Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение и развитие персонала проекта





Важнейшую роль при работе над проектом играет подготовка и переподготовка руководителей и специалистов команды проекта. Ее проведение может осуществляться двумя путями:

1. Повышение общего профессионально-квалификационного уровня персонала Как известно, знания, полученные в вузе, быстро устаревают (у инженеров — через 5 — 10 лет, в высокотехнологичных областях — через 3 года). Поэто­му в рамках кадрового менеджмента проекта необходимо решать задачи формирования системы повышения квалификации.

Для решения этой задачи имеется достаточно много средств: это краткосрочные (от 2 — 3 дней до недели), среднесрочные (от недели до 2 — 3 месяцев) и полные (до года) курсы переподготовки, осуществляемые вузами, бизнес-школами, в том числе зарубежными, институтами повышения квалификации, и т. п. По большинству учебных планов существуют федеральные и мировые стандарты (маркетинг, финансовый менеджмент, управление проектами, управление персоналом и др.). Рынок этих услуг достаточно развит, и качество их постепенно растет.

За рубежом наиболее очевидными тенденциями в области технической подготовки кадров признано широкое применение методов дистанционного обучения, повышения квалификации, самоподготовки (вплоть до самостоятельной разработки проектов) с помощью средств вычислительной техники и изменение методов работы преподавателей. Так, обучение с использованием видеодисков в диалоговом режиме позволяет обучающимся усвоить учебный материал вдвое быстрее, чем при традиционной подготовке. Запоминаемость материала возрастает на 40%, а степень усвоения — на 300%.



Весьма прогрессивной формой обучения без отрыва от производства признаны так называемые телеуниверситеты. Разработанные учебными заведениями курсы транслируются по местным телевизионным сетям, ориентируясь на определенную специализацию. Команда проекта, заинтересованная в повышении квалификации своих сотрудников, может оборудовать учебный класс, где можно прослушать те­левизионную лекцию или выполнить практическое задание.

2. Обеспечение активности, заинтересованности и профессионализма персонала в реализации проекта



В рамках этой проблемы возникают следующие задачи развития персонала, в первую очередь, управленческого:

a. умение определить свои место и роль в процессе управления проектом, понимание целей и стратегии проекта в целом и функций в рамках команды проекта;

b. умение четко сформулировать ключевые проблемы и задачи, которые должны решаться его подразделением и персонально;

c. получение знаний по современным подходам и методам решения задач управления проектами;

d. приобретение навыков выбора и использования этих подходов и методов для эффективного решения конкретных задач на своем рабочем месте;

e. освоение технологии групповой работы в процессе решения проблем;

f. освоение методов и навыков эффективной работы подчиненных и, прежде всего, мотивации их работы на требуемые результаты.

Для решения перечисленных задач необходима целевая подготовка, привязанная к реальным практическим задачам управления проектами и, в частности, управления человеческими ресурсами проекта. Достичь этого результата можно с помощью увлечения: консультантов из специализированных фирм и предприятий, имеющих необходимый опыт, сотрудников зарубежных фирм.

Структура целевой программы подготовки персонала может быть следующей:

1. ознакомление с основами управления проектами;

2. получение общеобразовательных знаний в необходимом объеме;

3. изучение отечественного и зарубежного опыта по управлению проектами;

4. приобретение практических навыков по методам решения конкретных проблем и задач, возникающих на рабочих местах в процессе реализации проекта.



5. Рекомендуемые формы обучения:

6. общеобразовательные курсы, проводимые для специалистов команды проекта преподавателями вузов и консалтинговых фирм;

7. тематические семинары, проводимые консультантами с привлечением пилота (обладающих соответствующим опытом) предприятий;

8. стажировки руководителей и отдельных специалистов в организациях, реализующих проекты, с участием консультантов;

9. «штабные игры» — целевое обучение, проводимое, в основном, консультант с участием руководителей и специалистов по решению конкретных задач;

10. обучение преподавателей и консультантов, передача технологий обучения управления проектами.

С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций (таблица 21.3.14):

 

Таблица 21.3.14. Варианты потребностей в обечении персонала
Конкретизация потребности в обучении Метод обучения
Специализированные программы обучения (тренинга продаж, переговоров, креативности) Методы поведенческого тренинга
2 Программы командообразования Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры
Развитие межличностной и внутрифирмен­ной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры
  Управленческая подготовка   Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры
Подготовка к организационным инновациям Организационно-мыслительные игры, раз работка проектов, анализ ситуаций организации

 

 

Оценка потребности в обучении. Планирование программ подготовки – составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

В целях определения потребности в обучении и планировании образования целесообразно:

1. использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;

2. анализировать план технического обновления;

3. оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты колледжей и университетов, приходящих на работу в организацию;

4. диагностировать средний уровень подготовленности новых сотрудников.

Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения дает таблица 21.3.15.

Таблица 21.3.15. сопоставительный анализ систем обучения
Параметры Традиционное обучение внутри предприятия Обучение, совмещенное с организационным развитием
Объект Отдельный руководитель Группы, межгрупповые связи,
Содержание Основы управленческих знаний и навыков Коммуникативные навыки,
Обучающиеся Руководители младшего и среднего звена Все руководители вплоть до высшего звена
Продолжение табл. 21.3.15.
Параметры Традиционное обучение внутри предприятия Обучение, совмещенное с организационным развитием
Учебный процесс Основан на информации и рационализации Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях
Стиль обучения Исходит из предметов и особенностей преподавателей Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов
Цели обучения Рациональность и эффективность Приспособление, изменение, ингЬоомиоование
форма проведения Местные семинары, курсы Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуации
Ответственность за поведение Преподаватели, организаторы Участники
Стабильность программы Стабильная Гибкая программа, адаптированная к ситуации
Концепции обучения Адаптация руководителей к нуждам поелпоиятия Одновременно изменить руководителей и ооганизанию
Участие в подготовке учебных и других программ Участники не включены в составление учебных поопзамм Руководители принимают участие в составлении программ изменения прелпоиятия
Направленность Ориентация на знания, которые могут шшголиться в будущем Ориентация на конкретное изменение
Активность участников Как правило, малоактивны Как правило, очень активны

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.