Сделай Сам Свою Работу на 5

Творение 11. День четвёртый.

Братья и сестры, мы с вами читаем Книгу Бытия стих за стихом, неторопясь, от дня творения ко дню творения переходя, и вот нас сегодня ожидает переход от 3го дня творения к 4му. Это переход не простой, он даже, я бы сказал, соблазнительный. И я начал получать наконец-то от вас вопросы, от тех слушателей, которые следят за нашими чтениями.

Эти вопросы меня радуют, потому что, признаюсь, вот трудно говорить о св. Писании, когда не видишь лиц людей, которые тебя слушают, и вот ваши вопросы, они мне помогают понять, что является трудным, к чему необходимо вернуться. Я эти ваши вопросы попытался обработать и представить о них связный ответ.

В день 3й была сотворена первая растительная жизнь, она существовала до Солнца. В день 3й нечто впервые является как феномен, то есть становится видимым, зримым. Мы в истории творения перешли к феноменом, мы говорим о том, что в принципе возможно чувствовать то, что подвластно нашим чувствам. И св. Писание в 3м дне творения передаёт нам мысль, что наши чувства оказывается, ощущения наши оказывается имеют некоторую стройность, то есть они построены. Вот Бог в 3й день увидел сушу и моря до того, как была сотворена жизнь и сказал: хорошо. Помните странность 3го дня: Бог сказал «да соберётся вода в собрание одно», а вода собралась в собрания свои. Что, она не так повела себя, как сказал Бог? Нет. Она так себя повела, как сказал Бог, потому что Бог в едином акте сотворения чувственных вещей земли и морей, Бог творит не вещи, Бог творит мир. Вода собралась по своему естеству в собрания и явились ландшафты на всех высотах и моря на всех уровнях глубины. И ручьи мелкие потекли и впадины образовались и горные вершины со льдом и все климатические зоны определились. И увидел Бог, что это хорошо.

Чем более разнообразна жизнь, тем более она устойчива. Все живые существа связаны между собой. Чем более жизнь богата и разнообразна, тем более она устойчива, это закон. Так вот мир, который сотворил Бог в едином акте: суши и воды определились друг относительно друга, этот мир избыточно многообразен.



То есть, обиталище жизни многообразно с избытком.

А что это значит для нашего чувственного восприятия? А это значит, что мы не воспринимаем отдельные вещи никогда, даже если бы захотели. Стол, стул, стакан, птица, дерево. Наша способность восприятия есть мировосприятие. То есть, хотим мы или не хотим, но в каждом нашем чувственном восприятии присутствует весь мир.

Вот наука уже тоже до этого дошла: всякое наблюдение есть наблюдение в свете теории. Фактов самих по себе вообще не существует. То есть, факты возможны только в рамках теории.

То есть, и наука, которая хочет иметь дело с объективностью полностью изолируясь от наших субъективных способностей, она говорит о себе, что всякое наблюдение есть элемент картины мира, образа мира. В науке это называется парадигма. То, что вписывается в парадигму, в образ мира, то учитывается наукой этого времени, а что не вписывается — то не учитывается, считается не научным, остаётся в периферии как курьёз или данные истории. Затем именно эти отвергнутые данные становятся основанием для построения новой парадигмы, рождается новая картина мира, происходит научная революция.

Библия учит нас: всякое восприятие есть мировосприятие, и мир, который нам дан для чувств наших, для ощущений, Богом, он не представимо многообразен. Это чувствует каждый поэт. В мире столько всего. В нём есть и такое и такое и такое.

Мы должны перейти в 4му дню творения. Если мы не понимаем, что такое избыточно многообразный мир, данный нам в ощущение, как мир, как целое, мы не поймём 4й день, потому что 4й день это звёздное небо. Непредставимый избыток пространств, тел и светов. Бог нам подарил небо, а мы в нём потерялись. Мы не смогли принять царский подарок. Избыток нас смутил. А мы всё время пытаемся приспособить это зрелище, это представление приспособить каким-то потребностям. А зачем это нужно? А вот не зачем. Нам подарили, а мы потерялись в бесконечности звездного неба.

Чтобы не потеряться в бесконечности звездного неба, нужно иметь чувство жизни, которое на земле. В ряду телесных ощущений первое это не взгляд к небу и звездам. Земля — центр мироздания. Небо — над землей, а не земля среди небесных тел.

Смотрите, как Библия учит нас, что от земли, когда мы утвердились в ощущении жизни, тогда мы только можем понять подарок, который нам дал Господь в звездном небе.

В 3й день творения мы начали изучать, что такое благоговейное чувство жизни. И с чем же мы столкнулись? С животными? С человеком? Нет. Первое это растительный мир, и мы это увидим в дальнейшем.

Первое определение Рая? Напомните моё слово, если мы дойдём до описания Рая в Библии, Рай это особое растительное царство. Что мы узнаём о жизни из жизни растений? Жизнь первее Солнца. Жизнь Бог дал нам до энергии, физического Солнца. Вывод из этого следует простой настолько, что его не видят: жизнь до хлеба. Как и растения до Солнца, так жизнь до хлеба. Хлеб — символ энергии жизни человека и хлеб человек должен добывать с таким усилием, что лицо его будет обращено к земле и будет в поту. Если человек не трудится, с ним вообще нечего разговаривать, но если человек только трудится, скажем такова трудовая этика протестантизма, с ним тоже не о чем говорить.

Где начинается западная идеология? Там, где не жизнь на первом месте, а условия жизни на первом месте: экономика и комфорт, медицина, права человека, страховка и комфорт, мировой порядок и комфорт. Есть противоположный полюс для такого мироощущения: Бог не в силе, а в правде. Это важнейший элемент нашей идеологии. Мы никогда экономику не поднимем, если не поймём себя. Мы содержим жизнь, а они — условия жизни. Нам запад предлагает не товары и услуги, а потребности в них, предлагают удобное, пёстрое, увлекательное. Западную идеологию мы отвергаем с порога. Где этот порог, с которого мы отвергаем западную идеологию? Это та жизнь, о которой говорил Христос: ищите сперва Царствие Божие и правды Его, и это всё, что есть, что пить, во что одеться, это всё приложится вам.

Византия погибла не от турецкого завоевания, а от безумия своего. Это был отказ от своей собственной природы. Это была утрата чистоты веры и идеологии.

Византийцы обменяли мифическую западную помощь на чистоту православия. У Византии последних веков была возможность иметь собственную армию за счёт внутренних ресурсов, а они надеялись на западную помощь. Всё своё упование направили на переговоры с западом. Вот такая ориентация на запад стала для них погибелью.

То есть, вот основа нашего мироощущения: жизнь первичнее своих физических условий. Физическими условиями пренебрегать нельзя. Тудиться нужно в поте лица, но ощущение жизни такое, что мы содержим жизнь, она — первая.

Итак. Вот переход, если хотите, от 3го дня к 4му. Первое ощущение в ряду ощущений это мир избыточно богатый, живой, мир самовоспроизводящейся жизни, прежде всего растительной, каким и будет Рай.

Вот когда душа это поняла в себе, когда мы в дне 3м утвердились, вот тогда мы начинаем говорить о том, что есть 4й день.

14 стих 1 гл. Быт.

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли, чтобы отделять между днём и между ночью, и да будут они и для знамений и для времён и для дней и для годов. И да будут для освещения на тверди небесной, чтобы светить на землю и бысть так»

Ну, здесь маленький комментарий я только сделаю, что светила не названы по имени, потому что Солнце и Луна были именами языческих божеств. Светила сотворены до человека для человека. Знамения и времена суть сроки работы праздников и богослужений. То есть, светила будут давать знаки для человека, но и сами от человека потерпят, ибо они находятся на тверди небесной, а твердь небесная будет разделять судьбу человечества. Твердь небесная, помните, это мембрана, которая колеблется то приближаясь, то отдаляясь от земли.

Следующие стихи я сейчас прочту. Хочу, чтобы вы загадку отгадали: на какой день творения указывает день 4й?

Вот я читаю следующие стихи с 16 по 19. Если кто внимательно слушает, пусть про себя подумает: на какой день указывают эти стихи.

«И сотворил Бог два светила великие, светило великое в начальство над днём и светило меньшее в начальство над ночью и звезды, и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и начальствовать днём и ночью и отделять между светом и между тьмой. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро — день 4й»

И кто догадался, о каком дне говорит 4й день? Вспомним: вначале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог да будет свет и бысть свет. И отделил Бог свет от тьмы и назвал Бог свет — днём, а тьму — ночью.

На какой день творения указывает 4й день творения? На первый. Первый день творения чем был труден для понимания? Это была картина для ума. Там ничего чувственного, воспринимаемого, аналогичного тому, что мы воспринимаем нашими чувствами там ничего не было. Там главнейшие умопостигаемые сущности в безвременной последовательности пришли во взаимоотношение по смыслу.

И вот 4й день это икона 1го дня. Тогда сотворил Бог — и ныне сотворил; то небо стало нашим небом; та земля теперь живая. Свет, как и положено, идёт сверху, и он теперь регулярно отделяется от тьмы, которая теперь просто темнота. День стал днём, а ночь — ночью и в напоминание о начале стоят в небе начальники. Хорошо. Всё это хорошо.

Братья и сестры, мы от дня творения ко дню переходя в себе что-то новое открывали. Вот даёт ли нам 4й день творения понятие о какой-то новой способности человека? Думается, что нет. Он даёт нам закрепиться на достигнутом. Это потрясающее для чувства повторение пройденного. Небо, вот это видимое небо, уже, понимаете? Где эти звёзда, светила, облака, светы. Итак, небо, наше небо в укрепление веры есть икона первого дня и милостью Божией. Это небо — наш педагог, наш учитель, если поднять лицо к небу, если наша воля обращена к небесному.

То есть, 4й день даёт узнавание невидимого через образ. Звездное небо есть образ невообразимого, то есть сложных, первичных, незримых символических отношений 1го дня. Слава 4го дня это образ невообразимого. Небо, если оно небо, потому что с неба Господь, вот небо не могло быть иным. Есть от 4го дня и польза, ибо удивление — мать учения. Зримое небо станет первым учебником для мыслителей, которые в сотворённом захотят постигнуть Создателя. Об этом говорит ап. Павел, когда рассуждает о язычниках: «что можно знать о Боге явно для них? Потому что Бог явил им, ибо невидимое Его от создания мира вечная сила Его и божество умопостигаемое через творения становится видимым».

То есть, звёздное небо стало иконой 1го дня. Но если небо 1го дня есть ангельский мир, то звезды 4го дня суть образ ангельских сил. Когда мы смотрим на небо, мы вспоминаем о произвольном разделении в мире духов. Об этом говорится в Книге Иова: «Когда сбылись звезды, восхвалили Меня гласом великим все ангелы Мои».

Уточнение «Мои» - существенно, потому что не все восхвалили. И на небе же мы видим звезду, по имени которой назван сатана — Денница, люцифер.

Современный человек смотрит на небо и часто не понимает природу своего удивления, а ему научное мировоззрение нашептывает о непредставимых числах, какие над его головой пространства и космические тела. И вывод кажется такому человеку вполне логичным: земля и человек — ничтожны и, если Бог ещё мыслится, мы богооставленны, мы где-то на периферии далёкой находимся мироздания. Вообще, научное знание не для того предназначено, чтобы на его основе строить мировоззрение. Когда человек попытался построить мировоззрение на основах науки, и так смотрит на небо, его попросту сбили с земли. Земля для него теперь не центр мироздания. То есть, неверующий человек буквально на ногах не стоит.

А вот в древности человек, воспринявший Откровение, смотрел иначе: небо, шамайм, там — вода, там — жизнь, там вода над твердью, там — иная жизнь. Звёзды — знаки ангельских сил, верных Богу и Его противников. Небо сотворено до человека и для человека. Земля это центр мироздания.

Итак, 4й день закрепляет достигнутое: удивление — мать учение. Однако, 4й день это центральный из 7ми дней. Он говорит и о последующем. Четвертый день весь есть икона, образ. Однако образ Божий в полном смысле есть один человек, последнее из творений Божьих. А небо? Космос это небо, исполненное звёзд, светил над живой землёй. Это не образ Творца? Это важное знание, братья и сестры, что космос — не образ творца. Небо — образ первого дня творения. В нём невидимые божественные сущности стали видимы. Когда человек постигает образ Божий в себе, это самосознание. Когда человек постигает образ Божий в другом, это любовь. А умение видеть небо как образ 1го дня есть школа приготовления к самосознанию и любви. Порядок творения человечен. Каждый день нечто нам открывает о человеке. Следующий день — день 5й. На этом мы сегодня закончим.

 


Творение 12. День пятый.

Братья и сестры, мы с вами читаем Книгу Бытия по дням творения мира. Читаем, как Бог творил мир и одновременно постигаем как устроен человек. В истории творения мира по дням записано устроение человеческого сердца. Это ключ к пониманию истории творения мира. То есть, каждый день нам предлагает какое-то затруднение, мы его решаем и открываем в себе нечто новое. Вспомним, что мы в себе уже нашли.

День один творения. В нём открылась вера, способность восприятия образов, способность восприятия благодатного света. Это был день один.

Второй день творения. Была сотворена твердь небесная, твердь небесная это то, что общего у нас с ангелами. Человек обладает ангельской свободой, это свобода последних решений.

Третий, пятый и шестой день творения описывают нам последовательно, как была сотворена органическая жизнь на земле. То есть, третий день творения, пятый день творения и шестой день творения открывают в нас особую способность религиозного чувства жизни. То есть, мы, люди верующие, можем особым образом воспринимать живое. Вот день 5й творения, сейчас мы его прочитаем, это 20 стих 1й главы. Я буду читать в переводе с древнееврейского языка в данном случае, поскольку греческий язык не вместил некоторые специфические обороты, важные для понимания смысла этого стиха. Итак, 20 стих 1 главы.

«И сказал Бог: да воскишит вода кишением души живой и летающее да полетит над землею по тверди небесной»

Воскишит вода кишением. Здесь перед нами уже знакомый нам оборот, когда мы встречаем сочетание двух однокоренных слов. О земле было сказано Богом в 3й день: «да произрастит растения», сейчас о воде: «да воскишит кишением». То есть, естество земли было в том, чтобы растить растения, произращать растения, а вот естество воды 5го дня это кишеть кишением.

Снова возвратимся к 3му дню. Из 3го дня, братья и сестры, вспомним, что Бог творит самодеятельные стихии. Бог даёт им естество, вкладывает в них Своё слово в стихии, а дальше они уже действуют по собственному естеству. Вот в 3й день Бог сказал воде: да соберется вода в собрание одно, а вода собралась в собрания свои. Земле Бог сказал: да произрастит земля растения, а что сделала земля? Земля произвела растения. Вот это есть самодеятельность. То есть, в отношении к растениям земле 3го дня была дана сила (евр. «коах», греч. «дюнамис»), сила действовать по своему естеству. Вот 5й день Бог определил естество воды в отношении к первым животным: «да воскишит кишением». Вот мне интересно, а что будет в следующем стихе? Как себя вода поведёт в отношении к первым животным? Проявит она самодеятельность? Например, будет производить душу живую или вода точно по сказанному живыми душами воскишит? Ни то ни другое. 21 стих:

«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу живую, ползучих, которыми воскишела вода по родам их, и всякую птицу пернатую по роду, и увидел Бог, что это хорошо»

Вода даёт обитель для первых одушевлённых тварей. Вода ими воскишела. Но всякую душу животную определённо творит Сам Бог. Важное знание даёт нам Писание. Душу всякую! Первую душу пятого дня, всякую душу животную творит Сам Бог. То есть ,если земля имела силу изводить растения, такой силы у воды не будет, однако то, что из неё вышло, это душа. По-еврейски «нефеш» - душа, дыхание, животные 5го дня, ползучие и птицы, они как бы двусоставны: они имёют тело и в созидании тела принимает участие вода, и они имеют душу, а душу творит Бог.

И ещё, кстати, в воде живут рыбы большие. Вот этих животных и душу и плоть сотворил Бог. Эти вот рыбы большие, они стоят особняком, им будет присвоено значение символа в языке св. Писания. «И увидел Бог, что они хороши». Так в греческом тексте. И увидел Бог, что это хорошо.

Вот когда мы встречаем этот оборот, что «Бог увидел, что это хорошо», мы должны быть очень внимательны, потому что мы говорим: Слава Богу. А имеет смысл спросить: а за что Слава Богу? 8 раз в истории творения мира звучат эти слова: «И увидел Бог, что это хорошо».

То есть, каждый день имеет свою славу. И вот эта слава, это то, что постижимо для человека, это то, за что человек осознанно Бога хвалит и познаёт Его славу.

Вот создал Бог этих рыб больших, ползучих, птиц, увидел Бог, что это хорошо. Что в этом хорошего для человека? Вот что мне хорошего в том, что воды воскишели? Вот бывает такая ситуация, когда читаешь св. Писание, что если возникает затруднение, то имеет смысл и не раздумывать долго, а просто прочитать следующий стих.

22 стих 1 главы:

«И благословил их Бог»

Смотрите, как интересно: всякая душа благословенна.

«И благословил их Бог говоря: растите и множьтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да множатся на земле. И был вечер и было утро, день 5й»

Приближается повествование к человеку, и из 5го дня мы узнали, что всякая душа животная творится Богом, и животные первые, которые имеют отношение к воде, благословляются теми же словами, что в последствии послужат для благословения человека. «И благословил их», то есть, первых животных. Бог, говоря «растите и множьтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да множатся на земле...», по этой же формуле будет благословлен человек.

Что это значит для нашего чувства жизни?

Очень просто: ко всякой душе живой человек может иметь сострадание. Ну вот например, когда я кошу траву, мне её не нужно жалеть. Когда я собираю овощи с грядки, я радуюсь. А вот когда я убиваю рыбу, мне её вообще-то нужно жалеть. Всякая душа, даже первые животные, благословенна, и по замыслу Божьего творения, каким оно было до греха, не прикосновенно. Сострадание ко всякой душе входит в благоговейное чувство жизни, которую нам Господь дал.

Запомним этот урок, потому что мы сейчас переходим в день 6й.

Продолжается творение жизни. Здесь уже земля должна принять какое-то участие.

24 стих 1й главы Книги Бытия.

«И сказал Бог: да изведёт земля душу живую по роду четвероногих и ползучих и зверей земных по роду и бысть так»

В 3й день земле было сказано: «да произрастит растения», и земля извела растения. Будет ли земля 6го дня иметь такую же силу изводить душу живую? Вообще-то земле так сказано поступать: и сказал Бог: «да изведёт земля душу живую». Может ли земля извести душу живую? Можно догадаться из 5го дня, что нет. Никакая стихия не будет изводить душу живую: ни вода ни земля. Души животных творит Сам Бог.

25 стих читаем. Так и есть:

«И сотворил Бог зверей земных и скотов по роду и всех ползучих земных по роду их, и увидел Бог, что это хорошо»

Животные 6го дня. Три класса животных: это скоты, ползучие и звери, сотворены Богом с душею и телом. Как сказано: «и сотворил Бог зверей и скотов и ползучих». А что же обозначают слова: «да изведёт земля душу живую»?. Это обозначает различие двух больших групп животных. Три класса были из воды, это 5й день, а эти три класса: скоты, ползучие и звери — наземные, это 6й день.

Земля не производит животных, как она произвела растения. Животные 6го дня не двусоставны по своему происхождению, какими были пресмыкающиеся и птицы 5го дня: душа от Бога — плоть из воды. Если мы сравним 5й и 6й день, мы нечто узнаем новое о жизни. Из 5го дня мы узнали, что все души животные творятся Богом, и Он их благословляет. Из 6го дня мы узнали, что такое жизнь тела высших животных. Бог сотворил животных с душею и телом. То есть, тело высших животных, как и человека, из земли созданы Богом. То есть, эти животные близкие нам по плоти, и после грехопадения их будут приносить в жертву. То есть, если нам уже рыбу дано жалеть, то как же жалко приносить в жертву животных, с которыми мы сродни по плоти ибо Бог творит и душу их и плоть.

История творения вплотную подошла к человеку, и мы должны подытожить, какое же ощущение живого даёт нам св. Писание.

3й день: растения. Слово Божье земля восприняла, получила силу производить траву и деревья. Это жизнь, которая сама себя воспроизводит. Первая жизнь произошла от слова Божьего ранее солнца. Жизнь первична как Бог. Жизнь не зависит от энергоносителей. Небо и земля прейдут, а жизнь возможна будущего века телесная.

То есть, первая жизнь это первое воскресения проповедь. Такова слава 3го дня.

День 5й. Первое одушевлённое животное. Воды соучаствуют в созидании плоти животных, но всякая душа животная сотворяется Богом и благословляется. То есть, пока рождаются души, творит Бог. Такова слава 5го дня.

День 6й. Высшие животные, включая человека. Никакая стихия не удостоена принять слово Божье для сотворения плоти животного 6го дня. Близких человеку животных плоть творит сам Бог. Такова слава 6го дня.

Вот это было поэтапный рассказ о жизни на земле до человека.

И вот всё многообразие этого рассказа должно собраться в одной точке: человек.

Души человеков Бог будет творить, плоть человеков Бог будет творить, жизнь человеку Бог даст такую, что и после грехопадения, после смерти она восстанет телесно. И вот когда мы все эти ощущения жизни собираем в одной точке, можно сказать, что мы обрели религиозное чувство жизни.

Итак, до того, как приступить мыслью к сотворению человека, мы должны обрести веру, способность воспринимать образы, восприятие благодатного света, направленность воли и чувство жизни.

И обратное верно: если человек не определился в вере, не умеет постигать образы, не понимает, что есть икона, таинство, символ, если он не имеет опыта благодати, если в движениях своей воли он не различает где земля, а где небо, если у него нет благоговейного чувства жизни, как такой человек может приступить мыслью к библейскому рассказу о сотворении человека? Такой человек ничего не поймёт.

Итак, до того, как приступить мыслью к сотворению человека, мы должны обрести веру, символическое мышление, т. е. способность постигать образы, восприятие благодати, направленность воли и чувство жизни. Вот это необходимые способности нашей души, чтобы приступить мыслью к библейскому рассказу о сотворении человека, и это будет темой нашей следующей передачи. Спаси вас, Господи.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.