Сделай Сам Свою Работу на 5

Творение 16. День седьмой. ВеликаяСуббота





Братья и сестры, продолжаем говорить о субботе, покое божества и той способности человеческого сердца, которая соответствует 7му дню, т. е. Субботе.

До Христа Бог пребывал в покое шаббат, но обратите внимание, в Книге Бытия нет таких слов: «и был вечер и было утро день седьмой». Не найдёте вы таких слов. Был день один, день второй, день третий, день четвертый, день пятый, день шестой, но нет таких слов «и был вечер и было утро день седьмой».

То есть, до вочеловечения Спасителя продолжался день седьмой, который есть божественный шаббат. И вот ему, по заповеди, данной Моисею, шаббату божественному, должны были подражать люди по субботам. Вот в чём святость субботы: субботний покой продолжался до времени, когда придёт Господь и будет всё новое. Об этом говорит ап. Павел (2 Кор 5:17): «Если кто во Христе, тот новая тварь; древнее (буквально архайя — начальное) начальное прошло, вот сбылось всё новое».

Так чем же была суббота божественная, которую соблюдали иудеи до Спасителя? Суббота была ожиданием Мессии, чтобы Он пришёл в мир и закончил день седьмой.

Погибал человек, и Господь оставил божественный шаббат.



Вот говорит Христос фарисеям: «Я Господь субботы». Они не понимали, что на их глазах происходит то, что в Книге Бытия описано как «бара эллохим» (сотворил Бог). Иисус объяснял им, что божественная суббота закончилась (Иоанн 5:17) «Отец Мой до ныне делает, и Я делаю».

Это, конечно, был бунт. Это было великое дерзновение. Вот не было лучшего способа дать знать о себе в Израиле, чем нарушать Субботу и остаться живым. Всё, весть о таком человеке разнеслась мгновенно. Нарушает субботу и ещё жив!

Когда Христос делал дела спасения в Субботу, Он возвещал, что Он — Бог и что пришло спасение. Дела спасения он делал в субботу.

Спор о субботе должен был пронзить всё израильское общество, что и произошло и Хритос был распят. И после Голгофы возникло два религиозных учения: христианство и иудаизм. В иудаизме отрицается, что Иисус был Христос — мессия, поэтому субботу в иудаизме стараются соблюдать, как её соблюдали евреи до Христа. В иудаизме субботний покой есть отрицание, что Иисус был Христос, то есть ожидавшийся в Израиле мессия. Понятно, да? Что когда иудеи соблюдают субботний покой, они тем самым отрицают, что Иисус был Христос. То есть, во Христе был какой-то человек, учитель, человек он был. Во Христе ничего не сотворилось, завета нового нет, продолжаем соблюдать субботу.



Христиане понимают, что когда Бог воплотился, Он покинул Свой субботний покой. Однако после смерти на Кресте, последнюю субботу Христос провёл в покое. Покой, который устроил Ему его народ. Последняя суббота была покой во аде. Это Великая Суббота в нашем церковном календаре, последняя суббота это была покой во аде. Спаситель был во аде, это Великая Суббота. И так сбылись слова, что Господь пришёл не нарушить закон, а исполнить.

Если говорить о днях творения, то покой божества в 7й день прообразует (прообразует это значит показывает как образ грядущего) прообразует упокоение Сына Божьего в смерть. Эта благословенная суббота, о которой писал пророк Моисей в Книге Бытия, указывает на Великую Субботу, когда Христос пребывал во аде.

В Великую Субботу святая Церковь поёт: «днешний день таинственно великий Моисей прообразовал говоря: и благословил Бог день седьмой ибо сия есть благословенная суббота, сей есть упокоение день, в который почил от всех дел своих Единородный Сын Божий через управление на смерть плотию субботствовать, и там быв опять возвернувшись в Воскресенье даровал нам Жизнь Вечную, ибо Он один благ и человеколюбец».

Вот такие стихи.

И ещё, на богослужении мы часто слышим евангельские слова, что Христос воскрес «ву едину от суббот». Вот славянский такой оборот «ву едину от суббот». Остановимся на этом месте, потому что слишком часто слышим, и не всегда понимаем. Пропущено слово «день», а оно в греческом языке женского рода. «Ву едину от суббот» означает «в день один после суббот». Это очень счастливый оборот речи, он несёт в себе великий смысл, что Великая суббота это последняя из суббот, а уже затем «и был вечер и было утро...» конец седьмого дня наконец наступил, это Воскресенье. И так сказано в Евангелие от Матфея: «вечери же субботы на рассвете в день один от суббот (вуедину от суббот)». И по смыслу что? Закончилась череда суббот в человечестве и закончилась Великая Суббота — покой Божества во аде, настал наконец «день один» - Воскресение Христово.



День после Великой Субботы, мы его называем Воскресенье. Он, этот день, действительно замыкает долгую последовательность суббот и воспроизводит особый день творения, который назван «День один». Этому дню в нашей душе сообразна первая способность: вера. Как от благодати Божьей — вера, так и от Воскресения Христова — вера. Господь воплотился, сошел во ад и воскрес. Сам Господь и произвёл теодицею, о чём мы и говорили. Только Христос произвёл теодицею.

Описание субботы в книге «Бытие» готовит душу нашу к приятию этой единственной истинной теодицее. Из Книги Бытия мы можем понять, что Господь оставит Свой шаббат и сотворится в человечестве ради нашего спасения. Из книги Откровение (13:8) мы узнаём, что имя Спасителя «Ангец, закланный от сложения мира». То есть, от первого дня творения День Один было назначено, что Бог ради нашего спасения будет заклан как человек, как агнец и воскреснет по субботе в День Один.

Рассказ о сотворении человека и 7м дне закладывает в нашу душу следующую за самосознанием 7ю способность сердца, которая до грехопадения имела свою полноту в Боге — это был один смысл, а после грехопадения имеет свою полноту во Христе Боге. Вот это и рассмотрим.

То есть, 7я способность, она иная до грехопадения,иная — после. Вот до грехопадения человеку было дано усматривать доброе в целом мироздании, которое в целом есть новая крастоа и добро. Первоначально человек жил внутри страны Эдем, и он должен был со временем расширять границы этой страны, распространяясь по земле. Человеку изначально было дано жить в благословении и в освященном Богом дне покоя. Посмотрите послание к евреям 4 гл. В освященном Богом дне покоя было назначено жить человеку. Это было райское бытие. И вот тогда не было нужды прерывать субботу. Так бы и жил человек в эту божественную субботу, длящуюся для Бога и для человечества благословенный и освященный день 7й. Так бы он человек в покое, субботнем покое бесконечном и пребывал.

Это до грехопаления. После грехопадения в мир вошла смерть и приемство поколений, началось историческое время, мы начали умирать, и спросим: «всё, что Бог сотворил, вот хорошо весьма», это перестало быть после грехопадения? Конечно нет. И после грехопадения всё хорошо весьма не перестало быть, но изменилось. И хорошо весьма, целое мира, это что такое? Это трудно догадаться, это нужно знать. Целое мира стало... Когда люди умирают уже, да? А целое мира остаётся и преемственность поколений остаётся. Целое мира стала всемирная история.

Что христиане имеют, какую драгоценность: они могут заглянуть на время всемирной истории и понять, что это есть нечто целое. Историческое время подразделяется на мировые эпохи: до присшествия Спасителя, пришествие Христа и Его служние, время после сошествия Святого Духа, первая мировая эпоха от грехопадения до Христа, в эту эпоху Спасителя нет среди нас, и в знак того, что Бог ещё не сотворил спасение, человечеству была дана череда суббот. Это была череда суббот для чего? Чтобы люди Божии ожидали Мессию. Субботы были школой, они учили различать мировые эпохи и ожидать новой эпохи, когда придёт Мессия.

Пришёл Христос и произвёл теодицею. Это было одновременно и самооправдание божества и спасение человечества. Бог завершил череду суббот и воплотился. Это стало испытанием веры в Бога. Когда Бога распяли, это не было окончательным испытанием веры в Бога, а после Великой Субботы настал День Один, это стало окончательным испытанием веры, стало понятно, что вера в Бога это есть способность принять Христа воскресшего.

О вере мы много говорили, но я сказал далеко не достаточно. Вот сейчас проявилось новое её качество: что такое верить в Бога сейчас? Вера в Бога это способность принять Христа воскресшего. То есть, через Христа стало возможно войти в покой Божий, наследовать царство. Смотрите, какое царство? Царство, уготованное от сложения мира. То есть, мы можем войти в покой Божества, и через Христа поверяется вера в Бога. И невозможно стало говорить, что я не принимаю Христа Бога, но верю в единого Бога. Вот, с точки зрения христианства, это бессмыслица, это неправильно во всех отношениях. Кто ненавидит Сына, тот ненавидит и Отца, говорит Иоанн евангелист 15 глава 23 стих. То есть, тот, кто враждует на Христа, враждует на Единого Бога. Соблюдение субботы после Христа есть отрицание Христа, что Он есть мессия.

Однако, при всём том, христиане с величайшей благодарностью относятся к субботе. Они помнят субботу, эту великую школу благочестия. В воспоминание, почтительное воспоминание об этой длинной череде суббот, о великом терпении праведников, ожидавших Спасителя, доныне православная церковь чтит 7й день, всегда в субботу служится литургия и отменяется пост.

Итак, вслед за самосознанием в человеке открывается следующая способность. Как её назвать? Если мы говорим и о первых, ещё не согрешивших людях и о человечестве после грехопадения. Скажем так: человеку был дан от Бога покой. После грехопадения это была череда суббот. С пришествием Христа это способность принять в себя Христа воскресшего.

Итак, 7й день говорит нам, что человеку дан от Бога покой. Это ли не завершение на 7м дне перечень могучих сил, которыми снабдил Создатель человека? Нет. Нет ещё. Вот покой это ещё не вершина.

До сих пор мы говорили о человеке вообще, а Писание должно ближе познакомить нас с человеком лично, однако об этом возможно говорить только если будет обстоятельно рассказано о том местопребывании, которое уготовал Господь первым людям, и это был Рай.

Возможно ли обстоятельное описание Рая для нас? Описание Рая принадлежит Священному Писанию, оно будет и обстоятельным и точным и вдохновляющим.


О Рае. 1 часть

Братья и сестры, мы читаем с вами Книгу Бытия, первую книгу Ветхого Завета, первую книгу Библии. Читаем неторопливо стих за стихом в переводе с греческого языка, потому что православное богословие исходит из греческого текста Ветхого Завета и может по временам с пользой привлекать другие источники в первую очередь древнееврейский текст масоретский текст. Так мы с вами и будем читать в переводе с греческого и с еврейского языка и сегодня мы начнем говорить о Рае, о райской жизни, потому что мы закончили на том, что прочли о шести днях творения и о седьмом дне субботе, когда Господь упокоился от дел своих.

И так, открываем Книгу Бытия: Глава 2-я, 4-й стих. Писание возвращает нас по времени назад в 6-й день творения в то состояние мира, когда еще нет человека. О человеке уже было рассказано в 1-й главе Книги Бытия, рассказывается вторично. Дважды рассказывается об одном. Это особый прием выразительности который мы должны освоитьеси хотим понимать язык на котором говорит Священное Писание. Дважды рассказывается об одном: Писание возвращает нас по времени назад, еще хочет рассказать нам о человеке и о том месте, куда Господь человека буквально посадил - это Рай. То есть нас ожидает, начиная с 4-го стиха 2-й главы (вот может вы уже открыли Библию, а если нет то имеет смысл её открыть) нас ожидает рассказ о состоянии мира до человека: о Рае, о местоположении Рая, о человеке, о растениях Рая, деревьях Рая, животных Рая, о бытии человека в Раю, о сотворении жены, о муже и жене.

Этот раздел Писания открывается словом Толдот. Это древнееврейское слово. Не так много древнееврейских слов в нашем богословском словаре, но вот это слово имеет смысл запомнить, хотя бы потому, что если бы Евангелие от Матфея было написано на родном языке евангелиста, не на греческом, скажем на арамейском, то оно начиналось бы словом Толдот. Евангелие от Матфея начинается словами, по-гречески "библос генесиос", книга родства Иисуса Христа, а на родном языке евангелиста это звучало бы так: толдот Иисуса Христа. Итак, 2-я глава 4-й стих: "Сия Книга бытия неба и земли" по-еврейски "толдот". Это множественное число, существительное происходит от глагола "ялат", что значит "рождать". Толдот означает буквально родословные записи или книга родословий. Второе значение "происхождение", история "происхождения". И третье - "житие". Термин "толдот" используется для разграничения отдельных частей Книги Бытия и встречается в ней 10 раз. "Сия Книга Бытия неба и земли, когда это сбылось". "Когда сбылось" или по-славянски "егда бысть" - это часть формулы "и бысть так". " Сказал Бог и бысть..." Смысл приведенного отрывка: Вот происхождение неба и земли, и мироздания которое начало быть по Слову Божию. В следующих словах Писания важная мысль заключена, мысль такая: только то может иметь "толдот" и родословие, или историю происхождения, или житие, только то может иметь "толдот" что от Бога. Это нам разъясняется в этом же стихе.

И здесь же мы встретим новое имя Божие. До сих пор имя Божие было "Элохим", множественное число, что буквально значит "Сильные", а сейчас мы встретим новое имя Божие, то имя с которым Бог открылся Моисею. Это имя состоит из четырех, на еврейском языке когда записано, оно состоит из четырех согласных букв. Это называется "тетраграмматон", четырехбуквенник. Эти буквы еврейские (йот) ה (хэ) ו (вав) ה (хэ) יהוה‎ . Значение предполагаемого имени этого "Сущий", а произношение имени утратилось. Чтобы всуе или енароком не произнести это имя так, как оно было дано Моисею этим четырем согласным буквам была дана заведомо неправильная огласовка, то есть неправильные гласные буквы были им сообщены. Эти буквы были взяты из имени АДОНАИ, Господь или буквально Мои Господа - это одно из имен Божиих. И первый звук "А" из имени АДОНАИ по закону фонетики перешел в Е и получилось ЕХОВА. Вот за эим написанием не стояло никакого реального произношения. Так записывали это имя, чтобы нечаянно всуе не произнести Имя Божие. Когда пытаются воспроизнести имя состоящее из четырех согласных "йод-хэ-вав-хэ" без огласовки, то получается Яхвэ и переводчики на греческий язык избрали для Яхвэ, чтобы перевести это слово, Кириос - Господь. Таким образом Яхвэ Элохим переводится как Господь Бог.

Итак: «Сия Книга Бытия неба и земли, когда это сбылось в день, когда сотворил Господь Бог небо и землю». Речь идет о предыдущем творении от дня один до дня шестого. Человека еще нет. Все это содержание творения от дня один до дня шестого покрывается словом день. День в данном контексте означае этап творения. Всё сотворил Господь, кроме человека и Рая. И каково же было состояние мира до Рая и до человека?

 

И каково же было состояние мира и Рая до человека? Читаем еще раз: "Сия Книга Бытия неба и земли, когда это сбылось в день , когда сотворил Господь Бог небо и землю. Но прежде чем бысть на земле и всякая зелень полевая и прежде чем взойти всякой траве полевой ибо еще не одождил Бог на землю и не было человека (Адам, -прим.Авдеенко Е.А.), чтобы возделывать землю (адамА,-прим. Авдеенко Е.А.)". Что такое определение "полевой"? В данном контексте, контексте второй-третьей глав Книги Бытия? "Полевой", определение относится к растениям и животным Рая. Земля Рая называется "поле". "Го", "агросс" - по-гречески, "садэ" - по-еврейски "поле"(прошу простить за неточное со слуха написание - прим.Ингвар) это земля на которую распространялось присутствие человека в его райском состоянии. Земля возделанная, поле. Поэтому смысл стихов 4-го и 5-го главы таков: Когда всё было сотворено, кроме человека и райских растений, а без человека не было и культурных растений, не было и дождя на земле. Состояние мира, состояние жизни, состояние климата было особое, об этом 6-й стих 2-й главы: " И пар восходил от земли (ха арц) и орошал всё лицо земли (ха адамА)".

В этом стихе есть расхождение между греческим и еврейским текстом. В данном случае я отдал предпочтение еврейскому тексту. Сейчас объясню почему. Греческий перевод говорит об источнике: источник же исходил из земли и напоял всё лицо земли. Источник, вероятно, это та река, которая исходила из Эдема, чтобы напоять Рай. То есть греческий текст говорит о географи Рая, а масоретский текст говорит не о географии и не о климате, он говорит об особом качестве жизни. Был некий пар, по-еврейски "эд" и это слово еще только один раз встречается во всем Ветхом Завете и в очень значительном контексте - это пророчество о Боговоплощении, что пришествие Божие будет как сгущение воды из облака, как нисхождение вот этого тонкого пара, как орошение райское.

Это пророчество содержится в Книге Иова в 36 главе. Я перескажу его своими словами, текст сложный для восприятия на слух. Бог извлекает от земли, говорится в этом пророчестве, капли воды, они поднимаются, эти капельки мельчайшие, собираются, очищаются, мы бы сказали дистиллируются и выпадают на землю ввиде тонкого орошения, вот этого пара и когда опускается такой божественный пар на землю ВЕТХОЕ, говорится в Книге Иова, УТЕКАЕТ. В Книге Бытия читаем, что пар поднимался от земли (ха арц) к небу и возвращался с неба к земле (адамА) тихим мелким дождиком таким, вот даже не дождиком, а тонкой теплой моросью. Влага восходила и опускалась. Вот так дышал мир райской жизни. И таково пророчество о Мессии, когда приходит Христос, это вот как тонкое божественное орошение, не дождик, это вот некий пар и с Христом приходит райская жизнь. Снова земля начинает дышать, как в Раю, а старое и ветхое утекает.

Итак еще раз 6-й стих: И пар восходил от земли (ха арц) и орошал всё лицо земли (ха адамА). Источник ли исходил или пар поднимался, но как говорит святой Иоанн Дамаскин на земле не было ни дождя ни зимы. Прежде нарушения, это он говорит святой Иоанн Дамаскин, прежде нарушения божественной заповеди все было послушно человеку. Также не было на земле ни дождя ни зимы. Земля готова для человека. Вот из этой необработанной девственной почвы, согретой, увлажненной, дышащей, насыщенной жизнью был сотворен Адам. Человек по-еврейски Адам, почва - адамА. И вот почва адамА ждет человека Адама. Тело человека будет взято из этой почвы. Человек почвенный. После грехопадения вот это землистый почвенный состав человека, человеческой плоти станет знаком разложения тела и возвращения его в землю после смерти. Но не так человек был замыслен и сотворен он был не так. Тело человека родное земле, сама почва ему сродни живоносная, увлажненная, она дышит. Адам должен был телом понимать землю, живую землю адамА. Все телесные ощущения будут говорить человеку о жизни. Тело первое Адама было хорошее.

7-й стих 2-й главы: И слепил (слепил-вылепил) Бог человека - прах от земли. Необычный глагол употребляется для того, чтобы передать как же возникло тело человека. Создание человеческой плоти передается еврейским глаголом "яцар", им обозначается труд горшечника ("Ха йоцар" - это гончар) или греческим глаголом "плассо" - лепить, отсюда наше "пластика". И слепил Бог человека прах от земли. Как это понимать? Ну иногда так понимают: из праха земного или взяв прах из земли. Мне кажется это не нужно делать, такие вставки лишние. Как написано так и надо понимать. И слепил Бог человека прах от земли. И вот Слава Богу за то, что человек прах, а бессмертен. Стих дает нам возможность удивиться: как же так? прах от земли, а бессмертен. Как он может быть бессмертен? Тут же объясняется как. "И слепил Бог человека прах от земли и вдунул в лицо его Дыхание Жизни и бысть человек душою живою".

Дыхание жизни... что имеется ввиду? На еврейском языке жизнь "хаим" существительное множественного числа, что в этом контексте уместно, потому что человек средоточие всех Царств Жизни. Плоть имеет из живоносной земли, ему даны силы роста и размножения, как у растений, как у животных, ему даны движения и ощущения, как у животных, свобода и разум , как у ангелов, он душа живая, бессмертная, причастная Духу Божию. То есть человек связь миров - видимого и невидимого. Вот в этих стихах "И слепил Бог человека прах от земли и вдунул в лицо его Дыхание Жизни и бысть человек душою живою" устанавливается трехчастное строение человека. Первое - это плоть, плоть до одухотворения была прах. Вот поскольку пылинки если их не смочить рассыпаются, а если смочить, то они становятся глиной, брением, то и исходный состав плоти человека также называют "брение", человек бренный. Бренный или глиняный по плоти человек возник к бытию, как душа живая. Вот душа сама по себе не бессмертна. Она бессмертна поскольку причастна к Высшему Началу в человеке, которое именуется, и это третий элемент строения человека именуется Дыхание Жизни или Дух Жизни. Это вот тот самый Дух Божий, который был упомянут в первой главе "и Дух Божий носился над водой". В Евангелии от Иоанна читаем "Дух животворит", то есть душа живая бессмертна, поскольку она причастна Духу Животворящему. Человек был сотворен бессмертным, но не по природе, а по благодати.

Вот то, что я вам излагаю - это азы библейского мировосприятия. Человек это брение, это живое, это то, что причастно Духу, в котором есть Слово. Последнее я должен обосновать. Этого нет в Книге Бытия, это есть в других местах Священного Писания - в Ветхом Завете в Книге Иова. Так описывается трехчастное строение человека, трехчастный состав человека. Послушайте как в Книге Иова. Господь Иову говорит: "Или ты брение взяв от земли, создал живого и оглаголанного его ты посадил на землю". Брение земли - плоть, живой - душа живая, оглаголанный - это значит причастный Духу Божьему, Дыханию Жизни, которое было со Словом. Посадил на землю - имеется ввиду в Рай, в Эдем. О том, что дыхание жизни, которое оживотворило человека было со Словом сказал Христос. Христос, Бог Слово говорит в Евангелии от Иоанна "Дух животворит. Я есмь Жизнь". То есть жизнь, Дух животворящий со Словом. Это вот Дыхание Жизни, которое позволило бренному человеку быть бессмертным, это Дух Божий, который был со Словом Божьим. И человек, таким образом, оглаголанный, будучи бренным, стал бессмертным по благодати.

После грехопадения знание о человеке сохранялось в Писании. Но что такое человек уяснилось только после Боговоплощения, когда Бог вочеловечился, а человечество Адама, человеческая природа Адама приняла в себя Божество, Сына Божия. Апостол Павел говорит: Первый человек Адам бысть душа живая. Последний Адам Дух животворящий. Первый человек из земли перстный (из персти, из праха), второй человек Господь с Неба. Итак, одно и то же событие "Сотворение человека" описано дважды: в шестодневе (это 1-я глава Книги Бытия) и во 2-й главе в толдоте неба и земли. Это один и тот же Адам, первый человек. Адам перстный из праха имел такую природу, что и после грехопадения возможно было Богу соединиться с человеческой природой
В следующий раз будем говорить о том, каков он Рай.

 


О Рае. 2 часть

Братья и сестры, мы продолжаем с вами читать Книгу Бытия. В прошлый раз мы говорили о сотворении чаловека, о 3х частном строении человека. А сегнодня мы погоморим о том куда Господь поместил сотворенного человека, Адама. Он поместил его в Рай. Вот что это было такое, Рай:

2 гл 8 стих: «И насадил Господь Бог рай». Первое определение Рая. Рай это прежде всего какой мир? Мы можем представить, что это был какой-то географический центр или геологическое образование, животное царство, обиталище людей. Нет. Рай - это прежде всего – растительное царство. Какое это растительное царство. Ведь растения были сотворены в 3й день творения. Какое это растительное царство. Второе определении рая состоит в том, что это не земля израстила растения, как это произошло в 3й день творения. Потому что написано: «И насадил Господь Бог рай». Растения райские – не по естеству земли. Рай – Господь Бог насадил. Вот то, что Господь насадил, как бы специальные растения райские – они называются растения полевые, которых прежде не было. Итак первое определение – это растительное царство. Второе определение Рая, что это Господь израстил эти растения специально для Рая. «И насадил Господь Бог Рай в Эдеме.» По еврейски – Ганн бе Эден. Рай в Эдеме. Третье определение рая – это его пространственное локализация. Рай это не вся земля. Рай это не вся страна Эден. Рай это часть некой страны «Эден». Эден по-еврейски означает наслаждение. Рай в стране наслаждения. Это слово, кстати, могло быть заимствовано из шумерского «Эден», ахкатское «Эдину». Следующее определении рая. Рай по-еврейски «Ган». Ганн можно перевести как место ограждения. В стране Эден. Внутри этой страны, было защищенное, охраняемое огороженное место Ганн. Ганн от глагола ганан – охранять, защищать. А вот греческая «парада исос» заимствовано из персидского, где это слово означало нечно вроде парка для увеселения и охоты. Таким образом ган бе эден по отношению ко всей стране Эден можно перевести «огород». Вот рай это огород. А по внутреннему содержанию, потому, что Господь насадил деревья , это – сад. По-этому Ганн бе Эден можно перевести так «сад-огород в стране наслаждения». И вот переводчикам на греческий и славянские языки нужно было избежать сказочно-фольклерных мотивов , и им это удалось. С греческого был сделан перевод на славянский язык как «Рай во Эдеме». Рай , как внутренняя часть страны Эден есть образ Церкви, которая находится в двойном кольце. Внешние границы – страна Эден. Внутренняя граница – Ганн или рай. Ограда Ганн в стране Эден.

В границах народной жизни, Церковь должна занимать центральное место. Вот внутреннее содержание церковной жизни, внутренняя ограда – это сад и плоды евхаристии. Церковь имеет свою первую ограду внутри своей страны. Т.е. Церковь есть у нее внутренняя ее огороженная часть. Но также и сама страна Эден, содержащая в себе церковь, должна охранять свои внешние границы. Это будут границы страны Эден, и вторая ограда церкви. И так ган бе эден, это обаз церкви, которая имеет внутренее ограждение Ганн и внешние границы - Эден.

8 стих: «И насадил Господь бог Рай в Эдеме лицом на Восток».

Вот слово лицом добавлено для правильного понимания текста. Перевод, соответствующий греческому – «на востоке». Перевод, соответствующий еврейскому – «с востока».

Мик к еэдем – «с востока». Древнееврейское кедем это и «передняя часть» и «восток». По смыслу очевидно, и я попытаюсь сейчас это обосновать, что речь идет о пространственной ориентации. Т.е. для современного уха необходим интерпретирующий перевод. Рай, обращенный на восток. Или: Господь насадил Рай, начиная от Востока. Почему я так уверенно говорю, потому что ощущение ветхозаветного человека относительно сторон света было таким: восток - это направление вперед. Запад – назад. Север – налево. Юг – направо. В ветхом завете Север – направление, которое держат сторонники Божии. А Юг – сторона противников Божиих. Вот в этой системе координат правая сторона Юг – угрожающая, неблагоприятная. По-этому обвинитель на суде стоял с правой стороны. Вот у пророка Захарии описывается, что диавол стоит о десную – с правой стороны. В книге Иова орел – это птица, которая символизирую крайнюю степень богоборчества. Орёл смотрит, т.е. ориентирован на Юг, на правую сторону. Мучители Иова встали справа от Иова. А напротив, левая сторона, Север, благоприятная. С Севера приходит Слава Божия, это в книге Иова, И

Дух от Бога – тоже с Севера – это у пророка Иизекииля.

Вот Рай был место ограждение, ориентированное по сторонам света своей передней частью – на Восток. Вот о чем говорит Писание.

Вот теперь спросим себя : а как мы определяем свое положение в пространстве. Мы любую точку можем представить как центр. Таково наше самочувствие. Мы легко создаем систему координат, где любая точка может стать исходной для последующей ориентации. И чаще всего исходная точка – это наше собственное местоположение. Ну например мы перемещаемся скажем с востока на запад. И те предметы, которые были для нас на западе, по мере нашего продвижения, оказываются на востоке. Вот таково самочувствие совремнного человека в пространстве – он центр мира. По-этому когда современный человек читает текст : «И насадил Господь Бог Рай в Эдеме на Восток (с Востока на Востоке)». Он понимает так, что страна Эдем лежала на восток от Палестины, где автор пятикнижья Моисей записал откровения о Рае. Вот древние, когда они определяли предмет по сторонам света, могли делать это относительно своего местоположения, как мы это делаем, но могли и безотносительно. Вот так делали Волхвы, которые пришли поклониться Спасителю. Звезда, которую увидели волхвы, пришедшие поклониться Христу, была на Востоке. «Энте онатоле». И сами Волхвы пришли от востока. «А по то онатоло». Если они сами пришли с востока, и вела их звездза, то звезда по отношению к ним, должна была бы быть на западе. Однако звезда сама по себе, безотносительно к местоположению волхвов, была звездой востока. Показывала где восток, Кто восток. Вот так волхвы и сказали Ироду: «Мы видели звезду Его, Царя Христа, на востоке.» Т.е. можно представить себе положение, при котором звезда пришла от востока. Эта звезда «восток» пошла впереди волхвов, когда они шли на запад или в другую сторону, скажем на Юг. Так и написано в Евангелие. После встречи с Иродом, волхвы пошли в Вифлием, на Юг от Иерусалима.. «И се звезда, которую видели они на Востоке, шла пред ними, как накоец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Так и Рай в Эдеме был «на восток». Он в себе содержал подобно храму направление на восток. Как бы мы не двигались по земле, и в какой бы мы стране ни находились. Алтари наших храмов будут смотреть на восток. Когда мы молимся Богу, мы не привязаны к земным ориентирам. Вот иначе скажем молятся иудеи: они обращаются лицом к Иерусалиму. Т.е. для иудеев есть точка на земле, которая заставляет их обратиться к себе лицом, когда человек молится. Это совершенно другое ощущение себя в пространстве. Другое отношение к земной жизни. Это очень важный момент. Он потребуется нам, когда мы будем дальше читать Священное Писание. Это очень важно, что Рай в Эдеме, подобно Храму, смотрел на восток. После того, как человек был изгнан из Рая, Бог Сам придет к человеку с востока. Первое пришествие Христа – «от Востока» , и второе пришествие – «с Востока».

На первое пришествие, боговоплощение, указывали в пророчестве Иизекииля, это знают все, кто внимательно слушал богослужение на Богородичные праздники, в пророчестве Иизекиился указывали врата, смотрящие на Восток. Врата, смотрящие на Восток – это образ Богородицы. Пророк Иизекииль пишет : Эти врата заключенными будут и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь Бог Израилев, войдет через них, и будут заключенными. И вот, что пришло время сбыться пророчеству, засвидетельствовал Захария, отец Иоанна Крестителя (Лк. 1гл. 78 стих) «Посетил нас Восток свыше». И о Своем втором пришествии говорит Христос: «как молния исходит от Востока и является до Запада, так будет пришествие Сына человеческого».

Теперь посмотрите. Рай в Эдеме, Боговоплощение и второе пришествие это что? Исходная точка, центр и конец мировой истории. Мировая история имеет едиый вектор движения, имя которому Восток. Восток имя Божие. Как говорится к книге пророка Захарии «Восток – Имя Ему». Открываю я масоретский, ерейский текст пророка Захарии и читаю. Нет там слова Воток. Вместо слова Восток стоит слово «отрасль». Еврейский текст поврежден относительно тех мест, которые могут быть истолкованы как говорящие о Христе. Итак 8 стих 2 главы: «И насадил Господь Рай в Эдеме лицом на восток и поместил там человека, которого создал». И дальше речь пойдет об особых деревьях Рая. Об этом мы будем говорить уже в следующий раз.

 


О Рае 3 часть

Братья и сестры, мы с вами читаем Книгу Бытия, читаем о Рае. О том месте, куда Господь поместил первого человека. Говорили о том, что Рай - это прежде всего растительное царство. И вот сегодня речь пойдет об особенных деревьях райского сада. Гл 2я 9 стих. «И произрастил Господь Бог ещё из земли (ха адамА) всякое дерево ». Это очень важно знать для понимания райской жизни, что Господь сам их израстил. Не земля их израстила, как это было в 3 день творения, а Господь Сам произрастил. И выросли эти деревья не на земле (еретс), а из почвы (адамА). Человек Адам, он взят из почвы адамА. Вот человек и деревья Рая – они одной почвы, одного поля. Они – земляки. И вот в греческом тексте содержится уточнения: «ещё произрастил». Т.е. Господь еще для Рая произрастил плодовые прекрасные деревья и 2 особенных райских дерева. А позднее (это будет в 19 стихе) Господь ещё создаст для Рая зверей полевых и птиц небесных. Греческая Библия знает об особой флоре и фауне райского сада.

9 стих 2я глава «И произрастил Господь Бог ещё из земли всякое дерево, прекрасное для зрения и хорошее в пищу».

Это новое знание о Рае. Оно касается его внутреннего содержания. Рай это сад плодовых дерев. В видениях Святых, Андрея Юродиевого, Григория Синаит, у Ефрема Сирина, рай описывается как сад. Деревья Рая хороши в пищу. Когда мы с вами изучали историю творения мира, и всякий раз, как мы с вами встречались с выражением «и увидел Бог, что это хорошо», и всякий раз останавливались. А что хорошего вот в этом конкретно?. Вот и сейчас имеет смысл остановиться. Спросим и теперь: Что вкушал человек в Раю?. Почему это была хорошая пища?. В плодах Рая человек вкушал Бога. После грехопадения, он будет вкушать дары Евхаристии, как плоть и кровь Бога. Неужели только после грехопадения человеческого, Господь даст нам Себя в пищу? Неужели он меня в первом человеке, из тонких каких-то материй слепил, из эфира, из каких-то астральных плазм, энергий каких-то? Нет. Бог меня в первом человеке слепил из самой что не на есть почвы. Из Адамы. Он мне дает вкушать от Того, что Сам произрастил от этой почвы, от Адамы. Бог говорит мне: «ещь от этих деревьев». (мне я имею в виду первого человека). После грехопадения Бог даст мне вкушать от плода дерева Райского – это древо Жизни.

Вот как Бог назвал человека? Он не назвал его «созерцатель» или «послушник» или «поклонник» или «ученик» или там я не знаю, «служитель». Бог назвал меня Адам. Земляной, почвенный, плотный, Бог меня назвал как бы от низа взятый, «низинный». Бог через меня, через человека, как он был задуман, всё своё творение зовет к Себе, от самого низа. Бог хочет, чтобы я его вкушал. Вот вкус райских плодов даёт первое понятие о таинствах Церкви. О том, что благодать вкушается. Благодать имеет вкус райских деревьев. Вот – пища хорошая. На символическом языке, на котором говорит с нами Священное писание (потому, что писание, мы говорили уже, говорит с нами на языке символов) , какой вкус у этих райских деревьев? Наслаждение, сладость. Вот так, например, Силуан Афонский молится Богу (святой человек): «Господи, пошли на нас Духа Твоего Святого, которого в начале ты дал Адаму, а после святым пророкам и затем Христианам. Дай Господи всем народам Твоим разуметь сладость духа Твоего». Вслушайтесь: «разуметь сладость Духа Твоего».

Человек имеет пять телесных чувств. Зрение, слух, осязание, обаняние, вкус. Вот каждое из наших пяти телесных чувств имеет высший смысл. Из вкусовых ощущений – вкус сладости имеет такой высший смысл – это разумная сладость. Вот это одно насыщает душу и плоть человека. Только это вкушая человек на жаждет. Христос сказал: «Я есмь хлеб жизни, приходящий ко мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Вот когда Иисус был распят на Кресте, Он сказал «Жажду». Ему поднесли к устам уксус, он принял уксус и приклонив главу предал дух. Т.е. Христос чтобы мы не жаждали никогда, возжаждал, тогда и умер Тот, Кто Сам - жизнь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.