|
Ротационное лидерство или управление на основе ротаций статусно-ролевых моделей.
Эту причину безответственного поведения впервые вскрыл А.С.Бондарев, к.ю.н. доцент кафедры теории и истории государства и права Пермского госуниверститета в своей достаточно нашумевшей работе «Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права». Запасёмся терпением и приведём большую цитату из этой книги:
«Третий элемент общей части правовой антикультуры субъектов права делает возможным ее обнаружение, измерение и планирование видов и мер ее минимизации. Например, антикультура современных российских субъектов правотворчества, выразилась как в их правовой бездеятельности — в неустранении непростительных пробелов в праве, противоречий между законами и подзаконными актами… и т. д., так и в их антиправовой деятельности — в принятии популистских законов, создании антиконституционных нормативных актов, правовых нормативных актов с существенными нарушениями правовых языковых норм…
Б) Структура статусно-ролевой части правовой антикультуры субъектов праваОна, подобно их правовой культуре, носит двусторонний характер в силу двусторонности статусно-ролевых правоотношений. Как показано выше (2.2), субъект права, оказавшись в той или иной статусной роли в правоорганизованном обществе, наделяется субъективными юридическими правами и обязанностями, аналогичными тем типовым безличным юридическим правам и обязанностям, которые нормативно установлены законодателем для данного социального статуса, роль в котором занял данный субъект. Но в обществе не существует совершенно изолированных статусов, они обязательно соотносятся друг с другом статично через безличные юридические права и обязанности, образуя общие безличные правоотношения, а динамично — через субъектов права, занявших роли в социальных статусах, находящихся в общих безличных правоотношениях. И ни один из субъектов права не сможет воспользоваться своими ролевыми субъективными правами без исполнения (соблюдения) своей субъективной юридической обязанности субъектом права, находящегося в роли сопряженного социального статуса.
Статусно-ролевая антикультура субъектов права в использовании ими правомочий своих субъективных прав проявляется в разнообразных дефектах использования тех или иных этих правомочий, что составляет внешнюю сторону их статусно-ролевой антикультуры, которую условно мы называем — правомочной. Дефективная деятельность субъектов права по исполнению (соблюдению) ими своих статусно-ролевых субъективных юридических обязанностей выражает вовне их вторую — правообязанную сторону статусно-ролевой части правовой антикультуры.
На наш взгляд, содержание и структура данной функциональной стороны правовой антикультуры субъектов права определяется дефектами, допущенными ими при использовании своих ролевых субъективных прав, правомочий.
Единичный факт правомочной стороны правовой антикультуры субъекта права — неиспользование им своего конкретного (единичного) субъективного права в конкретной статусной роли — необязательно заключается в незнании содержания и значения либо в неумении использовать всех правомочий своего субъективного права. Дефект возможен и в пределах единственного правомочия. Так, судьбу конкретного даже очень ценного для субъекта статусно-ролевого субъективного права может решить простое незнание о его существовании.Таким образом, единичные факты правомочной стороны правовой антикультуры даже отдельного субъекта права будут отличаться большим разнообразием. Видимо, каждый из них носит уникальный характер[9].
Отсюда возникает постановка проблемы ДОВЕДЕНИЯ статуса или статусно-ролевой субъективной обязанности до заинтересованного лица при обнаружении его дефектности.
Налицо ПРОБЛЕМА Дефектности СТАТУСА:
Каковы причины Дефектности или что именно может приводить к дефектности статуса:
1. Неинформированность и (или) Необразованность. Малое повреждение – легко устранимое: «Человек, лишенный информации, не может нести ответственность; человек, которому она предоставлена не может её на себя не взять». (Ян Карлзон). Проявляется в незнании в должном объёме того объёма статусов, который предлежит осуществлять в данной должности. Такая проблема существует у российских законодателей. Пример – незнание разности подходов к формулированию законов «для защиты публичного интереса» и законов «для развития частного интереса». В частности в качестве примера можно привести почти прямой перенос нормы закона о лицензировании отдельных видов деятельности (закон «для защиты публичного интереса») в законодательство по саморегулированию (законодательство «для развития частного интереса»).
№ 99-ФЗ от 4.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Измененная редакция Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001"О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
| № 190-ФЗ Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004г.
|
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности
1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях
- предотвращения ущерба правам, законным интересам жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,
обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
|
Глава 6.1 Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Статья 55.1 Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их деятельности
Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их деятельности Основными целями саморегулируемых организаций являются: 1)
предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации
(далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
|
2. Отсутствие самого ротационного механизма, т.е. механизма замены или смены одной статусно-ролевой программы управления на другую в подходящей для ситуации.
3. Отсутствие навыка или рутины ротационного лидерства при достаточно чётком понимании и даже разовом или в отдельных случаях применения этого механизма.
Иными словами, мы имеем задачу фактически заново построить систему ролей или статусов субъекта управления. С тем, чтобы в одном лице сочетались несколько или как минимум 3 ведущих управленческих роли: субъект над объектом (командир), субъект равен объекту (партнер) и субъект ниже объекта (слуга, который подстраивается под ситуацию, как бы обслуживает её). Ниже приведены 2 таблицы трёх основных типов властеотношений (приказ-принуждение, соглашение-2 эгоизмаили компромисс и саморегулирование-подстраивание или убеждение) и соответствующие им типы контроля ситуации и связанные с ними правовые системы, а также учёт интересов управляемых, то есть возможность ПОДСТРАИВАНИЯ под них и (или) тип лидерства, в т.ч. тип экономического взаимодействия управляемых и управленцев:
Таблица 3-х типов властеотношений и связанных с ними систем контроля и ответственности
№ п/п
| Наименование властеотношений
| Тип контроля
| Тип правовой системы
| Чей контроль в Инвест-Строй-Комплексе
| Объём ответственности управляемых
| Степень самоограничения управляющих
| Степень самограничения управляемых
| Степень эффективности контроля
|
| Приказ - Принуждение
| Внешний
| Законодательная
| Государства, публичный
| Минимальная
| Самая низкая
| Самая низкая
| Самая низкая
|
| Договор
| Взаимный
| прецедент
| Сторон по договору, частный
| Обоюдная – 50%
| средняя
| средняя
| Средняя, эгоистичная
|
| Саморегулирование
| самоконтроль
| Обычай
| Самоконтроль, контроль профессионального сообщества, общественный
| Максимальная
| Самая высокая
| Самая высокая
| Высокая общественная
|
Таблица 3 типов властеотношений, соответственного им статуса и правовых приёмов управления
№ п/п
| Характер
властеотношений
| Отношение к типу
эконом.собственности
| Форма отношений, учёт интересов управляемых
| Тип управления
| Тип экономического взаимодействия
| Тип лидерства
| Тип правопонимания
| Правовой регулятор, связанный с данным типом отношений
|
|
| Принуждение
| государственная
| Приказ без учёта интересов управляемых
| Субординация
| Интеграция с подвлением интересов управляемого
| Лидерство – Напролом (в т.ч. эгоизм)
| Позитивный, легистский, этатистский
| Приказ, Закон, НПА
|
| Соглашение, договорённость, 2 эгоизма, отсюда
Конфликт и его урегулирование на основе компромисса или через Суд
| частная
| Договор, соглашение с учётом интересов обеих сторон на основе компромисса
| Координация 2-х эгоизмов. Координация 2-х чужих систем, компромисс, интегративность
| Интегративное компромиссное взаимодействие
| Лидерство – Согласие, Компромисс, соглашение, выяснение интересов
| Либертарный
| Договор, Прецедент
|
| Убеждение
| Некоммерчесский сектор, НК, НКО, СРО, 3-ий сектор
| Выявление интересов и подстраивание под интересы управляемых
| Синергия, как самонастраивающееся управление. Синергия (Интеграция) 2-х и более соц. систем в одну
| Интеграция на уровне взаимоСОдействия с общей целью и умноженным результатом
| Лидерство – услужение, лидерство подстраивание под интересы управляемых
| Социальные типы правопонимания
| Правовой обычай
|
Глава 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|