|
Диагностика человеческих аспектов.
Благоприятный социально-психологический климат в организации и эффективность человеческих взаимоотношений в процессе выполнения трудовых функций оказывают существенное влияние на рост эффективности организации в целом и представляют значительный резерв повышения производительности труда.
Диагностика человеческих аспектов (49) в организации необходима в целях своевременной коррекции и ликвидации недостатков в области практического менеджмента и совершенствования методов современного психологического управления персоналом.
Для анализа поведения человека в коллективе существуют различные модели, представленные в виде тестов и анкет. В частности, широкую известность и применение получила теория игр, созданная Э. Берном. Основу теории составляют понятия так называемых «эго-состояний» психики человека и трансакции, то есть единицы общения. Увязывая ситуацию и реакцию человека, модель служит основой для анализа поведения работника в коллективе и разработки рекомендаций по преодолению негативных моментов, возникающих в процессе внутриорганизационного общения. Модель безоценочна, что способствует формированию объективного отношения человека, использующего модель в практической деятельности, к участникам конкретной ситуации в коллективе.
Методы измерения межличностных отношений в группе были разработаны американским специалистом Джоном Морено. Предложенный им метод социометрии позволяет установить отношение членов группы друг к другу: систему пред почтении и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий, определить степень групповой сплоченности и социометрические статусы членов группы. В соответствии с результатами социометрии, статус или позиция человека рассматривается как сумма предпочтений и отвержений, полученных каждым членом группы. Статусы имеют различную весомость, определяемую с учетом доли в них положительных выборов. Совокупность статусов всех членов группы определяет статусную иерархию.
Для того, чтобы получить представление о системе эмоциональных отношений в группе, определяют взаимосвязь предпочтений членов группы, так как даже для наиболее предпочитаемых членов группы, стоящих на вершине иерархии, важно не просто иметь большое число выборов, но и большое число взаимных выборов, обеспечивающих их устойчивое и комфортное положение в группе.
Метод также позволяет выявить наличие устойчивых групп межличностного предпочтения и взаимоотношения между ними, понять принцип их образования. Важно установить, на какие группы ориентированы отверженные и изолированные члены группы, как соотносятся в них люди с различными статусами. Кроме того, возможно определить распределение отвержений в группе.
Для проведения исследования каждому члену группы выдается социометрическая карточка, представляющая собой социометрическую матрицу (см. таблицу 21.3.9) и объясняется порядок ее заполнения (49).
Таблица 21.3.9. пример социометрической матрицы для группы из 6 членов
| №
п/п
| Кто выбирает
Фамилии испытуемого — члена группы
| Кого члены группы выбирают
| Произведенный выбор
| Всего
|
|
|
|
|
|
| (+)
| (-)
|
| Абрамов А. Н.
|
| +
| +
| -
| -
| -
|
|
|
|
| Борисов Т. Ч
| +
|
| +
| -
| -
| -
|
|
|
|
| Георгиев О. Л.
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| Иванов И. Ж.
| +
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
| Сидоров Г. Ц
| -
| +
| -
| -
|
| -
|
|
|
|
| Фомин Н. Я.
| +
|
| -
| +
| -
|
|
|
|
| Результаты (+) выбора (-)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначения: + положительный выбор;
— отрицательный выбор.
Для исследования взаимоотношений в группе возможно также применение социограммы, которая позволяет графическим методом с использованием специальной символики провести необходимый анализ.
Существует также большое количество тестов, основанных на балльной оценке качеств руководителя, опросников для изучения социально-психологического климата в коллективе. В качестве примеров (см. таблицы 21.3.10. и 21.3.11) приведены тесты, позволяющие провести такую работу.
Таблица 21.3.10. Оценка руководителю (в баллах)
| №
п./п.
| Показатель, его характеристика
| Балл
| 1.
| Доступность. Если у работника появляется проблема и он не может ее разрешить, то руководитель всегда приходит на помощь. Однако, он всегда настаивает на том, чтобы работник всегда с учетом своих возможностей сам предварительно разработал проект ее решения.
|
| 2.
| Введение в курс дела. Работнику всегда предоставляется информация или сведения о людях, полезных или интересных в профессиональном плане
|
| 3.
| Хорошее чувство юмора. Смеется и над собой, если сам является объектом шутки
|
| 4.
| Справедливость. Всегда проявляет интерес к делам работников, доверяет им, строго следит за выполнением как своих, так и чужих обещаний
|
| 5.
| Решительность. Всегда готов исключить несущественные дела, которые могут отвлечь группу от работы.
|
| 6.
| Скромность. Открыто признает свои ошибки, учится на них и ждет от своих подчиненных того же.
|
| 7.
| Объективность. Отличает внешне важное от объективно важного и обращает на последнее основное внимание.
|
| 8.
| Твердость. Последователен в реализации принятых решений и не позволяет высшему руководству или людям со стороны растрачивать свое время и время своих людей попусту.
|
| 9.
| Эффективность. Вместе с работником анализирует его промахи и ошибки, учит как их исправить. Направляет внутрифирменное общение на благо организации.
|
| 10.
| Терпелив. Не только при недовольстве работником, но и при коллективном принятии решений.
|
|
| Итого
|
|
Примечания.
1. Руководитель оценивается работником в баллах от 0 до 10.
2.Если рейтинг руководителя не больше 50 единиц, то работнику лучше поискать другую работу
Таблица 21.3.11. Опросник по исследованию персонала
| № п/п.п
| Вопрос
| Оценка в баллах
| Комментарии
|
| 2
|
|
| 1.
| Насколько вы довольны вашей работой в целом?
| Совсем нет в восторге 12345678910
|
| 2.
| Что вы думаете о форме выплаты денег в нашей фирме?
| она ужасна она прекрасна 12345678910
|
| 3.
| Как вы воспринимаете уровень своей зарплаты по отношению к другим работникам?
| Хуже всех лучше всех 12345678910
|
| 4.
| Как вам нравится система оценки вашей работы?
| Она ужасна она прекрасна 12345678910
|
| 5.
| Какое настроение в вашем подразделении?
| ужасное прекрасное 12345678910
|
| 6.
| Что вы думаете о возложенной на вас ответственности?
| слишком слишком много мало 12345678910
|
| 7.
| Насколько эффективен начальник вашего подразделения?
| очень совсем нет 12345678910
|
| 8.
| Насколько эффективен начальник вашего начальника?
| очень совсем нет 12345678910
|
|
Продолжение табл. 21.3.11.
| № п./п.
| Вопрос
| Оценка в баллах
| Комментарии
|
|
|
|
| 9.
| Почему вы ходите на работу?
| вынужден хочу 12345678910
|
| 10.
| Как вам нравится наша фирма по сравнению с предыдущей, где вы работали?
| Хуже так же лучше 12345678910
|
| 11.
| В каком отделе вы работаете? (не обязательно)
|
|
| 12.
| Как долго работаете?
|
|
| 13.
| Как вам нравится наша программа обучения сотрудников?
| Очень совсем нет 12345678910
|
| 14.
| Что вам меньше всего нравится в вашей работе и/или в нашей фирме?
|
|
| 15.
| Что вам больше всего нравится в вашей работе и/или в нашей фирме?
|
|
| 16.
| Что бы вы изменили будь вы хозяином? (используйте оборотную сторону страницы)
|
|
| Примечание.
Оценка, соответствующая мнению опрашиваемого, обводится кружком.
Такие исследования проводятся для того, чтобы люди могли анонимно выразить свое мнение о моральном климате в команде, а руководство, на основе изучения полученной информации, принять меры для его улучшения. Опрос способствует совершенствованию коммуникаций в команде проекта, являясь одним из вариантов системы обратной связи. Все работники получают возможность генерировать идеи, высказывать свое мнение, касающееся совершенствования любого аспекта деятельности команды.
Результаты опросов следует регулярно сообщать персоналу в целях повышения эффективности труда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|