Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационные системы – основа мониторинга и оценки системы здравоохранения





 

Опыт, накопленный в ходе проведения реформ здравоохранения, необходимо проанализировать и системно оценить, что позволит определить, насколько выполняются задачи реформ, какие коррекции необходимо сделать для повышения эффективности проводимых реформ. Реформы здравоохранения, которые будут проводится в будущем должны создать мощности внутри самой системы здравоохранения, позволяющие проводить оценку политики здравоохранения, и установить процесс структурированной оценки политики здравоохранения, обеспечивающий обратную связь с осуществляемыми реформами.

Стратегия оценки реформ здравоохранения должна исходить из установленных целей и задач программы реформ и концептуальной основы, определяющей, каким образом новая политика может привести к ожидаемым результатам. Необходимо также определить ряд индикаторов, которые могли бы помогать отслеживать поступательное движение проводимых реформ, что может использоваться руководителями, как на национальном, так и местном уровне. Вводимый процесс анализа и интерпретации индикаторов чрезвычайно важен и должен быть прозрачным для достижения максимальной объективности.



Например, изменение такого индикатора, как количество направлений в стационары, может рассматриваться положительно и отрицательно в зависимости от целей реформ, прочих изменений внешней среды, помимо вводимых инициатив политики здравоохранения, и изначального значения индикатора. Поэтому процесс анализа и интерпретации индикаторов и определения того, действительно ли данные изменения были вызваны проводимыми реформами или другими факторами, должен быть прозрачным, и представлять собой структурированный подход, ведущий к объективным заключениям.

В идеале при инициировании какой-либо конкретной деятельности в рамках программы реформ здравоохранения, после определения целей, задач, концептуальной основы и индикаторов, необходимо собрать базовую информацию. Базовая информация необходима для обеспечения ситуативной информации и данных по исходному значению ключевых индикаторов, изменение которых будет отслеживаться в течение всего периода осуществления деятельности по реформе здравоохранения.



Процесс оценки хода реформ представляет огромное значение в плане своевременного обеспечения полезной обратной информации политическим руководителям и менеджерам. Большая часть оценки должна основываться на существующих источниках информации, поэтому информация должна быть доступна для политических руководителей и менеджеров, а оценка и анализ проводится достаточно часто. Новые информационные системы, сопровождающие введение новых систем оплаты поставщиков медицинских услуг, являются прекрасным источником текущей информации для проведения оценки и доступны как для политических руководителей, так и менеджеров здравоохранения.

Подушевой вариант финансирования, юридической статус семейных врачебных амбулаторий, предполагает большую самостоятельность и большую ответственность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь на уровне первичного звена.

Возникает потребность в новых информационных потоках, необходимых для координации деятельности семейных врачебных амбулатории (СВА), взаиморасчетов и контроля. Так, в процессе перехода на модель подушего финансирования необходимо обеспечение регистрации населения в медицинских целях, а также в целях финансирования, создание банка данных населения и обеспечение механизма свободного прикрепления населения к семейным врачебным амбулаториям. Кроме того, остро встает вопрос обеспечения учета лечебной деятельности каждой СВА и создание банка данных обращаемости населения за медицинской помощью, а также анализа лечебной деятельности внутри СВА для современного управления, уменьшения затрат на оказание медицинской помощи и обеспечения эффективного функционирования СВА в новых экономических условиях.



Процесс перехода к фондодержанию требует детальной разработки учётной документации на уровне ПМСП, определения вида и объема информации, поступающей в финансирующий орган.

Кроме того, необходимо отслеживание движения финансовых потоков для медицинских услуг населения у конкретной СВА. В связи с этим были разработаны реестры по формированию базы данных в каждой СВА и других медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь.


 

 


Рисунок 3.2.

Возможности использования информационной базы данных

реестров пролеченных больных.

 

База данных формируется из 3-х реестров, которые ежемесячно представляются в финансирующий орган. Стационары представляют «Реестр пролеченного больного», который формируется из данных карты выбывшего из стационара и содержит информацию о принадлежности пациента к определенной СВА, типе госпитализации и пр. СВА представляют в финансирующий орган 2 реестра: «Реестр медицинских услуг», оказываемых на уровне СВА и «Реестр внешних направлений». Реестры содержат в себе закодированные данные об объёме медицинских услуг, оказанных на уровне СВА по перечню амбулаторного тарификатора и движение пациентов данной СВА при получении различных видов медицинской помощи за пределами СВА. Все эти данные представлены по кодам врачей-специалистов, социальному статусу населения, обратившегося за медицинской помощью. Имеются данные распределения обращений и визитов к врачам по цели (заболеваемость, профилактические и др.). Кроме того, в амбулаторном тарификаторе содержится закодированный перечень различных медицинских манипуляций, например виды контрацепции, перевязок, удаление инородного тела и.т.д. Другими словами, появилась уникальная возможность изучать и контролировать наполненность визита, т.е качество процесса или технологию оказания медицинской помощи. Всё это стало возможным при использовании на уровне первичного звена статистической карты амбулаторного больного, за основу которой взята статистическая карта, утвержденная приказом МЗ Республики Казахстан № 259. Учитывая необходимые реалии и внедрение «Амбулаторно-поликлинического тарификатора», были внесены некоторые дополнения в части наполненности визита. Помимо кодирования манипуляций, процедур, диагностических исследований проводится кодирование лечебных мероприятий, что в будущем сформирует базу данных о потребности в медикаментах по группам и количеству, а также позволит контролировать уровень и алгоритмы современных технологий в лечении на уровне первичного звена.

Медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, представляют в финансирующий орган реестры по объёму выполненных услуг в разрезе каждой СВА («Реестр амбулаторно-поликлинических услуг»), которые также формируются из данных статистической карты амбулаторного больного. Данная система учета предполагает компьютерную обработку материала. Внедрение статистической карты амбулаторного больного позволило иметь более глубокую информацию, заменило ведение 4 документов по внутреннему учёту (журнал амбулаторного приёма, формы№25,30,39). Заполняют и кодируют статистическую карту медицинские работники. Собирают, анализируют и формируют реестр менеджеры, имеющиеся в штате в каждой СВА. Созданная база данных позволяет использовать оперативную систему для контроля качества медицинской помощи в целях защиты прав граждан на получение своевременной и квалифицированной помощи. Таким образом, главным условием эффективного контроля на уровне ПМСП является формирование и использование базы данных из реестров, представляемых в ФОМС, а также изменение учёта и отчётности на уровне ПМСП.

База данных позволяет отслеживать различные контрольные показатели. Для оценки качества медицинской помощи со стороны внешнего контроля могут использоваться показатели здравоохранения, медицинские стандарты диагностики, лечения и диспансеризации. Оценка качества может основываться на обычной практике, т.е. на данных обзора литературы, экспертных отчетов коллегии, анализа, которые будут демонстрировать определённую клиническую практику, выгодную для пациентов и улучшающую статус органов здравоохранения. Очень важно при контроле отслеживать и процесс, и результат.

В Жезказгане контрольные показатели были определены приказом Департамента здравоохранения. Определение контрольных показателей позволяет дать направление, акцентировать внимание врачей на определённых разделах работы.

Показатель уровня посещений к врачам.Этот показатель весьма информативен. Он отражает доступность медицинской помощи, нагрузку на приёме, на дому, количество посещений на 1 жителя, 1 врача, объём посещений в общем объёме медицинских услуг на уровне СВА, позволяет провести сравнительный анализ целей обращения во взаимосвязи с центрами, оказывающими специализированную медицинскую помощь. Имеется возможность проведения сравнительного анализа посещений по СВА, территориям. Сопоставление этих данных с уровнем госпитализации повышает информационную ценность этого показателя. При оплате по посещениям в 1996 году резко увеличилось количество посещений к узким специалистам. На конец 1996 года на 1 жителя Жезказгана приходилось 6,2 посещения, в том числе к узким специалистам – 3,7; к врачам на уровне первичного звена – 2,5 . при переходе на вариант частичного подушевого финансирования и самостоятельная работа СВА, привели к увеличению визитов к семейным врачам. По итогам 1996 года на 1 жителя приходилось 5,9 посещений. Из них на врача СВА –4,1 на врача специалиста –1,8. по прогнозам этот показатель на должен составить 6-7 посещений на 1 жителя, в соотношении 2\1. А по отдельным СВА этот показатель уже достиг 8-10 посещений на 1 жителя.

Показатель обращаемости за медицинской помощи на станцию скорой медицинской помощи (ССМП).В финансирующий орган поступает ежемесячная информация об обращаемости населения за неотложной помощью в разрезе каждой СВА. Имеется достоверное снижение обращаемости по некоторым врачебным практикам на 30% и более. Пациенты, регулярно наблюдаемые семейными врачами, редко нуждаются в неотложной помощи. До тех пор, пока врачи не будут уверены в правильности организации лечения простых клинических заболеваний, их населения в неотложных случаях будет обращаться за помощью на станцию скорой медицинской помощи. В структуре обращений на станцию скорой медицинской помощи неотложная помощь составляет 80% процентов. Более 60% в структуре неотложной помощи больным с травмами, гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, различными гипертермиями. Среди пациентов, обращающих за медицинскую помощь на ССМП, были больные, обращающиеся до 50 раз в месяц. Ранее ими никто не занимался. В настоящее время число повторных обращений в течение месяца на станцию скорой медицинской помощи у 1 пациента не превышает 5-6 раз. Все пациенты, часто обращающиеся за медицинской помощью в ССМП, выявлены взяты на учёт, обеспечены медикаментами, проведены определённые реабилитационные мероприятия, организовано необходимые наблюдение на дому. Отслеживание по нозологиям показало снижение обращений больных с гипертонией, бронхиальной астмой и различными гипертемиями. Здесь необходимо остановиться на факте организации телефонной службы СВА. Хорошо организованная работа по оказанию медицинских услуг по телефону средним медицинским персоналом или врачами должна отражать работу по амбулаторному лечению, что также может влиять на уровень обращения за медицинской помощью на ССМП. С увеличением объёма работы в СВА медицинским работникам, которые всё больше вовлекаются в этот процесс, нужно пройти дополнительное обучение методам организации оказания медицинской помощи по телефону для проведения квалифицированных консультаций, т.к. система информированности населения по вопросам оказания медицинской помощи на до госпитальном этапе придаётся большое значение.

Показатель уровня госпитализации.Конечный госпитализации определён, как 3 на 100 . в 1996 году уровень госпитализации составил 22,4 на 100. по итогам 1996 года уровень госпитализации составил 18,4 на 100. Уровень госпитализации в текущем году по итогам 1997 года –14,5 на 100. Информация о госпитализации поступает из базы данных «Реестр пролеченного больного». Полученные данные о профиле и нозологии, средней длительности лечения, типе госпитализации, социальном статусе пациентов, смертности, оперативной активности, осложнениях доступны для анализа. Уровень госпитализации является показателем, который создает мотивацию для повышения качества медицинской помощи на уровне ПМСП при фондодержании.

Показатель направления пациентов на консультации, диагностики исследования и лечение в амбулаторных условиях за пределы СВА.

Эти показатели должны снижаться с увеличением объема оказываемой первичной медицинской помощи. При снижении показателя направления пациентов для оказания медицинских услуг за пределы СВА, необходимо отслеживать случае, когда такое направление было необходимо. База данных по этому показателю формируется из реестра внешних направлений СВА и из реестра, предъявленного к оплате консультативными центрами. Реестр внешних направлений содержит данные о количестве направлений, цели, социальном статусе населения. Реестр консультативно-диагностических центров содержит данные о количестве и видах медицинских услуг, цели обращения, социальном статусе населения от каждой СВА. Такая информация необходима также при переходе к частичному фондодержанию и отражает движение финансовых потоков для оплаты медицинских услуг. База данных о движении пациентов за пределы СВА формируется из статистических карты амбулаторного больного. Проблемы, связанные с отслеживанием данного показателя, заключены в том что часть населения привыкла обращаться за медицинской помощью минуя первичное звено, а медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, заинтересованы в любых обращениях пациентов, здесь очень важен механизм сооплаты, когда пациент должен заплатить некую денежную сумму, весьма символическую, если он обращается за медицинской помощью без направления семейного врача.

Следующая группа показателей характеризуется качество медицинской помощи: это показатели материнской смертности, состояния, иммунопрофилактики, первичного выхода на инвалидность, смертности от туберкулёза и сердечно-сосудистых заболеваний. Данные показатели отслеживаются по каждой СВА, проводится сравнительный анализ по результатам, при необходимости проверяется процесс, после чего обрисовывается проблема и прелагается её решение.

Особо хотелось бы прокомментировать контрольные показатели планирования семьи.

База данных по этим вопросам формируется из статистической карты амбулаторного больного и реестра по медицинским услугам каждой СВА, а также из реестра пролеченного больного. База данных содержит сведения о количестве обращений и их цели, о числе посещений на один случай поликлинического обращения, о количестве посещений, связанных с пренатальным уходом, о пренатальном уходе в первые три месяца, о количестве посещений на 1 случай обращения по поводу заболеваемости, об охвате контрацепцией, её видами, о контрацепции у подростков. Это всё – показатели процесса планирования семьи. Но целенаправленная работа по планированию семьи должна привести к определённым результатам. Созданная база данных позволяет отследить результаты – процент нормальных родов, процент абортов, ранние роды, преждевременные роды, количество здоровых новорожденных весом 2500 г и более, перинатальную и материнскую смертность, межродовый интервал.

Кроме специально утвержденных контрольных показателей работы СВА, созданная база данных позволяет отслеживать госпитализацию по профилям, нозологиям и типу (экстренная, по направлению семейного врача, самостоятельное обращение ), несвоевременную госпитализацию, наличие осложнений, сопутствующие диагнозы, длительность лечения, смертность. Показатели лучше отслеживать по определённым нозологиям. Например: «Возврат к нормотензии ». Первоначально изучается численность диспансерной группы пациентов с гипертонией и частота госпитализации их в каждом СВА, а также количество обращений на ССМП пациентов данной СВА. Если проводится целенаправленная работа с больными, то доля пациентов, которые страдали гипертонией, а затем вернулись к нормотензии должна увеличиваться. Следовательно, если работа имеет положительный результат, уменьшается уровень госпитализации больных с данной патологией и уровень обращаемости за медицинской помощью на ССМП.

Следующая пример: заболеваемость детей острыми респираторными инфекциями (ОРИ). Общая заболеваемость по возрастам может быть получена из статистической карты. Уровень госпитализации детей по возрастам, тип госпитализации и исходы заболевания – из базы данных «Реестр пролеченного больного». Это – отслеживание результата, и если результат плохой – высокий уровень госпитализации, большой процент экстренной госпитализации и самостоятельного обращения, запущенные случаи и неудовлетворительные исходы, то появляется повод для отслеживания процесса профилактики и лечения на ранних этапах, а также знания родителями правил поведения и оказания помощи ребёнку в семье во время болезни.

Таким образом, использование информационной базы данных даёт возможность отследить результат.Неудовлетворенный результат является поводом для проверки процесса.Следовательно, внешний контроль становится целенаправленными более эффективным. Создаётся реальная возможность перевести контроль в плоскость предупредительного и очень гибкого.Создание информационной базы данных предлагает существование «обратной связи»- двухступенчатого характера в отношениях равноправных партнёров «продавец» - «покупатель».

Информационная база формируется благодаря первичным документам (статистическая карта амбулаторного больного и карта выбывшего из стационара ). Медицинские работники участвуют в формировании база данных сознательно. Следовательно, информационная база данных должна быть доступна и для органов управления здравоохранением и для равноправных партнеров - производителей медицинских услуг. В данном случае имеется в виду так называемая «обратная связь», когда анализ полученных данных позволяет выявить проблему, связанную с качеством медицинских услуг, четко обрисовать её конкретному заинтересованному лицу. От такой «обратной связи » выиграет, прежде всего, потребитель медицинских услуг, т.к. решение только проблемы качества медицинской помощи позволяет помочь сразу очень многим потребителям медицинских услуг. «Двухступенчатая» связь выглядит следующим образом. Выявляется проблема по отношению к определенной врачебной деятельности, после чего решение проблемы предлагается партнеру. Например, по предъявленным реестрам объем медицинских услуг, одной из СВА, оказался очень мал. Сравнительные данные показатели, что малый объём медицинских услуг связан с малым объёмом лечебных процедур при одинаковом уровне первичной заболеваемости. Уровень госпитализации по данной СВА оказался очень высоким. Старшему врачу и менеджеру была поставлена задача провести сравнительный анализ по врачам СВА. Проведённый сравнительный анализ показал, что тот врач, который много направил на госпитализацию, дал малое количество медицинских услуг по лечению. Этот пример говорит о заинтересованности СВА в новых возможностях анализа.

Возможности анализа базы данных поистине безграничны. Возможность работы с большим объемом статистически достоверных данных, раннее выявление «групп риска» и негативных тенденций, отслеживание потенциального больного на всех ступенях медицинской иерархии позволяют проводить прицельную высокоэффективную профилактическую работу с населением, что не маловажно в условиях развития новых экономических отношений. Доступ менеджеров и врачей к этой информации, сделает более эффективным их труд. В рамках данного документа невозможно охватить в полном объеме весь спектр аналитического материала, поэтому остановимся на наиболее интересных данных, полученных в Карагандинской области – пилотной по внедрению клинико-затратных групп (КЗГ).

Анализ половозрастного состава пролеченных больных позволяет определить спектр больных, потребляющих основной объем медицинской помощи в разрезе пола и возраста. (Диаграмма на рисунке 19.)

 

 

Рисунок 3.3.

Половозрастной анализ пациентов

 

Из анализа исключены дети до 1 года, так как они дают пик (4850 мужчины и 4857 женщины) который делает кривую мало наглядной.

Из графика видно, что основной объем медицинской помощи потребляют пациенты в возрасте от 18 до 30 лет.Как показывает анализ в разрезе пола, пик в основном дают женщины. Пациенты этой категории были госпитализированы 21849 раз. Ниже приведены 10 диагнозов, составившие этот пик (в порядке убывания):

Диагнозы, составляющие пик объема медицинской помощи у женщин

Таблица 3.1.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.