Сделай Сам Свою Работу на 5

ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ





Онтология – наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология – это метафизика бытия.

Метафизика – научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.

Бытие – предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие – это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.

Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности.

Основные модусы бытия: – бытие как субстанция (истинное бытие – исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее. Сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, т. е. носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей);



– бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками вечность и неизменность, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос);

– бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части – универсально-всеобщие идеи – эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям). Основные формы бытия:

– бытие вещей «первой природы» и «второй природы» – отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком,т. е. «вторую природу» – сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т. п.;



– духовный мир человека – единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и внеинди-видуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.

 

 

Вопрос 26.

Категория материи

Материя, отождествление с материалом = субъектизации – первооснова «то из чего состоит окружающий мир».

Взгляды древних материалистов на понятие материи:

Гераклит: материя – это огонь;

Фалес: материя – это вода;

Анаксимандр: материя – это апейрон;

Аноксимон: материя – это атом.

Недостатки древних материалистов во взглядах на понятие материи:

1.Они отождествляли, материю с конкретным лицом (воздухом, водой, огнем)

2.Они сводили, понятие материи к первооснове из- за которого состоят все предметы мира.

Такое представление материи просуществовало 24 столетия, до ХIХ века.

Материя – это все то, что нас окружает, вся природа.



Гольбах: материя – все то, что каким либо образом воздействует на наши органы чувств.

Энгельс: материя – это вся окружающая нас природа, которая каким либо образом воздействует на наши органы чувств.

Господствующим представлением, до конца 19 века, было, что материя –это атом.

Начался кризис физики, суть которой выражалась на формуле- «материя исчезла»

это было связано с отождествление решением.

Материя с конкретном веществом с тем из чего состоят все предметы.

Субстанция (первооснова) в это время Ленин пишет свою работу, где говорит: «что исчезла не материя, а исчез тот предел до которых мы знаем материю, вчера нашим знанием был атом, сегодня электрон, а завтра исчезнет и этот процесс.

Вывод: нельзя отождествлять материю с первоосновой.

Ленинское определение материи: Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущении, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств, существует независимо от них.

Данное направление материи направлено:

1.против идеализма, то есть материя не зависит от нас.

2.против субъективного, идеализма ощущение отражает материю, но не творит её.

3.против дуализма, сознание отражает материю, значит, зависит от нее.

4.против агностицизма, отражение материи с помощью органов чувств, мы познаем мир.

Вывод: категории материй позволяет открыть бесконечное многообразие вещей, найти их одинаковость, сходство, единство мира, т.е одинаковость представлений предметов. представления человека, животный и растительный мир заключается в их материальности, т.е существование объективно вне зависимости от нас.

 

 

Цивилизация и ее теории

Теория культурно-исторических типов (Я. Данилевский). В ней цивилизация рассматривается как обозначение отдельных культурно-исторических типов, народы которых внесли позитивный вклад в историю (кроме германо- романского типа культуры — это египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский культурно-исторические типы). В истории существовали и такие племена, которые, не создав своей культуры, выполняли разрушительную роль, способствуя крушению культур, которые находились в кризисном состоянии (гунны, монголы, тюрки). Третья группа населения земного шара — это племена, которые по разным причинам задержались в своем развитии и не создали своей культуры, оставшись на уровне «этнографического материала», который развитые цивилизации используют для своего развития. Каждая цивилизации базируется на определенном архетипе, а чтобы культурно-исторический тип получил развитие, необходимо, чтобы народ имел политическую независимость.

Теория локальных цивилизаций(О.Шпенглер). Основные идеи этой теории созвучны взглядам, развивавшимся Н. Данилевским. В ней цивилизация рассматривается как «высшая» культура, которых в истории было всего 8 — египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко- римская, арабская, мексиканская, западная (возникает в X в.). В истории нет единого линейного культурного процесса, и каждая культура есть явление совершенно уникальное и неповторимое, проходящее в своем развитии, как человеческий организм, несколько стадий — детство, юность, зрелость, старость. Цивилизация — это последняя стадия, свидетельствующая о приближении гибели культуры.

Теория развития цивилизаций А. Тойнби. В ее основе лежит идея возникновения и развития цивилизаций в виде ответа на глобальные вызовы своего времени. Механизм рождения и развития цивилизации связан с ответом на вызовы, которые постоянно бросает народам природное и социальное окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения, войны, культурная экспансия и т.д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Тойнби выделяет 26 цивилизаций, из которых в XX в. осталось существовать только 10 цивилизаций и 8 из них находятся под угрозой ассимиляции с западной культурой. Несмотря на своеобразие каждой цивилизации существует единая логика их развития — прогресс духовности и религии.

Теория социокультурных суперсистем (П.Сорокин). В рамках этой теории цивилизация рассматривается как социокультурная общность, в которой доминирующая культура и ее ценности выступают в виде ядра, а по периферии от него располагаются инородные культурные образования со своей социальной организацией. Таким образом, цивилизация представляет собой не монолитное образование, а сложную социокультурную систему, развитие которой определяется как культурным ядром, так и процессами, происходящими на периферии. П.Сорокин полагал, что продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы. Это реальная жизнь цивилизаций, на основе обобщения истории которой можно построить определенную типологию. В ней в качестве основных, по мнению П.Сорокина, можно выделить 3 типа социокультурных суперсистем: 1 — чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения (примеры — поздняя античная культура периода упадка, современная П.Сорокину культура XX в.); 2 — идеационалъный тип, где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее (пример — позднее Средневековье); 3 — идеалистический тип, представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией (примеры — античная культура периода расцвета, Возрождение).

 

 

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Более узкое направление - эпистимология - учение о более конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию.

Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта); Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта): Механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и др...

Одна из центральных проблем - проблема истины. Вопрос соотношения знания, понимания и веры. Современное положение дел в гносеологии характеризуется усилением роли субъекта. Одно из новых направлений – эволюционная эпистимология рассматривает эволюцию органов познания и познающих структур с позиции конкретных наук (например, эволюционной теории). В гносеологии может сочетаться общефилосовский подход и конкретнонаучный. История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени чем другие связана с наукой. Развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации ее результатов и вызвать появление новых направлений в гносеологии.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания- это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. не зависят от наших личных желаний

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.