Сделай Сам Свою Работу на 5

Различные типы принудительного и добровольного влияния-управления, в том числе на основе уступки, компромисса, подстраивания. Диаграмма К.Грабовски.





Не так давно в нашу управленческую науку вошел и прочно закрепился в ней термин менеджмент как аналог русскому слову управления. Кафедры, на которых преподавалось управление стали срочно переименовывать в кафедры менеджмента. Модное слово стало наполнять эфиры телепередач и появляться в устах управленцев всех категорий. Между тем, подобная погоня за новой иностранной терминологией без определения её реальной сущности чревато очередными перекосами сознания. В том числе управленческого. Что в условиях поведенческой экономики стоит очень дорого. На деле слово менеджмент в английском языке означает одну из разновидностей управления, подразумевающую прежде всего организационно равных экономических агентов, состоящих между собой в договорных отношений предпринимательского характера. Иными словами это управленческая деятельность в узкой экономической сфере корпоративного сектора экономики, направленная на организацию эффективной экономической модели управления именно и только в этом секторе. Всего в английском языке по самым скромным подсчётам автора 33 аналога русскому слову управление. Любой читающий эти строки может набрать в переводчике Google (американский инфо-продукт) русское слово «управлять» и получить тот же результат, что и автор этих строк. Между тем, если вы наберёте слово управлять в Яндекс-Переводе (русский инфо-продукт), то вам вывалиться в качестве английского аналога одно-единственное слово «to manage». Это уже та самая инновация, которая больше вводит в заблуждение, чем даёт ответы на новые сложные вызовы современности. А поучиться пониманию управления у англичан и американцев безусловно стоит. И детальный лингвистический анализ понимания управления для англоговорящих для целей нашего исследования даёт великолепный материал. Дело в том, что все 33 аналога управления в английском можно условно разбить на 4 вида управления по типу самого управления и получаемому или ожидаемому от данного типа управления результата. Иными словами, в силу гораздо более длительного по сравнению с Россией пребывания Англии и Америки в свободно развивающейся экономической и политической среде, язык англоговорящих вырабатывал и выработал соответствие тем самым 3-м базовым видам или типам властеотношений, добавив к ним ещё тип нерационального, мы бы сказали сегодня волюнтаристского и самого плачевного в отношении результата управления и тип самого совершенного, а именно постоянно развивающегося управленца. Представляем ниже эти 3+2=5 типов управления в английском языке:





 

ТАБЛИЦА УПРАВЛЕНИЯ 5 классов управленческих действий в английском языке

№ п/п РУССКАЯ Интерпретация или аналог английскому типу управления Английские типы управления – 5 штук
1. КОМАНДОВАТЬ, Контролировать, Ограничивать активность или поведенческие альтернативы (Аналог Управления-Приказа):   1. manage - управлять, справляться, вершить, заведовать, ведать, владеть 2. control - контролировать, управлять, регулировать, заправлять, распоряжаться, руководить 3. command - командовать, приказывать, скомандовать, управлять, начальствовать, сдерживать 4. administrate – управлять, контролировать, вести дела 5. superintend - руководить, надзирать, заведовать, управлять, контролировать, смотреть    
2.ПРОСТО РАБОТАТЬ по регулированию подвластной, прежде всего экономической структуры-предприятия. Внешние субъекты управления здесь равны (аналог Управления-Договора):   1. run - работать, бежать, управлять, обегать, курсировать, гнать 2. move - двигаться, перемещаться, перемещать, двигать, передвигаться, управлять 3. keep - держать, сохранять, хранить, иметь, иметь в распоряжении, управлять (держать или содержать в текущем состоянии, без применения ограничений или требований развития) 4. work - работать, возыметь действие, быть в движении, трудиться, потрудиться, управлять 5. manage - управлять, справляться, вершить, заведовать, ведать, владеть  
3.СЛУШАТЬСЯ УПРАВЛЕНИЯ, на которое влияет множество факторов, в т.ч. подчинённые, ПОДСТРАИВАТЬСЯ под них и под складывающуюся ситуацию, в т.ч РАЗВИВАЯ подчинённых и саму управляемую структуру (Аналог Управления-Подстраивания или Услужения):   1. steer - направлять, управлять, руководить, править рулем, вести судно, слушаться управления 2. serve - служить, обслуживать, подавать, быть прислугой, управлять, служить в армии handle - обращаться, управлять, обходиться, ухаживать, трогать, брать руками
4.РАБОТАТЬ над собой в управлении, достигая МАСТЕРСТВА в этом деле (аналогов в нашем управленческом словаре просто нет):   1. master - овладевать, усвоить, владеть, справляться, одолевать, управлять  
5. КОМАНДОВАТЬ, невзирая на результат, имея в виду только свой интерес, хозяйничать полученным ресурсом, то есть плохо, нерачительно по отношению к самому ресурсу (аналог волюнтаризм в управлении, тоже новое слово, подаренное перестройкой):   1. boss - управлять, быть хозяином, распоряжаться, хозяйничать, промахиваться, портить дело 2. run the show - заправлять, хозяйничать, управлять, прокладывать  

 



В последнем послании Федеральному Собранию президент страны заговорил именно об этой проблеме, призвав своих чиновников считать бизнес равным партнером государству, а не объектом управления. Между тем, встраивание в систему управления некоторых субъектов извне, как мы полагаем, помогает устранить проблему отсутствия ротационной привычки – рутины. Человек, управленец просто делегирует полномочие кому-то более подходящему для этой роли, не ломая себя и свои устоявшиеся привычки управления.

Таким звеном управления как раз и становятся СРО. От управленца же, в нашем случае государство, требуется лишь устранение, то есть некоторое пассивное поведение и слабая рефлексия в случае грубых ошибок в саморегулировании. И то и другое относятся к «мягкому» управлению и регулированию, которое подразумевает задействование или допущение корпоративного «мягкого права» (Soft Law), в отличие от жесткого законодательного регулирования (Hard Law).

Приведём диаграмму правового регулирования, предложенную Кжиштовом Грабовски по результатам подобного анализа экономики США. На схеме показаны правовые регуляторы (rules) и соответствующие им или наиболее тесно связанные с ними, подходящие, хорошо поддающиеся им сферы-области регулирования. Поясним таблицу. Сверху таблицы, над кругом мы имеем регулирование посредством национального законодательства (Legal regulation). Это регулирование Грабовски также именует жёстким правом (Hard Low). Соответствующие ему или подпадающие под его регулирование сферы – это 1. Financial market Low и 2. Company Low.Это сферы законодательного регулирования финансовых рынков и императивно-административное, в том числе налоговое регулирование корпоративного реального сектора экономики. Эти сферы мы видим в верхней части круга. Справа поверх круга имеем другую, хотя и смежную область регулирования – Corporation aria, т.е. частно-правовую область корпораций и регулирования их деятельности 2-мя несовпадающими нормами или правовыми регуляторами: 1.уже упомянутым национальным законодательством и 2.корпоративным правом или Corporation governans principles, в которые входят как составляющие и кодексы установившейся практики (Codes of best practices), так и непосредственно отраслевые ведущие правила, принимаемые профессиональным сообществом: ISO 9901, Принципы УНИДРУА и т.д. Все они не являются обязательными и не носят жёсткого императивного характера, свойственного «hard low», а потому располагаются внизу прямо напротив национального «жёсткого» законодательства и именуются как «мягкое право». Основной задачей подобного способа регулирования ставится придание открытости тем принципам и началам управления, которых придерживается та или иная корпорация, благодаря чему потребители и инвесторы могут принимать решение покупать ли им товар этой компании и сотрудничать ли им с данной компанией. Этим же целям служит и рейтингование компаний и саморегулируемых организаций. Здесь в этой области государственное регулирование практически отсутствует, заменяясь рекомендациями профессионального сообщества. В силу этого и область поименована как область саморегулирования. Она же плавно перетекает в следующую и последнюю область – область регулирования рынка инвестирований или клиентскую область (Client area). В этой области опять имеем взаимодействие 2-х начал добровольного регулирования уже упомянутыми принципами и рекомендациями в сфере менеджмента качества продукции, внешнего и внутреннего добровольного контроля и аудирования, а с другой – жёсткое законодательное регулирование рынка финансовых вложений, предусматривающее государственные гарантии защиты инвестора.

Приходится признать, что во всех этих действительно сложных процессах и взаимоотношениях порой прямо-противоположных целее и интересов непросто достигать гармонии. В силу этого Грабовски рисует в самом центре ещё один круг – поменьше, самый маленький, который, тем не менее, является самым важным: Integration sphere. Это сфера гармонизации, достижения согласия в процессе сближения различных интересов и целей, вплоть до противолежащих. Достигается подобный результат готовностью каждой из сторон к компромиссам. А потому подобную экономику и можно назвать экономикой компромиссов. Достижение согласия в процессе социально-экономического развития и есть за счёт компромиссов и есть сущность интегративной экономики В.С.Бочко.

 

 

Если мы попробуем выделить в каждом из этих 4-х секторов основные задачи или цели, которые преследует каждый из них, то можем обнаружить различие этих целей. Если законодательное регулирование направлено на жёсткий контроль за отклонениями от добросовестного поведения корпораций и формулирует свои нормы в лексике запретов и ограничений с целью защиты, то мягкое законодательство призвано давать стратегическое направление развития того или иного сектора экономики. Мягкое право не давит, а напротив стимулирует и развивает, даёт лучшие образцы. Не отрезает худшие, а предлагает лучшие!

Подобно этой схеме, которая признаёт существование в одном-единственном правоотношении, того же договора строительного подряда, всех 4-х различных областей интересов и областей регулирования, можем выстроить другую, раскрывающую особенности регулирования этого договора по российскому законодательству о закупках, например 94-ФЗ. Выстраивать будем не в рамках логики нашего законодателя, а в рамках логики К.Грабовски. Вот что у нас должно получиться.

Диаграмма В.Абатурова по регулированию договора строительного подряда по 94-фз.

ФАЗЫ ОТНОШЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ПРАВОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ.

 

..\РИСУНКИ\01_24_0.JPEG

 

 

Таблица целей и задач по диаграмме.

Если мы по этой диаграмме попытаемся сформулировать цели или заданный результат, желаемый результат, который закладывает в правоотношение по договору строительного подряда каждая из сторон, то можем получить примерно следующее.

№ п/п Наименование заинтересованной стороны и направления регулирования (в какой сфере лежит) Цель и задаваемый целью результат, закладываемый в правоотношение
Государство. Антикоррупционное 1.Антикоррупциооная цель. Результат: отсутствие возможности для заключения коррупционного договора строительного подряда. 2. Экономия бюджета. Дешёвый объект 3. Сроки завершения стр-ва в рамках текущего бюджета и периода. 3. Среди целей этой стороны нет качественного потроенного объета
Заказчик-Потребитель, государственный и муниципальный в РФ. Цели элит, иерархий и договор   1.Соблюдение начал субординации в иерархии, подстраивание под цели вышестоящего начальства, исполнение бюджета, нежелание портить картину и отчетность – цель прямопротивоположна качественнму строительству объекта. 2.Качественно построенный объект. Следовательно более дорогой
Подрядчик Корысть, договор 1.Прибыль. Максимальная цена при низком качестве, если нет принятых и функционирующих внутри предприятия стандартов профф. Сообщества и Corporate governance principles. 2.Прибыль и качество, если предприятием приняты и апробированы стандарты профессионального сообщества и Corporate governance principles.
Инвестор-Потребитель Бюджет 1. Освоение бюджета. Показатели, по которым оценивается руководитель инвестора. 2. Качественно построенный объект.

 

Как видим, цели или сектора интересов: антикоррупционный, договорной, бюджетный, корыстный.

Отсюда имеем соответствующие статусы управляющего звена: 1. Статус лица, ответственного за создание антикоррупционной модели экономического отношения; 2. Статус лица, ответственного за качественное выполнение строительного объекта и знакомого с Corporation governans principles и «мягким правом»; 3 статус лица, ответственного за исполнение бюджета; 4.Статус лица, ответственного за достижение результатов всех включенных в экономическое отношение участников, в том числе достижение профессиональных стандартов качества и ведения работ, которые для лиц, участвующих в отношении могут быть нормой поведения только в результате добровольно принятого на себя обязательства.

Экономика, основанная на подобном принятии на себя такого рода добровольных обязательств, явным образом отличается от привычной нам с советских времён командно-административной. Переход к такой экономики, как мы уже рассматривали вначале статьи осуществляется сложно и неоднозначно. Государство в течение 70-ти лет вообще не признававшее частную форму собственности с трудом воспринимает необходимость при принятии решений консультироваться с корпоративным сектором экономики. Тем не менее, мы имеем сегодня в России именно такое революционное изменение или переход на новую экономику, в основе которой лежат такого рода корпоративные стандарты. В силу того, что всё добровольное, как известно и как гласит толкование Зонары на 108 правило Карфагенского собора, всегда более основательно, более устойчиво и более продуктивно. Экономика, основанная на таких началах, соответственно более эффективна. Эту Экономику на основе корпоративного стандарта – обычая делового оборота, принятого соответствующей отраслью – профессиональным сообществом ДОБРОВОЛЬНО, то есть с грифом: «Для добровольного применения» мы называем КООРДИНАЦИОННОЙ с Интегрирующим Центром в форме СОГЛАСИЯ или Координационно-Согласительной, согласительно - договорной – иными словами КООРДИНИРУЮЩЕЙ действия всех участников и подстраивающейся под интересы всех, описывающей происходящие смены интересов, обстоятельств и парадигм, в отличие от Субординационно – Командной, которая стремилась ПРЕДПИСЫВАТЬ. В связи со встраиванием этого пространства в общую ИНТЕГРАТИВНУЮ СИСТЕМУ В.С.Бочко мы называем её ИНТЕГРАТИВНО-КООРДИНАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ. В силу максимальной наполненности непринудительных решений и в целом компромиссного характера мы признаём эту экономику наиболее эффективной.

Список литературы.

1.Пригожин Илья. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках: Пер. с англ./ Под ред., с предисл. и послесл. Ю.Л.Климонтовича. Предисл. Г.Г.Малинецкого. Изд. 3-е – М.:КомКнига, 2006. – 296с. (Синергетика: от прошлого к будущему).

2.Николис Грегуар, Пригожин Илья. Познание сложного. Пер. с англ./ Предисл. Г.Г.Малинецкого. Изд. 3-е, доп. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. –ь352с. (Синергетика: от прошлого к будущему).

3.А.С.Бондарев. Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и правовой антикультуры субъектов права. – Спб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр», 2008. – 187С.

4.П.К. [1] П.К.Анохин. Конкретный результат деятельности системы как системообразующий фактор. www.galactic.org.ua/prostranstv/anohin-7-1.htm.

5.Ветютнев. Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4. С. 66-67.

6.Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право России в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. – М.:Эксмо, 2005.

 


[1] (цит. По: Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С.691).

 

[2] Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. С. 155.

 

[3] Ингосстрах REPORT. №28, Сентябрь 2011, С.12-17

[4] Послание Президента России Федеральному собранию 16 Мая 2003г., Москва, Кремль, Мраморный зал.

[5] Послание Президента России Федеральному собранию 16 Мая 2003г., Москва, Кремль, Мраморный зал.

[6] «В современной постнеклассической науке приоритетным направлением стало исследование объектов, представляющих собой сложные, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы, включающие человека. Такие системы характеризуются как человекоразмерные, в которых само человеческое действие является компонентом системы. К типу саморазвивающихся человекоразмерных систем относятся не только биологические системы, но и все социальные объекты, рассмотренные с учетом их исторического развития, в том числе и интересующие нас государство и право, правовая система.

Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровней организации элементов, при этом формирование каждого нового уровня системы сопровождается ее прохождением через состояния неустойчивости — так называемые точки бифуркации, и в эти моменты случайные воздействия на си­стему могут привести к появлению в ней новых структур. – А.В.Поляков. Общая теория права: Учебник. Спб: Издат.дом С.-Петерб.гос.ун-та, Издат-во юридического факультета С.-Петерб.гос.ун-та, 2005. – С.18-19

 

[7] Там же. С.19

[8] Там же. С.19.

[9] Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность – стороны праовой культуры и антикультуры субъектов права. – Спб.: Изд-во Р.асланова «Юридический центр Пресс», 2008. – С.108-109

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.