите­тов сформировались эмпиризм и рационализм Нового времени. Первый отстаивал опытные, экспериментальные пути достижения всеобщего и необходимого знания, второй эти пути усматривал в логическом дискурсе (рассуждении). Родоначальниками этих на­правлений считаются англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (Картезий14; 1596-1650. Последователей Декарта принято называть "картезианцами" (Картезий - латинизированный вариант фамилии Декарта).

Бэкон занимал важные государственные посты, был лорд-канцлером при короле Джеймсе I. Вынужденный прервать карьеру вследствие обвинений в коррупции, он уединился в своем имении и на досуге занялся философией и методологией опытной науки. Свои соображения и предвидения относительно огромной роли науки в жизни человечества, эффективной методологии научного исследо­вания, перспектив развития науки как средства преумножения мо­гущества человека Бэкон изложил в незаконченном труде "Великое восстановление наук". В утопическом произведении "Новая Атлан­тида" нарисовал образ будущего общества, в котором властвует наука. "Дом Соломона" - мозговой трест этого общества; этот ин­ститут организует и планирует научно-исследовательскую работу, распоряжается природными и производственными ресурсами в об­щегосударственном масштабе.



Бэкон поставил цель найти путь к глубокому познанию приро­ды, овладению ее стихийными силами. Резко выступив против схо­ластической философии, Бэкон отстаивал природоведческие, прак­тические познавательные приоритеты. Необходимо отсеивать, про­верять истины, выводить их из кропотливого наблюдения за при­родой и практикой человека. Юрист по образованию, видимо, не понаслышке знакомый с пыточной практикой своего времени Бэкон призывал к применению ее в познавательных актах. Только та природа откроет свои тайны, которую "мучит и терзает" естество­испытатель. Бэкон настойчиво проводит идею экспериментального насилия, испытания природы.

Лучший метод познания по Бэкону - индукция, т. е. восхож­дение от единичных фактов к обширным познавательным обобще­ниям. Изучая отдельные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя их различные стороны, ученый получает мате­риал для широких обобщений и выводов.



Препятствия, которые стоят на пути истинного познания при­роды, Бэкон аллегорически именовал идолами (призраками), оса­ждающими людские умы. Идолы рода коренятся в природе челове­ка, которая отлична от природы вещей, но человек склонен их смешивать, вследствие чего мир представляется ему в искаженном антропоморфном виде. Идолы пещеры (реминисценция платонов­ского образа) - субъективные пристрастия отдельного человека, препятствующие объективному познанию. Идолы рынка проникают в сознание человека из социального окружения навязывается ходячее словоупотребление. Таким образом, Бэ­кон выдвигает нормативное требование терминологической строго­сти и соответствия понятий реальности. Наконец, под идолами те­атра Бэкон понимает вымышленные миры ложных и устаревших философских систем, которые завлекают человека, подобно пыш­ным театральным действам.

Философия Бэкона имеет явные дуалистические черты. Он признавал материальную субстанцию, состоящую из атомов. Вместе с тем Бэкон признавал и реальность божественных предметов. Он предостерегал против вмешательст­ва науки в дела веры, придерживаясь, таким образом, принципа двойственной истины.

 

 

Отражение и информация.

Материальное – объективная реальность существующая вне и независимо от человека.

Идеальное — особое качество внутреннего (субъективного) мира, возникающее на базе высокоорганизованной материи, природной и социальной, но не сводимое по своей сущности к этим материальным основам.

Психика — самый высокий, образно-знаковый уровень отражения действительности и управления своим поведением у существ, наделенных в ходе биоэволюции центральной нервной системой и головным мозгом;

Сознание — совокупность высших психических функций Человека разумного; возникая в зачаточных формах у высших животных, особенно приматов, оно вполне свойственно только людям — с их способностью к абстрактному мышлению, познанию и самопознанию; страстям и мечтам, творческому воображению.

Ключевое понятие научной, материалистической психологии — отражение. В качестве философской категории оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения — частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы качестве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия их друг с другом.

Структура акта отражения:

– воздействие одного предмета на другой или же (чаще) их взаимодействие;

изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия;

частичное уподобление одного из взаимодействовавших объектов другому; сохранение каких-то “следов” взаимодействия после его прекращения; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.

С понятием отражения тесно связано понятие информации. Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. С этих времен информация, так или иначе, отличается от родственных выражений (“знания”, “сведения” и т.п.). Прежде всего, тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона “Математическая теория связи” (1949). Клод Шеннон обосновал вероятностную теорию информации. Он предложил понимать информацию как меру определённости той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределённости, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределённость возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет её получателю уменьшить неопределённость, организовать систему, выбрав правильный шаг. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).

Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназначенных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то материального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ.

С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приёма, преобразования, накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет её работу с техническими устройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отражения.

Сознание - это высшая форма отражения. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга отражать мир в системе идеальных образов, имеющих для него большое информационно практическое значение.

В информационном отражении выделяют такие виды: раздражимость простейших одноклеточных; возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека; психическое отражение. Отражение на социальном уровне включает формы общественного сознания и индивидуальные формы отражения, связанные с работой человеческой психики и сознания.

Формированию сознания человека предшествовал длительный период психологического развития животных, у которых имеются задатки интеллекта, как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако неосознанной. Психологическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятивом их адаптивного поведения, сознание человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с трудом, зарождаясь и развиваясь в труде сознание, прежде всего, и воплощается, создавая мир очеловеченной природы – культуру. Благодаря языкусознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества. Т.е. сознание имеет биосоциальную природу: и биологическое и социальное.

Применительно к процессу и результатам воспроизведения мира в человеческом сознании надо различать понятия «образ» и «знак». Поскольку язык, с помощью которого люди по большей части мыслят и общаются друг с другом, можно определить как заданную биологией наших рецепторов и историей культуры человечества систему знаков, приспособленную для выражения образов внешнего и внутреннего мира, а также стоящих за образами идей и чувств.

Образэто подобие, более или менее точная копия объекта в сознании человека или результатах его деятельности. Проще сказать, некая «картинка», более или менее реалистично, общезначимо для всех людей живописующая некий участок, момент реальности.

Знак, напротив, — не прямое, а косвенное, условное обозначение объекта. Тут перед нами явление изоморфизма — упрощённого уподобления (например, географической карты — реальной местности).

В любом знаке различаются:

· значениет.е. отражаемый им предмет или множество предметов, а точнее — закодированная понятным для субъекта способом информация о них;

· смысл мыслимое с его помощью содержание предмета или множества, совокупность их существенных признаков. Эти две характеристики любого знака находятся в обратном отношении друг к другу: чем шире значение какого-то термина, тем уже его смысл и наоборот.

Сознание имеет отражательную природу, носит характер идеальности и субъективности.

Идеальность: к образам сознания неприменимы физические характеристики, оно не вещественно, но не нематериально, т.к. материально по своему источнику – мозгу.

Субъективность: носителем сознания выступает человек, оно внутренний мир личности, другого бытия у сознания нет. Сознание продукт высокоорганизованной материи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.