Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ





Основные психологические характеристики команды проекта

Сегодня все большее значение приобретает способность специалистов работать в команде, где тесно объединены две составляющие: материальная и духовная. Материальную составляющую представляют люди, объединенные в команду, духовную — идеология и психология (9)

Идеология команды формируется из совокупности идей и взглядов, отражающих конечные цели выполнения трудовой функции (например, стремление к обогащению, служение обществу или определенной идее и т. п.).

Психология команды выражается в совокупности социально-психологических особенностей, проявляющихся в ходе ее создания и развития, на основе взаимодействия членов команды, форм и способов взаимного удовлетворения потребностей. В процессе работы участники должны спланировать общую деятельность, организовать обмен информацией, наладить взаимопонимание, выработать формы совместных действий. Это подразумевает формирование морально-психологического климата, совместного опыта, общественного мнения, а также решение вопросов лидерства, понимания природы внутригрупповых конфликтов и т. п. Большое значение при этом имеют личные качества каждого индивидуума, проявляющиеся в индивидуально-психологических качествах личности, которые совместно с социально-психологическими качествами, определяют поведение человека в организации.



К индивидуально-психологическим качествам личности относятся: темперамент, умственные способности, воля, эмоциональность, характер, память, воображение и др. В соответствии с темпераментом могут быть выделены:

1. холерики (работоспособные, энергичные, подвижные, легко возбудимые), склонные к конфликтам, риску, самолюбивые, но не злопамятные);

2. сангвиники (быстро принимающие решения, контактные, уравновешенные, приятные в общении, быстро переключающиеся с одной работы на другую);

3. флегматики (спокойные, терпеливые, долго приспосабливающиеся к изменяющейся ситуации);

4. меланхолики (обидчивые, впечатлительные, мнительные, неуверенные в себе).

Способности человека закладываются на генном уровне, однако, в ходе обуче­ния, воспитания, активной деятельности могут развиваться и совершенствоваться.



Воля реализуется в упорном преодолении препятствий на пути к намеченной цели.

Эмоциональность проявляется в реакции индивидуума на окружающую среду (людей, события и т. п.). Эмоции выражаются в переживаниях. В зависимости отситуации они могут быть позитивными и негативными, сильными, слабыми и т. п.*

Характер — это присущая конкретному индивиду совокупность отличительных черт, проявляющихся в его поведении и отношении к людям, должностным обязанностям и т. п. Характер человека складывается в ходе его становления как личности.

Память воображение — это основа мыслительной деятельности человека.

К социально-психологическим качествам личности относятся: стереотипы, мышления, социальные установки, система ценностей.

Сложность проблем, решаемых в ходе реализации проекта, заставляет проект-менеджеров опираться на опыт ij интеллект членов команды, делая залогом успешной реализации проекта умение работать с людьми, то есть на первый план выходит человеческий фактор.

Суть человеческого фактора состоит в том, что на результаты работы коллективов сильное влияние оказывают поведенческие факторы, взаимоотношения с руководителем, сознание причастности. Выполняя свою функцию по активизации человеческого фактора, менеджер помогает подчиненным глубже понять конечные цели деятельности и с большей отдачей и эффективностью содействовать их достижению. Учитывая значительную роль человеческого фактора, необходимо создавать условия, при которых его вклад в достижение конечных результатов деятельности был бы наиболее эффективным. Необходимо хорошо представлять, как строить деловое общение, в чем состоят его особенности и механизм познания и понимания людьми друг друга; что происходит с человеком, как изменяется его поведение, когда он становится членом команды, вступает в процесс общения с другими людьми на переговорах, совещаниях, в конфликтах; что определяет поведение человека в группе: его внутренние психические особенности или характеристики группы, в которой он начал свою деятельность. Следует также учитывать национально-психологические особенности конкретной среды делового общения.



Следовательно, кроме глубоких экономических, финансовых знаний, организационных способностей, умения предвидеть и оценивать рыночную конъюнктуру, проект-менеджер обязан хорошо понимать специфику человеческих отношений, мотивационные установки работников, формировать и направлять их в соответствии с поставленными задачами. Человеческий фактор несомненно следует рассматривать как первостепенный, так как представление о способах взаимодействия с командой — важнейшая составная часть профессионализма проект-менеджера.

Руководство, лидерство

Команда — это организация. Ей, как и всем организациям, присущи такие черты, как разделение функций между сотрудниками, порядок подчиненности и т. д. Активность команды может развиваться одновременно в нескольких направлениях, что требует специальных усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий в рамках поставленной цели, воздействия на сознание членов команды для объединения индивидуальной активности каждого в единое целое.

Социальная власть в команде реализуется через феномены лидерства и руководства. Указанные феномены представляют собой проявление процесса влияния, но имеют разную природу.

Лидерство это спонтанно возникающий в группе процесс психологического влияния одного члена группы на других. Лидера могут порождать не только личные качества, но и структура взаимоотношении в группе, межличностные связи складываются и определяются в зависимости от целей группы, норм и ценностей, установленных в ней. На основе сложившихся норм и целей выдвигается лидер, олицетворяющий предпочитаемые группой нормы и ценности, неотделимый от них, сплачивающий вокруг себя, своего видения задачи сподвижников, приверженцев и своим личным примером придающий своеобразие данной группе. Установки

 

 

лидера становятся эталоном для всех или большинства членов группы, за ним признается право вести за собой, мобилизовывать на решение соответствующих задач, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций. Лидер — это человек, обладающий определенной властью, имеющий авторитет и право на оценку и влияние.

Учитывая связь лидерства с решением различных групповых задач, его можно подразделить в соответствии с видами групповой деятельности на инструментальное и экспрессивное лидерство.

Инструментальное лидерство имеет целью оказать влияние на группу в ходе выполнения конкретных задач, ради которых она была создана.

Экспрессивное лидерство имеет целью создать позитивный внутренний климат в группе, обеспечить ее стабильность.

Внутри каждой области лидерства можно выделить различные лидерские роли. Например, в инструментальном лидерстве: лидер-инициатор, лидер-организатор, лидер — эрудит и т. п.

Иногда, за счет своей четко выраженной направленности, конкретный лидер может находиться в оппозиции к определенной части группы. Например, лидер, ориентированный на эффективное достижение главной цели, может столкнуться с ухудшением взаимоотношений с членами группы, ориентированными на общение. Лидер экспрессивного типа может заниматься улучшением социально-психологического климата в коллективе в ущерб главным целям и задачам. Имеющий сильное влияние неформальный лидер может снизить эффективность деятельности организации.

Руководство представляет другую форму реализации социальной власти. Руководство это процесс управления, который осуществляется руководителем, исполняющим роль посредника социального контроля и власти, на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую входит данная группа.

Таким образом, руководство представляет социальную характеристику процесса взаимодействия между руководителем и подчиненным, а лидерство дает психологическую характеристику поведения отдельных членов группы. Однако, руководитель и лидер решают близкие задачи: они стимулируют группу, стремятся сориентировать ее на выполнение определенных задач, изыскивают возможности и средства для их эффективного решения.

Особенностью руководства малой группой является присутствие двух аспектов власти: формально-правового и психологического, последний, по способам влияния на членов группы, сближает руководителя с неформальным лидером. Однако, объединение в одном лице лидера и руководителя нельзя рассматривать как желательное явление. Это объясняется рядом причин, в том числе и большой дифференциацией лидерских ролей. Эффективный лидер не всегда становится хорошим управляющим.

Важным фактором психологического воздействия руководителя на группу является его авторитет. Авторитет формируется с учетом личностных особенностей руководителя, его организаторского и мотивационного потенциала (способности быть лидером-организатором и лидером — мотиватором), стиля руководства и т. п.

Важным качеством руководителя является умение пользоваться разными стилями руководства и способность их применять в зависимости от характера решаемых задач, специфики конкретной обстановки, социально-психологических особенностей сотрудников. Стиль руководства это управленческая категория, по­зволяющая комплексно оценивать поведение руководителя в коллективе, используемые им методы подготовки и принятия решений, способы их осуществления и формы контроля за деятельностью подчиненных.

Выделяют три стиля руководства:

1. авторитарный;

2. демократический;

3. либеральный;

Авторитарный (директивный) стиль основан на высокой централизации руководства, единоначалии в принятии решений, жестком единоличном контроле над деятельностью

 

 

подчиненных. Подчиненным отводится роль исполнителей приказов руководителя, который указывает им на ближайшие цели деятельности, но не сообщает о дальнейших планах и задачах группы. Руководитель, использующий такой стиль, передает членам группы минимальный объем информации, принятие решений осуществляет самостоятельно, без учета мнений подчиненных, убеждая их в необходимости выполнения решений посредством системы санкций и личного авторитета. Среди методов руководства преобладают приказы, распоряжения, выговоры, лишение льгот. Авторитарный стиль способствует развитию пассивности подчиненных, генерирует высокую внутреннюю конфликтность, так как в основу его заложены давление и диктат, игнорирование интересов людей, которые он ставит значительно ниже, чем интересы дела. В таких коллективах удовлетворенность собственным трудом у подчиненных отсутствует, так как они справедливо считают, что их творческий потенциал не реализуется.

Демократический (коллегиальный) стиль основан на хорошем взаимопонимании руководителя с подчиненными, выражающемся в открытом, взаимном обмене информацией, совместном принятии решений на основе обсуждения проблемы, распределении полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными. При этом руководитель требователен, но справедлив. Он всемерно поощряет и стимулирует инициативу со стороны подчиненных, общается с ними доброжелательно и вежливо. Такой стиль характеризуется низкой конфликтностью и легкой управляемостью возникших конфликтов в связи с благоприятным психологи­ческим климатом в группе.

Либеральный (попустительский) стиль отличается тем, что руководитель принимает минимальное участие в управлении, перекладывая свои функции и ответственность на других, он включается в управленческий процесс лишь при наличии определенного давления со стороны вышестоящего органа или самой группы, стремится установить личные контакты с подчиненными, действует уговорами, просьбами терпим к критике в свой адрес, безынициативен, опасается конфликтов, редко осуществляет контроль деятельности подчиненных, предоставляя им почти полную свободу действий. Стиль нерезультативен. Применение его возможно лишь в творческих, научных группах, где каждому члену присуща самостоятельность и творческая индивидуальность или при наличии в группе человека, осуществляющего фактическое руководство.

Рассмотренные стили руководства не всегда в практической деятельности присутствуют в чистом виде. Выбирая стиль руководства, следует принимать во внимание следующие факторы:

1. характер ситуации (стрессовая, спокойная, неопределенная);

2. характер решаемой проблемы (простая, сложная);

3. особенности группы (пол, возраст, уровень образования, профессиональный, культурный уровень, личностные свойства членов группы, время существования группы и т. п.).

Необходимость оперативного принятия решения часто вынуждает руководите­ля к применению авторитарного стиля. Решение сложных проблем, нуждающихся в глубоком анализе, высокой компетентности и профессионализме заставляет использовать коллегиальный стиль, который способствует сотрудничеству всех членов группы в достижении общей цели.

Большое влияние на стиль руководства оказывают индивидуальные качества личности руководителя. Для успешной управленческой деятельности он должен обладать способностями к решению проблем, быть ориентированным на эффективность и качество результатов, энергичным, инициативным, ответственным, независимым и самоуверенным, обладать стратегическим мышлением, способностью убеждать и устанавливать связи, уметь вести переговоры.

Выработка стиля руководства должна производится с учетом факторов, характеризующих процессы межличностных взаимоотношений:

1. разное восприятие людьми внешних воздействий в связи с индивидуально-психологическими особенностями личности;

2. неадекватность самооценки и неадекватность отображения одного человека другим;

3. стремление к сохранению личного статуса.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.